С. А. Северов, учитель русского языка и литературы ГУО «Крошинская средняя школа» Барановичского района Брестской области
Переход к реализму. Реализм. А. С. Грибоедов
Вариант I
Для какого литературного течения характерны следующие черты: верность традиции как ведущий критерий художественности; достоверность изображения реальности; разнообразие жанров, при это ведущая роль принадлежит роману:
а) классицизма;
б) сентиментализма;
в) романтизма;
г) реализма?
Сочетание черт классицизма, романтизма и реализма носит название:
а) синкретический реализм;
б) критический реализм;
в) психологический реализм.
К представителям критического реализма относятся:
а) А. С. Грибоедов;
б) А. С. Пушкин;
в) И. С. Тургенев;
г) Н. А. Некрасов.
Именно они помогают увидеть в произведениях то, что скрыто от читательских глаз. О ком идёт речь:
а) о писателях;
б) поэтах;
в) драматургах;
г) литературных критиках?
Роль этого литературного критика для русской литературы часто сравнивают со значением творчества А. С. Пушкин. О ком идёт речь:
а) о Н. В. Гоголе;
б) В. Г. Белинском;
в) И. А. Гончарове;
г) М. Ю. Лермонтове?
Принимал ли А. С. Грибоедов участие в сражениях 1812 года:
а) да;
б) нет?
В 1817 году Грибоедов поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Там он познакомился со знаменитым русским поэтом, писателем и драматургом. О ком идёт речь:
а) об А. С. Пушкине;
б) М. Ю. Лермонтове;
в) Н. В. Гоголе;
г) Г. Р. Державине?
Сколько пьес написал А. С. Грибоедов:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 10;
д) 23?
В середине 1826 года писатель отправляется на Кавказ, где руководит дипломатическими отношениями:
а) Турции и России;
б) Персии и России;
в) Турции и Персии.
В каком учебном заведении учился А. С. Грибоедов?
Вариант II
Первым профессиональным критиком считается:
а) А. С. Пушкин;
б) В. Г. Белинский;
в) И. А. Гончаров;
г) М. Ю. Лермонтов.
Преимущественное внимание к внутреннему миру человека — отличительная черта:
а) синкретического реализма;
б) критического реализма;
в) психологического реализма.
К представителям психологического реализма относятся:
а) А. С. Грибоедов;
б) А. С. Пушкин;
в) А. П. Чехов;
г) Л. Н. Толстой;
д) Ф. М. Достоевский.
Разновидность литературно-творческой деятельности, направленная на толкование, объяснение и оценку, как правило, современных художественных произведений, называется:
а) реализмом;
б) критическим реализмом;
в) литературной критикой.
Литературное направление, сформировавшееся в середине XIX века, отражавшее жизнь «в формах самой жизни», называется:
а) классицизмом;
б) сентиментализмом;
в) романтизмом;
г) реализмом.
Он принадлежал к знатному роду. Воспитанием мальчика занималась мать. В восемь лет был определён в Московский благородный пансион при университете. К 15 годам он закончил два факультета — юридический и философский.
Из чьей биографии этот отрывок:
а) А. С. Пушкина;
б) В. Г. Белинского;
в) И. А. Гончарова;
г) М. Ю. Лермонтова;
д) А. С. Грибоедова?
В 1819 году А. С. Грибоедов охотно принял назначение на должность секретаря русского посольства:
а) в Персии;
б) Израиле;
в) Польше;
г) Вашингтоне.
Эта пьеса произвела фурор. Но ни напечатать, ни поставить её Грибоедову не удалось. Власти запретили даже спектакль, который студенты театральной школы хотели представить в узком кругу. О какой пьесе идёт речь:
а) о комедии «Горе от ума»;
б) комедии «Ревизор»;
в) комедии «Недоросль»?
Кем был А. С. Грибоедов:
а) поэт;
б) писатель;
в) политический деятель;
г) певец;
д) музыкант;
е) художник;
ж) актёр?
Перечислите черты реализма.
Ответы к тестовой работе «Переход к реализму. Реализм. А. С. Грибоедов»
Вариант I | Вариант II |
1. г | 1. б |
2. а | 2. в |
3. в, г | 3. в, г, д |
4. в | 4. в |
5. б | 5. г |
6. б | 6. д |
7. а | 7. а |
8. а | 8. а |
9. б | 9. б, в, д |
10. В Московском университете | 10. Черты реализма: герой — личность, способная к саморазвитию; социальный детерминизм (общественное положение героя и национальность влияют на его взгляды, поступки); главное художественное средство в изображении действительности — типизация; психологизм; историзм; универсализм |
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
Вариант I
1. Соотнесите даты и этапы создания комедии «Горе от ума».
1. 1816 год | А. В Тифлисе написаны 2 акта комедии |
2. 1823 год | Б. Комедия завершена. Чадский стал Чацким |
3. 1820 год | В. Возникает замысел комедии |
4. 1824 год | Г. Тогда комедия называлась «Горе уму». Главного героя звали Чадский |
При жизни Грибоедова его пьеса «Горе от ума» была напечатана:
а) в полном авторском варианте;
б) в изменённом.
Назовите главный вопрос пьесы:
а) фамусовское общество — это умные или глупые люди;
б) глуп или умён Чацкий;
в) достойна ли Софья любви Чацкого?
Назовите черты классицизма в комедии «Горе от ума». Выберите из предложенных правильные варианты ответа:
а) в комедии отражены реалии Москвы после пожара в 1812 году;
б) «говорящие» фамилии;
в) комедия написана стихами, с использованием разговорной лексики;
г) романтический герой — Чацкий, пытающийся изменить мир в одиночку;
д) герои изменяются по ходу действия, обладают положительными и отрицательными чертами;
е) формальное соблюдение правил трех единств.
Чацкий противопоставляется «веку минувшему». В литературе это называется:
а) аллегорией;
б) метафорой;
в) сравнением;
г) антитезой;
д) гиперболой.
В пьесе Чацкий противопоставлен:
а) Молчалину;
б) автору (А. С. Грибоедову);
в) Софье;
г) Фамусову;
д) Скалозубу.
Произведение «Горе от ума» написано разностопным:
а) хореем;
б) ямбом;
в) дактилем;
г) амфибрахием;
д) анапестом.
Кто в комедии говорит больше всех? Именно его фразы самые длинные:
а) Фамусов;
б) Молчалин;
в) Чацкий;
г) Скалозуб.
Кто из героев пьесы относится к главным, второстепенным и внесценическим?
1. Главные герой | А. Чацкий |
2. Второстепенный герой | Б. Репетилов |
3. Внесценический | В. Софья |
| Г. Княгиня Марья Алексеевна |
Д. Зарецкий |
Е. Фамусов |
Ж. Скалозуб |
3. Племянник Хлестаковой |
И. Молчалин |
К. Наталья Дмитриевна Горич |
10. П. Я. Чаадаев является одним из главных прототипов Чацкого. Расскажите о П. Я. Чаадаеве.
Вариант II
В каком году в России вышла полная авторская версия комедии «Горе от ума»:
а) 1824;
б) 1831;
в) 1833;
г) 1862;
д) 1910?
Художественное своеобразие пьесы Грибоедова — синтез нескольких литературных направлений. Выберите, каких именно:
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) романтизм;
г) реализм.
На первый план в комедии «Горе от ума» выдвигается:
а) социально-нравственная сюжетная линия;
б) любовная сюжетная линия.
Сюжет комедии развивается на протяжении:
а) 20 часов;
б) 24 часов;
в) 30 часов;
г) недели.
Распределите персонажей пьесы в зависимости от того, к какому поколению они относятся:
1. «Век нынешний» | А. Чацкий |
2. «Век минувший» | Б. Фамусов |
| В. Софья |
| Г. Хлестова |
| Д. Тугоуховский |
6. В своих монологах Чацкий выступает против:
а) войны;
б) пережитков прошлого;
в) браков по расчёту;
г) крепостничества, чинопочитания, лести, лжи и карьеризма;
д) увлечения иностранцами и иностранным.
7. Соотнесите описание персонажа с самим персонажем:
1. Фамусов | А. Родственные связи для него превыше всего. Он устраивает на службу родственников, близких и дальних. Одаряет их наградами, продвигает по карьерной лестнице |
2. Молчалин | Б. Шулер, сплетник и картёжник. Для него не существует понятия о чести и благородстве |
3. Загорецкий | В. Слишком много говорит и часто лжёт. Невежда. Любит хвастаться |
4. Репетилов. | Г. Богатый дворянин, пользуется уважением в Москве, ведёт светскую жизнь, прекрасно танцует. Самовлюблённый и недалёкий человек |
5. Скалозуб | Д. Бедный дворянин из Твери, имеет чин асессора, немолод, способен угождать, терпелив, стремится подняться по служебной лестнице любыми путями |
8. Чацкий — главный герой комедии. Это собирательный образ. В нём есть черты двух выдающихся современников А. С. Грибоедова. Назовите их:
а) А. С. Пушкин;
б) М. Ю. Лермонтов;
в) П. Я. Чаадаев;
г) В. К. Кюхельбекер;
д) М. В. Ломоносов.
9. Восстановите фрагмент текста (используйте слова для справок).
Чацкий рано (А) . Его вместе со своей дочерью Софьей воспитывал (Б) _________, дав юноше хорошее (В) _________ , но при этом не сумев навязать систему своих жизненных (Г) ____________. Ожидавшееся сватовство к Софье не состоялось: Чацкий на три года уехал (Д) ______ . Вернувшись, герой обнаруживает, что Софья влюблена в (Е) . Чацкий умён и красноречив. Он знает (Ж) _______ и пытается сам писать.
Слова для справок: иностранные языки; осиротел; ценностей; Фамусов; Молчалина; за границу; образование.
10. Чацкий — говорящая фамилия. От какого слова она произошла и что обозначает?
Ответы к тестовой работе «А. С. Грибоедов. Комедия “Горе от ума”»
Вариант I | Вариант II |
1. 1B, 2А, ЗГ, 4Б | 1. г |
2. б | 2. а, в, г |
3. б | 3. б |
4. б, в, е | 4. б |
5. г | 5. 1А, В, 2Б, Г, Д |
6. г | 6. б, г, д |
7. б | 7. 1А, 2Д, ЗБ, 4В, 5Г |
8. в | 8. в, г |
9. la, в, е, ж, и; 26, д, к; З г, з | 9. А — осиротел, Б — Фамусов, В — образование, Г — ценностей, Д — за границу, Е — Молчалина, Ж — иностранные языки |
10. П. Я. Чаадаев (1796—1856) участвовал в войне 1812 года, постигал новейшие философские учения. Умнейший человек своей эпохи, был против самодержавия и всего устройства николаевской России. Императорским указом он был объявлен сумасшедшим. Таким образом Грибоедов своей пьесой предсказал его судьбу. | 10. Чацкий от слова «чадит» (или «чудит») — пугает окружающих непонятными взглядами, нарушает привычный уклад жизни, а заодно пребывает в чаду собственных разочарований и эмоций. |