Конспект урока № 22
Класс 8 (Д)
Тема: Р.6. Современное производство и профессиональное самоопределение (4 ч.)
Тема урока: Сферы производства и разделения труда
Цели:
Обучающие: сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, сфера производства, продукты труда, профессия, специальность, должность.
Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования задания.
Тип – урок изучения нового материала.
Методы обучения: продуктивный (частично-поисковый и проблемный).
Формы учебной деятельности учащихся:
- фронтальная (на вводном этапе урока, во время мотивационной беседы, на этапе изучения нового материала);
- индивидуальная (во время работы с заданием).
Оборудование: доска, ноутбук, презентация.
Ход урока
1. Орг. момент 3 мин
Приветствие, контроль посещаемости
2. Актуализация опорных знаний 5-6 мин
На прошлом уроке мы говорили с вами о семейной экономике. Давайте вспомним основные понятия
Что такое бюджет семьи?
Это структура всех доходов и расходов за определенный период времени(месяц,год)
Что такое доходы семьи?
Это поступления денежных средств в семью из различных источников( заработная плата, пенсии, детские пособия, стипендия и т.д.)
Расходы семьи?
Затраты денежных средств на товары и услуги
Расходы бывают постоянными и переменные, какие относятся к постоянным, а какие к переменным?
К постоянным относятся: расходы на продукты питания, коммунальные услуги, проезд ит.д
К переменным относятся: сезонные расходы, покупка предметов различного срока пользования, непредвиденные расходы.
Мы еще свами говорили о семейном деле или бизнесе, кто скажет что это ?
Предпринимательская деятельность в какой либо области членами одной семьи.
Мы составляли бизнес план семейной фирмы, кто поделится со своим?
Дети зачитываю идеи о семейном бизнесе, в своем селе.
3. Изучение нового материала.
Эпиграфом к нашемууроку я взяла слова американского изобретателя Чарльза Кеттеринга: «Я интересуюсь своим будущим, потому что хочу провести в нем всю жизнь». И ведь, в самом деле, выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности.
Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Вопрос учащимся: Почему? (Отвечают ребята).
Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.
Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" - официально указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.
Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу.
Наряду с родовым понятием «профессия» существует видовое понятие «специальность».
Специальность -(лат. specialis – особенный) – это комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Несколько примеров. Профессия — машинист. Специальности — машинист паровых турбин, машинист пресса, машинист скрепера, машинист сцены и т. д. Профессия — учитель. Специальности — учитель физики, математики, химии, начальных классов и др.Профессия – врач. Специальности – педиатр, хирург, терапевт и т. д.
Давайте мы немного вернемся назад, и узнаем как же разделились профессии..
В далекой древности главным распределителем труда была природа. Географические и климатические условия определяли характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т. д.). Первоначальное разделение труда базировалось в основном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).
В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесла, торговля. На ранних стадиях рабовладельческого строя умственный труд выделился в особую среду деятельности, и в результате одни люди стали выполнять интеллектуальную, творческую и управленческую работу, заниматься искусством, тогда как на долю других достался изнурительный, часто лишенный всякого творческого содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.
Следующим этапом разделения труда стала ремесленная мастерская. Сначала были ремесленники-универсалы, которые самостоятельно выполняли все операции по изготовлению изделий (посуды, орудий, одежды и т. д.). Затем ремесла стали дифференцироваться на целый ряд частичных операций, строго согласованных друг с другом, появились мануфактуры, а за ними — заводы и фабрики. На место ремесленника-универсала приходит «частный рабочий», выполняющий только одну операцию, но зато более производительно. Произошла специализация труда.
Специализация труда — форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.
Специализация труда необходима в трудовой деятельности и обусловлена тем, что в процессе труда человек имеет дело с определенными предметами, орудиями и приемами труда, в соответствии с чем его трудовая деятельность приобретает специфические особенности.
Нижеприведенная схема отражает существующие в настоящее время формы разделения труда.
Умственный труд — это труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия в отличие от физического труда, при котором расходуется в основном мышечная энергия.
Отраслевая специализация — это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального (наука, образование, торговля, медицина и др.) производства.
Предметная специализация — это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).
Подетальная специализация — производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).
Стадийная (технологическая) специализация — выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т. д.).
Функциональная специализация — специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т. д.).
Профессиональная специализация — дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).
Квалификационная специализация — создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).
Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику.
Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.
Отрасль — исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.
Сфера профессиональной деятельности — это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями.
В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления. Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.
В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т. е. по предмету труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.
Согласно предмету труда принято выделять пять областей профессиональной деятельности, а именно:« человек — природа», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — человек», «человек — художественный образ».
РАЗМИНКА.
Перечислить на букву «К» «П», «С» профессии, специальности.
«К» Кондитер Киноартист Кутюрье Каменщик Контролер Крановщик Кабельщик Кровельщик Космонавт Кондуктор Кочегар Киномеханик
«П» Проводник Плотник Печник Пекарь Пограничник Портной Полярник Парашютист Полицейский Пиротехник Повар Пилот Пожарный Программист.
«С» Стюардесса, скрипач, сантехник, садовник, слесарь, стоматолог.
Отгадай профессию
"Самая - самая "
Назовите профессии с элементами юмора.
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
3. Практическая часть
(на отдельных листочках, которые сдаются на проверку учителю)
Распределите предлагаемый перечень по группам, заполнив таблицу
профессия | специальность | должность |
| | |
Врач, начальник смены, маляр, учитель математики, скрипач, директор завода, завуч школы, монтажник-высотник, строитель, военнослужащий, слесарь, терапевт, учитель физики, журналист, бригадир, заведующая поликлиникой.
Подведение итогов урока – 7 мин.
Какая профессия самая главная? (Все профессии важны)
Как вы понимаете разделение труда?
Приведите примеры профессии, специальности, должности.
Какие сферы производства бывают
Рефлексия
Что интересного вы узнали сегодня.
Что осталось в памяти?
О чем можно задуматься?
Заключительное слово
Все профессии важны,
Все профессии нужны!
Даже, если нет таланта,
Каждый день писать стихи,
Можешь стать ты официантом
Или гонщиком лихим,
Или можешь печь ватрушки,
Или петь, или плясать,
Или, вот, помочь старушке
Письма внукам написать!
В общем, можно всё на свете,
Если очень захотеть!
И Гагарин сам ответит:
"Даже в космос полететь!".
Выставление оценок – 5 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Подготовить сообщение о современных профессиях
Ф.И. _______________________________________
. Практическая часть
Распределите предлагаемый перечень по группам, заполнив таблицу
профессия | специальность | должность |
| | |
Врач, начальник смены, маляр, учитель математики, скрипач, директор завода, завуч школы, монтажник-высотник, строитель, военнослужащий, слесарь, терапевт, учитель физики, журналист, бригадир, заведующая поликлиникой.
Ф.И. _______________________________________
. Практическая часть
Распределите предлагаемый перечень по группам, заполнив таблицу
профессия | специальность | должность |
| | |
Врач, начальник смены, маляр, учитель математики, скрипач, директор завода, завуч школы, монтажник-высотник, строитель, военнослужащий, слесарь, терапевт, учитель физики, журналист, бригадир, заведующая поликлиникой.
Ф.И. _______________________________________
. Практическая часть
Распределите предлагаемый перечень по группам, заполнив таблицу
профессия | специальность | должность |
| | |
Врач, начальник смены, маляр, учитель математики, скрипач, директор завода, завуч школы, монтажник-высотник, строитель, военнослужащий, слесарь, терапевт, учитель физики, журналист, бригадир, заведующая поликлиникой.
Передайте свою удовлетворённость от урока выбрав смайлик
___
___
___
____.
Передайте свою удовлетворённость от урока выбрав смайлик
___
___
___
____.
Передайте свою удовлетворённость от урока выбрав смайлик
___
___
___
____.
Передайте свою удовлетворённость от урока выбрав смайлик
___
___
___
____.
. Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности .
Тест «Ты и твоя профессия»
А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии и вам не очень подходят. Предлагаем вам небольшой тест на профессиональную ориентацию.
В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).
Теперь отвечаем на вопросы (читает):
Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
Из трех подарков вы предпочли бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
З. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьей или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести
новых друзей.
Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовали бы полную свободу;
б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
В свое свободное время вы любите:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Посчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопросы с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.
Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных,
незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.
А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.
Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.
Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.
А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
12