СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сформированность навыка смыслового чтения и работа с текстом обучающихся 2-4 классов, реализующих АООП НОО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

ФГОС провозглашает:  «… чтение в современном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный»  характер, …

Просмотр содержимого документа
«Сформированность навыка смыслового чтения и работа с текстом обучающихся 2-4 кл, реализующих АООП НОО.»

Горенкова О. Г.,

учитель начальных классов,

реализующих АООП НОО

обучающихся с ТНР

МБОУ «СШ № 17 имени

Героя Российской Федерации

А. Б. Буханова» г. Смоленска


Сформированность навыка смыслового чтения и работа с текстом обучающихся 2-4 классов, реализующих АООП НОО.

  1. Введение.

IЧтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

ФГОС провозглашает: «… чтение в современном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер, … умения чтения относятся к универсальным учебным действиям». Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

  1. Понятие смыслового чтения.

Что происходит на уроке, когда мы даём детям задание, начинающееся со слова «Прочтите…»? Будь то художественные или научно-популярные тексты, правила, задания к упражнениям, мы часто сталкиваемся с проблемой - дети не читают, не хотят читать, или не понимают, что прочитали, а все потому, что просто не умеют читать, то есть не владеют навыком смыслового чтения.

«Читается трояким образом: первое – читать и не понимать, второе – читать и понимать, третье – читать и понимать даже то, что не написано», - писал Я.Б. Княжнин (Яков Борисович, один из крупнейших драматургов русского классицизма, 18 век).

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Наша задача - научить детей работать со всякого рода текстами, в том числе с научно-популярными, публицистическими, официально-деловыми текстами, научить понимать, и извлекать необходимую информацию, делать выводы, преобразовывать текст, используя различные формы представления информации: таблицы, графики, диаграммы, формулы.

Читательская компетентность должна формироваться целенаправленно на всех ступенях образования. Организатором этого процесса должны стать педагоги, преподающие разные учебные дисциплины, посредством включения в образовательный процесс различных приёмов формирования осмысленного чтения.


  1. Определение уровня сформированности навыка чтения.


Определить уровень сформированности навыка чтения позволяет методика Ясюковой Л. А. (Используется у учеников, начиная с 3 класса).


 БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Фамилия, имя_____________________________________________________________

Класс ______________________________    


Скоро она зашла в самую чащу ___________________ .   Ни одна _________________________

не залетала сюда, ни единый __________________________ не проникал сквозь

 __________________ ветви.  Высокие стволы _______________  __________________ плотными

рядами, точно стены. Кругом было так __________________, что Элиза __________________

 свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого _____________________,

попадавшего ей _______________ ноги.

Никогда еще Элиза _________________ в такой глуши.

Тест проверки уровня развития чтения

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.

Ключ к тесту проверки уровня развития чтения:

  1.  - леса

  2.  - птица, птичка

  3.  - луч света, лучик, луч, звук

  4.  - густые

  5.  - стояли, деревьев стояли, встали

  6.  - тихо

  7.  - слышала

  8.  - листа, листочка, листика

  9.  - под

  10.  - не бывала, не была, не ходила


  1. Этапы формирования навыка чтения

Выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап  Чтение по буквам и по слогам - это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка - аналитическом.

Синтетический этап Восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого.

Этап автоматизации - этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком уровня автоматического чтения, является непосредственная эмоциональная реакция детей на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.


Хочется напомнить, что один из факторов, обеспечивающий сознательное   восприятие читаемого - беглость чтения.

Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения.

Поле чтения (или угол чтения) - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление.

Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один приём связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится ещё раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано.

На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную. Так, в 3 - 4 классах у учащихся расширяются читательские возможности, формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чём сказано в тексте и как об этом сказано.

Осмысленность, сознательность чтения предполагает  формирование следующих умений:

  • осмысление значения каждой языковой единицы текста;

  • понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

  • осознание себя как читателя.


Мы, учителя, должны суметь вовлечь учащихся в содержание читаемого, заинтриговать их, поощрять учащихся делать предположения, прогнозы, выражать собственные чувства и эмоции. Ведь самые интересные тексты могут быть скучны и неинтересны, если скучны и неинтересны задания, тогда как сложные и однообразные тексты могут быть прочитаны с интересом, если задания будут активизировать воображение учащихся, если будет присутствовать дух соревнования на занятии, юмор и комфортная атмосфера на уроке.

И наконец, использовать (выжать) текст до конца. Практически любой текст содержит массу слов, грамматических явлений, полезных фраз и клише для устной речи, письма, идей, описаний и.т.д. Это языковое богатство не должно пройти мимо учащегося.


  1. Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся

Давайте вспомним виды стратегий смыслового чтения:

    1. Направленное чтение. 

  1. Актуализация. Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

  2. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.

  3. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.

  4. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

2. Читаем и спрашиваем. 

  1. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

  2. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?  Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)

  3. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

  4. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

3. Кубик Б.Блума:  

Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии.

Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?  

Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты

Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя?      


4. Приём технологии «Развития критического мышления» "Верно/неверно".

Прошу учащихся не только согласиться с утверждением или опровергнуть его, но и обязательно найти подтверждающие факты (justifications) в тексте и представить их в виде развернутого ответа. Прием особенно актуален, когда требуется привлечь внимание учащихся к отдельным аспектам текста, выяснить, насколько правильно понят текст. Это универсальный прием, способствующий активизации мыслительной деятельности учащихся. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию текста, умение обосновывать и отражать свое мнение.


5. Синквейн – «белый стих», в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна:

  • Существительное (тема).

  • Два прилагательных (описание).

  • Три глагола (действие).

  • Фраза из четырех слов (описание).

  • Существительное (перефразировка темы).

Синквейн по произведению И.А.Крылова "Ворона и лисица".


Лисица

Ворона

1. Хитрая, коварная.  

1.Глупая, доверчивая.

2. Обманывает, льстит,

2.Верит, слушает, каркает.

лукавит.

3. Лисица всегда добивается своего.

3.Вороне нравятся льстивые слова.

4. Плутовка.

4.Простофиля.


6. Фишбоун  помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние "кости" — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.


7. Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала. Название приема представляет собой аббревиатуру: I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

прием «Инсерт»

"V"- я это знаю,

"+"- новая информация,

"-"- думал иначе,

"?"- это мне непонятно, есть вопросы.

??? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Прием «Инсерт» заставляет вспомнить то, что уже известно, позволяет вычленить из текста новое, предполагает самостоятельный анализ произведения.

Блок «Страницы Всемирной истории», «Страницы истории Отечества» в окружающем мире, 4 класс Темы: «Петр Великий», «Россия расправляет крылья» и т.д.

Алгоритм работы:

1. Чтение текста и маркировка

2. Заполнение таблицы. ВАЖНО умение делать краткие записи (ключевые слова).

3.Выборочное чтение таблицы без обсуждения.

4. Повторное чтение текста. Записи в таблице могут измениться.

5. Рефлексия. Обсуждение информации в таблице по колонкам.

( В начальной школе таблицу можно сократить до 3 колонок),


Система приёмов, повышающих уровень смыслового чтения

1.Работа со словом

Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание.

Словарную работу можно разделить на 3 вида:

  • работа с незнакомыми словами;

  • работа со словами-ключиками;

  • работа со словами образами.

Работа с незнакомыми словами.

Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимания. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.

На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать  чтения для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.

Работа с ключевыми словами.

Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

Приём «Слова-ключики» Это работа с ключевыми словами. Например. - В тексте стихотворения Г.Сапгир спрятал важную информацию. Отыскать её помогут «слова-ключики». Назовите их. ФУТБОЛ Сказала тетя: - Фи, футбол! Сказала мама: - Фу, футбол! Сестра сказала: - Ну, футбол… А я ответил: - Во, футбол!   «Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – «фи», пренебрежение – «фу», разочарование – «ну», у мальчика – восторг – «во», т.к. футбол – это мужской вид спорта.

Работа со словами-образами.

Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным.

«Ввосстановление деформированного текста»:

а) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной

последовательности.

б) «собери» правило, алгоритм.

в) «найди ошибку».

г) «моделирование произведения»: ученики с помощью знаков отражают поэтапно сюжет произведения

Развитие читательского воображения.

Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.

Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

«Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?». Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.

Кроме этого, рисование, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.

Не следует забывать о таких приемах, как драматизация отдельных эпизодов или всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.

Можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения. Сочини продолжение


Интересен метод «ведение диалога с текстом».

Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.


Внеклассная работа, направленная на поддержание интереса к чтению у детей, предполагает участие родителей учащихся. В начале учебного года полезно провести анкетирование родителей «Домашнее чтение» (см. «Приложение»).

Создание альбомов или презентаций предполагает привлечение родителей.

  • «Книги из детства наших родителей»

  • «Мы - читающая семья»

  • «Я и моя любимая книга»

  • «Поэты нашего края»

  • «Мой любимый писатель»

Интересно устроить «Парад литературных героев».

Полезно провести конкурс «Читательский дневник года» .


  1. Вывод

Итак, количество приёмов и методов технологии смыслового чтения велико и разнообразно. Их применение способствует повышению мотивации к чтению, развитию мышления и творческого воображения, концентрации внимания, увеличению объёма словаря, а, значит, формированию универсальных учебных действий, которые создадут основу для дальнейшего самообучения и самообразования наших ребят.

Приложение

Анкета для родителей «Приобщение детей к чтению»

Уважаемые родители!

Одной из главных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге, открытия в ребенке "таланта читателя". Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.

Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваши Ф. И. О. ___

Ф. И. О. ребёнка ___

1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

а) да (почему) ___

б) нет (почему) ___


2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?

а) да;

б) нет.

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это:

а) литература, интересующая всех членов семьи или её часть;

б) обсуждение прочитанного всей семьей или её частью;

в) чтение вслух для всех членов семьи;

г) когда все члены семьи заняты чтением;

д) другое.


4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитае-те?

а) да, периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу (нужное под-черкнуть) .

б) нет.


5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?

а) да, ежедневно, несколько раз в неделю, когда просит ребёнок, ко-гда есть время (подчеркните нужное, другое (что именно) ___

б) нет, не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости (подчеркните нужное, другое (что именно) ___


6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

а) мать;

б) отец;

в) другие члены семьи (указать кто) ___

г) все вместе.


7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

а) да, после каждого чтения;

б) не всегда;

в) нет.



8. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чте-ния? Если да, то какое последнее произведение Вы прочитали?

а) да,.

б) нет.


9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

а) сказки;

б) стихи;

в) литературу о природе;

г) энциклопедии, книги познавательного содержания;

д) нет определенных предпочтений.


10. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка:


11. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких:

а) да, ___

б) нет.


12. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.

а) да, ___

б) нет.


13. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? Если да, то указать в какую:

а) да,.

б) нет.


14. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

а) да, очень часто;

б) да, иногда;

в) очень редко;

г) никогда.


15. Вы считаете, что чтение – это:

а) хорошее средство развлечения, время препровождения;

б) полезное занятие;

в) Ваш вариант.


16. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?

а) да, эта точка зрения совпадает с моим мнением;

б) нет, я считаю это преувеличение;

в) затрудняюсь ответить.


17. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним буду-щее;

б) когда как;

в) нет, книгу ничто не заменит.


18. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

а) в дошкольном возрасте;

б) в школе;

в) затрудняюсь ответить.



14