2.Подведение к теме урока | Итак, ребята как заканчивается день? - Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока? - Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимний вечер. Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня? - Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос? - А почему? - Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – М. Яковлева. | - Вечером. Все возвращаются домой. - Вечер. - С помощью музыки, красок, поэзии. - Потому что мы не рассматривали произведения, где описывается, рисуется зима. | Беседа | Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме | Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Способность излагать свои мысли о музыке. Умение находить главные идеи в музыкальных и литературных произведениях. |
5.Слушание. Вокально – хоровая работа над песней | - Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном….. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… Эти стихи – одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. - Какой вечер предстал перед нами? -Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле. Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт? - Ударения в словах падают, на какие звуки? - Что они изображают? - Давайте изобразим, завывание вьюги. - Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку? Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное. Карточка ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный) ДИНАМИКА (громко, не очень громко, тихо) ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист) ЛАД (весёлая, грустная) - Что выбрали – прочитайте. Учитель: Попробуйте тихо напеть эти строки. Кто это может сделать для всех? Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта М. Яковлев | - Холодный, метельный. - Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно». - о, а, у, е, и. - Завывание вьюги. ( на гласные изображают завывание вьюги) Дети зачитывают различные варианты ответов. Дети по желанию напевают четверостишие вслух - Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад. | Наглядно – слуховой метод Слушают друг друга | Регулятивные УУД: Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности | Изучение музыкального материала. Вокально – хоровое пение. |
5.Рефлексия | - Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока? - Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы Оцените свою работу. Если понравился урок хлопаем ладоши | - Тема зимы. - С помощью музыки, красок, поэзии. | | Личностные УУД: Самооценка на основе критериев успешности | |