СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шаяхметова 9ПНК-21_Система Караковского.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Шаяхметова 9ПНК-21_Система Караковского.»

Выполнила: Шаяхметова Алина 9ПНК-21.

Название системы: «Воспитательная система В.А. Караковского».

Караковский - один из авторов концепции педагогики сотрудничества. На эту тему написал несколько книг. Среди них «Грани воспитания», «Без звонка на перемену», «Стать человеком», «Воспитание гражданина».

Воспитательная система школы № 825 г. Москвы (директор Владимир Абрамович Караковский), ориентированная на целостную педагогическую концепцию «Мы – школа», опирается на идеи системности, комплексного подхода к воспитанию, интеграции педагогических воздействий, приоритетности коллективного творчества.

1) Цель – способность к самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию в меняющейся социо - культурной и экономической среде, создание условий для развития и реализации задатков и способностей личности ребенка.

2) Задачи воспитательной системы:

1. формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа;

2. формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;

3. приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;

4. развитие у подрастающего человека креативности;

5. формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

3) Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

4) Основная деятельность школы Караковского – это коммунарская методика - это система коллективного творческого воспитания. Более правильно коммунарскую методику следует назвать педагогикой коллективной творческой жизни. Которая осуществляется через систему коллективно-творческого дела.

Постоянная интеграция педагогических воздействий, высокий уровень неформальных межличностных отношений (от всех к каждому), гуманные отношения - это основа воспитания личности.

5) Основные принципы и подходы:

  • Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности этой системы – объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической системы – развитие личности ребёнка.

  • Личностный подход - признание ребёнка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умело влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

  • Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.

  • Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.

  • Принцип средового подхода – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, превратить школу в культурно-духовный центр микрорайона. В этом смысле семья занимает особое место и требует особого внимания.

  • Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ребёнок не готовится в школе к будущей жизни, он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность.

  • Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

  • Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

  • Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качеств.

 Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям: интеллектуальная (познавательная деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, ценностно-ориентированная деятельность (нравственная, патриотическая),образная (проектно-творческая), коммуникативная (социальная) деятельность.

· Интеллектуальная деятельность. Данное направление предполагает формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей учащихся.

· Формы работы: Проведение школьных предметных недель, участие в предметных олимпиадах, акции «Неделя пятёрок» городских интеллектуальных конкурсах. ( Интеллектуальная игра «АБВГДейка, конкурс «Вода на земле», соревнования по легоконструированию, интеллектуальная игра «Эврика», конкурс «Юный книголюб»)

Теоретическая основа: перестройка отношений между детьми и взрослыми - от отношений субординации к отношениям сотрудничества.

Ученик - не средство, не материал, он - цель. Он - это то, что в нем заложено, его индивидуальные возможности, способности, его силы в процессе жизненного определения.

Образовательный процесс в школе должен стать благоприятной средой для развития личности ученика.

Исходя из этого, наиболее актуальными следует считать следующие подходы:

- гуманистического воспитания;

- личностный;

- деятельностный;

- целостный;

- комплексный.

Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.

7) Особенности системы:

1) организационное строение, включающее педагогический совет (администрация, учителя, представители от старшеклассников) и большой совет (директор, педагоги, представители от каждого класса, начиная с шестого);

2) стиль взаимоотношений, основанный на заинтересованном обсуждении детских проблем, доброжелательном отношении к каждому ребенку, отсутствии грубости, резкого тона и серьезных конфликтов между педагогами и школьниками, личных дружеских связях между учителями и учениками;

3) ключевые общешкольные дела (термин В. А. Караковского), которые проводятся как традиционные мероприятия, вносят организационную упорядоченность в жизнь школы, но каждый раз разрабатываются, подготавливаются и проводятся на основе оригинального, нетрадиционного, творческого подхода;

4) коммунарский сбор как главный функциональный узел воспитательной системы, проводимый в весенние каникулы в течение трех дней, представляет собой комплекс коллективных творческих дел, осуществляемых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом за город. Это мощное средство объединения коллектива и осознания чувства «мы».

Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.

Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул. Трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города. Коммунарский сбор довольно трудно отнести к какому-то одному виду деятельности, хотя в его состав в разнообразном виде входят и искусство, и труд, и общение, и различные формы досуговой деятельности. Сбор не имеет какой-либо практической, утилитарной цели.

Главным на сборе выступает не творческая деятельность, не ее непосредственные продукты (микроспектакли, газеты, песни), а особая психологическая атмосфера, специфический способ общения. Условно можно сказать, что сбор - это действующая модель идеальных отношений между людьми. Сюда приезжают для того, чтобы на какое-то время окунуться в особый мир, созданный по законам, отличным от законов мира