СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шайхнурова Гульнара Рашидовна Рабочая программа "Окружающий мир 1 класс" Перспектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для 1 класса по предмету окружающий мир по УМК Перспектива. (Татарские классы) Авторы: А.А.Плешаков М.Ю.Новицкая Җ.А.Хөсәенов.

Просмотр содержимого документа
«Шайхнурова Гульнара Рашидовна Рабочая программа "Окружающий мир 1 класс" Перспектива»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального го­сударственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы Учреждения, Концепции духовно-нравственного вос­питания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами началь­ного общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвеще­ние». - М. : Просвещение, 2017.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся обще­образоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М. : Просвещение, 2017.

3. Анастасова, Л. П. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова ; под ред. А. А. Плешакова. - М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и мето­дических рекомендаций:

• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и вве­дении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального обще­го образования».

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством обра­зования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеоб­разовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № ___ от __ 2018 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в об­разовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20__ / 20__ учебный год».

• Учебный план МБОУ «Кугеевская НОШ – ДС ЗМР РТ» на 2017-2018 учебный год.

• Положение О рабочих программах МБОУ «Кугеевская НОШ – ДС ЗМР РТ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культу­ры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспе­чить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовер­шенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

• формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе един­ства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком лично­го опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и зна­комит обучающихся с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:

• уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории;

• понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;

• модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• Психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, поня­тия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гумани­тарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, то есть тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры - норма, ценность, идеал, что по­зволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обес­печивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире при­роды как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

• природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и не­живое пространство и время как важнейшие параметры бытия;

• природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здо­ровья человека;

• мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соот­ветствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена вне­классная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать ее согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявить отдельные стороны (аспекты) в тех обобщенных формулировках, которые пред­ставлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культуроло­гического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся углубляется рас­смотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

• природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

• культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;

• наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию за­кономерностей окружающего мира природы и социума;

• искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отраже­ние духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и об­щества;

• человечество как многообразие народов, культур, религий;

• семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемст­венности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества;

• труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

• здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психи­ческое, духовно- и социально-нравственное;

• нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Структура курса. Содержание учебного предмета

Мы и наш мир (11 ч).

Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа. Культура. Природа в творчестве человека.

Мы - люди. Как мы общаемся с миром. Люди - творцы культуры.

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.

Наш класс в школе (13 ч).

Наш класс в школе. Мы - дружный класс. Учитель - наставник и друг.

Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто еще у нас живет? Какие бывают животные. Делу - время. Книга -наставник и друг. Потехе - час.

Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празд­нике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.

Наш дом и семья (15 ч).

Мы в семье. Моя семья - часть моего народа.

Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в на­шем доме. Комнатные растения у нас дома.

Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения.

Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера.

Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семей­ных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми со­вместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».

Город и село (14 ч).

Мы в городе, селе. Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей!

Мы помним наших земляков. Все профессии важны.

Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела»: встреча с родителями - представителями городских, сельских профессий.

Родная страна (8 ч).

Россия - наша Родина. Москва - столица России.

Мы - семья народов России.

Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.

Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс - семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповед­ника родного края.

Человек и окружающий мир (5 ч).

Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени - свой плод. Я - часть мира.

Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или киноте­атра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чте­ние литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющей дина­мику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.

Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника».

Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотиче­ское воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное об­ращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.

Цели: духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников; развитие эстетического восприятия окружающего мира и гармонического мироощущения через систему уроков и занятий дополнительного образования во второй половине дня.

Задачи: за годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные

Принципы:

- принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;

- принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших тра­диций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;

- принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представ­ляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;

- принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в про­цессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспита­ния, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продук­тивного воспитания;

- принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целост­ность становления личности ребенка и комплексность воспитания;

- принцип ценностного подхода.

Роль праздников в жизни класса велика, поэтому о них следует сказать особо. Они вносят в учебный процесс элементы игры, придают школьной жизни дополнительные краски, делают её более радостной, что особенно важно для младших школьников. Так как одним из важных на­правлений в воспитательной работе является семейное воспитание, то все праздники класса про­ходят как семейные встречи и заканчиваются чаепитием. Заранее во время подготовки ребята знакомятся с содержанием праздника, а уже на семейном вечере это содержание раскрывается в стихах, песнях, сценках. При этом родители принимают активное участие в подготовке и про­ведении праздника, они разыгрывают роли в театральных постановках, оформляют декорации, поют песни и т. п.

описание места учебного предмета «окружающий мир» в учебном плане

На изучение окружающего мира во 1 классе отводится 2 ч в неделю. Программа и материал УМК рассчитаны на 66 часов, 2 часа в неделю.

Из них на проведение:

- диагностических работ - 3 ч;

• итоговой проверочной работы - 1 ч;

• экскурсий - 9 ч.

описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета «окружающий мир»

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, познанию зако­номерностей окружающего мира природы и социума.

• Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отраже­ние духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и об­щества.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чув­ствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

• Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемст­венности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, ду­ховно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

планируемые результаты изучения учебного предмета

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты.

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной при­надлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистиче­ских и демократических ценностных ориентации.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других на­родов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающем­ся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятель­ности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в ин­формационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчиво­сти, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных си­туациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, по­иска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соот­ветствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникацион­ных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответст­вии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с зада­чами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифика­ции по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, по­строения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и яв­лений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответст­вии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими сущест­венные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образова­ния (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты.

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за на­циональные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, приро­де нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесбере-гающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, изме­рение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архи­вов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружаю­щем мире.

Предмет «Окружающий мир» в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД).

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.

Познавательные общеучебные: широкий спектр источников информации.

Познавательные логические: анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.

Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи ин­формации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания раз­ного типа.

Для достижения указанных личностных результатов в учебнике «Окружающий мир. 1 класс» введен соответствующий раздел и тема, разнообразные по форме и содержанию тексты, задания. Так, например, в курсе «Окружающий мир» с этой целью предусмотрен раздел «Родная страна» (1 класс), в котором дети знакомятся с государственными символами России (гербом, флагом, гимном), с обликом российской столицы и его изменением в ходе исторического времени. Тема «Мы - семья народов России» в этом же разделе знакомит детей с культурой разных народов России в сопоставлении и взаимных связях.

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Типовые задачи формирования универсальных учебных действий на основе УМК «Перспек­тива» конструируются учителем на основании следующих общих подходов:

1. Структура задачи.

Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных), предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление - понима­ние - применение - анализ - синтез - оценка. В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему.

2. Требования к задачам.

Для того чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были валидными, надёжными и объективными, они должны быть:

• составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом;

• сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на освоение со­ответствующих УУД;

• избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;

• многоуровневыми, то есть предполагающими возможность оценить: общий подход к реше­нию; выбор необходимой стратегии;

• «модульными», то есть предусматривающими возможность, сохраняя общий конструкт за­дачи, менять некоторые из её условий.

В соответствии с психологическими и возрастными особенностями младших школьников, их различными учебными возможностями в учебниках предметных линий комплекса представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопро­вождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, что является залогом успеха в преодолении затруднений учащихся в учебной деятельности, учи­тывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности к учебной.

Программа коррекционной деятельности образовательного учреждения позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как протекает учебный процесс у ребенка, опреде­лить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий. Про­грамма позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучаю­щегося. Для организации коррекционно-развивающей работы может быть использована техноло­гия мультимедиа. Она позволяет интегрирование представить информацию (включение анима­ционных эффектов, видеофрагментов, динамических объектов, комментариев, подсказок); уси­лить индивидуализацию обучения за счет обеспечения моментального контроля за ходом дея­тельности ученика.

Общая характеристика общеучебных трудностей обучения:

• неумение включиться в учебную работу; неспособность самостоятельно начать выполнение задания;

• неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;

• непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);

• недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);

• неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учеб­ных и практических задач;

• неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (непол­ное выполнение задания);

• смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;

• подмена задания (логически и алгоритмически более простым);

• неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;

• неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;

• неумение применить знания в нестандартной ситуации;

• неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.

Общая характеристика трудностей межличностных отношений.

Характер взаимодействия ученика и учителя:

• непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовмести­мость»;

• боязнь критики, негативной оценки;

• отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.

Взаимодействие ученика и других учеников:

• эгоцентричность, неумение общаться;

• повышенная тревожность;

• неумение строить совместную деятельность;

• заниженная (завышенная) самооценка;

• другие трудности.

Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Использование на уроках УМК «Перспектива» позволяет организовать системное освоение учащимися общего способа решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Приобретение детьми опыта построения общего способа действий и освоение метода рефлексивной самоорганизации создают условия для формирования способности к решению проблем творческого и поискового характера. В УМК «Перспектива» предлагается система заданий творческого и поискового ха­рактера, направленных на развитие у учащихся творческих способностей и интеллектуальных мыслительных операций, формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

В курсе «Окружающий мир» в процессе работы над темами учащиеся выдвигают предполо­жения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника, в Приложении, в дополни­тельных и вспомогательных источниках (в «Атласе-определителе», «Великане на поляне», сло­варях, путеводителях и т. п.) необходимую информацию, производят сопоставления, обращаясь к соответствующему материалу своего края, делают умозаключения, сравнивают их с выводом в конце текста. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами, предлагаемыми в рабочих тетрадях и в рубрике «За страницами учебника».

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обязательные формы и методы контроля


Иные формы учета достижений


текущая аттестация


итоговая аттестация (полугодовая, год)


урочная деятельность


внеурочная деятельность




- Устный опрос; - письменная самостоя­тельная работа; - тестовые задания; - графическая работа; - доклад; - творческая работа (по­сещение уроков по про­граммам наблюдения)


- Диагностическая контрольная работа; - интегрированная контрольная работа


- Анализ динами­ки текущей успе­ваемости


- Участие в выставках, кон­курсах, соревнованиях; - активность в проектах и программах внеурочной деятельности; - творческий отчет


- портфолио; - анализ психолого-педагогических исследований


Формы представления образовательных результатов:

• табель успеваемости по предметам;

• тексты итоговых диагностических контрольных работ и анализ их выполнения обучаю­щимся;

• устная оценка успешности результатов;

• портфолио;

• результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания являются:

• соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обу­чающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

• динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике конкретного образовательного учреждения

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить ис­следования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, ис­пользуя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оце­нивать работу.

описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). - Режим доступа: http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : http://nsc.1 september.ru/urok

2. Наглядные пособия.

1. Таблицы. Растения и животный мир.

2. Географические карты. Физическая карта.

3. Глобус.

4. Иллюстрации растений, животных, предметов Древнего Мира.

3. Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3. Персональный компьютер.

4. Мультимедийный проектор.

5. Экран проекционный.

4. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Шкаф для хранения карт, таблиц.

5. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

Календарь - тематик планлаштыру


Дәрес темасы

Үткәрү вакыты

План

Факт

Без һәм безнең дөнья (11 сәг.)

1

Без һәм дөнья.




2

Без һәм дөнья.




3

Табигать.



4

Терек һәм терек булмаган табигать.

Кереш диагностик эш.



5

Мәдәният



6

Кеше иҗатында табигать



7

Без-кешеләр.



8

Без дөнья белән ничек аралаша быз.




9

Кешеләр мәдәниятне тудыручы лар



10

Дөнья һәм куркыныч сызлык



11

Куркыныч һәм гадәттән тыш хәлләр.

“Без һәм дөнья” дигән тема буенча диагностик эш.



Безнең сыйныф (13 сәг.)

12

Мәктәптә безнең сыйныф.






13

Мәктәптә куркыныч хәл. Куркыныч сызлык кагыйдәлә ре.



14

Без – дус, тату сыйныф.



15

Укытучы – остаз һәм иптәш.



16

Сыйныф бүлмәсендә табигать



17

Бүлмә гөлләрен ничек карап үстерергә?



18

Мәктәп янында нәрсәләр үсә?




19

Пыяла ярлар артындагы дөнья



20

Бездә тагын нинди хайваннар яши?




21

Нинди хайваннар була?




22

Эш агачы һәрвакытта бик юмарт китерер җимеш.

Көндәлек режим



23

Китап дус һәм остаз



24

Эш беткәч уйнарга ярый.

Диагнос тик эш.




Безнең өй һәм гаилә (15 сәг.)

25

Без гаиләдә.




26

Минем гаиләм – халкымның бер өлеше.




27

Өйдәге табигать.

ТИН: Өйдәге куркыныч сызлык



28

Безнең өйләребез гә су, газ һәм электр кайдан килә?

ТИН: Ут, электр уты.



29

Өебездәге матур ташлар




30

Безнең өйдәге гөлләр




31

Бакчага чыгабыз




32

Яшелчәләр һәм җиләк-җимешләр




33

Икмәк һәм ботка, чәй һәм кофе турында.

ТИН: Пешү.



34

Кыргый һәм культуралы үсемлекләр




35

Безнең йорттагы эт.

ТИН: Йорт хайваннары белән үзеңне ничек тотарга.



36

Безнең йорттагы мәче.

ТИН: Йорт хайваннары белән үзеңне ничек тотарга.



37

Кыргый һәм йорт хайваннары.

ТИН: Дүрт аяклы дуслар куркыныч мы?



38

Иртәдән кичкә кадәр.

ТИН: Өйдәге хәвеф-хәтәр.



39

“Минем гаиләм” альбомын төзү.

ТИН: Сәламәт булу серләре.

Диагнос тик эш.



Шәһәр һәм авыл (14 сәг.)

40

Без шәһәрдә, без авылда.

ТИН: Таныш булмаган кеше белән үзеңне ничек тотарга?



41

Туган шәһәрем һәм туган авылым матурлыгы.




42

Юл йөрү кагыйдәлә ре.




43

Шәһәрдәге табигать




44

Шәһәрдә нәрсәләр үсә?




45

Гаҗәеп чәчәклек ләр




46

Ботаника бакчасында




47

Паркта нинди хайваннар яши?




48

Зоопаркта




49

Музейга керик!




50

Китапханәдә.




51

Без якташларыбызны онытмый быз




52

“Ипи һәрнәрсәгә баш”




53

Һөнәрләр нең һәркайсы яхшы

Диагнос тик эш.




Туган ил (8 сәг.)

54

Россия – безнең туган илебез. Татарстан Респубика сы – безнең Ватаныбыз.

ТИН: Без- сәяхәтче ләр



55

Мәскәү - Россиянең башкаласы. Казан – Татарстан ның башкаласы.



56

Без – Россия халыклары гаиләсе.




57

Россиянең табигате.




58

Табигатьне саклау.




59

Россиянең кызыл китабы.




60

Тыюлык сукмаклары




61

“Куркыныч булмаган җирдә ял итәбез”. Табигатьтә куркыныч сызлык кагыйдәлә ре.

Диагностик эш.




Кеше һәм әйләнә-тирә дөнья (5 сәг.)

62

Кешегә күз сал




63

Һәрнәрсә нең үз вакыты.

ТИН: Мин туганна рымны яратам.



64

Һәр чорның үз җимеше




65

Мин дөньяның бер өлеше.




66

“Сәламәт бул!”




67

Еллык тишерү эше.



68

Гомумиләштереп кабатлау.