СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматы. Мат в 2 хода

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия на мат в два хода используется на моих занятиях по шахматам для детей 1 года оьучения.

Просмотр содержимого документа
«Шахматы. Мат в 2 хода»

Учебное занятие: «Решение шахматных задач. Мат в 2 хода».

Цель: Обучение процессу постановки мата в 2 хода с помощью

тактического приема «жертва фигуры».

Задачи: Научиться решать шахматные задачи;

Развивать мыслительные способности, логическое мышление,

умение делать выводы;

Воспитывать добрый дух соперничества, морально-волевые качества.

Тип занятия: Открытие нового знания.

Вид занятия: занятие теоретических и практических работ исследовательского типа.

Методы и приемы обучения: Эвристический, исследовательский,

алгоритмический.

Оборудование: Шахматная доска, 5 комплектов шахмат, компьютер, проектор, компьютерная презентация, экран.

Возраст обучающихся: 9-10 лет.


  1. Актуализация знаний.

1. Это игра для тех,

Кто жаждет чуда и утех.

Для тех, кто юн,

Для тех, кто сед.

Игра, полезная для всех.

- О какой игре идет речь в этом стихотворении?

- Давайте вспомним, откуда произошло название этой игры? (От словосочетания персидского слова «шах» (король) и арабского «мат» (умер). Дословный перевод звучит как «смерть королю противника»

- В какой стране возникла эта игра? (В Индии в 5 веке)

Предлагаю Вам отгадать кроссворд.

Ключевое слово в кроссворде – название фигуры, от удара которой нельзя закрыться ни пешкой, ни фигурой. КОНЬ.

Буквы из названия этой фигуры будут нам помогать угадывать загадки.

Загадка 1. Маленькая, удаленькая, через все поля пробилась и в фигуру превратилась. ПЕШКА.

Загадка 2. Я люблю расчищенный путь, на одну клетку в любую сторону могу я шагнуть! КОРОЛЬ.

Загадка 3. По диагоналям ходит, хоботом не водит. СЛОН.

Загадка 4. Вначале стою на самом краю. Только прямо хожу, как зовут, не скажу. ЛАДЬЯ.


- Какая цель у играющих в шахматы? Победить или на шахматном языке – поставить мат. Помните, что означает слово «шах»? А что означает слово «мат»?

- Вы умеете ставить мат? С помощью каких фигур?

Двумя тяжелыми фигурами (ферзь и ладья) и одной тяжелой фигурой с помощью короля.

- Мы с вами уже решали задачи, в которых мат ставился в один ход. Эти задачи для вас были легкими или тяжелыми? Легкими, потому что вы все эти задачи решили на «отлично».

- А умеете ли вы ставить мат в 2 хода? Нет? У вас есть возможность научиться этому на занятии. Как, по-вашему, будет называться наше занятие?

Назовите тему.

- Еще мы с вами умеем различать виды преимущества в шахматах. Преимущества бывают материальные и позиционные. Какое преимущество предпочтительнее?

Смотрим слайд с видами преимуществ.

В шахматах очень часто приносит победу неожиданный для соперника ход. Если мы просто теряем фигуру, то материальное преимущество получит наш соперник. Но если мы отдаем фигуру для получения позиционного преимущества, мы получаем возможность для скорой победы.

Как, по-вашему, называется такая отдача фигуры?

Она называется «жертва фигуры».

Жертвуя фигуру, мы добиваемся позиционного преимущества и приближаем свою победу.


Постановка проблемы.

- Для победы необходимо поставить короля вашего противника в такое положение на доске, в котором мат неизбежен.

- Как вы можете заставить вашего соперника сделать такой ход, который повысит ваше позиционное преимущество? Поставить шах.

Как добиться того, чтобы соперник сделал именно такой ход, какой приведет его к поражению? Для этого необходимо объявить сопернику такой шах, после которого ваш соперник вынужден сделать единственный возможный ответный ход, приближающий вашу неминуемую победу. Очень часто такой шах происходит с жертвой фигуры.


  1. Формирование новых понятий и способов действий.

- Предлагаю вашему вниманию задачи, в которых мат ставится в 2 хода после жертвы фигуры.

Сначала рассмотрим задачи, в которых победа в 2 хода достигается

после жертвы ферзя.

Позиция на шахматной доске: 4 слайда с жертвой ферзя.

Задание: в парах найти верное решение.

Представление результата от каждой пары.

Педагог озвучивает верное решение.


Теперь рассмотрим задачи, в которых победа в 2 хода достигается

после жертвы ладьи.

Позиция на шахматной доске: 4 слайда с жертвой ладьи.

Задание: в парах найти верное решение.

Представление результата от каждой пары.

Педагог озвучивает верное решение.

  1. Физкультминутка.

(Упражнения на снятие напряжения позвоночника. Суставная гимнастика.)

Идет презентация видеоролика с музыкальным сопровождением.


  1. Формирование умений и навыков.

1. Творческое задание: Составьте своей группой шахматную позицию, в которых возможно проведение мата в 2 хода. Придуманная вами позиция станет задачей для группы ваших соперников.

Группы придумывают задачи. Педагог проверяет правильность работы групп.


2. Работа в группах. Соревнование: кто быстрее?

Решать задачи в ваших составленных позициях будут оппоненты, а вы будете искать решения в позициях, которые вам предложат ваши соперники.

Первая группа передает позицию для решения второй группе, а вторая группа для первой.

Сначала показывает решение группа, справившаяся быстрее, затем другая группа представляет верное решение по ходам.


  1. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? У кого получалось на «отлично» ставить мат в 2 хода?

Что было самым сложным? Что далось легко? Идет диалог с детьми.


  1. Рефлексия.

Прием «Светофор»: Дети оценивают свою работу на занятии, свое понимание новой темы с помощью цветовых сигналов: зеленый – «я умею», желтый – «я затрудняюсь», красный – «требуется помощь».

Дети подходят по приглашению педагога к столу, выбирают цветные магнитики и прикрепляют их к шахматной доске.


  1. Домашнее задание:

Самостоятельно придумать шахматные задачи, в которых возможен мат в 2 хода. Нарисуйте позиции на листе и опишите ход решения.

2