СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматы. "Спёртый" мат.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятиу "Спёртый" мат использую на занятиях по шахматам для детей 6-7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Шахматы. "Спёртый" мат.»


Тема занятия: «Спертый» мат


Цель:

дать представление обучающимся о комбинации «спертый» мат.


Задачи:

  1. Показать обучающимся примеры из практики на спертый мат

  2. Развивать произвольное мышление, интеллектуальную и коммуникативную компетенции, память и навыки решения комбинаций на спертый мат.

  3. Воспитывать интерес к шахматам через ИКТ - технологии


Оборудование к занятию:

Для обучающихся: комплекты шахмат, дидактические карточки с заданиями

Для педагога: демонстрационная доска, ноутбук, презентация к занятию


Оформление:

На демонстрационной доске: партия (Керес – Арламовский, Щавно-Здруй, 1950г.), позиции (Х. Лусена - 1497г., Дамиано - 1512г.)

На стендах: надписи (комбинация, спертый мат), фотографии (изображения): П.П. Керес, К.А. Яниш, Тамерлан


Методическое обеспечение:

Книги: 1. Гарет Вильямс. Шахматы (История Фигуры Игроки). – М.: Арт-Родник, 2004. 2. Линдер И.М. Первые русские мастера. - М.: Физкультура и спорт, 1979. 3.Нейштадт Я.И. Шахматный университет Пауля Кереса. - М.: Физкультура и спорт, 1982. 4. Сухин И.Г. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель – АСТ, 2001. 4. Хенкин В.Л. 1000 матовых комбинаций. – М.: Астрель – АСТ, 2002.

ИКТ – технологии: 1.Интернет – ресурсы (W-кипедия). 2. CD – диск. Шахматная школа для IV и II разрядов.

Презентации: 1. Сухин И.Г. Шахматы, III год. Загадки о литературных героях (разминка к занятию). 2. Галкина И.А. Электронные физминутки для глаз (физминутка). 3. Презентация к занятию


  1. Организационный момент, психологический настрой, целевая установка.

(Слайд №1)

Разминка:

  1. Сухин И.Г. Шахматы, III год. Загадки о литературных героях (Слайд №2, презентация);

  2. Решить задание: «Как бы Вы закончили партию?»

(Керес – Арламовский, Щавно-Здруй, 1950г.)

П.П. Керес – выдающийся советский (эстонский) международный гроссмейстер, претендент на шахматную корону в 30-е - 60-е годы XX века. Мы разберем его партию.

(Слайд №3) Педагог показывает партию на демонстрационной доске.

Вопрос:

- Какие фигуры являлись главными героями партии?

(Слайд №4)

Ответ:

- Ферзь и конь

(Слайд №5)

За правильные ответы, обучающиеся получают баллы (жетоны).


  1. Повторение пройденного материала.

  1. Что такое шахматная комбинация?

(Слайд №6)

  1. Чем заканчивается матовая комбинация?

- Матом королю соперника


  1. Ознакомление с новым материалом

  1. Сегодня мы поговорим о такой комбинации как, - «Спертый» мат:

Давайте начнем со старинной позиции из трактата испанца Х. Лусены (1497г.);

(Слайд №7) Педагог разбирает позицию на демонстрационной доске, попутно опрашивая обучающихся о каждом ходе. За правильные ответы, обучающиеся получают баллы (жетоны).

Следующим этапом, обучающимся предлагается самостоятельно решить задание:

Решить самостоятельно старинную позицию португальца Дамиано (1512г.);

(Слайд №8) Обучающиеся работают в парах, ставят позицию у себя на доске и решают. За правильное решение, обучающиеся получают баллы (жетоны).

- Что общего во всех рассмотренных примерах?

(У короля нет свободного поля для отступления)

  1. «Задушенный» король. Так говорят о спертом мате или этуфе (от французского слова «etouffe» - задыхаться).

(Слайд №9)

Спертый мат – это комбинация, когда, завлекая на нужное нам поле неприятельскую фигуру, жертвуется ферзь. Мат королю ставит конь, при этом король соперника не имеет свободного поля для отступления

(Слайд №10)

Физминутка:

Встали, руки – вверх!

Потянулись на носочках,

Садитесь!

Галкина И.А. Электронные физминутки для глаз

(Слайд №11, презентация))

  1. А теперь небольшое путешествие в историю:

- Мы поговорим о Великом и Ужасном завоевателе – Тамерлане. Нам поможет о нем рассказать ………, (педагог называет своего воспитанника)

(Слайды № 12, 13, 14)

- О Тамерлане, русский мастер XIX века К.А. Яниш создал шахматную задачу («Железная клетка Тамерлана»)

(Слайды №15, 16, 17) Педагог ставит задачу на демонстрационную доску. Обучающимся предлагается самим находить ходы, а за правильные ответы они получают баллы (кто больше наберет баллов), в качестве баллов – бонусов могу быть жетоны с изображением фигур

  1. Закрепление нового материала.

Решить самостоятельно следующую позицию:

(Слайд №18) Обучающиеся ставят позицию у себя на доске и решают. За правильное решение, обучающиеся получают баллы (жетоны).

Конец презентации.

(Слайд №19)


  1. Итог занятия.

- Что нового узнали на занятии?

- Понравилось ли Вам новая тема?

- А теперь выберете смайлики, которые соответствуют вашему настроению:

  1. Понравилось – улыбающийся смайлик;

  2. Не понравилось - неулыбающийся смайлик;

  3. Ни да, ни нет – смайлик без эмоций.

Подводим итоги:

- кто больше набрал баллов и выделяем обучающихся за активную работу на занятии, подсчитываем смайлики.