СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматы, урок на тему «Основы дебюта. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по шахматам. 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Шахматы, урок на тему «Основы дебюта. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр».»




Тема: «Основы дебюта. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр». Гамбит Эванса.


Цели:


а) образовательная: сформировать представление о начальной стадии игры, познакомить с общими идеями дебютов, показать несколько известных дебютов, научить определять хороший ход при выполнении дидактических заданий;


б) развивающая: развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы, память, логическое мышление, умение оценивать ситуацию и принимать решение;


в) воспитательная: воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к игре, формировать у детей настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах.


Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о

шахматах и что ещё нужно знать;

Познавательные: делать простейшие выводы о продвижении фигур в

начале шахматной партии;


Личностные: уважительно относится к мнению других ребят, формировать своё мнение, развитие самостоятельности, интереса к шахматам;


Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками, умение работать в парах, учиться слушать и понимать речь других;


Метапредметные: ввести в урок понятия дебют, гамбит, мобилизация, изучаемые на уроке.


Планируемые достижения учащихся:


  • усвоить, что правильная постановка дебюта часто обеспечивает её хорошее окончание;


  • приводить примеры некоторых дебютов;


  • понимать, что умение играть в шахматы пригодится в жизни. Оборудование: Демонстрация шахматной доски на интерактивной доске.

Шахматы на каждой парте, демонстрационные карточки для словарной работы, мультимедийная призентация-урок начальной стадии шахматной партии - борьба за центр.


Ключевые слова: дебют, гамбит, эндшпиль, темп, борьба за центр.


План урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Повторение пройденного.

  4. Сообщение темы занятия, постановка учебных задач.

  5. Открытие нового знания. Побуждение к гипотезам.


  1. Физкультминутка.

  1. Изучение нового материала.

  1. Побуждение к плану проверки.

  1. Работа при помощи интерактивной доски с использованием интернет ресурсов. Общая проверка всех решающих гипотез.

  1. Первичное закрепление.

Закрепление самостоятельной работой с самопроверкой по эталону.

  1. Домашнее задание.

  1. Итог урока. Рефлексия.


Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Загадка

  3. Не люди, не звери, не часы, а ходят? (Шахматы)

  4. Вся в квадратах – белых, черных –
    Деревянная доска,
    А ряды фигур точеных –
    Деревянные войска.
    Люди их передвигают,
    Коротают вечера,
    Дети в шахматы играют-
    Гениальная игра!
    Ты, дружок мой, без опаски,
    Без смущения вступай,
    Словно в мир чудесной сказки,
    В черно-белый этот край.
    Что? Кащей, Драконы
    Вас не ждут здесь? Не беда.
    Тут зато лихие Кони
    И пехота хоть куда!
    Тут Ферзи могучи,
    И Слоны отважны,
    Мчатся поперек и вдоль,
    И, совсем как в сказке, важный
    Восседает тут Король.
    Здесь герои в каждом войске,
    И выходит рать на рать
    Хитроумно и геройски
    Воевать и побеждать!


- Чем интересна эта игра?


- Какие названия шахматных фигур прозвучали в стихотворении?


  1. Актуализация знаний.


- Почему король слабее ферзя, но главнее его? (Без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя.)


  • Что любит ферзь? Почему ферзь не вступает рано в игру? (Ферзь любит свой цвет.) (Ферзь – ценная фигура.)


  • Где стоит ладьи на доске до начала игры? Может ли ладья побить сразу две пешки или две ладьи? (а1 и h1, а8 и h8) (Нет.)


  • Какие слоны никогда не столкнутся? Какое количество полей может контролировать слон? (Белопольный и чернопольный.) (13 полей своего цвета.)


  • Между какими фигурами на доске стоит конь? Чем отличается конь от других фигур?


(Между ладьёй и слоном.) (Конь ходит буквой «Г».)


    • Как ходит пешка? Является ли пешка фигурой? (Прямо по вертикали.) (Нет,)


3. Повторение пройденного.

Разминка. Ответить: «ДА» или «НЕТ»




Согласны ли вы, что:


      1. Диагоналей больше, чем вертикалей? (да)

      2. Пешка передвигается по горизонтали? (нет)

      3. Из угла доски король держит под ударом три поля? (да)

      4. Король может бить защищённую фигуру? (нет)

      5. Ферзю ставят шах? (нет)

      6. Цель игры – поставить мат? (да)


      1. Мат – это шах, от которого нет защиты? (да)

      1. Лучше побить ферзя, чем объявить мат? (нет)

      1. Королю мат легче поставить в углу, чем в центре доски? (да)

      1. Если в партии нет победителя, то ничья? (да)

      1. Если на короля не напали, но ему некуда пойти – это мат? (нет)

      1. В дебюте случается мат? (да)


  1. Сообщение темы занятия, постановка учебных задач.


    • О чём мы говорили на прошлом уроке? (О неразумности игры в дебюте одними пешками.)


    • Сегодня на занятии мы рассмотрим несколько вариантов дебюта.

    • Что такое дебют? (Начальная стадия игры или начало партии.)

    • Как называется начало партии с жертвой фигур или пешки? (Гамбит.)


    • Правильная постановка дебюта обеспечивает её хорошее окончание (эндшпиль). Часто достаточно сделать несколько плохих ходов, чтобы получить мат.

5.Открытие нового знания. Побуждение к гипотезам.

  • Что нужно делать, чтобы не попасть в ловушку?


Рассмотрим одну из ловушек в начальной стадии, в которую начинающие игроки часто попадаются.


Пример. (Фигуры на доске в начальной позиции.)

  1. f2-f3 e7-e5


2. g2-g4?? Фd8-h4х


Это самый короткий путь к мату. Белые не только не мешали чёрным, но и помогали им.


Подобная партия была сыграна в 1959 г. в открытом чемпионате США Мэнсфилдом и Тринксом. (Фигуры на доске в начальной позиции.)

  1. e2-e4 f7-f5


2. Kb1-c3 g7-g5

3. Фd1-h5х


6.Физкультминутка.


  • теперь тихонько встали, Руки медленно подняли, Пальцы сжать, потом разжать,




Наклониться вправо, влево,


  • садиться вновь за дело.

    1. Изучение нового материала.

  • Ознакомимся с общими принципами в дебюте:


а) Поля e4, d4, е5, d5 называются центральными. Они играют огромную роль в партии, и особенно, в дебюте.


б) Чтобы создать простор для движения слонов и ферзей, необходимо выдвинуть центральные пешки.


в) После вступления в игру коней и освобождения полей между ладьями и королём можно сделать рокировку.


г) Если ладьи поставить на открытые линии, силы обеих сторон можно считать мобилизованными.


д) Дебют должен быть закончен в пределах десяти или двенадцати ходов.


е) Если противник предлагает какую-нибудь жертву, не подвергая вас опасности, то её рекомендуется принять.


ж) Помнить о ценности фигур. (п-1, К-3, С-3, Л-5, Ф-9, К – фигура бесценная.)


    • Рассмотрим несколько известных дебютов на видео-уроке: Итальянская партия.


Защита двух коней. Венская партия.

  • Что общего в этих дебютах? (Борьба за центр.)


  1. Побуждение к плану проверки.


Работа в парах: проведите начальную стадию игры – дебют (10-12 ходов), где постарайтесь занять центр.


  • У кого получился дебют с захватом центральных полей?


  • Кто провёл дебют, не потеряв фигуры или пешки?

  • А кто в дебюте пожертвовал пешку или другую фигуру?

  • Легко ли играть в дебюте? Почему?



9.Работа по иллюстрации из учебника.

Общая проверка всех решающих гипотез.


  • Можно ли в дебюте поставить мат? (Да)

  1. Первичное закрепление.

Дидактические задания «Объяви мат в два хода».

Работа с интерактивной доской.


  • Рассмотрим 2 партии , решите их. Фронтальная проверка решений.


    1. Закрепление самостоятельной работой с самопроверкой по эталону.


Дополнительное задание по карточкам (для желающих): решить 3.4,5,6 позиции и отметить стрелками ходы. Проверить по эталону.


  1. Домашнее задание.


Выполнить дидактические задания «Поиск хода, защищающего от мата.» (Уч.с.82)


  • А сейчас послушайте басню «Шахматы» П.С. Бобрищев - Пушкин (Читают ученики.)


Фигуры как-то раз по воле игроков


По шахматной доске, болтая вздор слонялись, И между прочих пустяков Друг перед дружкой величались:


Слон

Хвастался, что он,

Ферзя и короля храня покои,


Не знает ни на миг себе простоя, Трудясь для общего добра,-И что одним Лишь им Вся держится игра.


Ладья вопит всем без умолку,


Что, от других фигур совсем нет толку, А конь – старинный хват – Кричит на поле – всем подряд,


Что он ни в чём, нигде преград не знает, Что говоря нередко «мат», По головам и ферзей и слонов шагает.


И, словом все – и пешки и табун коней, Слоны и ферзи, и квартет ладей Без всякой совести свои


Друг перед дружкою заслуги выставляли. И верно б так кричали И спорили, до сей поры,


А может быть, без дела стоя

На шахматной доске, крик подняли бы втрое,-




Но, к счастию, с концом игры


Хозяин прекратил их хвастовство пустое,


  • вместе с ними нам урок он преподал. В одну коробку все фигурки покидал.


  • - Какова здесь мораль?


  1. Итог урока. Рефлексия.


.Что нового узнали на уроке?

  • Чему научились?