Л. К. Шаматранова, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 19 г. Могилёва»
Южная ссылка в творчестве А. С. Пушкина.
«Погасло дневное светило...» — первое романтическое
произведение А. С. Пушкина
Факультативное занятие в VIII классе
Цели занятия:
образовательная: ознакомить учащихся с южным периодом жизни поэта, с понятием элегия-,
развивающая: способствовать развитию умений анализировать лирическое произведение и навыков выразительного чтения, творческих способностей учащихся, обогащению словарного запаса школьников, формированию читательской грамотности учащихся;
воспитательная: содействовать формированию у учащихся интереса к творчеству А. С. Пушкина, расширению культурологического кругозора.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина работы В. Тропинина, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись стихотворения «Погасло дневное светило...» в исполнении В. Ланового, шум моря, карта путешествий А. С. Пушкина, видео «Музей А. С. Пушкина в Гурзуфе», критерии оценки чтения произведения, словарь литературоведческих терминов.
Эпиграф:
И ныне Пушкин современней всех,
Но в нём сегодня ещё больше света!
Здравствуй, Пушкин — маг великий слова!
Будь вовек благословен твой путь,
Мнится мне, что ты проездом снова
В Могилёв надумал заглянуть...
И. Пехтерев
Ход занятия
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Цель этапа (планируемый результат): психологическая готовность класса к уроку, создание мотивации к обучению.
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
Пожелаем друг другу удачи!
Ведь она нам всегда пригодится,
В добрый путь! Начинаем учиться!
2. Создание ситуации успеха. Актуализация знаний.
Прочитайте эпиграф к уроку. Почему Могилёвский поэт Иван Пехтерев говорит о том, что Александр Пушкин современнее всех? Когда вы впервые услышали его произведения? От кого? Какие произведения читали вам родители, воспитатели в детском саду? Что вы изучали на уроках русской литературы? Какие книги Пушкина есть у вас дома? (Ответы учащихся.)
Поэзия Александра Сергеевича Пушкина служит нам и в любви, и в горести, и в дружбе, и в воспоминаниях. Это первый поэт, который открывается нам в детстве и остаётся с нами навсегда. Недаром Аполлон Григорьев сказал в своё время: «Пушкин — это наше всё». Поэзия Пушкина высоконравственная, она помогает каждому из нас воспитать в себе человека. Поэтому сегодня на уроке мы будем читать его произведения.
Итак, тема урока: «Южная ссылка в творчестве А. С. Пушкина. “Погасло дневное светило...” — первое романтическое произведение А. С. Пушкина».
На какие вопросы темы вы хотели бы получить ответ? (Ответы учащихся.)
В конце урока мы с вами должны ответить на вопрос: «Почему “Погасло дневное светило...” — романтическое произведение А. С. Пушкина?»
Учащиеся озвучивают цели урока.
Операционно-познавательный этап.
Цель этапа: создание условий для изучения и осмысления учащимися основных вопросов темы, развитие познавательной активности учащихся.
Постановка проблемного вопроса.
Рассмотрите карту путешествий Александра Пушкина. Почему на карте указан Могилёв? (Приложение 1.)
Имеются сведения о том, что поэт дважды был проездом в Могилёве. Первый раз Пушкин проезжал по белорусским дорогам в 1820 году. Это было в мае, когда он, по велению императора Александра I, отправлялся в ссылку в Екатеринославль. Через четыре года поэт возвращался в Петербург — тоже через Могилёв.
О встрече Александра Пушкина с могилевчанами мы знаем по воспоминаниям, которые оставил офицер гусарского полка Александр Петрович Распопов. 6 августа, когда перед манежем полковая музыка играла вечернюю зорю, а публика, пользуясь праздничным днём (праздник яблочного спаса) и приятною погодою, гуляла по Шкловской (ныне Первомайской) улице, проезжала на почтовых, шагом коляска, впереди шёл кто-то в офицерской фуражке, шинель внакидку, в красной шёлковой, русского покроя рубахе, опоясанной агашником.
Инсценировка «Встреча А. С. Пушкина с А. П. Распоповым».
Распопов А. П.: Коляска поворотила по Ветряной улице (ныне Карла Либкнехта) на почту; я немедленно поспешил вслед за нею, желая узнать, кто приезжает. Смотритель сказал мне, что едет из Одессы коллежский асессор Пушкин, я тотчас бросился в пассажирскую комнату и, взявши Пушкина за руку, спросил его:
Вы, Александр Сергеевич, верно, меня не узнаёте? Я племянник бывшего директора лицея — Егора Антоновича Энгельгардта; по праздникам меня брали из корпуса в Царское Село, где Вы с Дельвигом заставляли меня декламировать стихи.
Пушкин А. С. (обнимая Распопова): Помню, помню, Саша, ты проворный был кадет.
Распопов А. П.: Я, от радости такой неожиданной встречи, не знал, что делать; опрометью побежал к гулявшим со мною товарищам известить их, что проезжает наш дорогой поэт Пушкин. Все поспешили на почту. (Сейчас на месте разрушенной почты находится пристроенный к университету им. А. А. Кулешова корпус.) Восторг был неописуемый, что между нами великий поэт Пушкин, мы взяли его на руки и отнесли, поблизости, на мою квартиру. Пушкин был восхищён нашим энтузиазмом, мы поднимали на руки дорогого гостя. Пушкин был в самом весёлом и приятном расположении духа.
По свидетельству современников, Могилёв и горожане Пушкину понравились. Когда в 1825 году в Санкт-Петербурге вышел двухтомник произведений архиепископа Могилёвского и Мстиславского Георгия Конисского, Пушкин в журнале «Современник» опубликовал рецензию на них. Высоко оценивая деятельность и творческое наследие святителя, поэт назвал Конисского «самым достопамятным человеком XVIII века». И здесь прослеживается память о посещении Могилёва. Из Могилёва на юг он выезжал по Черниговской улице (ныне пр. Пушкинский).
Работа с интернет-источниками. Индивидуальное сообщение «Южная ссылка А. С. Пушкина (1820-1824)» (http://hronika. su/kratkaya-biografiya-yuzhnoy-ssylki-pushki/).
Релаксационная пауза.
Кто отдыхал в Гурзуфе? Если посчастливится побывать в Гурзуфе, то обязательно посетите музей А. С. Пушкина.
Демонстрируется видео «Музей А. С. Пушкина в Гурзуфе».
Развитие речи (групповая работа).
Слушая шум моря и созерцая морской пейзаж (gif-анимация), напишите миниатюру по первым стихотворным строкам: «Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман...» (Приложение 2).
Опережающее задание «История создания стихотворения “Погасло дневное светило...”» (Приложение 3).
Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Погасло дневное светило...».
Словарная работа.
Каково лексическое значение слова светило?
Что такое ветрило?
Найдите устаревшие формы слов (старославянизмы). Почему поэт их использует? (Устаревшие слова создают возвышенный слог.)
Чтение стихотворения учащимися вслух.
Взаимооценка (словесная) выразительного чтения учащихся согласно критериям.
Учащиеся находят определение жанра в словаре литературоведческих терминов.
Анализ стихотворения (фронтальная работа).
Почему это стихотворение называют элегией? Какие черты романтизма проявились в нём? (Элегия «Погасло дневное светило...» знаменует начало романтического периода в творчестве Пушкина. Здесь звучит традиционная для романтизма тема бегства романтического героя. Стихотворение содержит весь набор характерных признаков романтического мироощущения: тоскующий беглец, покинутая навсегда родина, намёки на «безумную любовь», на обман. Образ лирического «я» близок автору, для которого наступила новая пора жизни. В основе текста контраст между прежним и нынешним, между ожиданием свободы и её отсутствием у изгнанника поневоле.)
Назовите образы-символы.
В чём смысл символических образов моря и паруса? Чем они созвучны душе лирического героя? (В центре элегии — личность самого автора, вступающего в новую пору жизни. «Биография души» Пушкина созвучна с «биографией века», а потому в элегии современники ценили, по словам Зинаиды Рез, «обобщённый и значительный романтический характер лирического героя, для которого свойственны разочарованность, недовольство и смутное стремление к лучшему». Таким образом, главный мотив элегии — возрождение свободы и нравственного очищения души.)
Работа с картиной И. Айвазовского «Пушкин в Гурзуфе» (Приложение 4).
Посмотрите внимательно на репродукцию картины Ивана Айвазовского «Пушкин в Гурзуфе». Какими строчками из элегии вы могли бы прокомментировать картину? («Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан».)
Как вы думаете, что объединяет картину Ивана Айвазовского и элегию Пушкина? (Романтический пафос, образ океана, любовь к стихиям.)
Работа с текстом стихотворения (в парах).
я пара: найти метафоры. Какую роль в стихотворении они играют? («Изменила радость», «волнуйся подо мной, угрюмый океан», «мечта летает», «летает корабль», «младость отцвела». Метафоры придают повествованию живость.)
я пара: найти эпитеты. Какую роль в стихотворении они играют? («Послушное ветрило», «угрюмый океан», «берег отдалённый», «земля полуденная», «волшебные края», «мечта знакомая», «брега печальные», «туманная родина», «потерянная младость», «легкокрылая радость», «сердце хладное», «весна златая». Эпитеты у Пушкина точные и ёмкие. Традиционные эпитеты в сочетании с оригинальными делают речь приближённой к народной: море синее, туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние. При использовании эпитетов часто наблюдается инверсия.)
Прослушав замечательное стихотворение, созданное на юге, скажите: наказанием или благом был период южной ссылки для Пушкина? (Лучше всего ответил сам Пушкин в письме к брату: «Суди, был ли я счастлив: свободная беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался; счастливое, полуденное небо; горы, сады, 'море; друг мой, любимая надежда — увидеть опять полуденный берег и семейство Раевских». А. С. Пушкин на всю жизнь сохранил любовь к величественному Кавказу, Крыму, пышной южной природе.)
Контрольно-коррекционный этап.
Цель этапа: выявление затруднений, их коррекция.
Подведение итогов урока.
Интерактивная игра «Микрофон».
Причина южной ссылки А. С. Пушкина...
Годы южной ссылки А. С. Пушкина...
Города, в которых побывал Пушкин во время изгнания...
Произведения, которые были написаны в этот период...
Черты романтизма в стихотворении А. С. Пушкина «Погасло дневное светило...».
Романтический пафос стихотворения А. С. Пушкина «Погасло дневное светило...».
Рефлексия.
Цель этапа: осмысление учащимися выполнения поставленных задач, самооценка своей деятельности.
Приём «Светофор».
Смогли ли мы ответить на те вопросы, которые ставили в начале урока? (Если всё понятно, учащиеся поднимают зелёные карточки, если есть затруднения — красные.)
Заключительное слово учителя.
Кто знает, как увековечена память об Александре Пушкине в Могилёве? (Могилевчане чтят память об А. С. Пушкине. В Могилёве есть библиотечный колледж имени А. С. Пушкина, возле которого 6 июня 2015 года открыт бюст А. С. Пушкину. Проспект у древнего моста через Днепр называется Пушкинским. На нём находится Центральная городская детская библиотека имени А. С. Пушкина, установлен памятник А. С. Пушкину.)
Приложение 3
История создания стихотворения «Погасло дневное светило...»
Стихотворение написано в августе 1820 года. Поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Феодосию, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию, сгущает краски, рассказывая о бушующем океане.
«Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, виноградом, лаврами и кипарисами; везде мелькали небольшие южнобережные селения... Ночью на корабле написал я элегию». Так в своём письме брату писал 20-тилетний Александр Пушкин в конце августа 1820 года по прибытии ранним утром из Феодосии в Гурзуф. Почти три недели, проведённые там, стали, по словам самого поэта, «самыми счастливыми днями» его жизни и заняли, несомненно, значительное место в его душе.