СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ШАМАТРАНОВА Л. К. Южная ссылка в творчестве А. С. Пушкина. «Погасло дневное светило...» — первое романтическое произведение А. С. Пушкина РЯиЛ 2020-7

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ШАМАТРАНОВА Л. К. Южная ссылка в творчестве А. С. Пушкина. «Погасло дневное светило...» — первое романтическое произведение А. С. Пушкина РЯиЛ 2020-7»

Л. К. Шаматранова, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 19 г. Могилёва»

Южная ссылка в творчестве А. С. Пушкина.
«Погасло дневное светило...» — первое романтическое

произведение А. С. Пушкина

Факультативное занятие в VIII классе

Цели занятия:

  • образовательная: ознакомить учащихся с южным периодом жизни поэта, с понятием элегия-,

  • развивающая: способствовать развитию умений анализировать лирическое произведение и навыков выразительного чтения, творческих способностей учащихся, обогащению словарного запаса школьников, формированию читательской грамотности учащихся;

  • воспитательная: содействовать формированию у учащихся интереса к творчеству А. С. Пушкина, расширению культурологического кругозора.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина работы В. Тропинина, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись стихотворения «Погасло дневное светило...» в исполнении В. Ланового, шум моря, карта путешествий А. С. Пушкина, видео «Музей А. С. Пушкина в Гурзуфе», критерии оценки чтения произведения, словарь литературоведческих терминов.

Эпиграф:

И ныне Пушкин современней всех,

Но в нём сегодня ещё больше света!

Здравствуй, Пушкин — маг великий слова!

Будь вовек благословен твой путь,

Мнится мне, что ты проездом снова

В Могилёв надумал заглянуть...

И. Пехтерев

Ход занятия

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Цель этапа (планируемый результат): психологическая готовность класса к уроку, создание мотивации к обучению.

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

  • Утро доброе! Как же иначе!

Пожелаем друг другу удачи!

Ведь она нам всегда пригодится,

В добрый путь! Начинаем учиться!

2. Создание ситуации успеха. Актуализация знаний.

  • Прочитайте эпиграф к уроку. Почему Могилёвский поэт Иван Пехтерев говорит о том, что Александр Пушкин современнее всех? Когда вы впервые услышали его произведения? От кого? Какие произведения читали вам родители, воспитатели в детском саду? Что вы изучали на уроках русской литературы? Какие книги Пушкина есть у вас дома? (Ответы учащихся.)

  • Поэзия Александра Сергеевича Пушкина служит нам и в любви, и в горести, и в дружбе, и в воспоминаниях. Это первый поэт, который открывается нам в детстве и остаётся с нами навсегда. Недаром Аполлон Григорьев сказал в своё время: «Пушкин — это наше всё». Поэзия Пушкина высоконравственная, она помогает каждому из нас воспитать в себе человека. Поэтому сегодня на уроке мы будем читать его произведения.

Итак, тема урока: «Южная ссылка в творчестве А. С. Пушкина. “Погасло дневное светило...” — первое романтическое произведение А. С. Пушкина».

  • На какие вопросы темы вы хотели бы получить ответ? (Ответы учащихся.)

  • В конце урока мы с вами должны ответить на вопрос: «Почему “Погасло дневное светило...” — романтическое произведение А. С. Пушкина?»

Учащиеся озвучивают цели урока.

  1. Операционно-познавательный этап.

Цель этапа: создание условий для изучения и осмысления учащимися основных вопросов темы, развитие познавательной активности учащихся.

  1. Постановка проблемного вопроса.

  • Рассмотрите карту путешествий Александра Пушкина. Почему на карте указан Могилёв? (Приложение 1.)

  • Имеются сведения о том, что поэт дважды был проездом в Могилёве. Первый раз Пушкин проезжал по белорусским дорогам в 1820 году. Это было в мае, когда он, по велению императора Александра I, отправлялся в ссылку в Екатеринославль. Через четыре года поэт возвращался в Петербург — тоже через Могилёв.

О встрече Александра Пушкина с могилевчанами мы знаем по воспоминаниям, которые оставил офицер гусарского полка Александр Петрович Распопов. 6 августа, когда перед манежем полковая музыка играла вечернюю зорю, а публика, пользуясь праздничным днём (праздник яблочного спаса) и приятною погодою, гуляла по Шкловской (ныне Первомайской) улице, проезжала на почтовых, шагом коляска, впереди шёл кто-то в офицерской фуражке, шинель внакидку, в красной шёлковой, русского покроя рубахе, опоясанной агашником.

  1. Инсценировка «Встреча А. С. Пушкина с А. П. Распоповым».

Распопов А. П.: Коляска поворотила по Ветряной улице (ныне Карла Либкнехта) на почту; я немедленно поспешил вслед за нею, желая узнать, кто приезжает. Смотритель сказал мне, что едет из Одессы коллежский асессор Пушкин, я тотчас бросился в пассажирскую комнату и, взявши Пушкина за руку, спросил его:

  • Вы, Александр Сергеевич, верно, меня не узнаёте? Я племянник бывшего директора лицея — Егора Антоновича Энгельгардта; по праздникам меня брали из корпуса в Царское Село, где Вы с Дельвигом заставляли меня декламировать стихи.

Пушкин А. С. (обнимая Распопова): Помню, помню, Саша, ты проворный был кадет.

Распопов А. П.: Я, от радости такой неожиданной встречи, не знал, что делать; опрометью побежал к гулявшим со мною товарищам известить их, что проезжает наш дорогой поэт Пушкин. Все поспешили на почту. (Сейчас на месте разрушенной почты находится пристроенный к университету им. А. А. Кулешова корпус.) Восторг был неописуемый, что между нами великий поэт Пушкин, мы взяли его на руки и отнесли, поблизости, на мою квартиру. Пушкин был восхищён нашим энтузиазмом, мы поднимали на руки дорогого гостя. Пушкин был в самом весёлом и приятном расположении духа.

  • По свидетельству современников, Могилёв и горожане Пушкину понравились. Когда в 1825 году в Санкт-Петербурге вышел двухтомник произведений архиепископа Могилёвского и Мстиславского Георгия Конисского, Пушкин в журнале «Современник» опубликовал рецензию на них. Высоко оценивая деятельность и творческое наследие святителя, поэт назвал Конисского «самым достопамятным человеком XVIII века». И здесь прослеживается память о посещении Могилёва. Из Могилёва на юг он выезжал по Черниговской улице (ныне пр. Пушкинский).

  1. Работа с интернет-источниками. Индивидуальное сообщение «Южная ссылка А. С. Пушкина (1820-1824)» (http://hronika. su/kratkaya-biografiya-yuzhnoy-ssylki-pushki/).

Релаксационная пауза.

  • Кто отдыхал в Гурзуфе? Если посчастливится побывать в Гурзуфе, то обязательно посетите музей А. С. Пушкина.

Демонстрируется видео «Музей А. С. Пушкина в Гурзуфе».

  1. Развитие речи (групповая работа).

  • Слушая шум моря и созерцая морской пейзаж (gif-анимация), напишите миниатюру по первым стихотворным строкам: «Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман...» (Приложение 2).

  1. Опережающее задание «История создания стихотворения “Погасло дневное светило...”» (Приложение 3).

  2. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Погасло дневное светило...».

  • Какие чувства пробудило у вас это стихотворение?

  1. Словарная работа.

  • Каково лексическое значение слова светило?

  • Что такое ветрило?

  • Найдите устаревшие формы слов (старославянизмы). Почему поэт их использует? (Устаревшие слова создают возвышенный слог.)

  1. Чтение стихотворения учащимися вслух.

Взаимооценка (словесная) выразительного чтения учащихся согласно критериям.

  • Стихотворение написано в жанре элегии. Найдите определение в словаре.

Учащиеся находят определение жанра в словаре литературоведческих терминов.

  1. Анализ стихотворения (фронтальная работа).

  • Почему это стихотворение называют элегией? Какие черты романтизма проявились в нём? (Элегия «Погасло дневное светило...» знаменует начало романтического периода в творчестве Пушкина. Здесь звучит традиционная для романтизма тема бегства романтического героя. Стихотворение содержит весь набор характерных признаков романтического мироощущения: тоскующий беглец, покинутая навсегда родина, намёки на «безумную любовь», на обман. Образ лирического «я» близок автору, для которого наступила новая пора жизни. В основе текста контраст между прежним и нынешним, между ожиданием свободы и её отсутствием у изгнанника поневоле.)

  • Назовите образы-символы.

  • В чём смысл символических образов моря и паруса? Чем они созвучны душе лирического героя? (В центре элегии — личность самого автора, вступающего в новую пору жизни. «Биография души» Пушкина созвучна с «биографией века», а потому в элегии современники ценили, по словам Зинаиды Рез, «обобщённый и значительный романтический характер лирического героя, для которого свойственны разочарованность, недовольство и смутное стремление к лучшему». Таким образом, главный мотив элегии — возрождение свободы и нравственного очищения души.)

  1. Работа с картиной И. Айвазовского «Пушкин в Гурзуфе» (Приложение 4).

  • Посмотрите внимательно на репродукцию картины Ивана Айвазовского «Пушкин в Гурзуфе». Какими строчками из элегии вы могли бы прокомментировать картину? («Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан».)

  • Как вы думаете, что объединяет картину Ивана Айвазовского и элегию Пушкина? (Романтический пафос, образ океана, любовь к стихиям.)

  1. Работа с текстом стихотворения (в парах).

  • Назовите художественные особенности стихотворения.

  1. я пара: найти метафоры. Какую роль в стихотворении они играют? («Изменила радость», «волнуйся подо мной, угрюмый океан», «мечта летает», «летает корабль», «младость отцвела». Метафоры придают повествованию живость.)

  2. я пара: найти эпитеты. Какую роль в стихотворении они играют? («Послушное ветрило», «угрюмый океан», «берег отдалённый», «земля полуденная», «волшебные края», «мечта знакомая», «брега печальные», «туманная родина», «потерянная младость», «легкокрылая радость», «сердце хладное», «весна златая». Эпитеты у Пушкина точные и ёмкие. Традиционные эпитеты в сочетании с оригинальными делают речь приближённой к народной: море синее, туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние. При использовании эпитетов часто наблюдается инверсия.)

  • Прослушав замечательное стихотворение, созданное на юге, скажите: наказанием или благом был период южной ссылки для Пушкина? (Лучше всего ответил сам Пушкин в письме к брату: «Суди, был ли я счастлив: свободная беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался; счастливое, полуденное небо; горы, сады, 'море; друг мой, любимая надежда — увидеть опять полуденный берег и семейство Раевских». А. С. Пушкин на всю жизнь сохранил любовь к величественному Кавказу, Крыму, пышной южной природе.)

  1. Контрольно-коррекционный этап.

Цель этапа: выявление затруднений, их коррекция.

Подведение итогов урока.

Интерактивная игра «Микрофон».

  1. Причина южной ссылки А. С. Пушкина...

  2. Годы южной ссылки А. С. Пушкина...

  3. Города, в которых побывал Пушкин во время изгнания...

  4. Произведения, которые были написаны в этот период...

  5. Черты романтизма в стихотворении А. С. Пушкина «Погасло дневное светило...».

  6. Романтический пафос стихотворения А. С. Пушкина «Погасло дневное светило...».

  1. Рефлексия.

Цель этапа: осмысление учащимися выполнения поставленных задач, самооценка своей деятельности.

  1. Приём «Светофор».

  • Смогли ли мы ответить на те вопросы, которые ставили в начале урока? (Если всё понятно, учащиеся поднимают зелёные карточки, если есть затруднения — красные.)

  1. Заключительное слово учителя.

  • Кто знает, как увековечена память об Александре Пушкине в Могилёве? (Могилевчане чтят память об А. С. Пушкине. В Могилёве есть библиотечный колледж имени А. С. Пушкина, возле которого 6 июня 2015 года открыт бюст А. С. Пушкину. Проспект у древнего моста через Днепр называется Пушкинским. На нём находится Центральная городская детская библиотека имени А. С. Пушкина, установлен памятник А. С. Пушкину.)


Приложение 3


История создания стихотворения «Погасло дневное светило...»

Стихотворение написано в августе 1820 года. Поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Феодосию, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию, сгущает краски, рассказывая о бушующем океане.

«Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, виноградом, лаврами и кипарисами; везде мелькали небольшие южнобережные селения... Ночью на корабле написал я элегию». Так в своём письме брату писал 20-тилетний Александр Пушкин в конце августа 1820 года по прибытии ранним утром из Феодосии в Гурзуф. Почти три недели, проведённые там, стали, по словам самого поэта, «самыми счастливыми днями» его жизни и заняли, несомненно, значительное место в его душе.