Л. К. Шаматранова, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 19 г. Могилёва»
Навстречу членам предложения
Урок — деловая игра в VIII классе
Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Особенности учебных деловых игр:
моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
поэтапное развитие игры (как правило, выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего);
наличие конфликтных ситуаций;
совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
контроль игрового времени;
элементы состязательности;
правила, система оценки хода и результатов игры.
Этапы деловой игры
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, план деловой игры, описание заданий действующих лиц. Далее идёт ввод в игру: определяется режим работы, формулируется главная цель занятия. Участникам и экспертам выдаются пакеты материалов, инструкций, правил. Собирается дополнительная информация. При необходимости игроки обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры.
Этап проведения. После того как игра началась, никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Ведущий (в данном случае — учитель) может лишь корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников:
позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик;
организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор;
позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор;
методологические позиции: критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.
На этом этапе выступают эксперты, происходит обмен мнениями, учащиеся защищают свои решения и выводы. В заключение
Методика и опыт
учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Деловые игры при правильном использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности школьников на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», — писал К. Д. Ушинский.
Оборудование: листочки с заданиями, листы для рисования, карандаши, четыре зеркальца, плакаты с высказываниями о русском языке.
Музыкальное оформление: песни из мультфильмов (включаются во время подготовки команд).
Участники: ведущие, жюри, 4 команды.
Ход игры
«Риторы».
Для более точного выражения мысли следует подобрать нужные слова. Сейчас вам не придётся подбирать слова, вам необходимо подобрать нужные буквы, чтобы узнать, чему посвящено наше мероприятие. Расположите подчёркнутые буквы и их сочетания в указанном порядке и назовите тему игры.
5 6 12847 9 10 3
Прок, еда, число, еноты, ложь, имя, лень.
Ответ: члены предложения.
«Сюрреалисты».
Один из способов создания сюрреалистами стихотворений был таков: они вырезали разные слова или словосочетания ид газет, потом в «беспорядочном порядке» выкладывали их на лист бумаги и соединяли. Получалось сюрреалистическое стихотворение. Но мы газет резать не будем. Мы составим предложения другим сюрреалистическим способом. На листах записаны вопросы, задача каждого участника — написать ответ на него и завернуть лист так, чтобы другие не видели написанного. В конце мы получим целое предложение.
Учащимся раздаются листы, на которых в столбик написаны следующие вопросы:
когда?
кто? или что?
с кем? или с чем?
что сделал?
зачем?
После того как все команды выполнят задание, полученные предложения зачитываются. Оценивается творческий подход, активность команд.
«Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».
Каждая команда получает лист с подробным описанием того, что следует искать: необходимо определить часть речи и подобрать пример, отвечающий всем указанным требованиям.
Даны следующие указания:
Слово стоит в именительном падеже, в предложении выполняет роль подлежащего, женского рода, отвечает на вопрос кто?.
Слово в предложении выполняет роль сказуемого, в форме будущего времени, отвечает на вопрос что сделает?.
Слово в предложении выполняет роль определения, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая?.
Слово в предложении выполняет роль обстоятельства, обозначает признак признака, не изменяется, отвечает на вопрос как?.
После того как команды зачитают свои ответы, им предлагается соединить их в одно предложение.
«Шифровка».
Дано предложение: За окном щебетали от радости весенние птички.
Ниже дана зашифрованная характеристика его членов:
Для того чтобы расшифровать запись, необходимо подставить зеркало и читать, отделяя конец предыдущего слова от начала следующего. Команда, разгадавшая запись первой, получает четыре очка, второй — три очка, третьей — два очка, четвёртой — одно очко.
Расшифровка: обстоятельство места за окном, простое глагольное сказуемое щебетали, обстоятельство причины от радости, согласованное определение весенние, подлежащее птички.
«Нарисуй-ка!».
Учащимся раздаются листы для рисования и карандаши. Капитаны команд вытягивают листочки с названиями членов предложения. Необходимо так изобразить член предложения, чтобы другие команды поняли, о чём идет речь.
Предлагаемые члены предложения:
определение;
дополнение;
приложение;
обстоятельство.
Оценивается доступность восприятия рисунка, творческий подход.
«Конкурс редакторов».
Командам предлагается отредактировать речевые недочёты, связанные со смешением паронимов, и указать, какими членами предложения являются эти слова.
При Петре I было восстание стрелков.
Вернувшись с работы, мы сыто пообедали.
Мальчику очень понравился рыбий суп.
Это была памятливая для меня поездка.
Он так мало знает! Какой он невежа!
Собака была злостная, всех кусала.
Телефонистка вызывала по телефону всех абонементов, проживающих в этом доме.
Эта девушка была большая юмореска по натуре.
Оценивается правильность выполнения задания.
Необходимо сделать следующие замены: стрелков — стрельцов, сыто — сытно, рыбий — рыбный, памятливая — памятная, невежа — невежда, злостная — злая, абонементов — абонентов, юмореска — юмористка. Эти слова являются определениями в 1, 3 и 4-м предложениях, обстоятельством — во 2-м, сказуемым — в 5, 6 и 8-м, дополнением — в 7-м предложениях.
«Знатоки русской народной мысли».
Командам предлагается разгадать кроссворд и указать, какими членами предложения являются пропущенные слова.
По горизонтали: 5. Бедность не (порок).
Мели, (Емеля), твоя неделя. 9. Кабы лиса не подоспела, то бы (овца) волка съела. 11. Молчание — (знак) согласия. 12. Старость не (радость). 13. А (ларчик) просто открывался. 15. Лиха беда — (начало). 16. Новый (веник) чисто
метёт. 18. Не всё коту Масленица, бывает и Великий (пост). 19. Слышал (звон), да не знает, где он. 21. (Рыбак) рыбака видит издалека. 24. Шумим, (братец), шумим. 25. Близок (локоть), да не укусишь. 26. Не дорог (подарок), дорога любовь.
На (вкус) и цвет товарищей нет. 30. Перемелется — (мука) будет. 31. (Герой) не моего романа. 32. Береги (честь) смолоду.
По вертикали: 1. (Уговор) дороже денег.
Нашла коса на (камень). 3. Если Магомед не идёт к горе, то (гора) идёт к Магомеду. 4. Кто старое помянет, тому (глаз) вон. 7. На ловца и (зверь) бежит. 8. Чужой (калач) скоро приедается. 10. Один в поле не (воин). 14. Не плюй в (колодец), пригодится воды напиться. 15. (Недосол) на столе, а пересол на спине. 16. Собака лает — (ветер) носит. 17. Терпи, (казак), атаманом будешь. 20. На воре и (шапка) горит. 22. Человек человеку — друг, товарищ и (брат). 23. Дорога (ложка) к обеду. 26. Не было у бабы хлопот, так купила (порося). 27. Зри в (корень).
(Свет) не без добрых людей. 30. Дитя не плачет, (мать) не разумеет.
Команды получают очки в соответствии с количеством правильно угаданных и охарактеризованных слов.
Блиц-опрос.
Команды становятся в колонну, перемешавшись между собой. Ведущий задаёт вопросы, требующие ответа да или нет. Участник, давший неверный ответ, становится в конец колонны. Очки присуждаются той команде, на участнике которой закончился опрос.
Предлагаемые вопросы
Синтаксис — это раздел грамматики?
Определение — это главный член предложения?
Подлежащее — это второстепенный член предложения?
Может ли инфинитив быть любым членом предложения?
Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым?
Может ли сказуемое быть простым именным?
Может ли сказуемое быть простым глагольным?
Подлежащее может быть выражено прилагательным?
Дополнение — это второстепенный член предложения?
Сказуемое — это второстепенный член предложения?
Бывает ли обстоятельство цели?
Бывает ли дополнение причины?
Может ли наречие быть подлежащим?
Может ли числительное быть сказуемым?
Может ли существительное быть сказуемым?
Книга сестры — это согласованное определение?
В конце повествовательного предложения ставится точка?
Сказуемое подчёркивается двумя чертами?
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей?
На вопрос когда? отвечает определение?
Приложение — это разновидность определения?
Дополнение — это разновидность определения?
Дополнение может быть косвенным?
Может ли подлежащее быть выражено родительным падежом?
В двусоставных предложениях один член предложения?
В конце побудительных предложений ставится точка?
Если в предложении нет второстепенных членов, то оно распространённое?
Управление — это вид сочинительной, связи?
Приложение подчёркивается так же, как определение?
Может ли дополнение быть прямым?
Может ли в простом предложении стоять тире?
Может ли в простом предложении быть пять запятых?
Бывает ли обстоятельство уступки?
Ставится ли запятая в сочетании ни свет ни заря?
Правильно ли выражение: Я одела платье?
Правильно ли выражение: Мама надела дочку?
Существительное — член предложения?
40. Морфология — раздел синтаксиса?
Определение — второстепенный член предложения?
Пятёрка — числительное?
Наречие может быть сказуемым?
Определение отвечает на вопрос зачем?
Обстоятельство подчёркивается сплошной линией?
Дополнение подчёркивается прерывистой линией?
В предложении Солнце село слово солнце является дополнением?
Предложение Девочка была маленького роста распространённое?
Предложение Пойду погуляю односоставное?
Может ли междометие быть подлежащим?
Может ли сказуемое быть составным глагольным?
Предложение Какой сегодня день? повествовательное?
Слово ярко может быть сказуемым?
Слово тускло может быть обстоятельством?
Слово мяу может быть подлежащим?
Правильно ли согласовано определение в сочетании длинный магистраль?
Может ли в конце повествовательного предложения стоять вопросительный знак?
Может ли в конце предложения стоять два знака препинания?
Ваша команда победила в этом конкурсе?
Подведение итогов.