СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шаталов и его методы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Шаталов и его методы»

Технология обучения учебного материала через опорные  сигналы (В.Ф.Шаталов)

Технология обучения учебного материала через опорные сигналы (В.Ф.Шаталов)

Особенности системы В.Ф Шаталова: предельно понятное объяснение учебного материала на уроке: сначала развёрнутое изложение, а затем – свёртывание материал в логическую блок-схему (опорный плакат); разделение на уроке слушания и записывания учениками;

Особенности системы В.Ф Шаталова:

  • предельно понятное объяснение учебного материала на уроке: сначала развёрнутое изложение, а затем – свёртывание материал в логическую блок-схему (опорный плакат);
  • разделение на уроке слушания и записывания учениками;
Особенности системы В.Ф Шаталова: контроль знаний учащихся по блок-схемам; ученик должен по памяти нарисовать; опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала; опора на традиционное обучение (усвоение знаний не исключает развития мышления учащихся, но главным всё же является воспроизведение знаний); создание в классе комфортной социально-психологической атмосферы, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно; оценивание каждого ученика на каждом уроке; возможность ученика улучшить свой балл.

Особенности системы В.Ф Шаталова:

  • контроль знаний учащихся по блок-схемам; ученик должен по памяти нарисовать; опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала;
  • опора на традиционное обучение (усвоение знаний не исключает развития мышления учащихся, но главным всё же является воспроизведение знаний);
  • создание в классе комфортной социально-психологической атмосферы, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно;
  • оценивание каждого ученика на каждом уроке;
  • возможность ученика улучшить свой балл.
Опорные сигналы выступают лишь средством, но средством многофункциональным, пронизывающим весь учебный процесс. Они применяются… как средство наглядности и образец логического свёртывания большого объема информации при объяснении нового материала; как дидактический материал для организации закрепления; как средство организации домашней подготовки; как памятки для повторения, обобщения и систематизации изученного; как средство контроля; как форма письменного ответа учащихся при контроле;

Опорные сигналы выступают лишь средством, но средством многофункциональным, пронизывающим весь учебный процесс. Они применяются…

  • как средство наглядности и образец логического свёртывания большого объема информации при объяснении нового материала;
  • как дидактический материал для организации закрепления;
  • как средство организации домашней подготовки;
  • как памятки для повторения, обобщения и систематизации изученного;
  • как средство контроля;
  • как форма письменного ответа учащихся при контроле;
Основные требования к опорным сигналам: лаконичность – максимальная краткость; структурность – ясно видимые связи между всеми изображёнными на листе элементами; наличие смысловых акцентов – в общей структуре должны быть выделены разнородные элементы, начало и конец логической цепочки, ключевое событие, главная причина и т.д.; автономность – каждый лист опорных сигналов обладает смысловой завершённостью, соответствует определённой теме учебного материала; ассоциативность и образность условных изображений; доступность для воспроизведения от руки (опорные сигналы воспроизводятся детьми при проверке домашнего задания); цветовая наглядность – использование разного цвета для расстановки смысловых акцентов.

Основные требования к опорным сигналам:

  • лаконичность – максимальная краткость;
  • структурность – ясно видимые связи между всеми изображёнными на листе элементами;
  • наличие смысловых акцентов – в общей структуре должны быть выделены разнородные элементы, начало и конец логической цепочки, ключевое событие, главная причина и т.д.;
  • автономность – каждый лист опорных сигналов обладает смысловой завершённостью, соответствует определённой теме учебного материала;
  • ассоциативность и образность условных изображений;
  • доступность для воспроизведения от руки (опорные сигналы воспроизводятся детьми при проверке домашнего задания);
  • цветовая наглядность – использование разного цвета для расстановки смысловых акцентов.
Примеры опорных конспектов

Примеры опорных конспектов

Виктор Федорович Шаталов разработал свою систему обучения в начале 1970-х гг. Она нацелена на то, чтобы ученик понимал, помнил и применял свои знания в различных условиях.

Виктор Федорович Шаталов разработал свою систему обучения в начале 1970-х гг. Она нацелена на то, чтобы ученик понимал, помнил и применял свои знания в различных условиях.