Урок 3-4 Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
Цель урока: ознакомить обучающихся с природным конструкционным материалом — древесиной, строением древесины и областью её применения, пиломатериалами и древесными материалами; научить различать породы древесины и виды пиломатериалов, подбирать нужный материал для изделия; воспитывать бережное отношение к природе; формировать и развивать экологическое мышление.
Дидактические средства обучения: образцы древесины различных пород, образцы пиломатериалов и древесных материалов (ДСП, ДВП, шпон, фанера), плакат с изображением строения ствола дерева; примеры (фотографии) изделий различного назначения из древесины разных пород; учебник технологии (§ 3), РТ, ПК.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, лабораторно-практическая работа.
Тип урока: комбинированный.
Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные.
Опорные понятия: древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины (кора, годичные кольца), текстура, пиломатериалы (доски, брусья, бруски, горбыль), элементы пиломатериалов (пласть, ребро, торец, кромка), древесные материалы (фанера, шпон).
Ход урока
1.Изложение нового материала
На данном уроке учитель излагает основные сведения о древесине как природном конструкционном материале. При демонстрации строения ствола дерева (на отрезке древесины) можно предложить школьникам определить (посчитать по годичным кольцам) возраст дерева.
Для объяснения темы урока учителю необходимо подготовить и показать ученикам образцы древесины лиственных пород: дуба, берёзы, осины, липы, клёна и др., а также хвойных пород: ели, сосны, лиственницы и др. Эти образцы желательно покрыть бесцветным лаком для сохранения на длительное время их цвета и текстуры. Наглядным дидактическим средством при объяснении может стать стенд «Породы древесины» (данный стенд является хорошим объектом для творческого проекта пятиклассников).
Одновременно с этим целесообразно продемонстрировать изделия из различных пород древесины, например из древесины берёзы — ручки столярных инструментов, клёна — колодка для рубанка, осины — спички и т. п. Весьма полезен также показ фотографий художественных изделий, музыкальных инструментов из древесины или демонстрация этих объектов с помощью мультимедийного проектора.
При изучении пиломатериалов следует акцентировать внимание школьников на названиях таких элементов, как пласть, ребро, торец, кромка, поскольку они будут упоминаться практически на всех уроках по обработке древесины.
Для демонстрации древесных материалов подготовьте небольшие образцы древесностружечной и древесноволокнистой плит, шпона, фанеры и др. Поясните, каким образом перекрёстное расположение волокон шпона при склеивании делает фанеру прочным материалом.
Лабораторно-практическая работа № 1. Распознавание древесины и древесных материалов Для проведения лабораторно-практической работы № 1 из учебника учителю необходимо подготовить 15–30 образцов древесины различных пород, для того чтобы каждый ученик изучил образцы двух лиственных (твёрдую и мягкую) пород и одной хвойной породы. Размеры образцов примерно 6 × 4 × 1 см3.
В ходе практической работы ученики выполняют п. 1–4 задания 1 в рабочей тетради. В завершение — п. 5 «Проверь себя».
2.Текущий инструктаж Во время урока учитель постоянно напоминает учащимся о соблюдении правил безопасной работы.
3.Подведение итогов урока По окончании урока учитель ставит оценку за выполнение лабораторно-практической работы № 1 и задания 1 из рабочей тетради.
Правильные ответы к заданию «Проверь себя» по теме «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы»
Верны ли следующие утверждения?
Утверждение | Да | Нет | Контроль и оценка знаний |
1. | ✓ | | Неправильных ответов нет ценка «5». Неправильных ответов 1–2 — оценка «4». Неправильных ответов 3–4 — оценка «3». Неправильных ответов 5 — материал темы не освоен. |
2. | ✓ | |
3. | | ✓ |
4. | | ✓ |
5. | ✓ | |
4.Задание на дом Ответить на вопросы, приведённые в конце § 3 учебника.
Приготовить и принести на следующий урок чертёжные инструменты: простые карандаши, линейку, циркуль, ластик.
3. Найти в Интернете, чем древесина карельской берёзы отличается о древесины берёзы, произрастающей в средней полосе России, и где она применяется. Рассказать об этом на следующем уроке.

Задание 1. Перечислите основные породы древесины
Лиственные породы | Хвойные породы |
| |
Задание 2. Какие материалы из перечисленных относятся к пиломатериалам, а какие к древесным.
Доска, древесно-стружечная плита(ДСП), брус, фанера, древесно-волокнистая плита(ДВП), горбыль, брусок,шпон.
Пиломатериалы | Древесные материалы |
| |
Задание3. Выполните лабораторно-практическую работу № 1
Задание 4. Изучи образцы древесных материалов, результаты занеси в таблицу.
Характеристика материалов | Тип древесного материала |
ДСП | ДВП | Шпон | Фанера |
Состав материала | | | | |
Толщина | | | | |
Задание 5. Верны ли следующие утверждения?
№ | Утверждение | Да | Нет |
1 | Древесина легко обрабатывается резанием, хорошо склеивается и соединяется гвоздями | | |
2 | Древесину применяют для изготовления мебели | | |
3 | Дуб имеет мягкую древесину | | |
4 | Древесина клена имеет запах хвои | | |
5 | ДСП получают на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой | | |
Тест
1. Что получают из бревен при продольной распиловке?
а)пиломатериалы | б)брус | в)доски |
2.Какой бывает древесина по твердости?
а)твердая | б)мягкая | в)твердая и мягкая |
3.Какие части строения древесины видны на поперечном разрезе ствола?
а)кора, сердцевина, ядро, годичные кольца | б) кора, заболонь, сердцевина, ядро | в) кора, заболонь, ядро, сердцевина, годичные кольца |
4.Где перечислены только хвойные породы деревьев?
а)сосна, дуб, пихта | б)ель, сосна, береза | в)ель, сосна, пихта |
5.Как называется часть помещения с установленным оборудованием?
а)рабочее место | б)мастерская | в)место для занятий |
6.Чем должно быть оснащено рабочее место ученика в столярной мастерской?
а)спецодеждой, инструментами, материалами | б)столярным верстаком, необходимыми материалами и инструментами | в) столярным верстаком, спецодеждой и материалами |
7.Из какого материала изготавливают изделия в столярной мастерской?
а)из металла | б)из древесины | в)из металла и древесины |