10 мин. | II. Проверка пройденного материала. По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы . Определите металл. Ставлю пять подсказок. Кто использует меньше подсказок, тот лучше усвоил домашний материал. Этот металл используют для металлотермии – восстановления редких металлов из их руд. Сульфат данного элемента, известный под названием горькой, или английской, соли, используется в медицине в качестве слабительного средства. Морская соль имеет горький вкус из-за наличия в ней катионов данного металла. Сжигание данного металла сопровождается ослепительной вспышкой, поэтому его раньше применяли при фотографировании. В его атоме на внешнем уровне два электрона, все электроны размещены на трёх энергетических уровнях. Ответ: магний. Вследствие высокой химической активности этот металл не пригоден для изготовления изделий. В организме взрослого человека содержится более 1 кг данного элемента в виде фосфата. Этот металл был впервые получен Г. Дэви в 1808 г. Соединения этого элемента широко используется, например, в строительстве. Мел, мрамор, известняк- это его карбонат. В его атоме на внешнем уровне два электрона, все электроны размещены на четырёх энергетических уровнях. Ответ: кальций. | Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. | Кубик Блума |
20 мин. | III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кластер»   Задание первой команде: Осуществите цепочку превращений: Mg → MgSO4 → Mg(NO3)2 → MgO → MgCl2 → Mg(OH)2 Для последнего действия составьте полное ионное и сокращенное ионное уравнение. Отгадайте загадки: а) Жил да был один шпион Звался он сульфат ион. Незаметный и невзрачный И на вид совсем прозрачный. Но нашёлся спецагент Уникальный реагент. Постарался славно он – В осадок выпал вдруг шпион. (Хлорид бария) б) Я, конечно, очень нужен. Без меня не сваришь ужин, Не засолишь огурца, Но не только лишь в еде – Я живу в морской воде. Если льет слеза из глаз, Вкус припомнишь мой ты сразу. Кто догадлив, говорит: Это – (натрия хлорид). в) Удивительный металл – Кем же только он не стал, Вместе с группою (-ОН) Побелили весь этаж. А из него и карбонат иона Скульптор сделал Аполлона. (Кальций) Найти в правом столбце название веществ, формулы которых приведены в левом столбце: Формулы веществ | Название веществ | Ba(OH)2 | Оксид магния | MgO | Оксид бериллия | Sr | Сильфит магния | CaCO3 | Стронций | MgH2 | Хлорид бария | CaC2 | Гидроксид бария | BeO | Хлорид бария | MgSO3 | Карбонат кальция | BaCl2 | Фосфат кальция | Ca3(PO4)2 | Карбид кальция | Составьте как можно больше новых формул веществ, используя атомы из заданной формулы. В новых формулах не может быть больше атомов определенных химических элементов, чем в исходной. а) Са3(РО4)2; ответ: Сa, O2, O3, СaO, Р2O3, Р2O5, Р. Решите задачу: массовая доля костей человека составляет 20% от общей массы организма. На долю фосфата кальция, входящего в состав костей, приходится также 20% от массы костей. Зная массу своего тела, рассчитайте, сколько килограммов фосфата кальция содержится в вашем организме. Сколько килограммов кальция содержится в нем? Задание второй команде: Осуществите цепочку превращений: Са → Са(OH)2 → Са(NO3)2 → СаO → СаCl2 → Са3(РО4)2 Для последнего действия составьте полное ионное и сокращенное ионное уравнение. Отгадайте загадки: а) Брат один сердитый, Другой брат ядовитый. Первый брат в воде горел, Брат другой позеленел. Первый брат – металл у нас, Брат другой – конечно газ. Если их объединить, Можно чудо совершить. Попадутся братцы эти, Вам в супу или в котлете! (натрий, хлор) б) Он режется ножом, В воде газует, выделяя водород И, исчезая в весе, В растворе щелочь образует, Горит лиловым в кислороде, Находят лишь в соединениях И в нем нуждаются растения. (Калий) ) Как-то раз металл в кислоту попал. Закипело, зашипело и со свистом улетело! Удивляется народ: - Что такое? (Водород!) Найти в правом столбце название веществ, формулы которых приведены в левом столбце: Формулы веществ | Название веществ | Ba(OH)2 | Оксид магния | BaCl2 | Фосфат кальция | BeO | Хлорид бария | Ca3(PO4)2 | Карбид кальция | CaC2 | Гидроксид бария | CaCO3 | Стронций | MgH2 | Хлорид бария | MgO | Оксид бериллия | MgSO3 | Карбонат кальция | Sr | Сильфит магния | Составьте как можно больше новых формул веществ, используя атомы из заданной формулы. В новых формулах не может быть больше атомов определенных химических элементов, чем в исходной. а) Mg3(РО4)2; ответ: Mg, P, O2, O3, MgO, P2O3, P2O5. Решите задачу: массовая доля костей человека составляет 20% от общей массы организма. На долю фосфата кальция, входящего в состав костей, приходится также 20% от массы костей. Зная массу своего тела, рассчитайте, сколько килограммов фосфата кальция содержится в вашем организме. Сколько килограммов кальция содержится в нем? Задание третьей команде: Осуществите цепочку превращений: Ва → ВаSO4 → Ва(NO3)2 → Ва(OН)2 → ВаCl2 → ВаСО3 Для последнего действия составьте полное ионное и сокращенное ионное уравнение. Отгадайте загадки: а) Ослепительным пламенем ярким Как звездочка, чудо горит, Металл тот и белый и легкий В двенадцатой клетке стоит Он в сплавах легчайших, нашел примененье Как стойкий и легкий металл, И в деле самолетостроения Он видное место занял. (Магний) б) Я растворчик изучал. Лакмус в нем синее стал. Поглощал раствор тотчас Кислый углекислый газ! Про такой раствор я знаю, Что среда в нем ... (щелочная) в) Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело? (Гашение извести или питьевой соды) Найти в правом столбце название веществ, формулы которых приведены в левом столбце: Формулы веществ | Название веществ | Ba(OH)2 | Магний | CaO | Оксид бериллия | Mg | Сильфит магния | CaCO3 | Оксид кальция | MgH2 | Хлорид бария | CaC2 | Гидроксид бария | BeO | Хлорид бария | MgSO3 | Карбонат кальция | BaCl2 | Фосфат кальция | Ca3(PO4)2 | Карбид кальция | Составьте как можно больше новых формул веществ, используя атомы из заданной формулы. В новых формулах не может быть больше атомов определенных химических элементов, чем в исходной. а) СаSO4; ответ: Сa, O2, O3, СаO, SO2, SO3, СаS, СаSO3. |
10 мин. | Закрепление урока
Решите задачу: массовая доля костей человека составляет 20% от общей массы организма. На долю фосфата кальция, входящего в состав костей, приходится также 20% от массы костей. Зная массу своего тела, рассчитайте, сколько килограммов фосфата кальция содержится в вашем организме. Сколько килограммов кальция содержится в нем? Самостоятельная работа (5 минут). САМОПРОВЕРКА группы ). CaO + H2O = Ca(OH)2 CaO + CO2 = CaCO3 CaO + H2SO4 = CaSO4 + H2O CaO – негашёная известь. Ca(OH )2 + CO2 = CaCO 3 + H2O Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O Ca(OH)2 + CuSO4 = Cu(OH) 2 + CaSO4 Ca(OH)2 – гашёная известь. . Кодированный диктант. Учитель зачитывает несколько утверждений. Учащиеся должны согласиться или не согласиться с каждым утверждением. Вместо ответа “да” они ставят 1, а вместо ответа “нет” – 0: Оксиды проявляют основные свойства, кроме бериллия. (1) Все оксиды главной подгруппы II группы активны в реакции с водой. (0) Оксиды кальция в технике называют негашёной известью. (1) Для обнаружения углекислого газа используют раствор гидроксида кальция – известковую воду. (1) Карбонат бария – основная часть минералов: мела, мрамора, известняка.(0)  IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось?
| Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | Дерево Блоба
Стикеры |