СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ШЭ ВОШ по русскому языку, 5-6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал составлен в соответствии с требованиями Центральной предметно-методической комиссии в 2021-2022 учебном году. Файл содержит как задания, так и критерии их оценивания. 

Просмотр содержимого документа
«ШЭ ВОШ по русскому языку, 5-6 класс»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

возрастная группа (5–6 классы)


Уважаемый участник олимпиады!


Вам предстоит выполнить письменные задания.

Время выполнения заданий соревновательного тура – 1 астрономический час (60 минут). Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим образом:

  • не спеша, внимательно прочитайте задание;

  • обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;

  • если Вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы или схемы, не старайтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные, которые указаны в вопросе;

  • особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить Ваше мнение с учетом анализа поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения). Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию.

Задание соревновательного тура считается выполненным, если Вы вовремя сдаете его членам жюри.

Максимальное количество баллов за работу – 40 баллов.












ЗАДАНИЕ 1. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

Полки, окуни, пряди.


ЗАДАНИЕ 2.  Выпишите слова по группам:

а) без приставки;

б) с приставкой о-;

в) с приставкой от-;

г) с приставкой ото-.

Отцовский, оттепель, отыскать, оторвать, отварить (капусту), отворить (дверь), ошибка, отрывать, отработать, отделать, основать, отселить, отощать, отобразить, отодвинуть, отопить.


ЗАДАНИЕ 3. Определите слова, содержащие удвоенные согласные, по их лексическому значению. Правильно их напишите.

А. Прибор, техническое устройство. Б. Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани. В. Большое желание есть. Г. Острое вирусное заболевание. Д. Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями. Е. Дорога с твердым покрытием. Ж. Укротитель хищных животных. З. Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.


ЗАДАНИЕ 4.  Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачев, Ростовщиков, Скорняков, Пономарев.

ЗАДАНИЕ 5.  Установите правильное согласование:

По кругу резво катил… коляску маленьк… пони.

Спустил…сь тяжел… жалюзи.

Пари не состоял…сь.

Белоснежн… тюль был… накрахмален…

В магазин привезли тонну  красн… помидор…    

ЗАДАНИЕ 6.

Составьте сложное предложение, решив ряд задач.

  1. Из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг возьмите существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребив его в именительном падеже.

  2. Из предложения Мороз разрумянил щёки возьмите сказуемое, употребив его без приставки в 3 лице единственного числа настоящего времени.

  3. Из предложения Кисти винограда свисали до земли возьмите подлежащее, выраженное существительным, употребите его как дополнение.

  4. Из предложения Рябины украшают наши леса возьмите существительное, выступающее в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив в родительном падеже.

  5. Полученное простое предложение сделайте сложным.

  6. Расставьте знаки препинания в составленном вами сложном предложении.





















КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕННЫХ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ТУРА

возрастной группы (5–6 классы) школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2021/2022 учебный год

ЗАДАНИЕ 1.

Модель ответа.

  1. Например: вражеские полки-полки для книг; свежие окуни – окуни в краску; русые пряди – пряди из шерсти

  2. Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.                                                              

Критерии оценивания.

  1. По 1 баллу за каждое верно составленное словосочетание.

  2. За верно указанное свойство ударения - 1 балл.

За верно указанную роль русского ударения – 1 балл.

  Итого: максимум 8 баллов.


ЗАДАНИЕ 2.

Модель ответа.

а) без приставки: отцовский, ошибка, основать;

б) с приставкой о-: отворить (дверь), отощать, отопить;

в) с приставкой от-: оттепель, отыскать, отварить (капусту), отрывать, отработать, отделать, отселить, отобразить;

г) с приставкой ото-: оторвать, отодвинуть.

Критерии оценивания.

По 0,5 балла за каждое верно распределенное слово.

Итого: максимум 8 баллов.

ЗАДАНИЕ 3.

Модель ответа.

А. Аппарат. Б. Аппликация. В. Аппетит. Г. Грипп. Д. Аллея. Е. Шоссе. Ж. Дрессировщик. З. Теннис.

Критерии оценивания.

По 0,5 балла за каждое верно отгаданное по лексическому значению слово..

По 0,5 балла за каждое верно написанное слово.

Итого: максимум 8 баллов.


ЗАДАНИЕ 4.

Модель ответа.

Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий («профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек.


Бортников (бортник – тот, кто занимался бортничеством, т.е. добычей меда диких пчел или лесным пчеловодством).

Знахарев (знахарь – лекарь-самоучка, действующий собственными невежественными способами, якобы с помощью колдовства).

Толмачев (толмач - переводчик, толкователь).

Ростовщиков (ростовщик – дающий деньги в рост, в долг под процент).

Скорняков (скорняк – мастер по выделке мехов из шкур, по выработке меховых изделий).

Пономарев (пономарь – дьячок, в православной церкви причетник псаломщик).

Критерии оценивания.

  1. За указание на то, что приведённые фамилии отражали когда-то род занятий человека – 1 балл.

  2. За каждое правильное приведенное слово, от которого образовалась фамилия – по 1 баллу.


Итого: максимум 7 баллов.



ЗАДАНИЕ 5.

Модель ответа.

По кругу резво катил коляску маленький пони. (м.р.).

Спустилось тяжелое жалюзи. (ср.р.).

Пари не состоялось.(ср.р)

Белоснежный тюль был накрахмален. (м.р)

В магазин привезли тонну  красных помидоров.   

Критерии оценивания.

За каждое слово, поставленное в нужной форме, по 0,5 балла.

Итого: максимум 5 баллов.


ЗАДАНИЕ 6.

Модель ответа.

  1. Получилось простое предложение Осень румянит кисти рябин.

  2. Сложное предложение (пример): Осень румянит кисти рябин, и дерево притягивает взгляд красными гроздьями.

Критерии оценивания.

  1. За правильно составленное простое предложение – 1 балл.

  2. За правильно продолженное сложное предложение – 2 балла. За правильно расставленные знаки препинания в сложном предложении – 1 балл.

Итого: максимум 4 балла.



ОБЩАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ СУММА ЗА РАБОТУ – 40 БАЛЛОВ




7