А. А. Шейда, ГУО «СШ № 1 г. Городка» Витебской области
Тема. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Авторское отношение к изображаемым ситуациям и героям
Цель урока: формирование у учащихся умения выявлять авторское отношение к изображаемым ситуациям и героям.
Задачи: выявить роль диалога в раскрытии характера героев драматического произведения; показать ценность труда, разума, самопожертвования; научиться заполнять карты памяти.
Оборудование: раздаточный материал (карты памяти, тесты, карточки, с помощью которых учащиеся делятся на группы), на доске — картинки с изображением двенадцати месяцев.
Эпиграф:
...Если ты только захочешь,
если ты будешь хорошим,
чистым и честным,
то зацветут для тебя подснежники и в январе...
М. Алигер
Ход урока
Организационный этап.
Класс с помощью тематических карточек поделён на две группы: «Королева» и «Падчерица».
Проверка домашнего задания.
Одно из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Она была написана в 1943 году, во время Великой Отечественной войны, по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, но и расширил его, ввёл новых героев: маленькую королеву, её придворных.
Как вы думаете, почему в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым? (Дети и во время войны остаются детьми, а сказка даже взрослым помогает верить в торжество добра и справедливости.)
Дома вы прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями.
Кратко перескажите содержание сказки.
Постановка цели и задач урока.
Тема нашего урока — «Авторское отношение к изображаемым ситуациям и героям ».
— Как думаете, что мы должны сделать на уроке? Какие задачи стоят перед нами? (Определить жанр произведения; назвать героев произведения; дать им характеристику; выяснить, кто является положительными и отрицательными героями; узнать, чем закончилась сказка, обобщить изученный материал.)
IV. Основной этап.
— На прошлом уроке мы говорили, что Маршак едва ли не самый известный детский писатель. Посмотрите, как много у него рассказов и стихов для детей. Они легко запоминаются, их хочется перечитывать снова и снова. Но «Двенадцать месяцев» отличается от всех этих произведений. Определите жанр произведения. (Пьеса-сказка.) В чём его особенность?
— Как вы думаете, почему автор выбрал подснежник? (Подснежник — самый первый весенний цветок. Такой нежный и хрупкий, но в то же время такой крепкий и сильный. Он пробивается прямо сквозь снег. Такое чудо природы не могло не привлечь к себе внимание писателей.)
Физкультминутка
К месяцам пойдём мы в гости,
Все сомнения отбросьте.
+
И настройтесь на успех!
Сказки созданы для всех!
Покачайтесь.
Покружитесь.
Распрямитесь.
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите.
Вновь трудиться все начните.
V. Работа по тексту.
Работа в группах.
Перед началом урока каждая из групп получает карточки «да»/»нет». Учащиеся в группах обсуждают свои вопросы. Группа-соперник анализирует ответы с помощью карточек «да»/»нет».
Вопросы для команды «Королева».
Что искал Солдат в лесу на Новый год? (Солдату велели принести ёлку.)
Почему Королева предпочитает писать слово «казнить» вместо «помиловать»? (Потому что оно короче.)
О ком говорит Королева: «Вы очень своенравный человек. Что бы я ни сделала, вы говорите: неверно. Что бы я ни написала, вы говорите: не так»? (О Профессоре.)
Корзину с какими цветами повелела Королева доставить во дворец к Новому году? (С подснежниками.)
Правда ли, что люди говорят о Королеве следующее: «Ах, сиротка несчастная!», «Красавица — глаз не отвести!»? (Нет.)
О ком говорит Гофмейстрина: «От неё всего можно ожидать. Это такая невоспитанная девчонка!»? (О Королеве.)
Какая дата, по мнению Королевы, должна наступить после 31 декабря? (32 декабря.)
Кто остаётся рядом с Королевой после того, как вся свита убегает во время ливня? (Солдат и Профессор.)
Чему учит Солдат Королеву? (Просить прощения.)
Вопросы для команды «Падчерица».
Кто отправил Падчерицу в лес за хворостом? (Мачеха.)
Правда ли, что у Падчерицы и Королевы нет родителей? (Да, правда. И Падчерица, и Королева — сироты.)
Кто из месяцев дарит Падчерице серебряное колечко? (Апрель.)
Зачем Старуха с Дочкой подбирают для подснежников корзину побольше? (Чтобы в неё поместилось больше золота.)
Что Дочка Старухи крадёт у Падчерицы? (Колечко.)
О ком Январь говорит: «То у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе — поёт»? (О Падчерице.)
Кто и о ком говорит: «Ах, вот ты какая! Я думала, какая-нибудь мохнатая, косолапая, а ты, оказывается, красивая. Не правда ли, она очень милая?»? (Королева о Падчерице.)
Какие подарки к Новому году дарят друг другу две белки? (Сосновые и еловые шишки.)
Какие «подарки» получают от Января Старуха и Дочь? (Собачьи шубы.)
2. Аналитическая беседа.
1. Какие герои пьесы-сказки вам понравились и почему?
Как реагирует Падчерица, услышав от Солдата рассказ о Королеве? (Падчерица жалеет Королеву.)
Почему Падчерице жаль Королеву? (Потому что она тоже сирота.)
Почему Падчерица давно не играет в куклы? Что символизирует игра в куклы? (В куклы играют в детстве. Падчерица гораздо раньше осознала все тяготы жизни. К ней относятся не как к маленькой, а как ко взрослому человеку, поручают ей взрослую работу.)
Почему Падчерица не замёрзла в лесу? Почему её не съел волк? Почему и животные, и месяцы пожалели Падчерицу и позаботились о ней?
Обратите внимание на авторскую характеристику героев в начале пьесы. Авторское отношение к персонажам проявляется уже в том, какими словами он их описывает. Почему мачеху автор называет не просто мачеха, а Старуха? Ведь, по сути, она ещё не старая. (Слово «старуха» более грубое, оно вызывает негативные ассоциации, в отличие от слов «старушка», «женщина» или даже «мачеха».)
Каково отношение мачехи к Падчерице? Как мать относится к своей родной' дочери? В чём сходство характеров дочери и матери?
Как автор характеризует Гофмейстрину? Почему автор говорит, что она «тощая», а не, к примеру, «худая». Какой персонаж будет положительным — «худой» или «тощий»?
Что автор говорит о Королеве? Почему он называет её именно «девочка», а не «девушка»? («Девочка лет четырнадцати», подчёркивает, что она ещё ребёнок.)
В чём проявляется «детскость», «невзрослость» Королевы? (Капризная; безответственная; не понимает ценности человеческой жизни; не хочет учиться; люди для неё как игрушки; не знает элементарных вещей и т. п.)
Как вы думаете, изменится ли она после того дня в лесу?
3. Заполнение карты памяти «Образы героев».
Королева: ленивая, безответственная, капризная, безграмотная и т. п.
Падчерица: трудолюбивая, добрая, заботливая, послушная, преданная и т. п.
VI. Подведение итогов.
— Не зря говорят, что в сложных, экстремальных ситуациях люди показывают своё истинное лицо. Когда начала происходить быстрая смена времён года, мы смогли увидеть много интересного. Действительно ли придворные преданы Королеве?
— Уважают ли Королеву Старуха и Дочь?
— А как повёл себя старенький Профессор, который нам так не нравился за потакание своей воспитаннице? А Солдат?
— Как отразилось внезапно обретённое богатство на характере Падчерицы?
— Таким образом, мы видим довольно печальную картину. Среди всей свиты льстивых и трусливых подданных истинно преданными оказываются только двое. Даже Гофмейстрина, которая воспитывала маленькую Королеву и, казалось, могла бы к ней искренне привязаться, дважды бросила её в минуту опасности. Мачеха и Дочь угождают Королеве только до тех пор, пока боятся её.
— Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы его понимаете?
— За что месяцы так по-царски наградили Падчерицу? (За то, что она не предала их даже под угрозой казни.)
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
Проиллюстрировать какой-либо фрагмент пьесы-сказки, героя сказки; выполнить задание рубрики «Играем» на с. 123 (в. 1).