СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ШЕЙДА А.А. Урок "С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев". Авторское отношение к изображаемым ситуациям и героям", РЯиЛ 2019-9

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока ШЕЙДЫ А.А. "С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев". Авторское отношение к изображаемым ситуациям и героям", 2019-9

Просмотр содержимого документа
«ШЕЙДА А.А. Урок "С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев". Авторское отношение к изображаемым ситуациям и героям", РЯиЛ 2019-9»

А. А. Шейда, ГУО «СШ № 1 г. Городка» Витебской области


Тема. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Авторское отношение к изображаемым ситуациям и героям

Цель урока: формирование у учащихся умения выявлять авторское отношение к изображаемым ситуациям и героям.

Задачи: выявить роль диалога в раскры­тии характера героев драматического произ­ведения; показать ценность труда, разума, самопожертвования; научиться заполнять карты памяти.

Оборудование: раздаточный материал (карты памяти, тесты, карточки, с помощью которых учащиеся делятся на группы), на доске — картинки с изображением двенад­цати месяцев.

Эпиграф:

...Если ты только захочешь,

если ты будешь хорошим,

чистым и честным,

то зацветут для тебя подснежники и в январе...

М. Алигер

Ход урока

  1. Организационный этап.

Класс с помощью тематических карточек поделён на две группы: «Королева» и «Пад­черица».


  1. Проверка домашнего задания.

  • Одно из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать ме­сяцев». Она была написана в 1943 году, во время Великой Отечественной войны, по мо­тивам словацкой народной сказки о девоч­ке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Мар­шак не только пересказал сюжет сказки, но и расширил его, ввёл новых героев: малень­кую королеву, её придворных.

  • Как вы думаете, почему в годы тяже­лейших испытаний драматург взялся за свет­лую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым? (Дети и во время войны остают­ся детьми, а сказка даже взрослым помога­ет верить в торжество добра и справедли­вости.)

  • Дома вы прочитали сказку. Подели­тесь своими впечатлениями.

  • Кратко перескажите содержание сказ­ки.


  1. Постановка цели и задач урока.

  • Теперь попытайтесь сами сформулиро­вать тему нашего урока.

Тема нашего урока — «Авторское от­ношение к изображаемым ситуациям и ге­роям ».

— Как думаете, что мы должны сделать на уроке? Какие задачи стоят перед нами? (Определить жанр произведения; назвать героев произведения; дать им характери­стику; выяснить, кто является положи­тельными и отрицательными героями; уз­нать, чем закончилась сказка, обобщить из­ученный материал.)


IV. Основной этап.

— На прошлом уроке мы говорили, что Маршак едва ли не самый известный дет­ский писатель. Посмотрите, как много у него рассказов и стихов для детей. Они легко за­поминаются, их хочется перечитывать снова и снова. Но «Двенадцать месяцев» отлича­ется от всех этих произведений. Определите жанр произведения. (Пьеса-сказка.) В чём его особенность?

— Как вы думаете, почему автор выбрал подснежник? (Подснежник самый первый весенний цветок. Такой нежный и хрупкий, но в то же время такой крепкий и сильный. Он пробивается прямо сквозь снег. Такое чудо природы не могло не привлечь к себе внимание писателей.)


Физкультминутка

К месяцам пойдём мы в гости,

Все сомнения отбросьте.

+

И настройтесь на успех!

Сказки созданы для всех!

Покачайтесь.

Покружитесь.

Распрямитесь.

Приседайте, приседайте.

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку.

Глубоко теперь вздохните.

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите.

Вновь трудиться все начните.


V. Работа по тексту.

  1. Работа в группах.

Перед началом урока каждая из групп получает карточки «да»/»нет». Учащиеся в группах обсуждают свои вопросы. Группа-со­перник анализирует ответы с помощью кар­точек «да»/»нет».

Вопросы для команды «Королева».

  1. Что искал Солдат в лесу на Новый год? (Солдату велели принести ёлку.)

  2. Почему Королева предпочитает писать слово «казнить» вместо «помиловать»? (По­тому что оно короче.)

  3. О ком говорит Королева: «Вы очень своенравный человек. Что бы я ни сделала, вы говорите: неверно. Что бы я ни написала, вы говорите: не так»? (О Профессоре.)

  4. Корзину с какими цветами повеле­ла Королева доставить во дворец к Новому году? (С подснежниками.)

  5. Правда ли, что люди говорят о Коро­леве следующее: «Ах, сиротка несчастная!», «Красавица — глаз не отвести!»? (Нет.)

  6. О ком говорит Гофмейстрина: «От неё всего можно ожидать. Это такая невоспитан­ная девчонка!»? Королеве.)

  7. Какая дата, по мнению Королевы, должна наступить после 31 декабря? (32 де­кабря.)

  8. Кто остаётся рядом с Королевой после того, как вся свита убегает во время ливня? (Солдат и Профессор.)

  9. Чему учит Солдат Королеву? (Просить прощения.)

Вопросы для команды «Падчерица».

  1. Кто отправил Падчерицу в лес за хво­ростом? (Мачеха.)

  2. Правда ли, что у Падчерицы и Короле­вы нет родителей? (Да, правда. И Падчери­ца, и Королевасироты.)

  3. Кто из месяцев дарит Падчерице сере­бряное колечко? (Апрель.)

  4. Зачем Старуха с Дочкой подбирают для подснежников корзину побольше? (Что­бы в неё поместилось больше золота.)

  5. Что Дочка Старухи крадёт у Падчери­цы? (Колечко.)

  6. О ком Январь говорит: «То у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе — поёт»? Падчерице.)

  7. Кто и о ком говорит: «Ах, вот ты ка­кая! Я думала, какая-нибудь мохнатая, ко­солапая, а ты, оказывается, красивая. Не правда ли, она очень милая?»? (Королева о Падчерице.)

  8. Какие подарки к Новому году дарят друг другу две белки? (Сосновые и еловые шишки.)

  9. Какие «подарки» получают от Января Старуха и Дочь? (Собачьи шубы.)


2. Аналитическая беседа.

1. Какие герои пьесы-сказки вам понра­вились и почему?

  1. Как реагирует Падчерица, услышав от Солдата рассказ о Королеве? (Падчерица жалеет Королеву.)

  2. Почему Падчерице жаль Королеву? (Потому что она тоже сирота.)

  3. Почему Падчерица давно не играет в куклы? Что символизирует игра в куклы? (В куклы играют в детстве. Падчерица го­раздо раньше осознала все тяготы жизни. К ней относятся не как к маленькой, а как ко взрослому человеку, поручают ей взрос­лую работу.)

  4. Почему Падчерица не замёрзла в лесу? Почему её не съел волк? Почему и живот­ные, и месяцы пожалели Падчерицу и поза­ботились о ней?

  5. Обратите внимание на авторскую ха­рактеристику героев в начале пьесы. Автор­ское отношение к персонажам проявляется уже в том, какими словами он их описывает. Почему мачеху автор называет не просто ма­чеха, а Старуха? Ведь, по сути, она ещё не старая. (Слово «старуха» более грубое, оно вызывает негативные ассоциации, в отли­чие от слов «старушка», «женщина» или даже «мачеха».)

  6. Каково отношение мачехи к Падче­рице? Как мать относится к своей родной' дочери? В чём сходство характеров дочери и матери?

  7. Как автор характеризует Гофмейстрину? Почему автор говорит, что она «тощая», а не, к примеру, «худая». Какой персонаж будет положительным — «худой» или «то­щий»?

  8. Что автор говорит о Королеве? Почему он называет её именно «девочка», а не «де­вушка»? («Девочка лет четырнадцати», подчёркивает, что она ещё ребёнок.)

  9. В чём проявляется «детскость», «невзрослость» Королевы? (Капризная; безот­ветственная; не понимает ценности чело­веческой жизни; не хочет учиться; люди для неё как игрушки; не знает элементарных вещей и т. п.)

  10. Как вы думаете, изменится ли она пос­ле того дня в лесу?


3. Заполнение карты памяти «Образы героев».

Королева: ленивая, безответственная, ка­призная, безграмотная и т. п.

Падчерица: трудолюбивая, добрая, заботливая, послуш­ная, преданная и т. п.


VI. Подведение итогов.

— Не зря говорят, что в сложных, экс­тремальных ситуациях люди показывают своё истинное лицо. Когда начала происхо­дить быстрая смена времён года, мы смогли увидеть много интересного. Действительно ли придворные преданы Королеве?

— Уважают ли Королеву Старуха и Дочь?

— А как повёл себя старенький Профес­сор, который нам так не нравился за потака­ние своей воспитаннице? А Солдат?

— Как отразилось внезапно обретённое богатство на характере Падчерицы?

— Таким образом, мы видим довольно печальную картину. Среди всей свиты льсти­вых и трусливых подданных истинно пре­данными оказываются только двое. Даже Гофмейстрина, которая воспитывала малень­кую Королеву и, казалось, могла бы к ней искренне привязаться, дважды бросила её в минуту опасности. Мачеха и Дочь угождают Королеве только до тех пор, пока боятся её.

— Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы его понимаете?

— За что месяцы так по-царски награди­ли Падчерицу? (За то, что она не предала их даже под угрозой казни.)


VII. Рефлексия.


VIII. Домашнее задание.

Проиллюстрировать какой-либо фрагмент пьесы-сказки, героя сказки; выполнить зада­ние рубрики «Играем» на с. 123 (в. 1).