СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Шехеразада" Н.А. Римского-Корсакова - краткий очерк.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий обзор оркестровой сюиты Н.А. Римского-Корсакова "Шехеразада" для урока музыки или музыкальной литературы

Просмотр содержимого документа
«"Шехеразада" Н.А. Римского-Корсакова - краткий очерк.»

22.04.20 г. 6 класс (7) музыкальная литература

Тема урока: Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада».

Конспект урока:

Симфоническую сюиту «Шехеразада» Римский-Корсаков написал на сюжет арабских сказок «1000 и одна ночь».

Написал он ее очень быстро – в течение июля 1888 года, и посвятил ее известному музыкальному критику и другу В. Стасову.

Партитуре композитор предпослал программу, составленную им самим по началу сборника: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение.

Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

Первоначально композитор дал название каждой части. «Фантастический рассказ царевича Календера», «Царевич и царевна», «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником».

1-я часть сюиты «Море и Синдбадов корабль»   открывается могучими и грозными унисонами у низких струнных, рисующими образ Шахриара. После мягких тихих аккордов духовых инструментов вступает нежная восточная мелодия скрипки соло, поддержанная лишь отдельными арпеджиато арфы. Это — прекрасная Шехеразада. Отзвучала скрипка, и на фоне мерно покачивающихся разложенных аккордов у виолончелей появляется спокойная, величавая тема, которая рисует морские волны. Вторая тема, звучащая в аккордовом изложении духовых, прерывает мерное движение накатывающихся волн. Нежное соло флейты выдержано в том же движении. Это плавно скользит по волнам корабль Синдбада-морехода. Постепенно поднимается волнение. Вот уже грозно бушует стихия. Сплетаются ранее звучавшие темы, тревожными становятся фигурации струнных. Картину бури дополняют возгласы духовых, полные отчаяния. Но буря стихает. Повторяется первый раздел части (реприза). В ее заключении тема моря звучит спокойно и ласково.

2-я часть начинается темой Шехеразады, вслед за которой солирующий фагот исполняет мелодию восточного склада, богато орнаментированную, развивающуюся вариационно в тембрах других инструментов. Это рассказ Календера-царевича о восточных чудесах, все более взволнованный и увлекающий. Центральный раздел рисует картину битвы, в которой основная тема — бывшая тема султана, которая изменилась ритмически и звучит у тромбонов резко и призывно. Батальный эпизод прерывается развернутой каденцией кларнета. С пронзительным свистом высоких деревянных инструментов, звучание которых перекрывает флейта-пикколо, начинается следующий эпизод: проносится сказочная птица Рух. Повторяется картина битвы, а в заключительном разделе тему царевича Календера прерывают каденции.


3-я часть  имеет две темы: Царевича — лирическую, плавную, танцевального склада с простыми гармониями на выдержанном органном пункте, и Царевны, оживленную, кокетливую, с характерным сопровождением ритмической фигуры малого барабана. Эти темы повторяются, обогащаются новыми оркестровыми красками. Развитие прерывает тема Шехеразады, ее рассказ о Царевиче и Царевне завершается угасанием звучности и нежными переливами струнных.

4-я часть — самая большая. Ее вступление — первая тема Пролога, которая здесь вновь меняет свой характер. Это уже не грозный Шахриар, а умиротворенный монарх, который желает праздника. А тема Шехеразады у солирующей скрипки не в одноголосии, как ранее, а ваккордовом многоголосии утверждает победу добра над злом. А далее на остинатном ритме лезгинки разворачивается картина праздника с различными сменяющими одна другую темами, в ней, как в калейдоскопе,. мелькают уже известные нам образы. Внезапно, на кульминации праздника, меняется картина: начинается буря. Еще более грозно, чем в первой части, вздымаются волны. Взвиваются и ниспадают пассажи арф, хроматические гаммы у высоких деревянных. Звучит тема битвы из второй части. Мощный, фортиссимо, аккорд медных духовых, поддержанный гулким звучанием тамтама, рисует момент, когда корабль разбивается о скалу. Успокаивается движение волн, все постепенно затихает. Задумчиво и спокойно исполняет каденцию Шехеразады скрипка. На пианиссимо у струнных проходит некогда грозная, а теперь смягчившаяся тема Шахриара. И завершается сюита отзвуками темы прекрасной Шехеразады, постепенно растворяющимися в верхнем регистре,