Шестые педагогические чтения по теме «Диагностика результативности духовно – нравственного просвещения учащихся»
«Вырабатывая навыки доброй жизни»
Выступление: Шайна Любовь Александровна,
Учитель истории и обществознания
МКОУ Митрофановская СОШ
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
Апрель 2015 год
«Плод добрых трудов славен»
Прем.. 3.15
На сегодняшний день очевидно, что вся система образования приобретает особую направленность. Концепция модернизации российского образования ориентирует ученика не только на получение знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, ключевых обраэовательных компетентностей. Такие как информационная, коммуникативная и социальная успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Но в то же время, современная ситуация требует осознания традиционных основ бытия народа, государства, общества, религиозных основ нашей жизни, культуры.
Работая второй год с пятиклассниками по курсу «Основы православной культуры», убеждаюсь, что лишь репродуктивный метод изучения этого модуля мало что дает. Детям просто необходимо найти себя: попробовать свои силы, уточнить свои интересы, больше узнать, просто потрудиться. А , самое главное, в нашем предмете – пропустить свою работу через собственную душу – душу ребенка. Считаю, что эти задачи и призван решить метод проектов – наиболее оптимальный и эффективный. Убеждена, что каждая тема учебного модуля заслуживает проектирования. Абсолютно уверена, что ученик, таким образом, не только усвоит материал, но и освоит его сердцем. Работая над собственными проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально – нравственными идеалами, нормами и ценностями, у них формируется начальное представление о российской духовной традиции, появляются навыки нравственного самоанализа.
Детям я напоминаю, ведь они уже с 4 – го класса знакомы с тем, что такое проект.
Проект – брошенный вперед (лат.)
На доске шесть букв «П»:
1. – Проблема
2. – Планирование
3. – Поиск
4. – Продуктивность
5 - Презентация
6. – Портфолио
На своих уроках я использую все виды доступных, на мой взгляд, проектов.
Почти все темы, изучаемые в 5 классе, стараюсь пропустить через проектирование. Сама же я их соучастник, вдохновитель и координатор.
Тема «Чудо в жизни христианина» дала неоценимый результат. Тем более, что она совпала с акцией «Белый цветок». Дети составили , выбрав из магнитов – цветов, «цветок добродетелей»: «любовь», «терпение», «пост», «молитва» и др. По выбранному цветку – добродетели писали сочинения – эссе, рисовали рисунки. Затем был создан большой цветок ромашка из этих сочинений, рисунков, подобранных в любом виде материалов. Его мы поместили на двух ватманских листах и вывесили в холле в унисон проходившей акции.
А как важна и полезна была работа по теме «Монастыри России – Царствие Божие на земле». Основой для нас были материалы ребят « Храмы Воронежской земли», особенно те, где побывали дети: Костомарово, Белогорье, Дивногорье, Задонск, в виде презентаций и мини – проектов. Пополнили материалами тех святых мест, где бывали дети с родителями, например Крым, Топловский монастырь и др. По примеру моей подборки «Православные монастыри» и моих собственных материалов по паломническим поездкам мы создали ребячью папку.
Насколько же увлекательной была групповая работа по теме «Воины – защитники Руси», ведь наш храм - храм св. благоверного князя Александра Невского. Все началось с празднования престольного праздника нашего храма, который ежегодно празднуется 12 сентября . Это яркий праздник в нашем поселке: праздничное богослужение, накрываются столы с старинным самоваром во дворе храма. Каждый год я привожу сюда детей. Ребята заинтересовались проблемой: «Что объединяет имя Александра Невского с другими защитниками Руси? Какую роль играет «наш покровитель» в жизни каждого из нас. Результат оказался разнообразным и полезным.
Весьма значимой, глубокой и, на мой взгляд, интересной, была работа в продолжение темы «Икона» (она изучается в 4 классе). Я не могла пройти мимо нее, так как осень – это череда значимых богородичных праздников: Рождество Пресвятой Богородицы, Покрова, а завершает ее «Введение во храм Пресвятой Богородицы». На это время приходится и день Матери. Была проведена огромная работа детей, их родителей по созданию сборника материалов о Богородице, праздниках, связанных с Ее Образом. Это были маленькие сочинения – размышления, рассказы из своей семьи, о заступничестве Богородицы, иллюстративные материалы о храмах в честь богородичных праздников. Подготовили и музыкальные фрагменты, песнопения «Богородице, Дево, радуйся!» в исполнении православных хоров : сербского и Троицкого (Троице Сергиева монастыря). Они звучали на фоне подготовленных и представленных материалов на открытом занятии с приглашением о. Михаила (Шушерова) и руководителя религиозного образования Татьяны Викторовны Гайковой Россошанско –Острогожской епархии. .Тема его была «Образ Девы святой – материнский Образ». Проводился он в преддверии праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы». В этот день я ежегодно привожу детей в свой храм Александра Невского на литургическое богослужение. К тому же пополнен был наш альманах «Храмы России», посвященный Богородице: Покровские, Успенские, Введенские, Рождественские храмы – по всей Русской земле. Вывод делали сами дети: Богородица – заступница Руси, каждого из нас.
Практикую проекты , посвященные православным праздникам, к примеру Рождеству, Пасхе. Ребята проводят исследование: какие традиции праздников были и есть ли они сейчас? Конечно же, обязательна выставка поделок, куличей. А в день Пасхи обязательно приглашаю и веду детей на звонницу. Пасхальный звон льется по родному поселку. Это звон Светлой Пасхи, светлой детской души!
Особо хочу сказать о последней теме «Любовь и уважение к Отечеству». Тема последняя и весьма благодатная. К ней мы готовимся заранее. Это – урок – отчет. Ребята работают в группах и индивидуально. Темы самые разные в виде презентаций и сочинений, эссе и даже поделок, рисунков: «Моя Митрофановка», «Мой храм – моя святыня», «Близкие и друзья», «Моя вера». Примечательно, что в классах есть дети другой национальности, иного вероисповедания. Так, несколько детей из мусульманских семей. С радостью хочу отметить их теплое отношение к урокам ОПК, толерантное отношение к ним и со стороны детей. Фируза, Сабрина с удовольствием рассказывают о своей вере, традициях. На уроках уясняется главное: какой бы ни была вера, главное – добро, любовь к ближнему, милосердие, терпимость. Так, девочки приносили свой Коран, фамильный коврик для молитвы, рассказывали о них. Это вещи из семейных реликвий, от прадедов. Затем выводим главную мысль: так складываются духовные традиции нашего многонационального народа, а «Чем корни больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и его крона» - наша Россия.
Подводя некоторые итоги в дни Великого Поста, не могу не рассказать еще об одной работе. Это, практикуемые в нашей школе уже несколько лет , «Рождественские встречи» и «Великопостные беседы», проводимые совместно со священником о. Михаилом в рамках внеклассной работы. Они касаются учеников среднего и старшего звена и проводятся в виде круглых столов, встреч. Темы их определяют сами ученики, исходя из интересующих их вопросов и духовных проблем, нередко готовят свои проекты. Я, в свою очередь, уже совместно с о. Михаилом разрабатываю мероприятие. Например, «Обыкновенная храмина» о необходимости духовной работы в дни Великого Поста, совсем недавно «Зачем нам Заповеди нужны?» Об этом можно говорить много, это отдельная часть нашей работы. Но как она важна! Темы рождаются сами.
Мы живем в самой отдаленной южной части Воронежской земли, всего в нескольких десятках километров от украинской границы, от Луганска. В преддверии праздника светлой Пасхи, недавно в нашем храме шел обычный ремонт: подновлялась алтарная часть, потолок. Просто приготовление к Празднику. Сняли и иконы со стен. И…
Образ св. Георгия Победоносца отпечатался на стене, всадник с копьем, его силуэт, его Образ. Образ святого воина, поражающего врага, во все времена сильный и непобедимый. Так не по молитвам ли нашего народа, глубоко православного, не случайно ли страшная беда обходит нашу Россию?!Этот вопрос стал проектом нашей общей работы «Сбережем мир, подаренный Богом» , а подтекст - своими делами, своей любовью, всей своей жизнью!
«Где мир, там Бог, а где вражда, там сопротивный, от которого да избавит нас Господь!»
Преп. Макарий Оптинский
3