А. А. Шикунова, уч. р.я.з. и лит. гимн. № 1 г. Могилёва
Тема. Подготовка к сочинению-описанию по картине В. Кудревича «Утро весны»
Цель урока: обучение написанию сочинения-описания по картине.
Задачи: создать творческую атмосферу в классе, вдохновить учащихся на написание сочинения; выявить композиционные особенности текста-описания; совершенствовать умение создавать связный текст определённого стиля и типа речи; раскрыть идейное содержание картины; содействовать обогащению лексического запаса учащихся; формировать навык употребления средств художественной выразительности (олицетворения, эпитета); помочь в осознании культурно-нравственного компонента белорусской живописи.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: мультимедийная презентация (включает медиаэпиграф — аудиозапись художественного чтения стихотворения А. А. Фета «Это утро, радость эта» в исполнении Д. Беспалого; изображения картин В. Кудревича «Над Свислочью», «На реке Сож», «Утро весны»; музыкальный фрагмент «Утро в лесу» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»), черновики, сообщение о В. Кудревиче, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
1. Введение в тему урока.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасное весеннее утро. Вот здорово было бы сейчас покинуть класс и оказаться на природе, в лесу. Что бы мы там увидели и услышали? Что бы почувствовали? (Радость.) Состояние радости описывает Афанасий Фет в стихотворении
«Это утро, радость эта», которое станет медиа-эпиграфом к нашему уроку. Послушаем его.
Звучит аудиозапись художественного чтения стихотворения А. А. Фета «Это утро, радость эта» в исполнении Д. Беспалого.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
— Сегодня мы с вами будем работать над созданием ваших сочинений-описаний по картине Владимира Кудревича «Утро весны». У каждого из вас к концу урока получится «эскиз» сочинения, который вы будете «прорисовывать» дома. Об авторе картины, которую мы будем описывать, нам расскажет...
Заранее подготовленный ученик делает краткое сообщение, которое сопровождается показом картин художника.
Владимир Кудревич (1884—1957) — белорусский живописец-пейзажист, наш земляк. Родился он в г. Чаусы Могилёвской области. Автор лирических пейзажей, которые поэтично раскрывают красоту белорусской природы.
Е
го произведениям присущи мягкая, сдержанная цветовая гамма, тонкое сочетание холодных и тёплых тонов, взвешенное композиционное построение. Ранние работы отличает мастерски переданная игра света. «Утро весны» (1924 г.) относится к ранним работам художника.
«Утро весны» В. Кудревича
Выделенные словосочетания во время рассказа ученика медленно появляются и исчезают на фоне слайдов с изображением картин художника. Эти фразы позже рекомендуются учащимся для использования в сочинении (в третьей композиционной части ). Последний слайд «галереи» — картина «Утро весны». На нём показ приостанавливается.
— Рассмотрим картину под музыку норвежского композитора Эдварда Грига.
Звучит отрывок «Утро в лесу» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».
— Почему музыка в начале композиции тихая, а затем с каждым аккордом мелодия будто наполняется, становится громче и торжественнее? (Каждый аккорд — это новый луч света, выступающий из-за горизонта на утренней заре. Полнота звучания музыки передаёт наступление рассвета.) Рассвет для всего живого — это настоящее «торжество встречи солнца». Кто из русских писателей так называл рассвет? (М. М. Пришвин в сказке-были «Кладовая солнца».) Ребята, мы приглашены сегодня на «торжество встречи солнца».
2. Целеполагание и основные установки.
— Каждый из вас, рассматривая картину, видит и понимает творение художника по-своему. Каждый человек наделён своим «даром видения». Как вы понимаете это выражение? (Это умение видеть и чувствовать красоту окружающего мира). На уроке мы будем развивать ваш «дар видения» и учиться точно и образно описывать словами то, что мы видим и чувствуем. Наша цель состоит в том, чтобы у каждого из вас получилось создать собственное сочинение-описание. Рассмотрим его основные характеристики (записаны на доске):
тип речи — описание;
стиль речи — художественный;
объём — 1—1,5 страницы;
композиция текста-описания.
II. Деятельностный этап: создание сочинения.
1. Актуализация опорных знаний: работа над композицией.
— На слайде вам даны три композиционные схемы текстов разных типов речи. Какие вы знаете типы речи? (Повествование, описание, рассуждение.) По какой из данных схем будет строиться ваше сочинение? (Описание.)
2. Создание вступительной части сочинения: общее впечатление от предмета речи.
— Приступим к созданию первой композиционной части нашего сочинения. Мы должны выразить словами своё первое впечатление от картины. Для этого нужно ответить на вопрос: «Какие воспоминания, чувства, мысли возникли в вашем сознании, когда вы рассматривали пейзаж под музыку Эдварда Грига?»
На доске с помощью приёма перекрёстных ассоциаций создаётся ассоциативное поле, выбираются и записываются наиболее логичные и подходящие варианты с учётом следующего задания.
Задание (5 мин). Используя записанные на доске ассоциации (по выбору), выразите в 3—5 предложениях своё впечатление от картины. Напоминаю вопрос-помощник: «Какие воспоминания, чувства, мысли возникли в вашем сознании, когда вы рассматривали пейзаж? »
Утро весны
радость свежесть
улыбка мечта роса рассвет
солнце блеск
торжество / пробуждение
Учитель на время выключает проектор, картина остаётся у каждого перед глазами на цветной вкладке учебника. Звучит музыка Э. Грига. Первый раз эту музыку дети слушали в исполнении струнных инструментов. В данный момент она исполняется на фортепиано. Затем она прозвучит в исполнении колокольчиков. Такая маленькая хитрость приятно удивляет пятиклассников. Учитель пишет вступление одновременно с учениками.
Коррекция (приложение 1). Ребята, давайте поделимся друг с другом своими впечатлениями от картины. Позвольте мне первой прочитать своё вступление. Любое понравившееся вам предложение, словосочетание, сравнение, которые звучат сегодня на уроке из уст учителя и одноклассников, вы можете «пригласить» в своё сочинение. Мы делимся друг с другом удачными словесными оборотами, учимся друг у друга красиво выражать свои мысли.
Учитель читает свою работу, которая станет образцом выполнения задания. Во время чтения дети могут дополнять свои записи.
Вы знаете, как выглядит утро весны? Оно такое, как на картине Владимира Кудревича. Художник приглашает нас на «торжество встречи солнца». Природа просыпается на рассвете — ив моей душе будто что-то расцветает, пробуждаются надежды и мечты. Этот блеск росы, эта свежесть зелени, эта прохлада раннего утра рождают радость в моём сердце.
Затем 2—3 ученика читают свои вступления. Учитель даёт краткую оценку, исправляет речевые ошибки, подсказывает, что лучше убрать или переместить в следующую часть сочинения, обращает внимание учеников на удачные места и свежие мысли в сочинениях одноклассников, направляет в нужное русло ход мыслей учащихся. Дети корректируют и дополняют свои записи. Работа ведётся в черновиках.
— Итак, первый композиционный элемент готов. Перейдём ко второму.
3. Работа над основной частью сочинения: признаки предмета речи.
— Ребята, как вы думаете, что станет содержанием основной части? (Подробное описание картины, определение центрального образа композиции, осмысление цветовой гаммы пейзажа.)
1. «Пересказываем» картину.
— Опишите, что было до изображённого художником момента и что происходит на картине в момент, запечатлённый на картине. В этом вам помогут вопросы-помощники, на которые сначала вы ответите устно, а потом каждый из вас самостоятельно запишет ответы.
Почему листва блестит и деревья наклонены? (Видимо, ночью была буря, потому что берёзовая роща омыта дождём и берёзки склонились под порывами сильного ветра.)
Какой момент запечатлён на картине? (Природа пробуждается на рассвете, всё живое радуется солнцу. Утром в роще безветренно, светло и тихо. Берёзки приветствуют новый день и расправляют свои шёлковые косы.)
Что меняется с появлением солнца в берёзовой роще? (Солнце разливает тёплый свет, золотит траву и цветы, согревает озябшие после ненастья деревца, отражается в серебряной росе.)
Задание (5 мин). Последовательно запишите ответы на вопросы так, чтобы получилось связное описание картины.
Звучит музыка Э. Грига в исполнении колокольчиков. Учитель одновременно с детьми создаёт свой вариант выполнения задания.
Коррекция. Поделюсь с вами тем, что получилось у меня.
Ночью была буря, лил дождь. Под сильными порывами ветра деревья пригнулись. А на рассвете умытые дождём берёзки расправляют свои шёлковые косы. На рассвете солнце разливает тёплый свет, золотит кроны деревьев, отражается в серебряной росе, согревает озябшие берёзки. Солнце приносит пробуждение, обновление, жизнь и надежду на то, что за холодом обязательно придёт тепло, которое согреет не только берёзовую рощу, но и сердца тех, кто смотрит на картину.
Затем 2—3 ученика читают свои работы. Учитель даёт рекомендации, в соответствии с которыми учащиеся вносят коррективы в эту часть текста, заимствуют понравившиеся им мысли и речевые обороты у одноклассников и учителя.
2. Описание центрального образа картины.
Какой образ вдохновил художника на создание этого лирического пейзажа? (Образ берёзы.) В творчестве какого русского поэта этот образ занимает значительное место? (В творчестве С. Есенина.) Докажите это цитатами из его стихотворений. (Дети обычно вспоминают стихотворные строки: «Белая берёза под моим окном / Принакрыласъ снегом, точно серебром...» и строки про берёзку из стихотворения «С добрым утром!», которое недавно учили наизусть.)
Почему и живописец, и поэт обратились к образу берёзы? (Берёза для них — это символ родины и её красоты.)
Физкультминутка.
— Представьте, что вы берёзовая роща, каждый из вас — берёзка.
Хором зачитываются строки о берёзе из стихотворения С. Есенина «С добрым утром!». Дети повторяют движения за учителем.
Улыбнулись сонные берёзки, | Улыбаемся друг другу. |
Растрепали шёлковые косы. | Круговые движения головой. |
Шелестят зелёные серёжки, | Расслабляем кисти рук и встряхиваем ими. |
И горят серебряные росы. | Садимся за парты. |
| Прошепчем друг другу: «С добрым утром!» |
— Подберите эпитеты к слову «берёза». Какая она? (Белоствольная, белая, высокая, стройная, сонная.) Подберите олицетворения. Что делают берёзы? (Улыбаются, растрепали косы, склонили головы, просыпаются, выпрямляются, шепчутся, прихорашиваются, красуются.) Что бы могли сказать нам или друг другу берёзки? («С добрым утром!», «Нарисуй нас!», «Подружка, а какие цвета сегодня в моде?», «Заплетём сегодня косы!», «Просыпайтесь, живите, радуйтесь, сестрёнки!» )
Задание (5 мин). Опишите берёзки, изображённые на картине, используя эпитеты и олицетворения. Расскажите в одном предложении с прямой речью, о чём они шепчутся. Выполнить задание вам поможет слайд.
Звучит музыка Э. Грига. Учитель раздаёт листочки с материалами, которые помогут учащимся дома закончить сочинение (приложение 2 ).
Коррекция. Давайте послушаем, что у вас получилось. Какие знаки препинания вы поставили в предложении с прямой речью? Нарисуйте на доске схемы этих предложений.
Примечание. На этом этапе урока учителю предстоит сделать выбор: продолжить совместную с учениками работу над сочинением-описанием на следующем уроке (два урока развития речи) или дать детям возможность поработать самостоятельно над завершением сочинения дома. В первом случае у каждого ученика к концу 2-го урока получится готовая работа, а дома он лишь перепишет её начисто в тетрадь, во втором — у него появляется возможность работать в своём темпе, опираясь на материалы, которые учитель раздал для работы дома.
III. Домашнее задание.
Закончить сочинение-описание по картине. Подробный инструктаж по выполнению домашнего задания.
— Ребята, давайте рассмотрим материалы, которые помогут вам дома завершить сочинение-описание (приложение 2). Последнее, что нуждается в описании в основной части, — это цветовая гамма пейзажа. Точно её описать можно, используя слова для справок из упр. 105 учебника. Анализируя колорит полотна, вы убедитесь, что холодные пастельные тона занимают задний план, а на передний план выступают тёплые оттенки. Как вы думаете, какую мысль утверждает художник таким цветовым решением? (Ненастье и холод позади, а всё самое хорошее, тёплое и светлое приходит к нам с каждым новым утром и с каждой весной.)
IV. Подведение итогов и рефлексия.
Осмысление содержания заключительной
части сочинения: оценка предмета речи.
— Сочинение-описание по картине — это не только перечисление изображённых на ней предметов, а осмысление через эти предметы, через цветовую гамму идейного содержания картины и её художественных достоинств. Какую основную мысль хочет донести до зрителей наш земляк Владимир Кудревич? Каждый из вас обладает своим «даром видения», поэтому, наверняка, мы выскажем не одну мысль, а несколько. Давайте прочитаем возможные варианты основной мысли автора, которые я предлагаю вам обдумать дома:
Как красиво в весеннем лесу!;
Любоваться родной природой может человек, который любит свою родину;
Весеннее утро дарит радость и наполняет духовной силой человека и т. д.
Вам предстоит самостоятельно выбрать высказывание, содержащее идею автора, и утвердить её в качестве вывода в заключительной части своего сочинения-описания. Какую важную мысль вы унесёте с собой?
Ученики формулируют авторскую идею самостоятельно либо выбирают один из предложенных тезисов.
— Спасибо за работу на уроке! Надеюсь, вам удалось сегодня «испытать наслаждение творчества», ибо, по утверждению Антона Павловича Чехова, «кто испытал наслаждение творчества, для того других наслаждений не существует».
Приложение 1
На этапе коррекции
Следует всячески поддерживать творческую инициативу ученика. Давать положительную оценку удачным речевым оборотам, разнообразно выражать эту оценку: «Это очень свежо!», «У тебя получилось!», «Ты очень точно выразился!», «Меня радует богатство твоей речи!», «Это очень выразительно!» и т. д.
Корректно исправлять речевые ошибки. Замечания должны носить рекомендательный характер: «Я бы выразила эту мысль немножко по-другому...», «Лучше здесь написать так...», «Ты согласен, что можно заменить...?» и т. д. Педагог и ученик в сотворчестве находят наилучший вариант выражения мысли. Следует избегать категоричных утверждений.
Учитель читает написанные им одновременно с учащимися части сочинения. Тем самым на уроке он определяет своё место не над детьми, а с ними. Кроме того, он выразит свои требования к выполнению творческой работы не описательно, а конкретно, практически. В результате такого подхода ученики будут стремиться овладеть письменной речью так же хорошо, как и педагог.
После проверки творческой работы на следующем уроке учитель читает в классе лучшие места из сочинений учеников. Хорошо, если педагог найдёт такие фрагменты (пусть небольшие) не только в тетрадях отличников.
Приложение 2
Кто испытал наслаждение творчества, для того других наслаждений не существует.
А. П. Чехов
Опиши цветовую гамму картины
(слова для справок из упр. 105 учебника)
Тёплые цвета соседствуют с холодными. Колорит картины покоряет зрителя тонким сочетанием тёплых и холодных тонов.
На заднем плане .... цвета. (Холодные, пастельные тона.)
А на переднем плане .... цвета и оттенки. (Тёплые тона.)
Подумай, для чего художник сочетает тёплые и холодные оттенки. (Живописец утверждает мысль о том, что тьма и холод отступают перед светом и теплом. Тьма и холод позади, а впереди всё самое радостное и светлое.)
Оценка предмета речи (заключение)
Как ты понял(-а) основную мысль автора, идею произведения? Выбери одну из предложенных ниже (неправильных нет).
1. Как хороша белорусская природа!
2. Чтобы увидеть красоту природы, надо любить свою родину. «Любовь к родной природе — один
из вернейших признаков любви к своей стране». (К. Г. Паустовский)
3. Рождение нового дня — это радость. Весеннее утро способно подарить душевное обновление.
4. Утро весны вселяет оптимизм, дарит надежду на то, что за прохладой придёт тепло, за
ночью — утро, за зимой — весна.
Понравилась ли тебе картина? Дай свою оценку работе художника.
Мне нравится...
Я восхищаюсь (чем?)...
Я понял(-а)...
По-моему, ....
Я думаю, ...
Я, как и автор картины, люблю...
Используй оценочные суждения из сообщения о В. Кудревиче: поэтично раскрывает красоту белорусской природы; мягкая, сдержанная цветовая гамма; тонкое сочетание холодных и тёплых тонов; взвешенное композиционное построение; мастерски переданная игра света.
Избегай повторов!
Перечитай готовое сочинение и исключи все повторы. Картина, пейзаж, полотно, работа художника, холст.
Художник, живописец, мастер пейзажа, автор картины, В. Кудревич, он, наш земляк.
Изобразил, показал, запечатлел, передал, описал, нарисовал.
Берёзы, берёзки, деревья, белоствольные красавицы, стройные деревца.