СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шимко Елена Анатольевна. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по ФИЗИКЕ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шимко Елена Анатольевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  

для учителей, подготовленные  на основе анализа типичных ошибок  участников ЕГЭ 2020 года    по ФИЗИКЕ

Просмотр содержимого документа
«Шимко Елена Анатольевна. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по ФИЗИКЕ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по ФИЗИКЕ Шимко Елена Анатольевна  к.п.н., доцент кафедры общей и экспериментальной физики, председатель краевой предметной комиссии ЕГЭ по физике eashimko65@gmail.com

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года

по ФИЗИКЕ

Шимко Елена Анатольевна

к.п.н., доцент кафедры общей и экспериментальной физики, председатель краевой предметной комиссии ЕГЭ по физике [email protected]

Вопросы учителей к вебинару 1. Анализ ошибок, допущенных при выполнении ЕГЭ. Хотелось бы увидеть реальный КИМ этого года. 2. ± Основные ошибки в решении задач. Решение заданий части С 3. + Правильное оформление заданий с развернутым ответом, на что нужно обращать внимание 4. + Рейтинг ОУ г. Бийска по физике 5. 6. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по физике – Изменения в КИМ ЕГЭ и ОГЭ 2021 г. 7. + – Перспектива подготовки и проведения ОГЭ по физике с новыми комплектами оборудования для экспериментального задания 8. – Ресурсы для подготовки обучающихся к ЕГЭ. Сборники ЕГЭ под редакцией Демидовой М.Ю. 9. + Преподавание физики УМК Касьянова 10 класс –

Вопросы учителей к вебинару

1.

Анализ ошибок, допущенных при выполнении ЕГЭ.

Хотелось бы увидеть реальный КИМ этого года.

2.

±

Основные ошибки в решении задач. Решение заданий части С

3.

+

Правильное оформление заданий с развернутым ответом, на что нужно обращать внимание

4.

+

Рейтинг ОУ г. Бийска по физике

5.

6.

Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по физике

Изменения в КИМ ЕГЭ и ОГЭ 2021 г.

7.

+

Перспектива подготовки и проведения ОГЭ по физике с новыми комплектами оборудования для экспериментального задания

8.

Ресурсы для подготовки обучающихся к ЕГЭ. Сборники ЕГЭ под редакцией Демидовой М.Ю.

9.

+

Преподавание физики УМК Касьянова 10 класс

Количество участников ЕГЭ  по физике 2018 чел. 2019 2601 % чел. 20,91 % 2417 2020 чел. 18,6 % 2097 22,43 Пол 2018 Мужской чел. 2019 Женский % 1960 чел. 75,36 641 % 2020 24,64 1848 569 76,46 чел. % 23,54 1648 78,59 449 21,41

Количество участников ЕГЭ по физике

2018

чел.

2019

2601

%

чел.

20,91

%

2417

2020

чел.

18,6

%

2097

22,43

Пол

2018

Мужской

чел.

2019

Женский

%

1960

чел.

75,36

641

%

2020

24,64

1848

569

76,46

чел.

%

23,54

1648

78,59

449

21,41

Динамика результатов ЕГЭ по физике в АК Год 2018 Не преодолели минимального балла Средний балл 2019 3,92 Получили от 81 до 100 баллов 51,06 6,74 2020 5,49 50,88 2,54 Получили 100 баллов 51,81 4,05 0 5,44 1 3 Средний балл для выпускников текущего года – 52,03

Динамика результатов ЕГЭ по физике в АК

Год

2018

Не преодолели минимального балла

Средний балл

2019

3,92

Получили от 81 до 100 баллов

51,06

6,74

2020

5,49

50,88

2,54

Получили 100 баллов

51,81

4,05

0

5,44

1

3

Средний балл

для выпускников текущего года – 52,03

Диаграмма распределения участников ЕГЭ  по тестовым баллам, % Средний балл для выпускников текущего года – 52,03 61-80 81-100 36-60 0-35

Диаграмма распределения участников ЕГЭ по тестовым баллам, %

Средний балл

для выпускников текущего года – 52,03

61-80

81-100

36-60

0-35

Результаты выполнения заданий КИМ ЕГЭ

Результаты выполнения заданий КИМ ЕГЭ

Диаграмма результатов выполнения заданий части 1 КИМ ЕГЭ (1-21), %

Диаграмма результатов выполнения заданий части 1 КИМ ЕГЭ (1-21), %

Механика № Средний процент выполнения 70,04 % (2018 год – 67,15 %, 2017 год – 64,87 %). 1 Уровень сложности задания Равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение по окружности 2 Процент выполнения 3 Б Законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения Закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальные энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии 4 82,28 Б 93,14 Б Условие равновесия твердого тела, закон Паскаля, сила Архимеда, математический и пружинный маятники, механические волны, звук 5 83,81 Б Механика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков) 6 7 70,24 П Механика (изменение физических величин в процессах) Механика (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) 54,62 Б 65,13 Б 50,62

Механика

Средний процент выполнения

70,04 % (2018 год – 67,15 %, 2017 год – 64,87 %).

1

Уровень сложности задания

Равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение по окружности

2

Процент выполнения

3

Б

Законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения

Закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальные энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии

4

82,28

Б

93,14

Б

Условие равновесия твердого тела, закон Паскаля, сила Архимеда, математический и пружинный маятники, механические волны, звук

5

83,81

Б

Механика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков)

6

7

70,24

П

Механика (изменение физических величин в процессах)

Механика (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами)

54,62

Б

65,13

Б

50,62

98,37 % 1 балл – 28,51 % 2 балла – 28,05 %

98,37 %

1 балл – 28,51 %

2 балла – 28,05 %

Молекулярная физика и термодинамика № Средний процент выполнения 58,04 % (2018 год – 59,85 %, 2017 год – 61,73 %) 8 9 Уровень сложности задания Связь между давлением и средней кинетической энергией, абсолютная температура, связь температуры со средней кинетической энергией, уравнение Менделеева-Клапейрона, изопроцессы Работа в термодинамике, первый закон термодинамики, КПД тепловой машины 10 Б Процент выполнения 31,44 11 Б Относительная влажность воздуха, количество теплоты 12 МКТ, термодинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков) Б 72,26 41,56 П МКТ, термодинамика (изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) 59,92 Б 66,58

Молекулярная физика и термодинамика

Средний процент выполнения

58,04 % (2018 год – 59,85 %, 2017 год – 61,73 %)

8

9

Уровень сложности задания

Связь между давлением и средней кинетической энергией, абсолютная температура, связь температуры со средней кинетической энергией, уравнение Менделеева-Клапейрона, изопроцессы

Работа в термодинамике, первый закон термодинамики, КПД тепловой машины

10

Б

Процент выполнения

31,44

11

Б

Относительная влажность воздуха, количество теплоты

12

МКТ, термодинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков)

Б

72,26

41,56

П

МКТ, термодинамика (изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами)

59,92

Б

66,58

44,49 % 83,27 % 46,53 %

44,49 %

83,27 %

46,53 %

Электродинамика № Средний процент выполнения 53,08 % (2018 год – 57,65 %, 2017 год – 53,52 %) 13 Уровень сложности задания Принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца (определение направления) 14 Процент выполнения 15 Б Закон Кулона, конденсатор, сила тока, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля- Ленца 16 Поток вектора магнитной индукции, закон электромагнитной индукции Фарадея, индуктивность, энергия магнитного поля катушки с током, колебательный контур, законы отражения и преломления света, ход лучей в линзе Б 54,64 39,44 Б Электродинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков) 17 65,15 П Электродинамика (изменение физических величин в процессах) 18 60,24 Б Электродинамика (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) 51,21 Б 48,37

Электродинамика

Средний процент выполнения

53,08 % (2018 год – 57,65 %, 2017 год – 53,52 %)

13

Уровень сложности задания

Принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца (определение направления)

14

Процент выполнения

15

Б

Закон Кулона, конденсатор, сила тока, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля- Ленца

16

Поток вектора магнитной индукции, закон электромагнитной индукции Фарадея, индуктивность, энергия магнитного поля катушки с током, колебательный контур, законы отражения и преломления света, ход лучей в линзе

Б

54,64

39,44

Б

Электродинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов,

представленных в виде таблицы или графиков)

17

65,15

П

Электродинамика (изменение физических величин в процессах)

18

60,24

Б

Электродинамика (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами)

51,21

Б

48,37

53,47 % 46,94 % 65,31 %

53,47 %

46,94 %

65,31 %

Квантовая физика № Средний процент выполнения 59,00 % (2018 год – 73,78 %, 2017 год – 54,05 %) 19 Уровень сложности задания Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра. Ядерные реакции. 20 21 Процент выполнения Б Фотоны, линейчатые спектры, закон радиоактивного распада Квантовая физика (изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) 84,4  Б 75,02 Б 62,17

Квантовая физика

Средний процент выполнения

59,00 % (2018 год – 73,78 %, 2017 год – 54,05 %)

19

Уровень сложности задания

Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра. Ядерные реакции.

20

21

Процент выполнения

Б

Фотоны, линейчатые спектры, закон радиоактивного распада

Квантовая физика (изменение физических величин в процессах; установление

соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами)

84,4

Б

75,02

Б

62,17

85,71 % 1 балл – 38,46 % 2 балла – 41,63 %

85,71 %

1 балл – 38,46 %

2 балла – 41,63 %

Методы научного познания Задание Уровень сложности задания 22 23 % выполнения задания Б Не приступал, % Б 67,87 53,26 0,94 0 баллов, % 31,19 1 балл, % 0,39 67,87 46,35 53,26

Методы научного познания

Задание

Уровень сложности задания

22

23

% выполнения задания

Б

Не приступал,

%

Б

67,87

53,26

0,94

0 баллов,

%

31,19

1 балл,

%

0,39

67,87

46,35

53,26

83,27 % 38,37 %

83,27 %

38,37 %

Астрофизика Задание 24 Уровень сложности задания Б % выполнения задания Не приступал, % 69,23 0 баллов, % 0,79 1 балл, % 8,79 2 балла, % 42,40 48,03 1 балл – 41,63 % 2 балла – 40,82 %

Астрофизика

Задание

24

Уровень сложности задания

Б

% выполнения задания

Не приступал,

%

69,23

0 баллов,

%

0,79

1 балл,

%

8,79

2 балла,

%

42,40

48,03

1 балл – 41,63 %

2 балла – 40,82 %

Астрофизика: затруднения выпускников распознавание по описаниям звезд их отношение к главной последовательности, красным гигантам или белым карликам; распознавание различия в плотности красных гигантов, звезд главной последовательности и белых карликов; сравнение длительности «жизненного цикла» звезд различных спектральных классов главной последовательности.

Астрофизика:

затруднения выпускников

  • распознавание по описаниям звезд их отношение к главной последовательности, красным гигантам или белым карликам;
  • распознавание различия в плотности красных гигантов, звезд главной последовательности и белых карликов;
  • сравнение длительности «жизненного цикла» звезд различных спектральных классов главной последовательности.
Результаты выполнения заданий повышенной сложности в части 2 КИМ ЕГЭ Задание Уровень сложности задания 25 26 % выполнения задания П Не приступал, % П 18,16 19,79 15,45 0 баллов, % 66,39 1 балл, % 36,18 18,16 44,03 19,79

Результаты выполнения заданий повышенной сложности в части 2 КИМ ЕГЭ

Задание

Уровень сложности задания

25

26

% выполнения задания

П

Не приступал,

%

П

18,16

19,79

15,45

0 баллов,

%

66,39

1 балл,

%

36,18

18,16

44,03

19,79

10,20 % 20,41 %

10,20 %

20,41 %

Результаты выполнения заданий с развернутым ответом Задание % выполнения задания 27 28 Не приступал % 14,02 0 баллов, % 29 50,99 40,84 30 32,33 7,57 1 балл, % 23,40 58,88 21,37 8,29 31 15,89 2 балла, % 73,35 32 10,91 12,57 27,84 3,01 3 балла, % 7,06 8,51 60,27 15,15 35,39 6,71 72,21 3,46 13,08 3,01 - 19,30 15,20 2,71 3,21 4,69 5,33 3,65 3,70 2,86 5,03 Средний процент выполнения 2020 год – 13,80 % 2019 год – 12,46 % 2018 год – 7,91 %

Результаты выполнения заданий с развернутым ответом

Задание

% выполнения задания

27

28

Не приступал

%

14,02

0 баллов,

%

29

50,99

40,84

30

32,33

7,57

1 балл,

%

23,40

58,88

21,37

8,29

31

15,89

2 балла,

%

73,35

32

10,91

12,57

27,84

3,01

3 балла,

%

7,06

8,51

60,27

15,15

35,39

6,71

72,21

3,46

13,08

3,01

-

19,30

15,20

2,71

3,21

4,69

5,33

3,65

3,70

2,86

5,03

Средний процент выполнения

2020 год – 13,80 %

2019 год – 12,46 %

2018 год – 7,91 %

Кол-во  баллов х % 0 47,76 20,41 1 2 20 3 2,86 8,98

Кол-во баллов

х

%

0

47,76

20,41

1

2

20

3

2,86

8,98

Кол-во  баллов % х 30,20 0 27,35 1 8,57 2 33,88

Кол-во баллов

%

х

30,20

0

27,35

1

8,57

2

33,88

Кол-во  баллов х % 0 55,51 31,43 1 2 6,94 3 2,86 3,27

Кол-во баллов

х

%

0

55,51

31,43

1

2

6,94

3

2,86

3,27

Кол-во  баллов х % 0 75,51 15,1 1 2 2,86 3 2,04 4,49

Кол-во баллов

х

%

0

75,51

15,1

1

2

2,86

3

2,04

4,49

Кол-во  баллов % х 53,47 0 13,88 1 28,57 2 2,45 3 1,63

Кол-во баллов

%

х

53,47

0

13,88

1

28,57

2

2,45

3

1,63

Кол-во  баллов % х 71,84 0 11,02 1 3,67 2 2,86 3 10,61 В качестве исходных формул при оценивании принимаются только те, которые указаны в Кодификаторе, при этом форма записи формулы значения не имеет, но имеют значение используемые обозначения физических величин. Если используются отличные от Кодификатора обозначения, то их нужно отдельно пояснять либо словами, либо с помощью рисунка (ход световых лучей при получении изображения собирающей линзой).

Кол-во баллов

%

х

71,84

0

11,02

1

3,67

2

2,86

3

10,61

  • В качестве исходных формул при оценивании принимаются только те, которые указаны в Кодификаторе, при этом форма записи формулы значения не имеет, но имеют значение используемые обозначения физических величин.
  • Если используются отличные от Кодификатора обозначения, то их нужно отдельно пояснять либо словами, либо с помощью рисунка (ход световых лучей при получении изображения собирающей линзой).
Пример  ! 1 Балл : в одной из исходных формул, необходимых для решения данной задачи ( или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи

Пример

!

1 Балл : в одной из исходных формул, необходимых для решения данной задачи ( или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи

Проблемы: отсутствия культуры оформления решения физических задач Решение без записи «Дано» и рисунка, а также описания особенности процессов задачной ситуации и обоснования выбора физической модели (затрудняет как самого выпускника, так и эксперта при оценивании задания с развернутым ответом: наличие таких комментариев в начале решения позволяет судить о понимании сути рассматриваемых процессов и обоснованности выбранного способа решения). Использование в решении формулы, которые является производными основных формул, перечисленных в Кодификаторе. Отсутствие необходимых пояснений к применяемым формулам. Невнимательность или небрежность при написании формул. Некорректные или лишние записи. Пропуск логических шагов в математических преобразованиях. Большое количество математических ошибок.

Проблемы:

отсутствия культуры оформления

решения физических задач

  • Решение без записи «Дано» и рисунка, а также описания особенности процессов задачной ситуации и обоснования выбора физической модели (затрудняет как самого выпускника, так и эксперта при оценивании задания с развернутым ответом: наличие таких комментариев в начале решения позволяет судить о понимании сути рассматриваемых процессов и обоснованности выбранного способа решения).
  • Использование в решении формулы, которые является производными основных формул, перечисленных в Кодификаторе.
  • Отсутствие необходимых пояснений к применяемым формулам.
  • Невнимательность или небрежность при написании формул.
  • Некорректные или лишние записи.
  • Пропуск логических шагов в математических преобразованиях.
  • Большое количество математических ошибок.
Методическая помощь Материалы с сайта ФИПИ ( www.fipi.ru ):   документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2021 г. (Спецификация, Кодификатор, Демоверсия КИМ 2021 года);   открытый банк заданий ЕГЭ;   учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года. Методические материалы, подготовленные в регионе :   видеозаписи вебинаров по подготовке к ЕГЭ по физике https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=151   тематические онлайн-тесты https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=363   методические рекомендации прошлых лет https://www.youtube.com/watch?v=o9yj56NO1Ms&list=PLi0U0VVqyeB0fPez_96h1YVzrUsMgVc4F&index=2&t=49s

Методическая помощь

Материалы с сайта ФИПИ ( www.fipi.ru ):

 документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2021 г. (Спецификация, Кодификатор, Демоверсия КИМ 2021 года);

 открытый банк заданий ЕГЭ;

 учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года.

Методические материалы, подготовленные в регионе :

 видеозаписи вебинаров по подготовке к ЕГЭ по физике

https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=151

 тематические онлайн-тесты

https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=363

 методические рекомендации прошлых лет

https://www.youtube.com/watch?v=o9yj56NO1Ms&list=PLi0U0VVqyeB0fPez_96h1YVzrUsMgVc4F&index=2&t=49s

Желаем успехов!

Желаем успехов!