«Широкая Масленица»
праздник для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям.
Задачи:
- познакомить детей с народными играми, фольклором;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- воспитывать любовь к народным традициям;
- создать праздничную атмосферу.
Оборудование:
2 детских валенка, 2 сковороды, 2 ведра, 2 стула, 2 чашки, 14 «блинов», 2 обруча, 2 палки-коня (2 санок), канат, конусы-ограничители.
Предварительная работа:
чтение литературы, просмотр картин, иллюстраций, разучивание стихов, народных игр.
Ход праздника:
Под народную музыку дети собираются на площадке.
Ведущие одеты в народные костюмы.
I Ведущий:
Здравствуйте, ребята дорогие,
маленькие и большие!
II Ведущий:
Здравствуйте, гости, милости просим!
Мы зовем к себе всех тех,
Кто любит веселье и смех.
I Ведущий:
Мы зиму провожаем, весну встречаем!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
II Ведущий:
А сейчас по старинному обычаю нужно Зиму проводить, Весну красную – встретить.
Мы по кругу все пойдём,
Дружно спляшем и споём.
Музыкальная игра «На Масленицу»:
дети двигаются по кругу под музыкальное сопровождение и выполняют задания.
Воспитатель (I группа):
Поднимайся, настроение -
К нам Масленица идет без промедления!
Иди сюда, Масленица-кривошейка,
Встретим тебя хорошенько!
Под русскую народную мелодия – выносят чучело Масленицы.
Воспитатель (II группа)
Идет Масленица – Красна-распрекрасна!
Встретим тебя сыром,
маслом да яйцом,
И румяным калачом!
Воспитатель (III группа)
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
II Ведущий:
Каждый день на Масленицу имеет свое название, давайте узнаем, как называются дни Масленичной недели?
Воспитатель (I группа):
Веселись и радуйся
Утро, день и вечер!
Наступает первый день —
Понедельник – встреча.
I Ведущий:
Крепче за руки беритесь,
И в кружок все становитесь.
Испечем большой мы блин.
Раз, два, три, начинаем печь блины!
Хороводная игра «Блинок»:
дети становятся в круг, берутся за руки и повторяют слова:
Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр)
Разливайся блинок (расходятся)
Разливайся большой.
Оставайся такой,
Да не подгорай! П-ш-ш-ш (Приседают на корточки)
Ой, подгорел! (2 раза) (Разбегаются)
Воспитатель (II группа)
А у меня ещё вопрос…
Понедельник пролетел,
Вот и вторник зашумел.
Звучит весёлый наигрыш,
А вторник у нас – заигрыш.
II Ведущий:
С тестом вы справились, блины испекли, а теперь посмотрим, как вы со сковородой можете управляться.
Эстафета «Перенеси блины»:
участвуют две команды, у первых участников в руках сковорода. Берут «блин» из ведёрка и переносят его в чашку, возвращаются в команду, отдают сковороду следующему игроку.
Воспитатель (III группа)
Разгулялись, господа,
А на дворе уже среда.
Сладкая маковка
Под названием – лакомка.
I Ведущий:
Ой, блины, блины, блины,
Мы, блины, вас напекли!
Ой, блины, блины, блины,
Поиграем с вами мы!
Хороводная игра «Блинчик»:
дети встают в круг и передают «блинчик» друг другу со словами:
Ты, катись, горячий блинчик,
Быстро, быстро по рукам,
У кого горячий блинчик,
Тот сейчас станцует нам.
У кого из детей остановился «блинчик», тот выходит в центр круга, показывает любое движение, а ребята за ним повторяют.
Воспитатель (I группа):
Он и чистый, и широкий –
То четверг уж на пороге.
В этот день ты не зевай,
Он зовётся – разгуляй.
I Ведущий:
Испокон веков зимой на Руси, чтобы не мёрзнуть, носили валенки. А на масленицу устраивали соревнования, кто дальше бросит валенок.
II Ведущий:
Ох, и холодно стоять, надо братцы поиграть!
Давайте валенки возьмём, да играть с ними начнём!
Игра-забава «Валенок»:
две команды, у первых игроков в руках детские валенки, по сигналу, бросают кто дальше. На место падения валенка ставиться конус. Бегут за валенками и несут их обратно, чтоб передать следующим игрокам. Если следующий ребёнок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остаётся на месте.
I Ведущий:
Молодцы ребята, поиграли, а теперь можно валенкам прощай сказать и до новой зимы их убрать.
Воспитатель (II группа)
Вот и пятница пришла,
Зятя в гости привела –
Есть блины, кататься с горки.
Это – тёщины вечёрки.
II Ведущий:
Эй, мальчишки и девчонки,
Молодежь и детвора!
Поиграем мы в лошадки-
Нынче самая пора!
Эстафета «Катание на лошадях» (или на санках):
участвуют две команды, дети «скачут» на палочке-коне до конуса и обратно, передают «коня» следующему.
Воспитатель (III группа):
А теперь пришла суббота.
Сидеть девчатам дома неохота,
И резвятся, словно белки,
Это – золовкины посиделки.
I Ведущий:
Если дружно взять канат,
Потянуть вперёд, назад
И сказать три раза: «Эх!»
Победит, наверно, смех.
Игра-забава «Перетягивание каната»:
две команды путём физического напряжения и определённой тактики действий перемещают друг друга до победной отметки.
Воспитатель (I группа):
День последний подошёл,
Великий пост с собой привёл.
В последний день едим блины печёные,
А зовётся воскресенье – прощёное.
I Ведущий:
С вами мы поговорили, дни недели повторили.
А теперь все собирайтесь, на гулянье отправляйтесь!
Народная игра «Ручеек»:
участники разделяются на пары, взявшись за руки, они встают в колонну на некотором расстоянии друг от друга, поднимают сцепленные руки высоко над головами, образуя тоннель. Водящий входит в коридор, где, беря за руку, выбирает себе пару, разбивая одну из старых пар, новая пара встаёт в противоположной входу стороне «ручейка», а освободившийся человек становится водящим, и т. д.; для большей интенсивности процесса при большой длине «ручейка», может быть сразу несколько водящих.
II Ведущий:
Эй! Весёлый наш народ,
Ловкий, быстрый хоровод!
Подходи скорей народ,
Масленица всех вас ждёт!
Участников праздника угощают блинами.
I Ведущий:
Уж ты Масленица годовая
Гостья наша дорогая
Накормила нас блинами
Угощала всех подряд
Всех мальчишек и девчат!
II Ведущий:
Масленица прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай Масленица!
Прощай Красная!