Сценарий по внеурочной деятельности
«Гуляй, Масленица!».
Выполнила: Валидова Вера Владимировна
учитель МБОУ СОШ с. Урман-Бишкадак
Муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан
Название мероприятия: «Широкая Масленица»
Цели праздника:
1.познакомить детей с народным праздником, его обычаями;
2.знакомство с русскими традициями и воспитание уважения к ним.
Задачи:
1. укрепить дружеские отношения в детском коллективе;
2.организовать совместный досуг детей и родителей;
3.научить детей проявлять смекалку, находчивость, внимание;
4.способствовать укреплению здоровья детей.
Форма организации деятельности детей: подвижные игры на свежем воздухе.
Оформление: плакат с названием праздника, картинки с улыбающимся солнышком, шарики, стол с изделиями, сделанные своими руками.
Реквизит: гармонь, стол, гиря, канат, самодельные лыжи, «ходули», старые тазики, длинная палка с лентами, чучело Масленицы, одноразовая посуда для блинов и чая, призы.
Предварительная подготовка: каждой семье дается задание – испечь блины, принести изделия, сделанные своими руками, разучить песни, хороводы.
Ход мероприятия
1 Скоморох: Здравствуйте гости дорогие! Спешите к нам на праздник! Будем веселиться, играть, петь песни, пробовать блины.
2 Скоморох: На улице мороз, надеюсь вы оделись тепло? Мы сегодня будем провожать зиму и встречать весну.
Ведущая: Сегодня мы собрались сюда, чтобы отметить старинный народный русский праздник – Масленицу. Этот праздник всегда слыл самым веселым, беззаботным и длился целую неделю. Как только народ не называл праздник Масленица: широкая, честная, сырная. Каждый день этой веселой недели имел своё название.
1 Скоморох:
Понедельник назывался «встреча», в этот день весь народ выходил на улицу встречать Масленицу.
2 Скоморох:
Масленица, в виде соломенной куклы в нарядной одежде, сидела на санях, и дети катали её по всей деревне.
(на санях двое ребят вывозят чучело Масленицы и ставят на видное место)
Ведущая: Гости дорогие! Весну встретим, зиму проводим, в хороводе походим!
(дети и родители водят хоровод и поют песню «По малину в сад пойдём», родитель играет на гармошке рис. 1)
Ведущая: Вторник Масленой недели назывался «заигрыш». В этот день молодые люди приглашали девушек покататься на снежных горках, поесть блинов, в игры поиграть, под гармошку поплясать.
Конкурс «Перетяни канат»
Дети и родители делятся на две команды. Победители получают сладкие призы (рис. 2).
Конкурс «Самые быстрые лыжники»
Конкурс в форме эстафеты. Две команды из родителей и детей встают на самодельные лыжи (рис. 3). По команде, пытаются обогнать соперников.
1 Скоморох:
Среда Масленичной недели называлась «лакомка». Чего только не было на столах в этот день: блины, пироги, шанежки, крендели. Лакомились все вволю!
2 Скоморох:
Эй, честной народ, не зевай, шире рот открывай! Самый вкусный блин выбирай.
Конкурс на самый вкусный блин.
Конкурсанты должны испечь блины. Победителя выбирает жюри из числа родителей и детей. При этом оценивается не только вкус и внешний вид блинчиков, но и оригинальность подачи (рис. 4). Подаётся горячий чай.
Ведущая: Четверг Масленой недели назывался «широким». В этот день шумела веселая ярмарка, на которой продавались изделия, сделанные своими руками. Люди веселились, играли на балалайках, гармошках. Веселые скоморохи веселили людей. В нашем классе тоже не мало талантливых людей. Посмотрите какие красивые изделия они сделали (рис. 5). Активные участники получают призы.
Конкурс «Самый ловкий»
Участники соревнуются в ловкости на «ходулях» (рис. 6). Самый быстрый и ловкий участник получает приз.
Конкурс «Самый сильный»
Участники из числа родителей соревнуются в конкурсе по поднятию гири (рис. 7).
1 Скоморох: Пятница Масленой недели называлась «тещины вечеринки». В этот день зятья приглашают своих тещ в гости на блины и пироги и угощают их на славу.
2 Скоморох:
Суббота называлась «золовкины посиделки». Золовка – это сестра мужа. Молодые невестки с золовками собирались в этот день. Угощались, дарили друг другу подарки, играли в игры, пели песни.
Конкурс «Самый быстрый»
Участники соревнуются в скорости по передвижению в тазике (рис. 8).
Ведущая: Последний день Масленой неделе назывался «Прощеное воскресенье». В этот день люди просили друг у друга прощение за обиды. Они старались не держать в своем сердце никакого зла. Вечером все шли на пригорок за селом. Сжигали чучело Масленицы, как символ мрака и холода, пепел развеивали по полю, в ожидании теплой и хорошей весны и добрых всходов.
(дети водят хоровод вокруг чучела Масленицы и поют песню рис. 9)
Ты прощай, ты прощай, наша Масленица,
Ты прощай, ты прощай. Наша широкая.
А нас Масленица обманула.
На семь недель поста посадила.
Говорили Масленке – семь недель,
Осталось Масленке один день.
1 Скоморох: А теперь настало время чайку попить, согреться. Вкусен чай с вареньем, молоком да сахарком.
2 Скоморох: Рады вас всех пригласить в класс покушать блинчиков, домашней сметанки и творожку. Добро пожаловать!
Праздник заканчивается чаепитием в классе.
Приложение
Рис. 1 Поём частушки
Рис. 2 Перетягивание каната
Рис. 3 Самый быстрый лыжник
Рис. 4 Конкурс блинов
Рис. 5 Изделия декоративно-прикладного искусства
Рис. 6 Конкурс «Самый ловкий»
Рис. 7 Поднятие гири
Рис. 8 Конкурс «Самый быстрый»
Рис. 9 Наша Масленица