Школьная научно-практическая конференция
младших школьников «Я познаю мир»
Что такое грипп и как с этим бороться.
Работу выполнила: Пуговкина Мария Ивановна
МБОУ «СОШ №4» МО «Островский район», 4 класс
Научный руководитель: Цымлякова Татьяна Леонидовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4» МО «Островский район»
г.Остров 2016 год
Школьная научно-практическая конференция
младших школьников «Я познаю мир»
Что такое грипп и как с этим бороться.
Пуговкина Мария Ивановна
МБОУ «СОШ №4» МО «Островский район», 4 класс
Аннотация
Работа «Что такое грипп и как с этим бороться» Пуговкиной Марии написана грамотно, цели и задачи, поставленные в работе, раскрыты полностью. Название работы раскрывает суть и важность изучаемого вопроса.
Тема актуальна, потому что повышенная заболеваемость гриппом и ОРВИ ежегодно остается актуальной не только для ученых, но и для обычных людей. Опасность гриппа заключается в том, что среди населения еще не образовался достаточный иммунитет к этому вирусу.
Ежегодно этим гриппом заражаются и погибают люди в расцвете жизненных сил. Поэтому важно всем знать, как можно защититься от гриппа.
Овладение навыками личной и общественной гигиены в целях сохранения здоровья – возможный и доступный способ профилактики для младших школьников.
Материал представляет собой научно-исследовательскую работу по окружающему миру, выполненную ученицей 4 класса. Целью данной работы является рассмотрение возможных вариантов заражения гриппом в начальной школе, а также доступные методы профилактики.
Своей работой Мария старалась привлечь внимание к проблеме сохранения здоровья детей.
-1-
Содержание
Введение………………………………………………………………………
1.Основная часть
1.1Что такое грипп и чем он опасен………………………………………..
1.2Опасная среда…………………………………………………………….
1.3Восприимчивый организм………………………………………………
1.4Что в наших силах………………………………………………………..
2.Исследование……………………………………………………………….
3.Заключение………………………………………………………………….
4.Литература………………………………………………………………….
5.Приложение
-2-
Введение
Что для Вас счастье? Если задать такой вопрос людям разных возрастов и профессий, разных национальностей и взглядов, то я уверена, что ответ «Здоровье» займет одно из первых мест. А ответ «Здоровье детей» станет несомненным рекордсменом! О нашем здоровье пекутся наши родители еще даже до нашего появления на свет, бабушки и дедушки, неонатологи и педиатры. Именно здоровья желают нам наши близкие друзья в день рождения. И мы принимаем это как данность, не замечая, каким богатством обладаем. И как же сильно мы хотим вернуть его, когда заболеваем. Так давайте же разберемся, как этого избежать.
В своей работе я хочу разобраться, как происходит заражение вирусом гриппа или ОРВИ. А также рассмотреть возможные варианты профилактики при ежедневном нахождении в школе.
Цель работы: рассмотреть возможные варианты профилактики ОРВИ среди школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- узнать что такое вирус гриппа и ОРВИ;
- определить источник инфекции;
- обозначить пути передачи;
- разобраться с восприимчивостью организма;
- найти доступные и эффективные способы профилактики;
- провести анкетирование среди учащихся;
- провести исследование, используя лабораторные способы;
- определить пути решения.
Объект исследования: учащиеся начальных классов.
Предмет исследования: заболеваемость детей ОРВИ.
Гипотеза: соблюдение правил личной и общественной гигиены школьниками, всеми вместе и каждым в отдельности, способно уменьшить количество заболевших ОРВИ.
-3-
Основная часть.
Что такое грипп и чем он опасен?
Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожилых людей.
Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают до 15% населения Земного шара. В Псковской области наибольшее распространение грипп и ОРВИ получают в феврале – марте.
Грипп — острое высоко заразное заболевание, симптомы которого знает даже ребёнок: высокая температура (часто достигает 39 градусов и выше), головная боль, озноб, ломота в теле, слабость, кашель, насморк.
Мировая история знает не один пример массовых заболеваний гриппом, которые унесли тысячи десятков жизней. Сам вирус гриппа имеет размер около 100 нанометров, а способен побороть целые континенты.
Одной из основных загадок вируса гриппа является то, что большую часть времени вирус отсутствует в поле зрения. Эпидемии случаются, как правило, осенью или зимой (Северное полушарие) или весной и летом (в Южном полушарии). Длительность эпидемии составляет 1-3 месяца, после чего вирус снова исчезает. Где он циркулирует в остальное время, где и как происходит изменение его структуры (ведь заболевания из года в год вызывают разновидности одного и того же вируса), до сих пор до конца не ясно. Наиболее правдоподобная гипотеза говорит о том, что вирус циркулирует в районе экватора (где заболевания гриппом регистрируются круглогодично).
Главное, что нужно понять – это то, что грипп это не просто «простуда», это заболевание опасное своими осложнениями. Если простой насморк можно вылечить за семь дней, бронхит или ангину – за две недели, то воспаление легких потребует три недели дорогостоящего и весьма болезненного лечения.
-4-
1.2 Опасная среда.
Источником инфекции всегда является больной человек. Возбудитель болезни выделяется вместе со слюной при кашле, чихании, разговоре, поцелуе. Такой путь передачи называется воздушно-капельным. Реже, но все же возможно, заражение через использование одной и той же посуды. Этот путь носит название контактно-бытовой.
Попадая во внешнюю среду, вирус сразу не погибает. Он оседает на всевозможных поверхностях: на полу, на мебели, на одежде.
Интересно, что вирус гриппа наиболее устойчив при низких температурах — он может сохранятся при температуре 4° С в течение 2-3 недель; прогревание при температуре 50-60° С вызывает обезвреживание вируса в течение нескольких минут, а действие дезинфицирующих растворов — мгновенно.
Заражение гриппом происходит буквально за секунды. Самый простой путь передачи инфекции – от больного человека к здоровому воздушно-капельным путем. Реже, человек может заразиться гриппом и через предметы быта: ободок кружки, из которой пил носитель вируса, носовой платок, которым пользовалась чихающая подруга, и так далее.
А порой для мгновенного заражения достаточно обычного рукопожатия или даже минутного разговора лицом к лицу.
Эти данные наглядно подтверждают необходимость конкретной санитарной пропаганды соблюдения больными гриппом и другими ОРЗ элементарных гигиенических правил. Стоит убедить больного чихать с закрытым ртом, как количество выбрасываемых в воздух мельчайших частиц может быть уменьшено в 10-70 раз, а значит, снижена концентрация в воздушной среде вируса гриппа.
-5-
1.3Восприимчивый организм
Гриппом чаще всего заражаются люди, иммунитет у которых ослаблен.
В первую очередь к ним можно отнести детей дошкольного и школьного возраста, пожилых людей-пенсионеров.
К группе высокого риска можно отнести людей, которые по роду своей работы общаются с большим количеством людей. К ним можно отнести продавцов, медицинских работников, воспитателей в детских садах и учителей. То есть людей, которые постоянно находятся в скученном коллективе, каким является и обычный класс в начальной школе.
Но особенно опасен вирус гриппа для лиц, страдающих хроническими заболеваниями, такими как бронхиальная астма, хронические бронхиты, заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет.
Это далеко не полный перечень, кому необходимо защититься от гриппа. Важно знать, что имея серьезные хронические проблемы легче заразиться гриппом, гораздо тяжелее протекает как основное заболевание, так и сам грипп.
Ослабить организм и сделать его уязвимым для вируса могут следующие факторы:
- переутомление как физическое, так и умственное;
- переохлаждение;
- постоянный недосып;
- неправильное питание;
- вредные привычки.
-6-
1.4Что в наших силах
Защититься от гриппа можно несколькими способами. Самым главным для профилактики является своевременность ее проведения. Прежде всего - это повышение защитных сил организма путем закаливания и правильного питания.
Закаливаться можно начинать в любом возрасте, но если многие одноклассники уже пропускают уроки из-за болезни, делать этого не стоит. А то полезное закаливание превратится в предрасполагающий фактор – переохлаждение. Лучшее время для этого начинания – летние каникулы.
Правильно сбалансированное питание тоже повышает иммунитет. Потому, что для нормальной жизнедеятельности организма необходим определенный состав витаминов, минеральных солей, аминокислот, ферментов и т.д. Недостаток их приводит к возникновению различных состояний, которые и снижают иммунитет. Поэтому совсем несложно отказаться от чипсов и газировки в пользу яблок, апельсинов и свежих соков.
Неспецифическая профилактика применяется в основном, когда начинается или уже идет разгар эпидемии. Это мероприятия, которые препятствуют заражению инфекцией.
ПРАВИЛО 1. МОЙТЕ
Часто мойте руки с мылом.
Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства.
Гигиена рук — это важная мера профилактики распространения гриппа. Мытье с мылом удаляет и уничтожает микробы.
Если нет возможности помыть руки с мылом пользуйтесь спирт содержащими или дезинфицирующими салфетками.
Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев и др.) удаляет и уничтожает вирус.
ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ
-7-
Прикрывайте рот и нос платком при кашле или чихании.
Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Гриппозный вирус распространяется этими путями.
Не сплевывайте в общественных местах.
Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания.
Вирус легко передается от больного человека к здоровому воздушно-капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1 метра от больных. При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать. Избегая излишние посещения многолюдных мест, уменьшаем риск заболевания.
ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции.
Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.
-8-
Исследования
Вопросам профилактики посвящено множество научных работ. Ее эффективность исследовало не одно поколение докторов, эпидемиологов, микробиологов. Чтобы этот бесценный опыт не пропал даром, необходимо использовать его результаты. Ведь намного проще и приятнее гулять на свежем воздухе, заниматься любимыми делами, чем испытывать жар и ломоту в теле, проводить время в очереди на прием к врачу.
Предлагаемые методы недопущения болезни работают в отношении не только гриппа и ОРВИ, но также помогут избежать расстройств пищеварения и многих кожных «неприятностей». Поэтому я решила узнать, что знают мои сверстники о вопросах профилактики, и как используют эти знания. Для этого я провела анкетирование, в ходе которого предлагалось ответить на 10 вопросов.
Анкета для учащихся начальных классов.
1.Как часто ты болеешь простудными заболеваниями за учебный год?
А) 1 раз Б) 2 раза В) 3 раза Г) не болею
2. Сколько дней школьных занятий ты пропустил по болезни?
А) 3 дня Б) 5 дней В) 7 дней Г) ни одного
3. Что ты делал, чтобы не отстать в учебе? (напиши свой ответ)
_______________________________________________________
4. Сколько раз ты моешь руки, находясь в школе?
А) 1 раз Б) 2 раза В) ни одного Г) я не пачкаюсь
5. У тебя в рюкзаке есть влажные салфетки?
А) да Б) нет
6. Ты знаешь, что такое гель – антисептик? Для чего он нужен? Напиши.
___________________________________________________________
-9-
7. Выбери для перекуса один из наборов:
А) булочка и конфета Б) лимонад и сухарики В) яблоко
8. Если у тебя есть свободный час, чем ты займешься?
А) помогу маме Б) погуляю В) поиграю с младшим братом или сестрой
Г) посижу в интернете Д) почитаю
9. Сейчас у тебя есть в кармане или в рюкзаке носовой платок?
А) да Б) нет
10. Ты знаешь, для чего нужна медицинская маска?
А) (напиши)________________________________________ Б) нет
По результатам опроса были проведены исследования. (Приложение 2)