Школьное радио как средство патриотического воспитания обучающихся
Задумывались ли вы когда-нибудь в наш век интернета, телевидения, нанотехнологий, как донести до наших ребят тургеневскую мысль: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись»?
Мы часто говорим: «патриотизм – это любовь к родине». А что есть любовь, её нельзя потрогать, пощупать, это абстрактное понятие. Как тогда воспитывать то, что абстрактно? Что же есть патриотизм? Патриотизм – это все же совокупность отношений, идей, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины. А формировать убеждения, учить выстраивать отношения и учить действовать мы уже можем. Иначе говоря, процесс формирования ценностей подростка очень сложен и не может быть осуществлен самим подростком автономно. Этот процесс предполагает наличие влияния: со стороны людей, непосредственно окружающих подростка (семья, школа, друзья), чьи действия направлены на создание материальных возможностей и духовных условий развития личности и формирования ценностей подростка) и требует налаженного взаимодействия всех социальных институтов, участвующих в процессе воспитания. А влиять и взаимодействовать мы можем через СМИ.
Поэтому радиовещание является эффективным фактором формирования патриотизма подростка. Школьное радио - это общественный голос школы, отражающий реальные проблемы сегодняшней жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие вопросы, способствующий формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции учащихся, сплачивающий коллектив в единое целое.
Главный способ воздействия средствами радиовещания на подростка - информация. Информация - одна из наиболее важных составляющих в системе формирования личности подростка. Нравственные нормы и духовные ориентиры, по сути своей, являются информацией, жизненно необходимой подростку для его развития и превращения в личность. Влияние информации наиболее сильно в подростковом возрасте, когда человек стоит перед выбором ценностей, размышляя, куда ему идти, «направо» или «налево».
Как использовать информацию в нужном нам направлении помогает нам детское объединение Школьное радио «Наш голос». Наше объединение самое молодое в школе, оно возникло в этом году и целью своей работы видит расширение информационного пространства школы, повышение результативности образовательно-воспитательного процесса, развития личностных качеств обучающихся.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
формировать общественное мнение школы;
вовлечь обучающихся в различные формы творческой деятельности по выпуску радиопрограмм;
реализовать творческие способности обучающихся;
расширить знания обучающихся в области ИКТ;
развивать навыки использования ИКТ в практической деятельности обучающихся;
прививать чувство любви к родной школе, формировать чувство
гражданской ответственности.
Прежде всего, была создана программа деятельности детского объединения Школьное радио «Наш голос», включающая в себя тематическое планирование радиопередач по четырем направлениям: спортивно-оздоровительное, гуманитарное (нравственное), художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, которые реализуются в рамках рубрик школьного радио «Дела школьные», «Эрудит», «История школы в истории Кузбасса», «Поговорим о разном».
Гражданско - патриотическое направление предполагает цикл передач «История школы в истории Кузбасса», передачи к Дням воинской славы (День снятия блокады Ленинграда (27 января 1944г), Сталинградская битва (2 февраля 1943), День защитника Отечества (23 февраля), День Победы (9 мая), радиопередачи ко Дню народного единства (4 ноября), Дню Конституции Российской Федерации (12 декабря). Важно дать понять ребятам: для того, чтобы стать патриотом и гражданином, не обязательно быть героем, достаточно сочувствовать и сопереживать судьбам Отечества, любить свою Родину такую, какая она есть.
Основной способ передачи информации средствами радиовещания - радиопрограмма. Одну из них вы прослушали сегодня. Подготовка радиопрограмм требует вовлечения детей в различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, диктора, звукооператора. Обучение детей современным технологиям, основным навыкам записи и воспроизведения фонограмм, работа с аудиотехникой. В результате работы с детьми по выпуску радиопередач возрастает не только их мотивация к обучению, но и формируются определенные жизненные ценности и принципы.
Мы всегда проговариваем ребятами, что школьные радиопередачи — это очень ответственно. Слово в эфире имеет особую значимость. Каждая радиопередача должна воспитывать людей — умных, знающих, здоровых, готовых честно жить. Школьное радио — голос школы. И оно уже по своему положению обязано пользоваться всеобщим уважением.
Для своих передач мы выбрали информационно - музыкальный формат студенческого радио - вид радио, который до сих пор действует не в коммерческих интересах, а в интересах целевой аудитории. Формат — это стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы своей целевой аудитории. Основными критериями, определяющими формат, являются стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира.
Радиовещание становится эффективным способом формирования у подростков активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны, воспитания высоких духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству если:
- созданы условия для формирования патриотизма средствами школьного радиовещания;
- создана образовательная программа, которая позволяет проводить работу в системе: организован цикл передач, направленный на повышение ценности понятия «патриотизм» в реализации жизненного сценария подростка.