СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа будущего: "Инновационные направления в школе"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Школьный спортвный клуб"

"Каждой школе -спортивную команду"

"Спортивная культура"

Просмотр содержимого документа
«Школа будущего: "Инновационные направления в школе"»



Школа будущего: «Инновационные направления в школе».




Успехи и благополучие России в XXI веке во многом будут определяться качеством ее человеческого капитала-уровнем образованности, профессиональной компетенции специалиста и , что не менее важно, степенью его духовного богатства. Эти качества формируются в рамках системы гуманитарного образования, являются конечным результатом образовательной деятельности и должны стать важнейшим приоритетом модернизации российского образования на ближайшую и отдаленную перспективы.

К сожалению, массовая культура, в том, варианте, в котором она представлена в современной России, в большей степени ориентирована на западные демократии и не учитывает национальные специфики. Наиболее пагубное влияние это оказывает на подрастающее поколение. Сегодня сложилась тревожная ситуация в образовании. Отказ от официальной идеологии привел к ослаблению воспитательной работы, направленной на формирование личности в системе образования. Между тем, школа, университет - это особое духовное пространство, где наряду с профессиональными знаниями и навыками формируются ценности и идеалы, отношение к обществу и друг другу.

Одной из основных целей образования является формирования не столько информационного, сколько культурного человека. Появилось понимание того, что деятельность человека и его взаимодействие с миром и людьми детерминировано культурой, а не только экономическими законами, как это принято считать в современном обществе.

Латинское слово «cultura» означает «возделывание, культивирование почвы». В античном понимание термина «культура» подчеркивалась божественностью окружающего мира, в отличие от жизнедеятельности человека и его биологических форм жизни. Термин «культура» употребляется в современном научном языке для обозначения разнообразных по объему и содержанию понятий как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, совокупность человеческой деятельности, способы и результаты деятельности, совокупность ценностей. Многие культурологи относят к элементам культуры традиции, кодексы, ритуалы, институты, орудия, технологии [А.И. Арнольдов, Н.С. Злобин, М.С. Каган].

Культура как проекция человеческой деятельности, субъект которой может быть индивидуальным, групповым, обретает культуру человечества [уровень общего], культуру социальной группы [уровень особенного] и культуру личности [уровень единичного], являющегося «конечным пунктом» в онтологической пирамиде реального существования и функционирования культуры [М. С. Каган].

Такой частью культуры, которой свойственна характеристика не только единичного, но и особенно и общего ее уровней, является физическая культура, которая перестала быть культурой отраслевой и понимается как составная часть культуры общества и личности, как элемент образа жизни людей. Физическая культура предстает как совокупность ценностей, норм, идеалов и связывается с укреплением здоровья, с развитием физического и нравственного совершенства.

С точки зрения Н.Н. Визитея физическая культура является самым первым и базовым видом культуры, которая формируется в человеке. Физическая культура с присущим ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики и статус человека. Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека, как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания.

Физическая культура общества определяется В.К. Бальсевичем [1998] как уровень, глубина, полнота и основательность знаний о сущности и правилах физической подготовки, методах организации физической активности, о путях и средствах физического совершенствования человека.

Спортивная культура возникает как вид культуры, близкий по своему содержанию к культуре физической. Однако она содержит собственные, специфические средства и способы преобразования физического и духовного в человеке путем использования ценностей спорта, спортивной деятельности, направленной на достижение высокого результата, победы, рекорда.

Проблема взаимоотношений физической и спортивной культур особенно остро проявляется в развитии технологий физической и спортивной подготовки. Высокие спортивные технологии изменили систему спортивной тренировки, образовав по меткому выражению В.К. Бальсевича «пропасть» между физической культурой и культурой спортивной. Конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в культуру физическую создают условия для интенсификации физической подготовки детей и подростков. Основной новой прогрессивной технологии физического воспитания может служить адаптация известных высоких технологий спортивной подготовки к потребностям и условиям физического воспитания детей, подростков и молодежи.

В настоящее время общепризнано, что существующая система физкультурно-спортивной работы в учебных заведениях не позволяет решить основные задачи, возлагаемые на эту систему: не обеспечивается должный уровень здоровья и физического развития подрастающего поколения, не формируется потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, в полной мере не реализуется культурный потенциал этой деятельности. За период обучения у детей, подростков и студенческой молодежи увеличивается количество заболеваний, заметно снижается физкультурно-спортивная активность и интерес к спортивным занятиям. Эта ситуация обуславливает принятие мер по модернизации физкультурно-спортивной работы в образовательных учреждениях, поиск новых подходов в содержании и организации этой работы, отвечающих вызовам современности.

Одним из важнейших направлений должно стать обращение к гуманизации образования, приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим, культурным ценностям- нравственным, эстетическим и интеллектуальным, а также переход к субъект- субъективным отношениям, главной целью которых является формирование способностей к саморазвитию, самореализации, самообразованию на протяжении всего жизненного пути. В данном случае необходимо заинтересовать молодежь, сделать ее активным партнером педагогической деятельности, созидателем собственной индивидуальности. Стимулом, способным побудить молодежь к сотрудничеству, может стать спортивная деятельность. Однако в данном случае необходимо опираться на процесс освоения всего ценностного потенциала спорта, поэтому важнейшей задачей спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях следует считать не только спортивную подготовку, но и формирование спортивной культуры личности.

Эффективная реализация культурологического подхода к организации спортивной деятельности учащейся молодежи требует решения комплекса сложных педагогических задач. В первую очередь необходимо провести социально- культурный анализ и разработать современную концепцию спортивной культуры.

Если теория и методика физической культуры разработана и представлена в спортивной науке большим количеством теоретических и практических исследований, то спортивная культура только обретает начальные границы своего предмета и находится на этапе осмысления его теоретических основ.












Современные инновационные направления

спортивной культуры в школе.

Сегодня в различных регионах РФ внедряются перспективные направления, способные существенно улучшить систему спортивного и физического воспитания в общеобразовательных учреждениях:

- «Школьный спортивный клуб»;

- «Каждой школе - спортивную команду»;

- «Спортивная культура», как учебный предмет общеобразовательной школы.

Инновационное направление «Школьный спортивный клуб» [рис. 1] является существенным дополнением к процессу спортивно ориентированного физического воспитания общеобразовательной школы. Его суть заключается в интеграции основного и дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности посредством внедрения 6-часовых занятий в неделю [3 урока физической культуры и 3 занятия в спортивно-оздоровительных группах ДЮСШ]. Данную модель можно рассмотреть как модернизацию физического воспитания, с одной стороны, и тренировочного процесса с другой, а также как создание условий и механизма развития детско-юношеского спорта, обеспечение современного качества доступности и эффективности школьных спортивных занятий на основе лучших традиций, заложенных еще советской системой физического воспитания.



Устав

Положение

Положение Положение Положение

Положение

Общее собрание

Спортивный актив класса

Положение

Учителя ФК Положение Положение

Положение


Зам. по учебно-спортивной работе

Положение

Зам. по учебно-спортивной работе

Положение

Председатель


Спортивно-массовая работа

Программа Положение Положение

Положение




Внешкольная


Внеклассная



Клубные формы Положение Положение

Положение


Спортивный праздник




Туристический клуб

Школьная спортивная команда


Семейный







Спортивное образование, здоровье, социальный престиж школы








Рис.1. Концептуальная модель структуры и организации спортивного клуба

Инновационные направления не вносят противоречий в содержание физического воспитания, а дополняют его спортивную составляющую. Однако правильно организованный процесс спортизации создает равные возможности самореализации в спорте каждому ребенку, оперативно реагирует на мотивацию, интерес, потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку спортивно одаренным и талантливым юным спортсменам. Процесс спортизации общеобразовательных школ можно существенно улучшить благодаря внедрению проекта «Каждой школе - спортивную команду» хотя бы по одному наиболее популярному среди детей, родителей, учителей виду спорта [рис. 2]. Огромный социализирующий и оздоровительный эффект заложен в ведущей идее данного проекта. Он несет в себе возможность воспитания настоящих граждан; патриотизм, любовь к школе, умение бороться и побеждать, чувствовать локоть товарища, иногда и умение проигрывать, - всему этому можно научиться в спортивной команде школы.









Школьная спортивная команда





Спортивный клуб




Рабочая учебная программа

Показательные выступления



Календарь соревнований



Область,округ



Город


Район


Школа





Рис2.Концептуальная модель организации спортивной команды


При хорошей организации спортивной работы школьная команда может стать клубом для общения учащихся разных возрастов. Немаловажно, что в таких условиях будет укрепляться связь общеобразовательных школ со спортивными структурами: федерациями, городскими комитетами по физической культуре и спорту. Данная инновация способна усилить учебный процесс, расширить возможности использования внеучебного времени в целях привлечения детей к систематическим занятиям спортом и формирования их спортивной культуры.

Введение в учебный процесс общеобразовательной школы предмета «Спортивная культура» может обеспечить каждому школьнику возможность приобщиться к занятиям спортом. Поскольку спорт в полной мере обеспечивает социальный заказ на формирование жизнеспособной личности.

«Если внедрение технологии спортивно ориентированного физического воспитания предлагается в 5-8-х классах, то «Спортивная культура» логично вписываете в учебный план старшей школы».

Спортивное воспитание предполагает развитие личностно значимых качеств, формирование способностей, вооружение учащихся знаниями о жизни, необходимыми для успешного функционирования человека в современном обществе. Целевая установка спортивного воспитания заключается в том, чтобы сформировать личность, способную преодолевать трудности, развивать волю, выжить, саморазвиваться и достигать успеха, победы, прежде всего над самим собой. В спорте уже создан механизм развития жизнеспособной личности. Технология спортивной подготовки включает в себя средства и методы формирования личности спортсмена, способного к самосовершенствованию в соответствии с заданными целями. В рамках предмета наряду с формированием личностной спортивной культуры старшеклассника происходит его активная социализация. Подростки в процессе спортивной деятельности учатся занимать лидирующие позиции, обучаются навыкам общения, исполняют разные социальные роли [физорга, капитана команды, судьи по спорту], определяются со своими профессиональными интересами.

Модель учебного предмета «Спортивная культура» строится с учетом общепринятой методологии [рис. 3]. Целью учебного предмета является формирование спортивной культуры личности; в содержание учебного предмета входит три раздела: теоретический, практический и контрольный. Теоретический раздел должен содержать знания об истории становления и развития спорта, теории спорта, основах спортивной тренировки, методики медицинского контроля и самоконтроля. Практический раздел должен включать основные разделы спортивной подготовки: общефизическую, тактическую, техническую и специальную. Соревновательная деятельность является неотъемлемой частью данного процесса. Контрольно-нормативный раздел предусматривает оценку знаний, двигательных умений и навыков на уровне требований юношеских спортивных разрядов.

















Учебный предмет «Спортивная культура»





Цель :формирование спортивной культуры





Задачи: теоретическая, физическая, спортивная подготовленность, формирование личностных качеств






Содержание учебного предмета




Контрольно-нормативный раздел

Спортивная подготовка в выбранном виде спорта

Теоретический раздел



Выполнение нормативов юношеских разрядов


Физическая подготовка


История спорта

Спортивное образование



Специальная подготовка


Соревнование


Основы спортивной тренировки



Первенство класса

Техническая подготовка



Методы самоконтроля

Первенство школы


Тактическая подготовка

Первенство города







Рис.3 Концептуальная модель содержания учебного предмета «Спортивная культура» для учащихся 9-11-х классов общеобразовательной школы



Введение учебного предмета «Спортивная культура» позволяет устранить «болевые точки» традиционно сложившейся системы физического воспитания:

- создает организационно-педагогические условия привлекательности для учащихся содержания учебных занятий;

- обеспечивает соответствие обучающих и тренирующих воздействий на уроках спортивной культуры особенностям возрастного развития, моторики и психики учащихся, их спортивным интересам;

- способствует активному и системному использованию новейших технологий спортивного воспитания детей и подростков;

- предоставляет возможности приоритетного освоения этических, нравственных, духовных и здоровьеформирующих ценностей спортивной культуры;

- стимулирует разработку и создание принципиально новых проектов учебно-спортивных сооружений, обеспечивающих использование современных технологий спортивного воспитания, оснащенных диагностическими и тренажерными комплексами, системами оперативного контроля здоровья занимающихся.

Организация процесса спортивного образования в общеобразо­вательной школе - достаточно сложная социально-психологическая и управленческая задача. Организаторам этого процесса предстоит решить целый комплекс масштабных и разно уровневых задач. Пре­одоление традиционных представлений о физическом воспитании школьников как о сложившихся управленческих стереотипах о «второсортности» предмета «Физическая культура», и до нахождения адекватных подходов к личности каждого учащегося, его интересам, склонностям, потребностям и потенциальным возможностям совер­шенствования в том или ином виде спортивной или физкультурной деятельности. В основу организации спортивного образования в экс­периментальной Октябрьской средней общеобразовательной школе положены принципы спортивно ориентированного физического вос­питания по инновационной образовательной технологии. Организа­ционная модель спортивного образования логически предопределя­ется динамикой формирования личности школьника на протяжении всего периода обучения [социализации]. Мы предлагаем выделить в этом процессе четыре возрастных этапа [рис. 4].

Четыре возрастных этапа [рис. 4].











IV этап


9-11-й классы


Самореализации

(спортивное и физическое совершенствование)







III этап


5-8-й классы



Индивидуализации

(учебно-тренировочный этап)







II этап


2-4-й классы




Идентификации

(спортивно-оздоровительный этап)







I этап

1-й класс



Адаптации к школьной среде






Рис. 4. Схема возрастных этапов в динамике социализации школьников

В соответствии с предложенной схемой на каждом возрастном этапе необходимо применять наиболее эффективные формы организации учебно-воспитательного процесса, соотношение классно-урочных форм и внеурочных занятий; теоретических уроков и учебно-тренировочных занятий.

Возрастной этап старшей школы (9-11-й классы) характеризуется как «персонализация личности- процесс самореализации в реальной творческой деятельности, в целостности многообразия приобретенных качественных свойств и способностей, выражающийся в представленности в социальных отношениях других, активном воздействии на них даже за пределами их наличного взаимодействия.»

В целом этап возрастного развития старших школьников (15-17 лет) характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала. Происходит наиболее интенсивный рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательной координации. Взросление и возмужание сопровождаются

изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования. Спортивное воспитание юношей и девушек 15-17 лет направлено на закрепление мотиваций к повседневному и систематическому физическому совершенствованию в организованных и самостоятельных формах, на формирование гражданской зрелости по отношению к собственному здоровью и физической подготовленности, освоение навыков спортивного стиля жизни. Основные направления развития физического потенциала человека в этот период- повышение уровня силы и выносливости и достижение высокого уровня координации движений в физических упражнениях, в том числе и спортивных. В период юношества завершается развитие центральной нервной системы. Непосредственным результатом этого процесса является достижение высокого уровня совершенства анализаторно-интегративной деятельности коры головного мозга. Возрастает подвижность нервных процессов. При этом продолжает оставаться некоторый дисбаланс соотношений возбуждения и торможения. Возбуждение по прежнему несколько преобладает над торможением. Развитие второй сигнальной системы достигает у юношей и девушек очень высокою уровня. Значительные изменения про­исходят и в психической сфере старшего школьника. Для этого воз­растного периода характерны стремление к неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству. У юношей и девушек скла­дываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Их поведение отличается сознательной критической ус­тановкой, стремлением выработать собственное суждение. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и по­требностей молодого человека этого возраста стабилизируются, вы­являются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности. Период юношества- время бурного расцвета физических способностей человека, формирования телесной красоты и двигатель­ного совершенства, достижения близкого к максимально возможному уровня развития физических качеств. Наиболее важными задача­ми спортивного и физического воспитания юношей и девушек явля­ются: развитие силовых качеств, повышение уровня выносливости и совершенствование техники выполнения физических упражнений.

Программа спортивной активности старшего школьника дает возможность реализовать себя в полном объеме.

На этапе спортивного совершенствования все учебно-трениро­вочные занятия помещаются в конце академического расписания, преимущественно во второй половине дня. В недельном микроцикле их должно быть не менее трех продолжительностью 60- 120 мин. Интеллектуальный компонент -теоретические знания по спортив­ной и физической культуре- обеспечивается на теоретических уро­ках, обозначенных в рамках общешкольного расписания. Логическая модель организации спортивного образования в старшей школе показана на рис. 5.

Не существует единой программы, способной обеспечить эффективность спортивного и физического воспитания всех учащихся образовательного учреждения, что требует дифференциации учеб­ного процесса в соответствии с уровнями физической подготовлен­ности учащихся, степени сформированности мотиваций к спортив­ной деятельности, а также

Первая половина учебного дня

Вторая половина учебного дня

Теоретические уроки (40 мин.)


Баскетбол (3х90мин) Волейбол (3х90мин) Мини-футбол (3х90мин) Лыжные гонки (3х90мин)


Спортивный уровень

ОФП (3х60мин)

Оздоровительный уровень

Группа здоровья (3х60мин)

Адаптивный уровень

состоянию здоровья.

Рис 5. Модель организации недельного микроцикла спортивного образования в старшей школе [9-11-й классы]




Организация учебного процесса спортивного образования име­ет разно- уровневый характер.

  1. Спортивный уровень предполагает тренировки по избранно­му виду спортивной специализации, выбираемой учащимся по со­гласию родителей с правом изменения вида спорта. Микроцикл со­стоит из трех учебно-тренировочных занятий [90-120 мин] по избран­ному виду спорта и проводится по соответствующим программам. Базовую часть программного материала, обязательную для всех уча­щихся, составляют: еженедельный теоретический урок в рамках ака­демического расписания и занятия по общей физической подготовке в рамках тренировочного процесса, независимо от выбранной уча­щимися специализации.

2.Оздоровительный уровень предполагает одно теоретическое занятие в рамках расписания и учебно-тренировочные занятия по общей физической подготовке, которые проводятся 2-3 раза в неде­лю по 60-120 мин в конце общешкольного расписания. Содержание практического раздела программного материала определяется дей­ствующими программами по физической культуре для средних общеобразовательных школ.

3. Адаптивный уровень. Для учащихся с отклонениями в со­стоянии здоровья, а также с низким уровнем физической подготов­ленности, организуются занятия в группе здоровья. Они проводятся за рамками академического расписания три раза в неделю по 40- 60 мин при раздельном обучении мальчиков и девочек.


Таблица 1.

Модель организации спортивного образования школьников в 9-11-х классах

(по В.А. Романовичу, 2011 г)




Основания

Образователь-

ный (интеллектуаль

ный) компонент

Двигательный компонент (физическое совершенствование)

Спортивный уровень

Общефизический уровень

Адаптивный уровень

Общая цель учебного спортивного образования

Формирование спортивной культуры личности

Цели учебно-воспитательной работы

Обеспечение общего среднего спортивного образования

Содействие спортивному совершенствованию

Содействие физическому совершенствованию

Повышение функционального состояния организма, поддерживание физической дееспособности и здоровья

Основная направленность задач

Освоение основ специальных знаний, формирование естественно-научного мировоззрения, инструктивно-методических умений в сфере физической (спортивной) культуры

Совершенствование психофизических способностей в выбранном виде спорта

Активное формирование

здоровья

Содействие развитию основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем организма

Основная направленность содержания учебного процесса

-специфические знания; -инструктивно- методические знания; -фундаментальные знания

-физическая подготовка;

-специальная подготовка;

-техническая подготовка;

-тактическая подготовка;

-соревновательная деятельность

- способы двигательной деятельности;

-физическое совершенствование

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков и оптимального уровня здоровья

Форма организации

Классно-урочная, в рамках академического расписания

Учебно-тренировочные занятия вне академического расписания

Виды учебных занятий

Теоретический урок

Спортивная тренировка

Общефизическая тренировка

Оздоровительная тренировка

Количество занятий в неделю (в микроцикле)

1

3-4

2-3

3

Время одного занятия

40 мин

90-120 мин

60-90 мин

60 мин

Контрольно-нормативные требования

Сдача зачета и экзамена

Выполнение спортивного разряда

Освоение обязательного минимума содержания учебного предмета

Динамика улучшения психофизических способностей и здоровья

Система оценивания

5-балльная

Зачет/незачет













Обзор ситуации, сложившейся в области физической культуры в нашей стране и за рубежом, показывает тенденцию к сокращению объема занятий физической культурой во многих странах. Успешный опыт развития физической культуры в одних странах и продолжающаяся стагнация отношения к физкультуре в других в конечном итоге приведет к полному вытеснению из учебных планов предмета «Физическая культура». Вместе с тем социальные институты, осознающие и приветствующие тесные связи между школой и спортивными организациями, достаточно успешно решают задачи физической подготовленности и формирования здоровья детей.

Развитие современного общества обусловлено обращением к миру личности, ее самореализации и самосовершенствованию. Новое педагогическое мышление предполагает создание необходимых условий, прежде всего для развития личности. В этой связи, как было показано в проекте, ведется поиск новых средств и методов воспитания и социализации современной молодежи. Учитывая новые тенденции развития общественного сознания, которое ориентировано на освоение ценностей спорта, можно уверенно говорить о сформированное в обществе «моды» на здоровый образ жизни, «моды» на спорт. Однако поддержание и развитие этих идей в массовом сознании требует четких методологических, концептуальных и технологических решений, коренных преобразований, прежде всего в системе школьного и вузовского образования в направлении реализации феномена спортивной культуры.

В предложенной монографии сделана попытка обобщения методологических подходов к осмыслению сущности спортивной культуры и апробирования путей освоения ее ценностного потенциала. Культурологический подход к пониманию сущности спорта позволяет использовать его гуманистический потенциал во имя и благо человека, для развития его индивидуальностей, творчества, конкурентоспособности, жизнестойкости.

В ходе проведенных экспериментов показано, что внедрение спортивно ориентированных технологий в образовательную практику позволяет эффективно реализовывать современный Госстандарт образования на принципах вариативности, индивидуализации, личностно ориентированного подхода, с учетом свободы выбора вида спортивной активности каждым занимающимся.

Реализация спортивного интереса дает импульс к позитивному отношению к спорту, к систематическим занятиям спортивной деятельности. Ориентация образовательного процесса на спортивную культуру личности обуславливает развитие новых механизмов и реализацию педагогических условий учебно-тренировочных занятий.

Принципиально важно в настоящее время сосредоточиться на решении проблем школьного физического воспитания, нахождении приемлемых путей его развития. Разработка и теоретическое обоснование структуры и содержания спортивного образования, основанного не на «перетягивании» с образования на тренинг физических качеств и наоборот, а на сбалансированном воздействии, как на двигательный, так и на интеллектуальный компонент физической культуры личности учащихся.

Как показало проведенное исследование, в ближайшее время спортивная культура должна занять достойное место в системе знаний о преобразовании физического и духовного потенциала человека и стать надежной базой вовлечения в занятия спортом, прежде всего детей, подростков и молодежи.