СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа радости образовательный центр м.п. щетинита

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается опыт работы выдающегося педагога 21 века М.П. Щнтинина по формированию и развитию в процессе образования творческой, всесторонне развитой, гармоничной личности. 

Просмотр содержимого документа
«Школа радости образовательный центр м.п. щетинита»


Трофимюк Алла Константиновна

Школа радости

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР М.П.ЩЕТИНИТА


АННОТАЦИЯ

Целью данной статьи является ознакомление студентов с опытом работы выдающегося педагога 21 века М.П.Щетинина по формированию и развитию в процессе обучения всесторонне развитой, целостной и гармоничной личности.

Данная статья может быть использована преподавателями педагогики в качестве дополнительного материала к лекциям студентам ГПОУ, а также студентами при составлении рефератов по данному предмету.


«Все, кого позвала школа, - пишет М. П. Щетинин, - должны сосредоточить внимание и усилия на бережном взращивании лучшего в человеке… Учитель, спеши увидеть победу своего ученика, его силу. Только на основе веры в человека, уважения к его будущему возможно взаимопонимание. Это даст тебе силы и терпение помочь ученику найти себя» [2, с.154].

«Школа Радости» - так называл свою школу великий педагог и учитель жизни Василий Александрович Сухомлинский. Так же назывался образовательный центр на Кубани, который создал учитель мирового значения, академик Российской Академии образования Михаил Петрович Щетинин. Созданная им «Школа радости», основанная на лучших национальных традициях Русского государства, была признана международной организацией ЮНЕСКО одной из лучших образовательных систем в мире. Ребёнок, по определению М.П.Щетинина, здесь являлся главным действующим лицом, как феномен он явление космическое; мотивацией его является деятельность для Родины, для человечества, для всего мироздания. Это, по словам Михаила Петровича, позволяет ребёнку сознавать себя частью некой целостности. Ребёнок здесь востребован как целостный человек, который заявляет о себе как субъект деятельности в различных проявлениях, в том числе в преподавании основ наук. Опыт Щетинина - это опыт пробуждения в детях животворящей энергии.

Почему именно радость? Радость есть счастье. Сила проистекает от радости. Радость есть особая мудрость. Унылые люди затемняются бедами и горестями. Через сеть печали люди слепнут и теряют силы. Не могут они помочь себе. Не допускают помощь высших сил, ибо уныние и раздражение являются непроходимыми. Человек имеет высший дар - познать радость. От дальних миров до малого цветка - все предлагает людям радость. Новый запас сил притекает при каждой радости. Истинное познание приносит человеку радость, творчество, созидание, совершенствование несут радость.

Почему же школы, - учреждения, цель которых "возжечь пламя мысли", приобщить человека к постоянному духовному совершенствованию, - так мало привлекательны сегодня для наших детей? Этот вопрос задаёт М.П. Щетинин в своей книге «Объять необъятное».Типичным явлением в общеобразовательной школе является понижение успеваемости от класса к классу: в 1 - 3 классах подавляющее большинство детей учатся на 4 и 5, с 4-го класса успеваемость и вместе с ней интерес к обучению начинают падать, а в выпускных классах лишь немногие учатся без троек. «Такая «результативность» нашей работы, - отмечает М. П. Щетинин, - заставляет признать, что школа недостаточно развивает главное - способность к познавательной деятельности, к учению» [2, с.15]. Объяснение этому М. П. Щетинин находит в работах и исследованиях отечественных психологов и физиологов. Наш мыслительный аппарат составляют два взаимосвязанных пласта мышления - образное и речевое. И.П. Павлов показал, что словесно-знаковое (речевое) мышление требует постоянного подкрепления со стороны образного мышления, а образное мышление нуждается в активной деятельности органов чувств, которые развиваются и функционируют при непосредственном контакте с окружающей действительностью. До школы эти виды активности (словесная, образная и чувственная) у детей находятся в относительном равновесии. Однако, в период обучения в школе это равновесие нарушается.

Если рассмотреть школьное расписание и проанализировать виды деятельности, которыми занимаются наши дети, окажется, что предметы, которые служат развитию жизнедеятельности организма и совершенствуют ведущие чувственные способности человека видеть, слышать и двигаться фактически считаются вспомогательными. Музыка, рисование, физкультура и труд стоят на последнем месте в ряду предметов по степени значимости. Предметы же, развивающие словесно-знаковое мышление, т.е. математика, чтение, письмо, даже в 1-х классах занимают 3/4 всего обязательного учебного времени, не считая дополнительных и домашних заданий [2, с.18]. Это одна из причин снижения познавательной деятельности и интеллектуальных возможностей учащихся.

С другой стороны, учебно-воспитательный процесс в школе не всегда построен с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей. Исследования ученых под руководством доктора Базарного показали, что физическое развитие и состояние здоровья детей, особенно школьников, находится в прямой зависимости от напряженности и утомляемости их в процессе учебно-познавательной деятельности. У первоклассников через 5-7 минут, а у второклассников через 9-10 минут мышцы из состояния напряжения непроизвольно переходят в состояние расслабления. Это проявляется изменением посадки (осанки), двигательным беспокойством. В системе школьного обучения дети воспитываются в плоскости парты, книги, квадрата доски и кубатуры класса. Продолжительное время ребенок закреплен в позе сидения. При таких условиях первые признаки утомления у семилеток наступают на 9-10 минуте. В дальнейшем, отмечает Владимир Филиппович Базарный, ребенок не может полноценно воспринимать информацию учителя. В итоге это приводит к физическим патологиям, таким как близорукость, сколиоз, а также к нарушениям нервно-психической сферы.

Основываясь на заключении ученых о губительном влиянии на здоровье детей учебной перегрузки, Михаил Петрович Щетинин в своей школе уменьшает время урока до 30 минут, а оставшиеся по пятнадцать минут от каждого урока использует для уроков, от которых зависит качество мыслительной деятельности. Это дало возможность, не увеличивая учебный день, обеспечить чередование теоретических предметов (математики, чтения, письма) с такими предметами, как труд, физкультура, рисование, музыка.

Результаты проведенного эксперимента показали, что «учебная структура, построенная по принципу смены видов деятельности и состоящая из 30-ти минутных уроков, предотвращает падение уровня работоспособности учащихся в течение учебного дня, способствует его повышению от первого урока к последнему» [там же с.90-91]. Наивысшая степень работоспособности учеников достигается после 3-го, 4-го уроков. В обычной школе наблюдается снижение работоспособности к четвертому уроку.

При традиционной учебной системе каждый последующий урок как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. Школьные предметы - как звенья цепи, но сцепления в голове ученика не происходит. Переход из кабинета в кабинет, невозможность сосредоточиться на чем-то одном, смена педагогов, разных манер преподавания являются причиной нервозности, быстрой утомляемости, раздражительности учащихся, низкой продуктивности их учебного труда. Для того, чтобы постигнуть предмет, нужно погрузиться в самую суть его, усвоить его идею. Для этого необходимо ясно представить целостную картину всего знания, в котором каждый предмет занимает свое место и выполняет свою определенную функцию. Поэтому М.П. Щетинин практиковал в своей школе в качестве способа познания погружение в предмет.

Каждое погружение продолжается 5-6 дней. В эти дни осуществляется общее знакомство с изучаемым предметом. Причем, после каждой пары, к примеру математики, разрядка: проводятся уроки музыки, хореографии или физкультуры. Логично использовать погружение в начале знакомства с учебным предметом, чтобы вызвать интерес к нему, стремление познать его как можно глубже. Основные понятия, идеи курса, схваченные в первом погружении, получают дальнейшее развитие и конкретизацию на последующих занятиях. Учебно-познавательная деятельность при этом организуется как коллективный труд. Ребята объединены в группы по 4-5 человек. Функции учителя выполняют ученики-консультанты - актив, который готовится к уроку заранее. Как правило, это наиболее успевающие по данному предмету ребята. Таким образом создаются условия для эффективного индивидуального развития наиболее способных, увлеченных той или иной областью науки школьников. Причем по разным предметам - свой актив.

В период погружения не только лучше усваиваются знания, но и формируется способность к сотрудничеству и живому общению. Цель погружения - дать возможность каждому найти и реализовать себя, побудить ребят к самообразованию, научить учиться.

Для более полного удовлетворения интересов ребят в школе-комплексе объединены в единый учебно-воспитательный процесс общеобразовательная, музыкальная, художественная, спортивная, хореографическая школы, клубы юных техников, а также учебно-производственный комбинат. Школа-комплекс предоставляет возможность каждому ученику иметь любимое дело. Работа в школе строится так, что ребята первую половину дня занимаются в общеобразовательной школе, а вторую - выбирают себе занятия по интересам. Здесь для ребят открыто множество путей к самоутверждению в добрых делах. А главное - совместный с ребенком поиск истины, поиск смысла жизни, поиск ответа на вопросы: кто я? Зачем мы пришли в этом мир? Зачем живем на этой земле? «Школа будущего, - отмечает М. П. Щетинин, - это школа взаимного доверия, уважения друг к другу учителей и учеников" (1.с.100). Здесь осуществляется открытый диалог между учителем и учениками, отношения строятся на основе сотрудничества. "Сколько же нам надо взаимного терпения друг к другу, - пишет М. П. Щетинин, - чтобы старшим не унизиться до снисходительности, а младшим не проявлять показной, нарочитой независимости. Как же нас давит многовековой стереотип отношений старших и младших! Мало сказать, мало подумать о необходимости веры в силы ребенка, о необходимости разговора с ним на равных, мало, очень мало. Нужно шаг за шагом, ломая перегородки штампов, идти к высоте равенства с детьми. И только тогда начнется мучительно трудное, но крайне важное умение смотреть в глаза ребят не сверху, а прямо» [2, с.137-138].

Педагог приходит в школу, чтобы помочь ученику стать человеком. Школьный возраст является решающим периодом становления личности, созревания человека. «Если бы у меня спросили, - пишет Михаил Петрович, - Есть ли первоисточник, причина причин, развития личности?, я бы ответил: Есть. Это чувство собственного достоинства, своей значимости среди людей. Оно не позволяет человеку думать: «Я слабый», а заставляет искать себя, те отличительные качества в себе, реализация которых дает ему право сказать: «Я сильный!» Этот поиск становится или источником рассвета личности, или причиной ее деградации» [там же с.89]. Чувство собственного достоинства - энергоисточник развития личности, а двигателем развития можно назвать успех в той или иной деятельности. Характер, воля, талант - все физические и духовные силы человека развертываются, укрепляются и растут в процессе деятельности. Определяющее значение при этом имеет любимое дело, к которому лежит душа, в котором «Я» раскрывается и утверждается наиболее успешно. Поэтому первоочередная задача школы, наряду с обучением основным наукам, предоставить каждому ученику возможность иметь любимое дело. От ее решения зависит способность школы воспитывать. И здесь решающее значение имеет способность учителя помочь ребенку утвердиться в вере в свои силы. «Ребенок, пробующий силы, только начинающий догадываться, что они у него есть, нуждается в искреннем участии и просто в добром, ободряющем слове. Вот где неизмерима роль старшего. Не упустить первые ростки успеха, поддержать, помочь осознать свои возможности, направить в нужное русло энергию и сделать это тактично, умно, ненавязчиво. Но как часто нам не хватает времени, а может души, чтобы заметить доброе, хорошее в ученике, чтобы помочь ему увидеть себя другими глазами, увидеть таким, каким он может и должен стать отмечает М.П. Щетинин. Плохое замечаем, подчеркиваем, а вот доброе разглядеть часто и не пытаемся. А вслед за нами и ученики не умеют радоваться успеху товарища, доброму делу, сильным сторонам его характера. "Предполагай в ученике достоинства до того, как они проявятся, уважай в нем личность и общайся с ним на равных» [там же, с.138]. Таким образом, школа-комплекс открывает для ребят множество путей к самоутверждению в добрых делах, направив их энергию поиска себя в русло подлинного расцвета личности.

Школа - это ее порядки, режим, система обучения и, прежде всего, учителя. Каждый из них, ведя свою мелодию, должен уметь слышать, насколько она созвучна другим, чтобы весь ансамбль исполнял одну мелодию. Каким же должен быть коллектив учителей, по мнению М.П.Щетинина,, чтобы достичь такого уровня взаимоотношений между учителями и учениками? В основе взаимоотношений в педагогическом коллективе должны быть взаимопонимание, уважение, доверие, бережное внимание друг к другу. Отказ от предрассудков, способность каждого открыто и честно высказывать свое мнение и терпеливо выслушивать мнение другого. Право каждого на творчество, на собственное мнение. Общность позиций и взглядов на воспитание и обучение, единые педагогические требования. Забота о ребенке, развитие его духовных и физических задатков, вера в ученика при любых, пусть даже самых «безнадежных» обстоятельствах. Соотнесение каждой мысли, слова, действия, взгляда, улыбки с целью воспитания.

«Педагогику вызубрить нельзя, сотворить раз и навсегда тоже. Суть деятельности педагога - творчество, исследование… Чтобы вести за собой, надо и себя вести, не останавливаясь в этом движении к себе лучшему ни на один день» [2, с.107, 108].


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский - М.: Политиздат, 1978. 272 с.

  2. Щетинин М.П. Объять необъятное. / М.П. Щетинин - М.: Педагогика, 1986.


Фильм

«Загадка Светопада» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://youtu.be/SdBfyRzMp-k



8