СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Школа вежливых наук"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для 3-4 классов. Данная работа направлена на возраждение культуры и вежливости

Просмотр содержимого документа
«"Школа вежливых наук"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»











Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 класса

«Школа вежливых наук»











Составили:

Бадьина Екатерина Александровна - учитель высшей

квалификационной категории.

Ермакова Наталия Ивановна учитель I квалификационной

категории.


















Республика Татарстан

г.Набережные Челны

2016 год

Пояснительная записка


Нельзя недооценивать роль культуры в развитии любого общества. Поэтому наша внеклассная работа направлена на возрождение культуры и вежливости, и помогут в этом наши воспитательные моменты.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров обесценивании таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами , правилами поведения и формирования моральных привычек, культуры и вежливости. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность мероприятия определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

«Школа вежливых наук» эмоциональна, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Используются яркие наглядности и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. Важно от­метить всех, кто выполнит домашнюю работу. На уроке «вежливости» важна активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это урок разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Новизна в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Целевая аудитория: мероприятие предназначено для учащихся 4 классов

Целеполагание: Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи: 1. Активизировать знания детей о понятиях этикета и вежливости.

2. Создать условия для закрепления понятия вежливых слов и умения применять их в своих поступках.

3. Помочь детям сделать вывод о том, что важно не только знать правила вежливости, но и жить с ними, употребляя их в повседневной жизни.

4. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

5.Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Ожидаемые результаты.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации мероприятия «Школа вежливых наук» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Методические советы.

Реализация мероприятия предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.



Ход мероприятия.

Добрые слова — это цветы человеческой души.

И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

-  Ребята, сегодня мы с вами поговорим о__________________

-А о чем мы поговорим, вы ответите после того, как вы увидите сценку.

(Участники сценки: старушка и девочка )

Девочка сидит на скамейке и читает книгу. Старушка подходит к девочке и спрашивает: «Скажите, пожалуйста, который час?»

Девочка отвечает: «Отстань ты, бабка, нет у меня часов, не знаю я, который час».

-Ребята, скажите, какой оказалась девочка? Как она ответила бабушке? (Девочка оказалась грубой, ведь старушка очень вежливо спросила у нее о времени.)

-Кто догадался, о чем пойдет речь? (О вежливости.)

-Мы сказали, что девочка поступила грубо, невежливо. А как она должна была поступить? Какого человека можно назвать вежливым? ( Вежливый человек не причиняет неприятностей и обид другому. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.)

-А какие вежливые слова вы знаете? А умеете ли вы их применять в жизни? Сейчас мы это проверим.

«Здравствуйте», « пожалуйста», «прости» и «извини»

Это не слова, а ключик от души!

Кроме нашей спутницы - таблицы умножения,

Есть еще таблица – таблица уважения.

Помните как азбуку, как дважды - два:

«Спасибо» и «пожалуйста» - волшебные слова.

Всюду, где нескромному укажут от ворот,

Вежливый попросит, попросит и пройдет.

Перед словом вежливым двери отворяются,

Пусть оно почаще повсюду повторяется.


ЗВУЧИТ ПЕСНЯ О ВЕЖЛИВЫХ СЛОВАХ.

Игра «Слова вежливости».

Растает ледяная глыба, Зазеленеет старый пень.

От слова теплого…(Спасибо.) Когда услышит…(Добрый день.)

И во Франции, и в Дании Ученик вежливый и развитый,

На прощание говорят…(До свидания.) Говорит, встречаясь…(Здравствуйте.)


Когда нас бранят за шалости,

Говорим…(Прости, пожалуйста.)

Встретил Витю я соседа,

Встреча грустная была.

На меня, он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте, зря от Вити

Ждал я слова … (извините).

Дед про внучку говорил:

Экая досада! Я портфель ей подарил.

Вижу, очень рада.

Но нельзя ж молчать как рыба,

Ну, сказала бы … (спасибо).



1.Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче … (здравствуй).


2.Вылез крот на белый свет

И сказал ежу … (привет).


3.Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать … (пожалуйста).


4.Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас – будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте … (любезны),

Будьте … (добры).


5.Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо:

-Ну … (извините)!

6.Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите:

… (До свидания!).

7.Когда я что-то подарю,

Мне говорят:

… (Благодарю!)

Тебе подарят что-нибудь –

Благодарить не позабудь!


8.Играл Медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду.

К Медведице-маме понурый пришёл:

- … (Прости) меня, мама, я больше не буду!


9.Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить:

… (спасибо!)

ИСТОРИЯ СЛОВА «СПАСИБО».

11 января -отмечается Всемирный день «спасибо».

В  древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить»: они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!».

Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо». Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно! Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо».


Вот как звучит слово «спасибо» на разных языках:

Арабский: Shoukran (шукран)
Английский: Тhank you (сэнк ю)

Гавайский: Mahalo (махало)
Греческий: Evkaristo (эфхаристо)
Грузинский: Mahd-lobt (мадлобт)

Датский: Tak (цак)

Исландский: Takk (таак)
Итальянский: Grazie (грацие)
Испанский: Gracias (грасиас)

Китайский: Xie-xie (Сье-сье)

Немецкий: Danke schön (данке шон)

Татарский: Rekhmet (рехмет)

Финский:Kiitos (киитос)
Французский: Merci beaucoups (мерси боку)

Хинди: Shoukriah (шукран)

Чешский Czech: Dekuju (дякую)

Японский: Domo arigato (домо аригато)



  1. Что такое вежливость?

(Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать как себя вести, и с уважением относится окружающим)

  1. Что принято считать хорошими манерами?

(Считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.)

  1. Кто первый здоровается при входе в помещение?

(Первым здоровается входящий, независимо от пола и возраста.)

В магазине.

  1. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? (Кто выходит)

  2. Как правильно спросить: «Кто последний? Или «Кто крайний?» (Кто последний).

  3. Можно ли входить в магазин с собакой? (Нет, даже если она маленькая).

  4. Как обратиться к продавцу? (Ответы детей)

На улице, в транспорте.

  1. С какой стороны обходят прохожего? (Идущих впереди – слева, на встречу - справа).

  2. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся первенство? ( Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе - наоборот)

  3. Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас? (Уступить место).

В театре.

  1. Паре нужно в театре пройти к месту. Кто идет первым? (Идет и ведет к месту мужчина, лицом к сидящим).

  2. Что нельзя делать во время спектакля? (Ответы детей).

Поведение за столом.

  1. Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками, кладут на салфетку, отламывая маленькими кусочками).

  2. Как едят пирожные, торты, пироги? (Торты и бисквиты – маленькими порциями, пироги – держа в руках).

ТЕСТ «ВЕЖЛИВОСТЬ»

Является ли вежливым человек, который…?  (Дети должны ответить «ДА» или «НЕТ».)

 -Всегда здоровается с соседями.

-Перебивает, когда другие разговаривают.

-Вежливо разговаривает по телефону.

-Придерживает дверь, когда другие заходят.

-Требует, а не просит.

-Грубо отвечает своей маме.

-В своей речи использует вежливые слова.

- Здоровается при встрече.
- Толкнет и не извинится.
- Помогает подняться.
- Грубо отвечать.

-Помогает взрослым и малышам.

-Уступает место в автобусе пожилым людям.

-Опаздывает на урок.

-Здоровается и прощается.


А теперь соберите пословицы:

Доброе слово — что дождь в засуху.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Не ищи красоты — ищи доброты.

Доброе слово и кошке приятно.

От вежливых слов язык не отсохнет.

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Слово ранит – слово лечит.

 Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ О ДОБРОТЕ.

Но кем бы вы в дальнейшей жизни не стали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.




Список используемых источников


1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.

3. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

4.Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.Суслов В.Н.

5.Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.Тисленкова И.А.

6.Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.Черемисина, В.Г.

7.Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.Шемшурина, А.И.

8.Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания



1