МБОУ СОШ № 15 с. Бада,
Учитель английского языка,
К.И. Куприянова
Школьная газета как средство социализации и развития творческих способностей обучающихся.
Творчество - это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь
Майк Вэнс
Наше время – это время перемен. В современное время ценятся люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить.
Известно, что любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своих творческих способностей не только на уроке, но и во внеурочное время. Являясь логическим продолжением учебной деятельности, внеклассная работа способствует удовлетворению индивидуальных потребностей тех обучающихся, которые стремятся глубже усвоить материал, чем на уроке, проявить себя в практической деятельности. Этому способствует участие в проектах, конкурсах, кружковой работе.
Одной из эффективных форм организации деятельности в этом направлении является создание школьной газеты, т.к. социализация подрастающего поколения в большей степени происходит через средства массовой информации (СМИ).
СМИ называют четвёртой властью. Именно через средства массовой информации современный человек, школьник получает возможность:
· расширить кругозор;
· быть в курсе происходящих событий во всех уголках земного шара;
· быть информированным в сфере политике, экономики, культуры и т. д.;
· познакомиться с различными точками зрения на проблемы общественного развития.
· Выпуск школьной газеты позволяет учащимся получать представление о роли СМИ · Реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, поработать в роли журналиста и возможно, выбрать в дальнейшем эту профессию.
Актуальность темы
Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и творчески выбирать ее. Следовательно, СМИ сегодня могут рассматриваться как один из факторов, способствующих формированию мировоззрения человека, а также нравственному становлению личности.
Став в 2017 году редактором нашей газеты , я задумалась, актуально ли на сегодняшний день издавать школьную газету. Вместе с командой юнкоров мы провели соцопрос «Нужна ли школьная газета?»
Были опрошены 65 чел в возрасте 10-12 лет и 44 ученика-13-15 лет. И получили такие результаты.
По вопросу «Для чего же нужна школьная пресса?», спектр мнений оказался весьма широк. Были получены следующие ответы: 1.Чтобы узнавать новости. | 52 | 22 | 2.Чтобы участвовать в конкурсах. | 2 | 2 | 3.Чтобы решать кроссворды. | 2 | 0 | 4.Чтобы много знать. | 2 | 3 | 5.Чтобы прославить школу. | 1 | 1 | 6.Не знаю. | 6 | 16 | |
Итак, исходя из полученных данных соопроса, мы получили ответы на свои вопросы:1. Газета необходима школе 2. Основная функция газеты- освещение школьных новостей.
Дальше я стала разбираться из же этапов состоит работа над выпуском газеты?
1 этап – Создание команды единомышленников.
Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции.
Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске принимают участие и другие люди – родители, гости, педагоги, администрация школы. Конечно же необходимо распределить обязанности.
Распределение редакционных обязанностей.
. Главный редактор
Дизайнер
Журналисты
Фотокорреспонденты
Корректоры
Верстальщики
Выпускающий редактор
Численный состав редакции зависит от количества учеников в школе и может колебаться от 10 до 15 человек.
2 этап – Определение тематики газеты.
Какую газету вы собираетесь выпускать? До начала издания необходимо хорошо обдумать и прийти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание газеты, ее форму .
3 этап – Разработка плана работы
Редакция газеты должна рассмотреть следующие вопросы :
- структура редакции школьного СМИ;
- распределение обязанностей между учащимися вошедшими в редакцию газеты;
- организованы ли обучающие занятия по специальностям
4 этап – Схема организации выпуска школьной газеты.
Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема объединяет статьи учащихся общей идеей, а их работу делает направленной.
Газета «На школьной волне» издаётся с с 2005 года.
Инициатором издания газеты стала Тамара Евгеньевна Мязина, учитель русского языка и литературы.
Первые выпуски газеты были рукописными. Тамара Евгеньевна была бессменным редактором газеты в течение восьми лет, с 2013-2016 на посту главного редактора ее сменила молодой педагог Елена Геннадьевна Сергеева,с 2016-2017 год газету возглавляла Людмила Александровна Кокина, а с 2017 года и по настоящее время редактором являюсь я , Куприянова Кристина Иннокентьевна.
Я работаю с командой юнкоров из 12 человек. Возраст ребят от 11-15 лет. На базе нашей школы 2ч в неделю ведется кружок «Юный журналист» На постоянной основе кружок посещают 10 челок, т.к. остальные ребята бывают часто заняты в музыкальной школе, на боксе или спортивных соревнованиях.
Обязанностив нашей редакции рапределились так:
Главный редактор- К.И. Куприянова
Дизайнер-Верещагина Галина, Каламбаева Махабат
Журналисты-Верещагина Галина, Коломеец Валентина, Михайлова Софья
Фотокорреспонденты-Климова Марина ,Горчакова Юлия
Корректоры и верстальщики- Жерлова Александра и Кузнецова Ксения
Выпускающий редактор- Л.М. Полячкина
Следующим шагом работы нашей газеты-определение тематики номера. Как это происходит? Раз в месяц главный и выпускающий редактор, а так же редакторы вкладышей «Добринка» и «Почемучки» организуют совещание. Обсуждают тематику номера, дизайн газеты, распределение материала, обговариваются сроки сдачи материала в номер. В свою очередь каждый из редакторов собирает совещание внутри своего подразделения.
Газета издается 1 раз в месяц, формат А4, объём – 6-8 полос. Верстается газета в программе «Microsoft Office Publisher», оформляется фотографиями и рисунками учащихся нашей школы.
После того, как номер газеты готов , он отправляется п редакцию газеты «Рабочая трибуна» г.Хилок, где она отпечатывается в формате А3. Тираж – 60 экземпляров, чтобы хватило по одному экземпляру в каждый класс, в места общего сбора: библиотеку, учительскую и так далее, на стенды, где смогут прочитать все желающие. Готовые выпуски газет распространяются в организациях с. Бада, а так же среди населения и учащихся школы.
В своем нынешнем формате газета имеет ряд постоянных рубрик и сложившихся традиций. Каждый выпуск имеет одну, максимум две, ведущих темы. В целом, издание - своего рода летопись школы. Этому способствует и раздел новостей, который пишется редакторами и учениками, где кратко упоминаются все значительные события в жизни школы за месяц. Подшивка номеров газеты с 2005-2018 год хранится в школьной библиотеке.Это своеобразная летопись школьных дел. Постоянными рубриками являются «Бада спортивная», а так же вкладыши: газета начальной школы «Почемучки» и газета волонтерского отряда «Юность»-«Добринка».
На базе начальной школы ведется кружок «Юный журналист», где ребята начальной школы пробуют себя в роли журналистов и освещают события, связанные с начальной школой. Учатся красиво и грамотно писать, видеть интересное вокруг, брать интервью, боротья со стеснительностью, работать в команде со свестниками и взрослыми. Главным редактором газеты «Почемучки» является П.И. Старицына. Она работает с командой юных журналистов, в состав которой входят 10 ребят.
В газете волонтерского отряда «Юность»-«Добринка» освещаются события, связанные с деятельностью отряда. Руководитель отряда Н.И. Арчакова. В ее волонтерский отряд входят ребята различных возрастов. Часто волонтеры проводят различные праздники и акции, а так же помогают пожилым людям. С помощью газеты мы рассказываем о делах отряда, что привлекает новых школьников в ряды волонтеров.
В рубрике «Бада спортивная» публикуются статьи тренеров по волейболу( С.В. Старицына), хоккею(Г.А. Дутова), боксу (А.В. Закоржевкого), настольному теннису и баскетболу (В.П. Ведерникову) и др.Благодаря их статьям, мы узнаем о спортивных достижениях и победах наших ребят. Для многих школьников очень важно прочитать про себя в школьной газете. Поднимается самооценка и как следствие мотивация к занятию спортом, ведь часто успешными в спорте становятся ребята неблагополучные в плане поведения. Таким образом ведется и профилактическая работа с детьми группы риска.
Безусловно, одной из ведущих рубрик в нашей газете считаются новости школы, где рассказывается об учебных успехах школьников, анализируется успеваемость. С помощью администрации школы мы освещаем внутреннюю работу учебного сектора.
Едва выпустив один номер, мы уже готовим материалы для следующего. У нас нередко не хватает времени поговорить о том, что уже сделано, обсудить, что получилось лучше, что не очень интересно .Мы стараемся найти время и на уроках просмотреть газету, прочесть материалы, выбранные журналистами, и опросить наших читателей, т. е. провести рефлексию с постоянными вопросами: что больше всего понравилось в этом номере? Что можно было бы не печатать? Что можно предложить для следующего номера? Каждый номер газеты непохож на предыдущие.Самое главное, что мы даем ребятам возможность сравнивать замысел и результат, свои достижения с достижениями одноклассников и постоянно искать способы стать лучше.
Так школьная пресса стала способом учиться рефлексии и ещё раз подтвердила свою ценность, как повод и причина для настоящего общения.
Редакция газеты не ограничивается работой в родном селе и принимает участие в краевых и всероссийских конкурсах школьных периодических изданий:
II и III Забайкальский фестиваль детско-юношеской и студенческой прессы «Vедомости.RU» (где редакция газеты завоевала 3 место и денежный приз). На фестивале ребята посещали мастерклассы с известными журналистами, такими как, Александ Молочко телеканал «Пятница», Илья Буклов «ВГТРК», в сжатые сроки учились писать об увиденном и услышанном. Наша газета является активным участником проекта РДШ «Медиашкола», а так же сотрудничает с региональной газетой «Лампа».
Каких же результатов удалось добиться за 1,5 года.?
Результаты работы в газете:
- Повышение социальной активности обучающихся. Создание материала для газеты требует не просто написания статей. Сбор информации предполагает общение с различными людьми (как внутри школы, так и за её пределами), посещение различных мероприятий.
- Развитие познавательной активности. При создании электронной газеты необходимо будет осваивать новые программы, которые не изучаются на уроках информатики. Здесь предполагается самостоятельное изучение, повышение уровня ИКТ-компетенции членов кружка.
- Развитие ценностной ориентации обучающихся. Предполагается развитие таких качеств как взаимоуважение, умение принимать точку зрения собеседника, умение работать в команде, ответственность, исполнительность.
- Развитие эстетических вкусов обучающихся. Необходимо при оформлении издания. Ребята получают знания о сочетании цветов, о том, как расположить текст и иллюстрации, чтобы привлечь внимание читателей.
- Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – родители. Объединить в едином информационном пространстве всех участников образовательного процесса является важной задачей для школы. Школьная газета может стать одним из механизмов, решающих эту проблему.
Сегодня газета - эффективное средство воздействия и воспитания, поскольку дает возможность удовлетворения интересов каждого ребенка, создает «ситуацию успеха» в соответствии с его собственными способностями, не зависимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Педагоги отмечают, что ребята, занимающиеся в газете, становятся активными, уверенными в себе, нацеленными на успех.
Они охотнее принимают участие в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, применяют информационные технологии для решения жизненных задач вне школьной программы (создают видеофильмы, мультимедийные презентации, пользуются электронными средствами связи и т. п), приобретают способность воспринимать различные виды информации, навыки работы с ней и умение ее анализировать критически, что, в конечном счете, подразумевает умение учиться.
Школьная газета - это особый детский социум, сообщество близких по духу людей, реальная подростковая трибуна для выражения взглядов на жизнь, события, которая помогает человеку формировать свою собственную позицию.
Конечно, мечты нашей команды не ограничиваются функционированием только школьной газеты. Мы мечтаем о модернизации и расширении своего потенциала. Мы мечтаем об открытии школьного телевидения и создании полноценного пресс центра в стенах нашей школы.