Комитет по образованию Администрации
муниципального образования «Город Майкоп»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №7»
Доклад на тему:
«Школьная Служба медиации как инновационная технология психолого — педагогического сопровождения в современном образовательном пространстве».
Направление: «Психология».
Работу выполнила:
Князева Ирина Сергеевна, педагог — психолог высшей
квалификационной категории МБОУ «СШ №7».
Майкоп,2022
Оглавление
Введение.................................................................................................................3
Основная часть.......................................................................................................3
1.1. Актуальность медиации в образовании.......................................................3
1.2. Цели, задачи Школьной Службы медиации и ее участники.......................5
2.1. Школьная медиация как инновационная технология психолого — педагогического сопровождения в образовательном пространстве.......................6
2.2. Школьная медиация в МБОУ «СШ №7» г. Майкопа...................................8
Заключение...........................................................................................................10
Список используемой литературы.....................................................................11
0
Введение.
Ребенок школьного возраста большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на его дальнейшую судьбу. Именно в школе он учится строить отношения с окружающими.
Школа - это место, где ребенок получает не только знания, но и учится общаться. Здесь формируется характер, что влияет на жизненную стратегию человека. Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. В наших образовательных учреждениях собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и.т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Само по себе это неплохо, если есть способы конструктивного, мирного решения этих конфликтов. Однако конфликты часто оставляют после себя след в виде неприязни, обиды, злости. Часто в результате конфликта, нарушается способность понимать друг друга, разрушаются нормальные отношения. Болезненные, запущенные конфликты иногда заканчиваются насилием. В то же время, во многих школах приняты правила и способы реагирования учителей на конфликты, не помогающие освоению навыков цивилизованного общения, понимания, обустройства отношений, культурных форм приобретения авторитета, необходимых подросткам для будущей жизни. Найти приемлемый способ разрешения школьных конфликтов и восстановить потерянную способность к пониманию помогает Школьная служба медиации (примирения).
Основная часть.
1.1. Актуальность медиации в образовании.
Во многих школах приняты правила и способы реагирования учителей на конфликты, не помогающие освоению навыков цивилизованного общения, понимания, обустройства отношений, культурных форм приобретения авторитета, необходимых подросткам для будущей жизни.
Типичные способы реагирования на конфликты в школе:
административно-карательный;
направление к психологу или социальному педагогу;
3
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них. В результате обучающиеся не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
Указ Президента РФ №761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей» на сегодняшний день является основополагающим политическим документом в развитии восстановительного правосудия в реагировании на правонарушения несовершеннолетних, ядром которого является медиация правонарушителя и жертвы, и школьных служб медиации (примирения). В связи с этим, в качестве ожидаемых результатов, реализации Национальной стратегии указывается на «расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и интересы ребенка.
В соответствии с Указом Президента РФ №761, «О Национальной стратегии действий в интересах детей», а также пунктами 59, 62 и 64 «Плана первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012г., «в образовательных организациях рекомендуется создавать школьные службы медиации (примирения)», нацеленные на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении. В 2022 году уже Школьные Службы медиации есть в каждом образовательном учреждении, в том числе и в нашей школе, которая является опорной площадкой для школ города Майкопа по вопросам школьной службы медиации.
В настоящее время медиация становится важнейшим методом разрешения конфликтов и споров, альтернативным по отношению к привычному
4
административно-карательному способу, где участники конфликта отчуждены от
принятия конечного решения. В медиации же стороны конфликта являются активными участниками в решении вопроса по существу спора, а нейтральный посредник является помощником и организатором диалога между сторонами, направленного на взаимопонимание и достижение взаимоприемлемых результатов. Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах, поэтому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому ему легчу наладить с ними контакт. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
На сегодняшний день действуют разные модели медиации в сфере образования и разные организационные формы ее обустройства. В стране накоплен опыт более двадцати лет деятельности служб медиации в сфере образования. В России медиация в школах с 2001 года развивается в форме Школьных Служб медиации (примирения). В 2012 году в России было 554 школьные службы примирения, в 2013 - 590 школьных служб примирения, в 2014 – 615 служб, в 2015 —697 служб, в 2016 — 742 службы, в 2017 -887, в 2018 – 968 служб, в 2019 -1241 служба, 2021 – около двух тысяч служб.
По данным мониторинга на начало 2022 года в России действуют более трех тысяч школьных служб примирения в 47 регионах. В них работают 3139 взрослых медиаторов. Только за 2021 год им было передано 16237 конфликтных случаев. Успешно разрешена 15131 конфликтная ситуация, что составляет 93,1% от числа переданных в школьную службу примирения конфликтов. За 2021 год в программах восстановительной медиации приняли участие 32788 человек (21423 школьника и 11365 взрослых).
1.2. Цели, задачи Школьной Службы медиации и ее участники.
Цель школьной медиации - реализация в образовательных учреждениях
5
восстановительного подхода к реагированию на конфликты и правонарушения.
Задачи службы примирения:
1)Организация проведения программ восстановительного разрешения конфликтов.
2) Проводить программы восстановительного разрешения конфликтов.
3) Передача ценностей восстановительного подхода к реагированию на конфликты и правонарушения (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям;
4) Насыщение медиативными компетенциями существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса;
5) Содействие профилактике нарушений поведения обучающихся;
В школьных службах примирения медиаторами (при обязательном условии прохождения подготовки по восстановительной медиации) могут быть:
а) обучающиеся;
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) родители, сотрудники общественной или государственной организации или иной взрослый по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Куратором (руководителем) службы медиации может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор (руководитель) должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора (руководителя) - организовать работу службы медиации и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах, правонарушениях и спорах.
2.1. Школьная медиация как инновационная технология психолого — педагогического сопровождения в образовательном пространстве.
Первые попытки применения медиации в школе были предприняты еще в начале 1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира.
6
Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора.
Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным.
Перед российским медиативным сообществом встала задача разработать специально для нашей страны оригинальный метод с использованием понимающего подхода для образовательно-воспитательной сферы – школьную медиацию. Специалистами Центра медиации и права был проанализирован и обобщен тот опыт, который накоплен в США, Великобритании, Австрии, Германии и других странах, и разработан метод, учитывающий особенности российского образования, семейных отношений и социокультурных условий. При этом метод "Школьной медиации" ориентирован на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.
Таким образом, "школьная медиация" – это и инновационная методика, и иннновационная учебная и психолого — педагогическая технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.
Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и отрицательный потенциалы развития. Поэтому задача взрослых – дать ему возможность реализовать все лучшее, что ему дано. В первые годы жизни эта задача лежит на семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и, конечно, особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка занимает общение со сверстниками. Ни в коем случае нельзя недооценивать значимость какого-либо из этих аспектов, хотя в разные периоды жизни влияние и
значимость их варьируются.
7
Но на всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического, интеллектуального и психологического развития.
2.2. Школьная медиация в МБОУ «СШ №7» города Майкопа.
На протяжении многих лет наша школа позиционирует себя как школа пропагандирующая здоровый образ жизни выбрав для себя приоритетным направлением воспитательной работы «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся» . Так на протяжении трех лет с 2011-2013 год мы участвовали в проектах Общественной палаты РФ «Здоровая девочка, здоровая мать, здоровое поколение», «Здоровая девочка сегодня — здоровое поколение в будущем», с 2014 года по 2017 год в проекте «Право детей на жизнь без насилия». В настоящее время ведется профилактика ЗОЖ, применяются здоровьесберегающие технологии, медиативные технологии, что и является неотъемлимой частью психолого- педагогического сопровождения.
В 2014 году в нашей школе была создана Служба школьной медиации, которая успешно работает уже на протяжении 8 лет. В своей деятельности наша Служба школьной медиации руководствуется федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях»; локальными актами школы: устав, положение о службе медиации, положение о школьном совете профилактики.
В основной состав Школьной службы медиации (ШСМ) входят: педагог — психолог Князева Ирина Сергеевна (руководитель ШСМ), уполномоченный по правам ребенка МБОУ «СШ №7», действующий дипломированный медиатор Республики Адыгея Суворов Денис Александрович (медиатор), зам директора по воспитательной работе Аверина Светлана Михайловна (координатор восстановительных программ, обучающаяся 11 «Б» класса Куцевалова Полина (помощник медиатора), обучающаяся 9 «В» класса Князева Камилла.
На сегодня в нашей школе, как и во многих других образовательных
8
организациях, собраны дети из разных социальных слоев, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, разных национальностей, разных стилей воспитания, что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.
При разработке метода школьной медиации в нашей школе был взят за основу медиативный подход, построенный на понимании. В этом подходе априори заложено позитивное отношение к личности и признание за ней права оставаться аутентичной.
Основой работы нашей Школьной службы медиации является восстановительная медиация и вся деятельность Школьной службы медиации строится в соответствии со стандартом, носит добровольный характер, результаты программы учитываются при вынесении административных решений.
После восьми лет работы нашей Школьной службы медиации можно говорить о позитивных результатах:
значительно улучшился психологический микроклимат в педагогическом и ученическом коллективе;
расширился арсенал способов работы классных руководителей, социального педагога и педагога — психолога, заметно улучшилась управляемость поведением обучающихся;
совершенствовалось взаимодействие родителей и педагогов в воспитательной работе, способствующее росту доверия к школе со стороны родителей;
организовался неформальный контроль за поведением членов школьного коллектива.
Кроме того, в процессе участия в программе “Школа без насилия”, после проведенного педагогом-психологом школы диагностического исследования (по тестам Томаса, Басса-Дарки и др.) у обучающихся 7-11 классов снизился выраженный уровень конфликтности с 39% (в начале работы данной программы) до 7,1 %, а высокий уровень агрессивности с 24% до 1,2%. Родители (82,2%) отметили изменения в отношениях “родитель-ребенок” в лучшую сторону (на
9
основе анализа ответов родителей на вопросы анкеты).
Работа нашей Школьной службы медиации строится в соответствии с поставленной целью и задачами и направлена на создание комфортных условий для обучающихся школы через помощь в разрешении конфликтных ситуаций и обучение модели урегулирования конфликтов.
Нашей Школьной Службой медиации было рассмотрено 119 конфликтых дел (внутрисемейных, межличностных и детско-родительских конфликтов), которые конструктивно были решены не выходя за пределы школы.
У нас в школе создан информационный стенд ШСМ «Содружество миротворцев», на котором размещена вся необходимая информация для педагогов, обучающихся и родителей по работе Школьной Службы Медиации.
Заключение:
Школьная медиация - это новый, инновационный подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы образования. Школьная медиация осуществляет психолого — педагогическое сопровождение всего образовательного процесса на всех его уровнях.
Школьная медиация, как система, нужна всему Российскому образованию, потому что до недавнего времени у нас отсутствовал механизм мягкого и грамотного разрешения конфликтов, так или иначе касающихся детей и молодежи. Кроме того, внедрение школьной медиации приводит к общему улучшению обстановки в коллективе, где каждый ребенок, педагог, родитель, начинает чувствовать себя более защищенно.
10
Список используемой литературы
1. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Автор: Антон Коновалов / Год выпуска: 2012 - 228 с.; /Издательство: MOO Центр «Судебно-правовая реформа».
2.Школьная медиация .Примирительные процедуры. Автор: Д.Л. Давыденко/Год выпуска: 2016- 312 с.;/Издательство: Инфотропик.
3.Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров//ООО "Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования", 2015 - 128 с.;
4. Школьная медиация как способ разрешения конфликтов.//Журнал "Справочник классного руководителя". N 8, 2020-178 ч.;
5. Школьная медиация: дань моде или настоящий помощник в решении школьных конфликтов?//Журнал "Элита образования". N 3 (003), 2021-276 с.;.
6. Школьная медиация как способ разрешения конфликтов.//Журнал "Справочник классного руководителя". N 2, 2021-98 с.;
7. Школьная медиация. Примирительные процедуры. Автор: Д.Л. Давыденко/Год выпуска: 2021-186 с.; /Издательство: Инфотропик.
11