СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Школьная Служба медиации как инновационная технология психолого — педагогического сопровождения в современном образовательном пространстве».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная Служба Медиации как  инновационная технология психолого-педагогического сопровождения

Просмотр содержимого документа
««Школьная Служба медиации как инновационная технология психолого — педагогического сопровождения в современном образовательном пространстве».»

Комитет по образованию Администрации

муниципального образования «Город Майкоп»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №7»





Доклад на тему:

«Школьная Служба медиации как инновационная технология психолого — педагогического сопровождения в современном образовательном пространстве».


Направление: «Психология».



Работу выполнила:

Князева Ирина Сергеевна, педагог — психолог высшей

квалификационной категории МБОУ «СШ №7».





Майкоп,2022












Оглавление



Введение.................................................................................................................3

Основная часть.......................................................................................................3

1.1. Актуальность медиации в образовании.......................................................3

1.2. Цели, задачи Школьной Службы медиации и ее участники.......................5

2.1. Школьная медиация как инновационная технология психолого — педагогического сопровождения в образовательном пространстве.......................6

2.2. Школьная медиация в МБОУ «СШ №7» г. Майкопа...................................8

Заключение...........................................................................................................10

Список используемой литературы.....................................................................11




























0



Введение.

Ребенок школьного возраста большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на его дальнейшую судьбу. Именно в школе он учится строить отношения с окружающими.

Школа - это место, где ребенок получает не только знания, но и учится общаться. Здесь формируется характер, что влияет на жизненную стратегию человека. Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. В наших образовательных учреждениях собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и.т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Само по себе это неплохо, если есть способы конструктивного, мирного решения этих конфликтов. Однако конфликты часто оставляют после себя след в виде неприязни, обиды, злости. Часто в результате конфликта, нарушается способность понимать друг друга, разрушаются нормальные отношения. Болезненные, запущенные конфликты иногда заканчиваются насилием. В то же время, во многих школах приняты правила и способы реагирования учителей на конфликты, не помогающие освоению навыков цивилизованного общения, понимания, обустройства отношений, культурных форм приобретения авторитета, необходимых подросткам для будущей жизни. Найти приемлемый способ разрешения школьных конфликтов и восстановить потерянную способность к пониманию помогает Школьная служба медиации (примирения).

Основная часть.

1.1. Актуальность медиации в образовании.

Во многих школах приняты правила и способы реагирования учителей на конфликты, не помогающие освоению навыков цивилизованного общения, понимания, обустройства отношений, культурных форм приобретения авторитета, необходимых подросткам для будущей жизни.

Типичные способы реагирования на конфликты в школе:

  • административно-карательный;

  • направление к психологу или социальному педагогу;

3

  • замалчивание.

 В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них. В результате обучающиеся не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.

Указ Президента РФ №761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей» на сегодняшний день является основополагающим политическим документом в развитии восстановительного правосудия в реагировании на правонарушения несовершеннолетних, ядром которого является медиация правонарушителя и жертвы, и школьных служб медиации (примирения). В связи с этим, в качестве ожидаемых результатов, реализации Национальной стратегии указывается на «расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и интересы ребенка.

В соответствии с Указом Президента РФ №761, «О Национальной стратегии действий в интересах детей», а также пунктами 59, 62 и 64 «Плана первоочередных мероприятий  по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012г., «в образовательных организациях рекомендуется создавать школьные службы медиации (примирения)», нацеленные на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении. В 2022 году уже Школьные Службы медиации есть в каждом образовательном учреждении, в том числе и в нашей школе, которая является опорной площадкой для школ города Майкопа по вопросам школьной службы медиации.

В настоящее время медиация становится важнейшим методом разрешения конфликтов и споров, альтернативным по отношению к привычному

4

административно-карательному способу, где участники конфликта отчуждены от

принятия конечного решения. В медиации же стороны конфликта являются активными участниками в решении вопроса по существу спора, а нейтральный посредник является помощником и организатором диалога между сторонами, направленного на взаимопонимание и достижение взаимоприемлемых результатов.  Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах, поэтому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому ему легчу наладить с ними контакт. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.

На сегодняшний день действуют разные модели медиации в сфере образования и разные организационные формы ее обустройства. В стране накоплен опыт более двадцати лет деятельности служб медиации в сфере образования. В России медиация в школах с 2001 года развивается в форме Школьных Служб медиации (примирения). В 2012 году в России было 554 школьные службы примирения, в 2013 - 590 школьных служб примирения, в 2014 – 615 служб, в 2015 —697 служб, в 2016 — 742 службы, в 2017 -887, в 2018 – 968 служб, в 2019 -1241 служба, 2021 – около двух тысяч служб.

По данным мониторинга на начало 2022 года в России действуют более трех тысяч школьных служб примирения в 47 регионах. В них работают 3139 взрослых медиаторов. Только за 2021 год им было передано 16237 конфликтных случаев. Успешно разрешена 15131 конфликтная ситуация, что составляет 93,1% от числа переданных в школьную службу примирения конфликтов. За 2021 год в программах восстановительной медиации приняли участие 32788 человек (21423 школьника и 11365 взрослых).

1.2. Цели, задачи Школьной Службы медиации и ее участники.

Цель школьной медиации - реализация в образовательных учреждениях

5

восстановительного подхода к реагированию на конфликты и правонарушения.

Задачи службы примирения:

1)Организация проведения программ восстановительного разрешения конфликтов.

2) Проводить программы восстановительного разрешения конфликтов.

3) Передача ценностей восстановительного подхода к реагированию на конфликты и правонарушения (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям;

4) Насыщение медиативными компетенциями существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса;

5) Содействие профилактике нарушений поведения обучающихся;

В школьных службах примирения медиаторами (при обязательном условии прохождения подготовки по восстановительной медиации) могут быть:

а) обучающиеся;

б) педагогические работники образовательного учреждения;

в) родители, сотрудники общественной или государственной организации или иной взрослый по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Куратором (руководителем) службы медиации может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор (руководитель) должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора (руководителя) - организовать работу службы медиации и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах, правонарушениях и спорах.

2.1. Школьная медиация как инновационная технология психолого — педагогического сопровождения в образовательном пространстве.

Первые попытки применения медиации в школе были предприняты еще в начале 1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира.

6

Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора.

Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным.

Перед российским медиативным сообществом встала задача разработать специально для нашей страны оригинальный метод с использованием понимающего подхода для образовательно-воспитательной сферы – школьную медиацию. Специалистами Центра медиации и права был проанализирован и обобщен тот опыт, который накоплен в США, Великобритании, Австрии, Германии и других странах, и разработан метод, учитывающий особенности российского образования, семейных отношений и социокультурных условий. При этом метод "Школьной медиации" ориентирован на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.

Таким образом, "школьная медиация" – это и инновационная методика, и иннновационная учебная и психолого — педагогическая технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.

Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и отрицательный потенциалы развития. Поэтому задача взрослых – дать ему возможность реализовать все лучшее, что ему дано. В первые годы жизни эта задача лежит на семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и, конечно, особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка занимает общение со сверстниками. Ни в коем случае нельзя недооценивать значимость какого-либо из этих аспектов, хотя в разные периоды жизни влияние и

значимость их варьируются.

7

Но на всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического, интеллектуального и психологического развития.

2.2. Школьная медиация в МБОУ «СШ №7» города Майкопа.

На протяжении многих лет наша школа позиционирует себя как школа пропагандирующая здоровый образ жизни выбрав для себя приоритетным направлением воспитательной работы «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся» . Так на протяжении трех лет с 2011-2013 год мы участвовали в проектах Общественной палаты РФ «Здоровая девочка, здоровая мать, здоровое поколение», «Здоровая девочка сегодня — здоровое поколение в будущем», с 2014 года по 2017 год в проекте «Право детей на жизнь без насилия». В настоящее время ведется профилактика ЗОЖ, применяются здоровьесберегающие технологии, медиативные технологии, что и является неотъемлимой частью психолого- педагогического сопровождения.

В 2014 году в нашей школе была создана Служба школьной медиации, которая успешно работает уже на протяжении 8 лет. В своей деятельности наша Служба школьной медиации руководствуется федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях»; локальными актами школы: устав, положение о службе медиации, положение о школьном совете профилактики.

В основной состав Школьной службы медиации (ШСМ) входят: педагог — психолог Князева Ирина Сергеевна (руководитель ШСМ), уполномоченный по правам ребенка МБОУ «СШ №7», действующий дипломированный медиатор Республики Адыгея Суворов Денис Александрович (медиатор), зам директора по воспитательной работе Аверина Светлана Михайловна (координатор восстановительных программ, обучающаяся 11 «Б» класса Куцевалова Полина (помощник медиатора), обучающаяся 9 «В» класса Князева Камилла.

На сегодня в нашей школе, как и во многих других образовательных

8

организациях, собраны дети из разных социальных слоев, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, разных национальностей, разных стилей воспитания, что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.

При разработке метода школьной медиации в нашей школе был взят за основу медиативный подход, построенный на понимании. В этом подходе априори заложено позитивное отношение к личности и признание за ней права оставаться аутентичной.

Основой работы нашей Школьной службы медиации является восстановительная медиация и вся деятельность Школьной службы медиации строится в соответствии со стандартом, носит добровольный характер, результаты программы учитываются при вынесении административных решений.

После восьми лет работы нашей Школьной службы медиации можно говорить о позитивных результатах:

  • значительно улучшился психологический микроклимат в педагогическом и ученическом коллективе;

  • расширился арсенал способов работы классных руководителей, социального педагога и педагога — психолога, заметно улучшилась управляемость поведением обучающихся;

  • совершенствовалось взаимодействие родителей и педагогов в воспитательной работе, способствующее росту доверия к школе со стороны родителей;

  • организовался неформальный контроль за поведением членов школьного коллектива.

Кроме того, в процессе участия в программе “Школа без насилия”, после проведенного педагогом-психологом школы диагностического исследования (по тестам Томаса, Басса-Дарки и др.) у обучающихся 7-11 классов снизился выраженный уровень конфликтности с 39% (в начале работы данной программы) до 7,1 %, а высокий уровень агрессивности с 24% до 1,2%. Родители (82,2%) отметили изменения в отношениях “родитель-ребенок” в лучшую сторону (на

9

основе анализа ответов родителей на вопросы анкеты).

Работа нашей Школьной службы медиации строится в соответствии с поставленной целью и задачами и направлена на создание комфортных условий для обучающихся школы через помощь в разрешении конфликтных ситуаций и обучение модели урегулирования конфликтов.

Нашей Школьной Службой медиации было рассмотрено 119 конфликтых дел (внутрисемейных, межличностных и детско-родительских конфликтов), которые конструктивно были решены не выходя за пределы школы.

У нас в школе создан информационный стенд ШСМ «Содружество миротворцев», на котором размещена вся необходимая информация для педагогов, обучающихся и родителей по работе Школьной Службы Медиации.

Заключение:

Школьная медиация - это новый, инновационный подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы образования. Школьная медиация осуществляет психолого — педагогическое сопровождение всего образовательного процесса на всех его уровнях.

Школьная медиация, как система, нужна всему Российскому образованию, потому что до недавнего времени у нас отсутствовал механизм мягкого и грамотного разрешения конфликтов, так или иначе касающихся детей и молодежи. Кроме того, внедрение школьной медиации приводит к общему улучшению обстановки в коллективе, где каждый ребенок, педагог, родитель, начинает чувствовать себя более защищенно.









10

Список используемой литературы

1. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Автор: Антон Коновалов / Год выпуска: 2012 - 228 с.; /Издательство: MOO Центр «Судебно-правовая реформа».

2.Школьная медиация .Примирительные процедуры. Автор: Д.Л. Давыденко/Год выпуска: 2016- 312 с.;/Издательство: Инфотропик.

3.Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров//ООО "Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования", 2015 - 128 с.;

4. Школьная медиация как способ разрешения конфликтов.//Журнал "Справочник классного руководителя". N 8, 2020-178 ч.;

5. Школьная медиация: дань моде или настоящий помощник в решении школьных конфликтов?//Журнал "Элита образования". N 3 (003), 2021-276 с.;.

6. Школьная медиация как способ разрешения конфликтов.//Журнал "Справочник классного руководителя". N 2, 2021-98 с.;

7. Школьная медиация. Примирительные процедуры. Автор: Д.Л. Давыденко/Год выпуска: 2021-186 с.; /Издательство: Инфотропик.

















11