СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная служба примирения: подготовка волонтеров-медиаторов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы школьной службы примирения по подготовке волонтеров-медиаторов.

Просмотр содержимого документа
«Школьная служба примирения: подготовка волонтеров-медиаторов»

УДК 159.9


М.В. Дерюгина, Д.С. Рогачев

M. Deryugina, D. Rogachev


Школьная Служба примирения: подготовка волонтеров-медиаторов

School Reconciliation Service: training of volunteers-mediators


Дерюгина Марина Владимировна, Даниил Сергеевич Рогачев

Deryugina Marina, Daniil Rogachev

педагог-психолог МБОУ «Средняя школа № 7» ПКГО, педагог-психолог МБОУ «Средняя школа № 7» ПКГО

educational psychologist of High School 7, educational psychologist of High School 7

devona85@mail.ru


В статье представлен опыт работы социально-психологической службы МБОУ «Средняя школа № 7» по подготовке волонтеров-медиаторов школьной Службы примирения.

The article presents the experience of the socio-psychological service MBOU «High School 7» for the training of volunteers-mediator of the school Reconciliation Service.


Ключевые слова: психологическое и социальное здоровье обучающихся, школьная Служба примирения, медиация, восстановительная практика, волонтер-медиатор, обучение волонтеров-медиаторов

Keywords: psychological and social health of students, school Reconciliation Service, mediation, restorative practice, volunteer-mediator, training of volunteers-mediators


Создание условий для сохранения и укрепления психологического и социального здоровья обучающихся ‑ одна из приоритетных задач инновационной деятельности педагогов МБОУ «Средняя школа № 7» города Петропавловска-Камчатского.

Психологическое здоровье – это состояние общего душевного комфорта, которое ассоциируется с эмоциональным спокойствием, оптимизмом, способностью радоваться, умением адаптироваться к новым обстоятельствам.

Для здоровья ребенка важно, чтобы в процессе его обучения в школе удовлетворялись не только познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям. Поэтому психологическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути.

Психологическое здоровье теснейшим образом связано с социальным здоровьем ребенка. Под социальным здоровьем мы понимаем динамичную совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающую гармонию между потребностями человека и общества, являющуюся предпосылкой ориентации человека на его реализацию в обществе.

Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем, реализовывать свои жизненные планы.

Социально здоровая личность способна к гармоничному взаимодействию с окружающими. В этой связи чрезвычайно актуальна забота школы о повышении культуры межличностного общения субъектов образовательных отношений. Прежде всего, это связно с тем, что конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. В частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Если в школе не создана благоприятная психологическая атмосфера, то ребенок не чувствует себя в безопасности, он будет думать не об учебе, а о том, что и кто поджидает его после уроков.

Конфликт характеризуется противостоянием двух позиций и совсем не способствует формированию социального здоровья ни учащихся, ни учителей. При этом школа, с одной стороны, стремится не предавать эти ситуации огласке, а с другой – не всегда находит эффективные пути разрешения конфликта.

Педагоги нашей образовательной организации решают задачу повышения коммуникативной компетентности школьников через деятельность школьной Службы примирения (далее – служба или ШСП), которая начала свою работу в 2010-2011 учебном году. За основу разработки данной идеи была взята концепция организации и деятельности школьных Служб примирения А.Ю. Коновалова.

В основе работы службы лежат восстановительные технологии, основанные на медиации, т.е. посредничестве в разрешении конфликтов. Восстановительный подход предполагает иной взгляд на человека, совершившего правонарушение: не клеймение и применение карательных мер, а обращение к позитивным ресурсам человека, к его ответственности перед пострадавшей стороной [4]. Медиация – это процесс переговоров с участием посредника, который помогает конфликтующим в разрешении конфликта.

Восстановительная медиация – процесс, в котором ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости ‒ о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций [2].

Служба примирения нашей школы, решая задачи профилактики и восстановительного разрешения конфликтов, осуществляет свою деятельность через организацию бесед, коммуникативных тренингов, занятий с детьми-волонтерами по подготовке к проведению примирительных процедур; пропаганду идей восстановительного подхода, выявление конфликтов; организацию просветительской деятельности среди родителей и педагогов с целью формирования в школьном пространстве толерантных установок и др.

Помимо педагогов (социального педагога, педагога-психолога) готовых и желающих заниматься этим направлением социально-психологической работы, необходимым условием нормального функционирования службы является участие в ней детей-волонтеров (волонтеров-медиаторов).

ШСП обязательно курирует взрослый (заместитель директора по воспитательной работе или социальный педагог, или педагог-психолог). Подростков-волонтеров необходимо специально обучать, готовить к проведению примирительных встреч. Им необходимо освоить навыки конструктивной коммуникации, овладеть технологией примирительной программы, методами профилактики конфликтов. Школьники разрешают конфликты зачастую лучше взрослых, так как они лучше понимают своих ровесников, понимают их отношения и язык, они знают, что важно для ровесников и почему. Школьники, участники конфликтов, доверяют своим ровесникам-медиаторам, потому что у тех нет власти над ними, нет инструментов давления и принуждения.

Анализируя опыт деятельности службы примирения МБОУ «Средняя школа № 7», следует отметить, что она заняла значимый статус в школьном пространстве. У многих участников конфликта, прошедших примирительную программу, менялось отношение к своей позиции в конфликте на более ответственное. У некоторых участников конфликта позже появлялось желание стать волонтером-медиатором. Для подростков деятельность в качестве волонтеров-медиаторов является социализирующим фактором: у многих формируется активная общественная позиция, способность к рефлексии процессов, происходящих в общении, и управления ими. В результате подростки получили возможность для самореализации в новом для себя качестве, и развития способностей необходимых практически в любой современной профессиональной деятельности.

Профилактика конфликтов – приоритетная задача службы. Волонтеры помогают решать ее более эффективно: проведение классных часов, примирительных встреч и конференций, подготовка информационных материалов (буклетов, листовок), участие в открытых мероприятиях (муниципального и краевого уровня) для педагогов, руководителей школ.

Школьный психолог отвечает за подготовку волонтеров-медиаторов. Он содействует овладению подростками-волонтерами такими коммуникативными техниками, как активное и пассивное слушание, переформулирование, резюмирование, Я-высказывание и отражение чувств, выдерживание пауз и другие приемы общения. Волонтер должен научиться удерживать нейтральную позицию по отношению к участникам конфликта (что дается не так просто не только школьникам, но и взрослым); снимать напряжение после программы и т.д.

Есть еще одна задача, которая касается деятельности социального педагога и психолога школы – это подготовка новых волонтеров. Каждый год наблюдается естественный отсев среди подготовленных волонтеров: одни выпускаются из школы, другие переезжают на новое место жительства и прочее.

Служба примирения создана на добровольной основе и объединяет детей-волонтеров, учащихся 7-11-х классов с основной целью – профилактика правонарушений и социальная реабилитация несовершеннолетних участников конфликтных ситуаций.

Служба строит свою деятельность во взаимодействии: с администрацией школы, со всем педагогическим коллективом, с органами ученического самоуправления, родительской общественностью.

Членами Службы могут быть обучающиеся, которым близки идеи примирения, восстановительного подхода, кто прошел предварительное обучение по специальной тренинговой программе.

Мы готовим обучающихся по специальной Программе подготовки волонтеров-медиаторов, разработанной в 2010-2011 учебном году О.С. Ширяевой, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры прикладной психологии КамГУ имени Витуса Беринга [4]. Первые волонтеры ШСП обучались в КамГУ имени Витуса Беринга, в последующем и по настоящее время школьные психологи обучают детей по данной программе непосредственно в образовательном учреждении. С 2017-2018 учебном году программа подготовки реализуется в рамках кружковой деятельности во внеурочное время.

Целью программы является развитие у обучающихся коммуникативной компетентности.

Задачи программы:

  1. Развитие позитивного самоотношения.

  2. Актуализация таких личностных качеств, как уверенность в себе, независимость, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение, способность к риску.

  3. Снижение стереотипности мышления и восприятия.

  4. Расширение репертуара невербального общения.

Руководитель программы использует такие психологические техники для тренинговых занятий, которые содействуют формированию следующих коммуникативных компетенций (Е.В. Руденский):

1. Речевые умения, связанные с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения: умение грамотно и ясно сформулировать свою мысль; достигать желаемой коммуникативной цели; осуществлять основные речевые функции; высказываться логично и связно.

2. Социально-психологические умения, связанные с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения, взаимопроявлений и взаимовлияний: умение психологически верно и в соответствие с ситуацией вступать в общение; поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров; психологически точно определить «точку» завершения общения; максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии; прогнозировать возможные пути развития, реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий.

3. Психологические умения, связанные с овладением процессами самомобилизации, саморегуляции: умение преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излишнее напряжение; эмоционально настраиваться на ситуацию общения; адекватно ситуации общения выбирать жесты, позы, ритм своего поведения; мобилизоваться на достижение коммуникативной цели; распределять свои усилия в общении.

4. Умение использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией: реализовывать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания; организовывать знакомство с партнерами; использовать ситуативные нормы.

5. Умение использовать невербальные средства общения: применять паралингвистические средства общения (интонация, пауза, темп, громкость, тональность, мелодика); экстралингвистические средства (смех, шум, аплодисменты и т.д.); кинетические средства общения (жест, мимика); проксемические средства общения (позы, движения, дистанция общения).

6. Умение общаться в различных организационно-коммуникативных формах политической деятельности. Использовать: организационно-коммуникативные формы установления отношений; организационно-коммуникативные формы планирования совместной деятельности; оппозиционные организационно-коммуникативные формы; коммуникативные формы дискуссии и полемики.

7. Умение взаимодействовать: на уровне диалога – с личностью или группой; на уровне полилога – с большой социальной группой или малой группой; на уровне межгруппового диалога и т.д.

Форма работы преимущественно групповая, осуществляется по следующим направлениям:

  • Тренинг ассертивности (уверенности в себе), самопрезентация.

  • Тренинг сенситивности (развития чувствительности).

  • Тренинг коммуникативной компетентности (вербальное общение).

  • Тренинг коммуникативной компетентности (невербальное общение).

  • Закрепление знаний, умений, навыков. Проведение ролевых игр.

Используются практические упражнения, которые направлены:

  • на знакомство участников и формирование мотивации к волонтерской деятельности;

  • работу с самовосприятием, и организацию личностной обратной связи;

  • развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания;

  • развитие психологической чувствительности и навыков убеждающего воздействия;

  • развитие способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей в группе.

Таблица 1

Этапы реализации программы

№ этапа

Название этапа

Содержание

Методы и методики

1.

Диагностический

Первичная диагностика

Оценка уровня развития коммуникативной компетентности

Упражнение:

Воздушный шар


2.

Основной

Реализация программы

Вводное занятие:

Социально-психологические тренинг

Основная часть: программы:

проведение 14 занятий по 2 часа

Социально-психологические тренинг

Итоговое занятие:

проведение ролевой игры «Школьная служба примирения»

Ролевая игра

3.

Диагностический

Вторичная диагностика

Оценка уровня развития коммуникативной компетентности

Упражнение: Необитаемый остров

4.

Итоговый

Оценка эффективности программы

Анализ результатов тренинговой работы


Объем программы: 18 занятий, общей продолжительностью 42 часа. Рекомендуемая частота проведения: 2 раза в неделю.

Критерии эффективности программы:

1. Сформированные представления о месте и роли ШСП в системе образования.

2. Владение алгоритмами решения наиболее часто встречающихся в образовательном пространстве психологических проблем.

3. Высокий уровень развития коммуникативных компетенций, расширение репертуара конструктивных стратегий взаимодействия в различных ситуациях и ролевого репертуара, высокий уровень эмоционального комфорта у участников программы.

Требования к кураторам:

Специалисты, реализующие программу, должны:

  1. Иметь высшее психологическое образование.

  2. Знать специфику организации и функционирования школьной службы примирения.

  3. Иметь представления об основных психологических проблемах, которые могут возникнуть в образовательном учреждении в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-родитель», «учитель-родитель», «директор-ученик» и владеть алгоритмами их решения.

  4. Уметь осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую и коррекционную, экспертную и консультативную, профилактическую, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую;

Программа включает в себя подробное описание каждого занятия, с возможными репликами ведущих, с переходами от одного упражнения к другому, с вариантами рефлексивных вопросов.

Школьники, прошедшие курс обучения по данной программе, активно включаются в волонтерскую деятельность в рамках школьной службы примирения. Наш опыт подготовки и деятельности волонтеров-медиаторов может использоваться педагогами других образовательных организаций.


Библиографический список

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003. – 271 с.

2. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практ. рук. / под общ. ред. Л.М. Карнозовой. – М.: Судебно-правовая реформа, 2012. – 256 с.

3. Макмахон Г. Тренинг уверенности в себе: как стать хозяином своей жизни. – М.:Эксмо, 2002. – 208 с.

4. Организация работы школьной Службы примирения: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: В.Н. Ефименко, О.С. Ширяева, И.Б. Ткаченко, Н.Р. Пронина. – Петропавловск-Камчатский: КИПКПК, 2014. – 168с.


06.09.2018


Тушканова 8/1 кв19, 89004374511