Самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. Именно в таком контексте представляется возможность понять сущность самоуправления, в том числе как феномена школьной действительности.
В режиме самоуправления взаимодействует общность людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о средствах и способах ее реализации. В процессе их совместной деятельности возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения. Со временем подобные событийные отношения становятся непосредственной основой дальнейшего развития, совершенствования деятельности.
Жизнь школы, развивающей собственную гуманистическую воспитательную систему, насыщена различного рода событиями. Однако часто в них не происходит событие детей друг с другом, детей и взрослых, либо взрослые привыкли руководить и управлять детьми, их деятельностью, устраивать для них с их участием «мероприятия».
Для того, чтобы в событии разворачивалось событие детей, их личностное развитие, мы предоставили детям возможность самоуправления собственной самостоятельной и совместной деятельностью.
Настоящий подход к проблеме школьного детского самоуправления предполагает принятие педагогическим сообществом следующих его оснований.
Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства – исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания.
«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. Где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (С.И. Гессен). Общественная жизнь школы, но и разнообразная клубная, кружковая деятельность школьников, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации школьных событий.
Школьное самоуправление – не специальная детская деятельность «по управлению», но режим протекания совместной и самостоятельной жизнедеятельности школьников, обеспечивающий необходимую динамику демократических, событийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков
Детское самоуправление как сеть демократических, событийных отношений в деятельности вырастает вокруг подготовки и реализации школьных событий (КТД на уровне класса, временной творческой группы, школы).
Возникновение системы внутришкольного самоуправления – явление высокого уровня сложности, результат длительной работы педагогического и ученического сообществ по определению элементов системы, связей между элементами, качеств системы как целого, ее взаимодействия со средой. Невозможно «строить» систему детского самоуправления, ее можно лишь «выращивать».
В ситуациях самоуправления детей педагоги не могут регламентировать межличностные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако диагностировать их состояние, проблематизировать деятельность, в которой складываются эти отношения, оказывать помощь и поддержку тем детям, кто нуждается в укреплении собственной самоуправленческой позиции, - профессиональная обязанность педагога как воспитателя.
Самоуправление направлено на руководство: разработку, принятие и осуществление решений, их анализ. Это своего рода самодеятельность в осуществлении власти, руководства. Именно от этой деятельности хочется больше всего творчества, учета всех интересов детей, всевозможных факторов детей, влияющих на формирование личности.
Самоуправление выполняет определенные функции:
обеспечение нормальной работы всех секторов, оптимальное решение задач с учетом интересов учащихся и учителей;
подготовка к выполнению обязанностей по участию в руководстве общественными делами, то есть приобретение каждым знаний, умений и навыков управленческой деятельности.
Ученическое самоуправление – это:
форма организованной жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельность принятий и реализации решений для достижения общественно-значимых целей;
организация деятельности школьного актива;
управление, которое осуществляется группой лиц, выбранных учениками.
группа детей, которые выполняют определенные обязанности по управлению ученическим коллективом. Эти обязанности определяются самими детьми при сотрудничестве с взрослыми.
Способ организации жизнедеятельности детей и взрослых с максимальным учетом интересов учащихся и условий данного учреждения;
Активный поиск проблем коллектива и их разрешение самими учащимися;
Организация интересной школьной жизни при минимальном вмешательстве взрослых;
Возможность для детей, применяя свои знания и умения, управлять собственной деятельностью самостоятельно;
Хорошо спланированная организованная деятельность учащихся при помощи взрослого руководства;
Подготовка ребенка к взрослой жизни;
Коллективное решение тех или иных проблем совместно с администрацией школы;
Способность и желание учеников выявлять проблемы ими и пытаться их решить.
Содержательное основание
Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. Воспитательная система школы должна учитывать свою главную цель - идеал личности, способной принимают решения в ситуациях морального выбора, и нести ответственность за эти решения, прежде всего перед собой. Школьное самоуправление должно создать условия для самоуправления человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Под руководством опытных педагогов, дети должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности-человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир.
Наше самоуправление – это добровольное, самодеятельное самоуправляемое объединение детей и взрослых созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Взаимоотношения ученического самоуправления и других формирований школы строится на партнерских началах на основе договора или согласия.
Главная цель работы ДО «Акварель» - создать условия для развития творческих индивидуальных способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью.
ДО «Акварель» ставит перед собой выполнение следующих задач:
воспитание нравственных качеств путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций и проведения мероприятий нравственного содержания;
развитие творческих качеств путем ознакомления учащихся с методами творческой деятельности и осуществления коллективных и индивидуальных творческих дел;
ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях;
организация и проведение коллективных и индивидуальных творческих дел;
развитие самостоятельности, инициативы, самотворчества в коллективе через органы самоуправления.
Решению поставленных задач ДО «Акварель» призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
познавательное – развитие познавательных интересов через интеллектуальные марафоны, предметные олимпиады, тематические вечера, различные игры (КВН и т.д.), конференции, диспуты, встречи с интересными людьми;
ценностно-ориентационное, социально-правовое – усвоение нравственных норм жизни людей через знакомство учащихся с Уставом школы, правами и обязанностями учащихся, знакомство с нормами поведения в школе и внутреннем распорядке, разработка законов и заповедей для жителей «Школьного государства»;
трудовое – воспитание труженика-созидателя, забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство, организация дежурства, создание правового поля во внутришкольной жизни;
художественно-эстетическое – воспитание носителя культуры творческой активности у детей, через выставки, фестивали, встречи, праздники, конкурсы;
спортивно-оздоровительное – создание условий для физического развития, здорового образа жизни; данное направление всегда привлекает внимание учащихся, если оно отвечает потребностям физического развития и интересам детей;
патриотическое – развитие активной, гражданской позиции, уважение к старшему поколению, патриотизм. Бережное отношение к национальным традициям.
Структура ДО «Акварель» и организация ее работы
Органы самоуправления созданы для организации и управления разными видами деятельности и организации в школе.
Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчётность и сменяемость коллектива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов.
Органы самоуправления, исходя из потребностей и интересов всего коллектива, определяют цели и задачи деятельности, перспективы работы коллектива.
ДО «Акварель» состоит из шести секторов самоуправления:
Сектор культуры и досуга;
Сектор науки и образования;
Сектор труда и заботы;
Сектор спорта и здравоохранения;
Сектор СМИ;
Сектор труда и правопорядка.
Во главе Секторов ДО «Акварель» стоит Президент.
Основной задачей органов самоуправления является всемерное содействие руководству школы, педагогическому коллективу в получении каждым учащимся основного общего образования, глубоким освоении школьниками основ наук и приобретении ими трудовых навыков для дальнейшей жизни.
Органы самоуправления принимают активное участие в организации трудового воспитания и профориентаций, внеурочной воспитательной работы,. самообслуживания, выработке у учащихся бережного отношения к общественной собственности, в воспитании сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, способствует выполнению всеми учащимися правил внутреннего распорядка школы, единых педагогических требований.
Органы самоуправления организуют взаимопомощь в учении, помогает в организации и проведении олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам является также инициатором КТД, создает советы по их проведению. Участвует в создании трудовых объединений школьников, всемерно способствует организации их эффективной деятельности
Органы самоуправления организуют самообслуживание в школе: уборку классов, благоустройство школьной территории, способствуют сохранности оборудования классных комнат и учебных кабинетов.
Основными критериями эффективной деятельности ученического самоуправления в школе являются:
Включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление ею.
Умение учащихся организовать деятельность коллективов.
Осознание ответственности за достижение совместных целей.
Умение анализировать и определять программу на перспективу
Принципы деятельности
Деятельность ДО «Акварель» определяется принципами добровольности, гуманизма, самостоятельности, творческой активности и соревнования.
Формирование секторов
1. В каждом классном коллективе (с 5-го по 11-й класс) учащиеся делятся на группы по направлениям деятельности: образование, культура и досуг, спорт, информация, порядок и труд.
2. В каждой группе выбирается руководитель, который делегируется в состав школьного Сектора (таким образом, в каждом школьном Секторе представитель каждого класса).
3. На организационном сборе Сектор выбирает главу Сектора и определяет основные направления деятельности.
4. Ежемесячно на заседании Секторов представители классов отчитываются о своей деятельности. Глава Сектора, в свою очередь, отчитывается о работе перед Правительством и Президентом.
Президент координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;
- организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
- организует выпуск стенной газеты и участвует в выпуске школьной печатной газеты;
- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
- решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
- организует соревнование между классами;
- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
Рабочие органы самоуправления планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности.
Работа ДО «Акварель» строится на основе перспективного (на учебный год) и текущего (на месяц) планирования.
Заседания начальников ДО «Акварель» проводятся каждую неделю. На них рассматриваются наиболее актуальные вопросы, обсуждаются и утверждаются планы и отчеты о работе Секторов ДО «Акварель».
ДО «Акварель» имеет свою символику.
Права и обязанности
Члены организации имеют право:
· свободно войти и выйти из организации;
· подавать на обсуждение любые вопросы;
· избирать и быть избранным в руководящие органы организации;
· участвовать в проводимых организацией делах;
· получать текущую информацию о работе ДО «Акварель»;
· открыто высказывать свое мнение и рассчитывать на уважение этого мнения другими;
Член организации обязан:
· соблюдать данный Устав и выполнять решения организации;
· активно участвовать в работе организации, уважать мнение коллектива и его традиции;
· уважать права и считаться с интересами других членов организации.
Школьное самоуправление имеет право:
Привлекать школьников к организации мероприятий и праздников соответственно школьному календарю;
Содействовать решению конфликтных вопросов (участвовать в решении школьных проблем)
Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученическим самоуправлением;
Представлять позицию учащихся в органах управления школой;
Школьное самоуправление обязано:
Осуществлять планирование деятельности школьного самоуправления на год;
Изучать и выражать мнения школьников по вопросам школьной жизни;
Размещать информацию о деятельности ученического самоуправления на стенде и школьных средствах массовой информации и школьных классных часах;
Вносить предложения в план воспитательной работы школы;
Регулярно вести соответствующую документацию.
ДО «Акварель» ведется следующая документация:
План работы школьного самоуправления в общем и по Секторам;
Протоколы заседаний органов самоуправления ДО «Акварель»;
Диагностические данные;
Результаты воспитательного процесса.