СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьные психологические ангеты и диагностики

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Школьные психологические ангеты и диагностики»

Анкета для определения школьной мотивации учащихся

(Н. Лусканова)

Цель: дифференциация детей по уровню школьной мотивации.

Процедура проведения: педагог предъявляет анкеты детям (данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления: вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают).

1 Тебе нравится в школе?

• не очень

• нравится

• не нравится

2 Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

• чаще хочется остаться дома

• бывает по-разному

• иду с радостью

3 Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

• не знаю

• остался бы дома

• пошел бы в школу

4 Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

• не нравится

• бывает по-разному

• нравится

5 Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

• хотел бы

• не хотел бы

• не знаю

6 Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

• не знаю

• не хотел бы

• хотел бы

7 Ты часто рассказываешь о школе родителям?

• часто

• редко

• не рассказываю

8 Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

• точно не знаю

• хотел бы

• не хотел бы

9 У тебя в классе много друзей?

• мало

• много

• нет друзей

10 Тебе нравятся твои одноклассники? нравятся

• не очень

• не нравятся

Обработка результатов:

Первый уровень. 25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. в рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.

Второй уровень. 20–24 балла – хорошая школьная мотивация подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. в рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15–19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10–14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. в рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (6 лет) часто плачут, просятся домой. в других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.





«Рисунок школы»

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Процедура проведения: каждому ребенку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Когда ребенок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного.

Обработка результатов:

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям:

1. Цветовая гамма.

2. Линия и характер рисунка.

3. Сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется бальная оценка, затем баллы складываются.

  1. Цветовая гамма.

«1» балл - в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

«2» балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой и т.д.).

«0» баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно- коричневый, темно- зеленый, черный).

2. Линия и характер.

«1» балл - в рисунке присутствуют обе характеристики.

«2» балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

«0» баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

3. Сюжет рисунка.

«1» балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

«2» балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.

«0» баллов - асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток – ночь или вечер.

Анализ результатов:

6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной действительности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой; часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

«Что – почему – как» (М.А. Нгуен)

Цель: выявить степень психологической готовности ребенка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нем.

Процедура проведения: Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ. Ваша задача – слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».

Текст для девочек

«Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом.

На днях я все-таки, как обычно, пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чем-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться.

Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани, и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»

Текст для мальчиков

«Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь.

В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чем-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошел к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться.

Я горжусь тем, что я – младший брат Юры, и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»

Обработка результатов: Ребенок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определенную проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей.

Ответы оцениваются по трехбалльной шкале:

- низкий: 0 – 2 балла;

- средний: 3 – 4 балла;

- высокий: 5 – 6 баллов.

Вопросы психолога:

1. Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам?

«0» баллов – ребенок не отвечает или дает такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно».

«1» балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам.

«2» балла – конструктивное решение проблемы.

Варианты конструктивного решения:

- старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям;

- старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам, что так делать нельзя, что это плохо;

- старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться.

2. «Почему Таня (Юра) так поступила (поступил)?»

«0» баллов – ребенок не понимает вопроса.

«1» балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали».

«2» балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются».

3. Как бы ты поступил(а) в такой ситуации?

«0» баллов – ответ отсутствует.

«1» балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками».

«2» балла – ребенок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека.




«Нелепицы» (Р.С. Немов)

Цель: выявить готовность ребенка к обучению

Стимульный материал: рисунок, содержащий массу явных «нелепостей», то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны.

Процедура проведения: картинка предлагается ребенку со словами: «Посмотри, какая у меня картинка».

Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно? При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную оценку.

Обработка результатов:

«2» балла – Готов к обучению в школе. Ребенок реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все «нелепости».

«1» балл – Условно готов. Реакция ребенка менее спонтанная, но он самостоятельно или с большой помощью первого или второго вопроса – находит нелепые места.

«0» баллов – Не готов. Ребенок эмоционально никак не реагирует на картинку и только с помощью педагога находит несоответствие в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.



«Сказка»

Цель: изучение мотивационной готовности ребенка к школе; определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

Процедура проведения: в комнату, где на столе выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. В этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. После того, как он ознакомился с игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку, которую ребенок раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца.

Обработка результатов:

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки.

Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.



Методика «Выбери картинку» (М.Р. Гинзбург)

Цель: выявление доминирующего мотива учения.

Стимульный материал: лист с картинками, символизирующими шесть мотивов учения (Приложение 1). Такие же картинки расположены на индивидуальном бланке.

Процедура проведения: детям демонстрируется лист с картинками, в ходе чтения рассказа педагог помогает детям найти соответствующую картинку на демонстрационном листе и на индивидуальном Бланке.

«Сейчас я прочитаю рассказ. Мальчики и девочки разговаривали про школу.

Первый ребенок сказал: «Я пойду в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил».

Демонстрируется картинка, которая характеризует внешний мотив, рисунок № 1.

Второй ребенок сказал: «Я пойду в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился».

Демонстрируется картинка, в основе которой учебный мотив, рисунок № 2.

Третий ребенок сказал: «Я хотел бы пойти в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Демонстрируется картинка, на которой изображены фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив), рисунок № 3.

Четвертый ребенок сказал: «Я пойду в школу потому, что я большой. В школе я буду чувствовать себя большим, а в садике я чувствую себя маленьким».

Демонстрируется картинка, на которой изображены две фигурки взрослого и ребенка, у взрослого — портфель в руках, у ребенка — игрушечный автомобиль (позиционный мотив), рисунок № 4.





Пятый сказал: «Я хочу пойти в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем хочешь».

Демонстрируется картинка, на которой фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив), рисунок № 5.

Шестой сказал: «Я хочу ходить в школу, чтобы получать пятерки».

Показывается картинка с изображением фигурки ребенка с тетрадкой в руках (мотив оценки), рисунок № 6.

После прочтения рассказа педагог предлагает детям поставить крестик на той картинке, где ребенок прав.

Обработка результатов:

«4» балла – социальный мотив – картинка № 5. Внутренняя позиция школьника сформирована, ориентация учебная, понимание общественной значимости учения, стремление к социальной роли школьника, положительное отношение к школе.

«4» балла – учебно-познавательный мотив – картинка № 2. Внутренняя позиция школьника сформирована достаточно, ориентация учебная, интерес к новым знаниям, желание научиться новому, положительное отношение к школе.

«3» балла – оценочный мотив – картинка № 6. Начальная стадия формирования внутренней позиции школьника, стремление получить одобрение (оценку) взрослого.

«2» позиционный мотив – картинка № 4. Начальная стадия формирования внутренней позиции школьника, интерес к внешней атрибутике школы.

«1» балл – внешний мотив - картинка № 1. Ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована), "Пойду в школу, потому что мама так сказала".

«0» баллов – игровой мотив - картинка № 3. Ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована), «Хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями».