Школьные ступеньки к человеку и человечности (Мороз Л.Г.)
Ю.Вознесенская, православная писательница, написала повесть "Вдвоем на льдине" о любви двух смертельно больных подростков, которые познакомились в онкологической клинике. История эта основана на реальных событиях. В повести рассматриваются традиционные темы для русской литературы: становление личности, испытание любовью, дом, семья, родина. В 2015 году в Доме кино состоялся премьерный показ фильма, снятого по этой повести. На вопрос, будет ли широкий показ этого фильма в прокате, один из прокатчиков ответил, что этот фильм хороший, но оно заставляет переживать, задумываться, а современный зритель не для этого ходит в кино.....И вот тут пауза.
Человека изучает целый ряд наук: антропология, биология, социология, анатомия и т.д. с разных ракурсов.
Человек кроме тела имеет дух, который вносит в тело духовно-нравственные начала, человечность...
Что делает человека человечным? - Милосердие, сострадание, сопереживание. Нравственность в этом проявлении необходима и человеку, и обществу в целом. Без нее в мире наступит произвол и человечество уничтожит само себя. Как только в обществе пропадают извечные ценности, оно неизбежно деградирует.
Многие говорят, что современная молодежь утратила такие качества, как патриотизм и духовность. Зачастую люди готовы совершить любой поступок во благо своих интересов, не задумываясь о последствиях для других. Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране остро стоит проблема нравственности молодежи. Для ее решения требуется не только не одно десятилетие, но и большие усилия со стороны государства.
Но если современное общество отказалось от воспитания в человеке таких качеств, то огромная ответственность ложится на наши плечи - плечи педагогов-гуманитариев, а в первую очередь, на плечи филологов: развить в подрастающем человеке человека, имеющего душу, развить духовность. Мы на своих уроках даем не только знания, не только развиваем речь и готовим к экзаменам. Мы развиваем души детей. Каким образом мы это делаем? Это и глубокий анализ литературных произведений с т.зр. нравственности, это и беседы, и дискуссии, сочинения на духовно-нравственные темы, проблемные сочинения, в которых мы выявляем острые проблемы современности, анализируем их, ищем ответы на эти вопросы.
Какие проблемы мы рассматриваем на своих уроках? В первую очередь это
1.истинные и мнимые ценности (Господин из Сан-Франциско.)...своим рассказом Бунин показывает, что истинную значимость имеет душа, внутреннее развитие человека. Но мир 20-21 века совершенно забыл об истинных ценностях, подменив их ложными идеалами. Ориентиры на мир денег, физического довольства, внешнего лоска неминуемо ведут к гибели...Сердюкова Альбина 10 класс
1. проблема добра и зла Поднятая автором проблема- очень злободневная....Добро и зло противоположны по сути, но все-таки связаны между собой. Без добра нет зла и наоборот. В наше время много людей переходит на сторону зла, т.к. творить добро труднее, что явно не привлекает людей...Зло вызывает противоречия у людей, а значит и дробит общество...Тягин Никита 11кл.
чтобы общество могло нормально функционировать, нужен нравственный стержень, ....счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен забыть о своих интересах, о себе. Поэтому дело каждого в отдельности и всех вместе - приумножать добро...Ткаченко Алена 11класс
Какова роль добра в жизни человека? Д.С.Лихачев считает. что мы должны творить добро, чтобы быть счастливыми и делать счастливыми всех вокруг. Эта нравственная составляющая- самая ценная. Я не до конца согласна с автором в этом вопросе. Добро не всегда может осчастливить всех. И наглядный тому пример - жертва Сони Мармеладовой ради близких....она совершает акт добра, но при этом идет по желтому билету. Никто не стал после этого счастливым: девушка унижена, мачеха испытывает муки совести, отец продолжает пить...
Автор считает, что человек должен жить в сфере добра. Я согласен с ним, ведь добро делает мир прекраснее и дружелюбнее, роднит людей... Кустов Юра11
Очень важно быть благодарным друг другу, тогда мир станет добрым и счастливым! Мацаева Настя 11класс
2.Проблема выбора Я полностью согласна с автором с Д.С.Лихачевым, который поднимае проблему выбора. Мы сами создаем добро и сами делаем себя счастливыми. Ведь каждое утро мы выбираем настроение, с которым проживем этот день. Будем ходить угрюмыми и будем злиться на весь мир, или же будем улыбаться, дарить улыбки окружающим, радоваться жизни и новому дню - зависит только от нас. Зачастую от нашего настроения зависит отношение к окружающим нас людям- поддержим их или отвернемся от них. Каждый день мы совершаем выбор. Пойти пешком или поехать на автобусе, съесть яблоко или конфету, дарить людям радость или быть счастливыми- это тоже наш выбор. Котовская Даша 11 класс
3. проблема счастья Я могу сказать очень уверенно: счастье каждый понимает по-своему. Счастье все больше становится синонимом слову деньги. А на самом деле- это то, что позволяет душе расцветать, испытывать радостное волнение. Именно о том, что есть истинное счастье, и писал Булгаков. Счастье не может быть материальным, в первую очередь, - это состояние души. Еремеева Оля 11класс
Что нужно человеку для счастья? Часть людей, обделенная материальными благами, скажет, что это богатство, деньги, какя-то шикарная недвижимость, но Булгаков судьбой своей героини, которая имела все материальные блага, о которых другие могли только мечтать, доказывает неверность этого ответа. "Она была счастлива? Ни одной минуты, - прямо говорит писатель"....Я считаю, что если любить, то можно быть счастливым и в бедности...великий дар любви, который имеют супруги в рассказе "Дары волхвов" намного ценнее материального. Это самое большое счастье, которого не сможет дать обладание никакими сокровищами...Семенова Люда 11класс
4. любовь Что такое любовь? Любовь- это уникальное чувство, когда человеку хочется жить ради кого-то, наполнять жизнь любимого человека счастьем, следить за тем, чтобы любимый человек жил, радуясь каждому дню, хочется совершать невообразимые поступки для любимого человека...настоящая любовь, даже если она безответная, делает человека счастливым, об этом же говорил Бунин: "Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена..." (по рассказам Куприна) Воскресенский Саша 11 класс
5. предательство много причин для совершения предательства: зависть, корысть, ненависть, малодушие, трусость и т.д. Предательство как проявление любви.
...что же толкает человека на предательство? (размышления по содержанию повести "Иуда Искариот" Л.Андреева)...Иуда уверен, что его измена поможет обрести Христу то величие, которое заставит многих поверить в его божественное происхождение, что его предательство возвысит Иисуса, сделает его истинным богом в глазах остальных людей... Воскресенский Саша 11 класс
6. сочинение Капшук 7. проблема одиночества талантливых людей ... талантливые люди часто остаются одни, потому что другие не признают их талант. Скорее всего, людьми движет зависть- они не могут признать того, что кто-то может быть лучше или успешнее их...люди часто становятся одинокими от непризнания и непонимания окружающих... Ганичев "История адмирала Ушакова"Савченко Катя 10 класс
основная проблема, которую поднял автор в романе- проблема одиночества, так часто выпадающаяя на долю поэтов, художников. Мастер пишет правду о своем нелегком времени, о добре и справедливости. Трагедия мМастера чувствовалась бы сильнее, если бы не было рядом Маргариты, которая согрела его своею любовью Тягин Никита 11 класс
Талантливые люди часто остаются одинокими оттого, что большую часть своей жизни тратят на раскрытие своего таланта и воплощение своих целей в жизнь. Выстраивать отношения с друзьями и родственниками нет времени, не говоря о поисках любимого человека...
8. проблема оценки таланта человека современниками писатель изображает великого адмирала, забытого абсолютно всеми. Единственное, что осталось у него от прошлой жизни- воспоминания о былом величии...Сам же Ганичев, рассуждая над данной проблемой, приходит к выводу, что современники не замечают таланта из-за того, что не хотят признавать, что этот человек превосходит их в чем-то. По его мнению, гении раздражают всех, и их возводят "в разряд чудаков и людей везучих"....Таким образом, мы можем убедиться, что люди часто не могут или не хотят оценить одаренных современников, так как либо не понимают этих людей, либо не хотят признать, что они лучше их...Брыкова Даша 10 класс
...вот она, вся суть узкомыслящих и завистников. Если ты не такой заурядный, как они, если ты знаешь или уеешь больше, чем они, если ты лучше их в чем-то, то ты всего лишь чудак, сумасшедший, или максимум - везунчик...Капшук Лена 10 класс
9. проблема воспитанности Наташа Ростова, Митрофанушка). Рассуждение А.П.Чехова о воспитанности...
...Воспитанность показывает нашу обогащенность, интересность, изюминку. А если человек не имеет этого качества, то и изюминка отсутствует, с таким человеком не хочется иметь знакомство...Пасечник Рита 11 класс
10. Проблема благодарности В современном обществе есть огромная нравственная прблема- люди не умеют отвечать добром на добро...Я согласна с мнением автора: ничто так не поднимает внутренний дух, как обыкновенное "спасибо" или другое доброе слово. Приятно осознавать, что человек, которому ты помог, искренне благодарен тебе, что он понимает, что ты привнес свой вклад в разрешение его проблемы. Благодарность окрыляет человека, дает ему запас сил. Именно это необходимо современному обществу для продвижения культуры. Пасечник Рита 11 класс
В наши дни люди не ценят то, что имеют. Не ценят того, что могут бегать, видеть, говорить, слышать, того, что у них есть дом, одежда, еда, семья. Они гонятся за славой и деньгами, забывая быть благодарными за то, что имеют...по мнению автора, люди, не умеющие быть благодарными- одержимы духовной слепотой и завистью...нам необходимо быть благодарными тому, что делают для нас другие люди. Настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем- потребность ответить добром на добро.. Котовская Даша 11 класс
В чем заключается настоящая благодарность?...Я согласна с автором текста Ильиным и считаю, что это умение ответить добром на благодарность и испытать радость от чьего-то добра...нужно научиться отвечать добрым поступком на добрый, хорошим словом на хорошее. Или же поддержать без слов нуждающегося в этом человека. Это чувство помогает нам быть свободными и счастливыми... Елистратова Соня 11 класс
на благодарность способен каждый человек, но не все умеют проявлять свои истинные чувства. Многие хотят ответить на добро, но скрывают свои эмоции и чувства от других. Им важно мнение окружающих, и они боятся выглядеть глупо... Воскресенский Саша 11класс
Роль природы и красоты в жизни каждого человека
11. проблема любви к родине и природе В наше время многие люди ужасно относятся к природе: мусорят, охотятся, а иногда даже устраивают пожары! Про любовь к Родине так вообще! Огромное количество людей хотят уехать из страны, не любят родину из-за ошибок правительства, хотя сами зачастую живут по принципу "моя хата с краю" и не пытаются сделать для родины и природы ничего, а только жалуются. Автор в тексте говорит, что любовь к родине формируется через любовь к родной природе, о том, что они неразрывно связаны.... Как можно любить Родину, если ты не уважаешь природу? Не уважаешь ее красоты, не бережешь её? Я знаю человека, который бьет себя в грудь и кричит, как он любит родину, но при этом не может и фантик выбросить в мусорку, которая под боком, а кинет его на землю. Соответственно, я не могу верить в истинность его чувств к Родине....Тягин Никита11 кл
12.история ...в каждом из нас воспитывает добро знание истории, многовековые традиции, ценности, которые накапливали наши предки... Истрия нашей страны более, чем истории других стран наполнена событиями, где человечество не смогло бы выжить без доброты...Еремеева Оля 11 13.проблема исторической памяти
...в самом деле, надо ли помнить имена соотечественников, прославивших Россию? Федор Ушаков- одна из величайших личностей своего времени, русский флотоводец, подвиги которого способствовали развитию русского флота...Писатель демонстрирует всю трагичность и горечь сложившейся ситуации: "прошло едва ли 10 лет после отставки, а о нем постарались забыть и в императорском дворце и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ,...несмотря на блистательность побед и беспроигрышные сражения"....Я считаю, что нет ничего более священного, чем память о тех, кто рисковал своей жизнью ради других. И все события, происходившие в истории нашего государства- это великие события, именно поэтому о них нужно и важно помнить...Яриловец Вика 10 класс
безусловно, нужно помнить о заслугах, которые совершили величайшие умы человечества. Каждый человек должен знать об исторических личносях и событиях, которые связаны с его народом... Стыдно не знать этого, так как вклад величайших людей в развитие своей страны имеет грандиозное значение....основываясь на знаниях прошлого, мы сможем сделать правильный шаг в будущее...Назаренко Маша 10 класс
...я искренне благодарна автору этого тектса, поднявшего проблему исторической памяти, потому что он заставил меня задуматься о том, что необходимо знать историю своей страны, не забывать о ней и опираться на неё. Также очень важно стремиться быть похожими на отечественных героев: быть такими же ответственными, трудолюбивыми и отважными...Борисова Катя 10 класс
14...я понял, что история моей страны - моя история...Водянников Кирилл 9 класс
Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, педагогики и др.Дух привносит в это тело духовно-нравственные начала.
духовность 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения — сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.
Духовность – это тонкое умение сострадать и приходить на помощь. Духовность – это образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения.
Нравственность – это совокупность норм и ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных ситуациях. У каждого человека свои критерии нравственности. То, что одному кажется вполне нормальным, для другого совершенно неприемлемо.
Нравственность необходима в нашей жизни не только конкретному человеку, но и обществу в целом. Без нее в мире наступит произвол, и люди сами себя уничтожат. Как только в обществе пропадают извечные ценности и забываются привычные нормы поведения, начинается его постепенная деградация. Процветает воровство, разврат, безнаказанность. А если к власти приходят безнравственные люди, ситуация усугубляется еще больше. Таким образом, качество жизни человечества напрямую зависит от того, насколько оно нравственно. Лишь в обществе, где уважаются и соблюдаются основные моральные принципы, люди могут почувствовать себя защищенными и счастливыми.
Многие люди говорят о том, что современное общество уже начало морально разлагаться. Действительно, в нашей стране процветает преступность, алкоголизм и наркомания. Молодежь не задумывается над тем, что такое нравственность. Определение этого слова для них совершенно чуждо. Очень часто современные люди ставят во главе всего такие ценности, как получение удовольствия, праздная жизнь и веселье. При этом они совершенно забывают о нравственности, руководствуясь лишь своими эгоистичными потребностями. Современная молодежь совершенно утратила такие качества личности, как патриотизм и духовность. Для них нравственность – это то, что может помешать свободе, ограничить ее. Зачастую люди готовы совершить любое деяние ради достижения своих целей, совершенно не задумываясь о последствиях для других. Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране очень остро стоит проблема нравственности молодежи. Для ее решения потребуется не одно десятилетие и масса усилий со стороны правительства
Многие поколения воспитателей, психологов и исследователей человеческой личности дискуссируют о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека и какова их сила влияния на гармоничное развитие личности. Причем каждая группа называет практически идентичные (с небольшими отклонениями) нормы поведения. Что же это за факторы, существенно влияющие на качество жизни человека? Что такое духовно-нравственные ориентиры? Под этим термином обычно подразумевается совокупность правил взаимодействия с обществом и моральные принципы, шаблоны поведения, на которые человек ориентируется для достижения гармонии в жизни или духовном развитии. К этим правилам относят: Мораль и ее составляющие: совесть, милосердие, свобода, долг (патриотизм включительно) и справедливость. Нравственность: в этот термин вкладывается суть высокого требования человека к самому себе в плане его деятельности, направленной как во внешний мир, так и во внутренний. Основные моральные ориентиры – это тяга к добру и смирению, отказ от поступков, приносящих вред как обществу, так и себе, а также духовное развитие своей личности. Этика общения подразумевает тактичность и уважение по отношению к другим, следование этим нормам делает жизнь человека приемлемой в обществе, без осуждения или гонения.
Гуманный
Значение слова Гуманный по Ефремовой:Гуманный - Проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности.
Значение слова Гуманный по Ожегову:Гуманный - Направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый
Значение слова Гуманный по словарю синонимов:Гуманный - человечный человеческий
человеколюбивый
Значение слова Гуманный по словарю Ушакова:ГУМАННЫЙ гуманная, гуманное; гуманен, гуманна, гуманно (от латин. humanus - человеческий) (книжн.). Человечный, отзывчивый, внимательный к чужой личности, культурный.
Человечный Значение слова Человечный по Ефремовой:Человечный - гуманный. // Сердечный, проникнутый теплотой Достойный человека ; . Значение слова Человечный по Ожегову:Человечный - Достойный человека, отзывчивый, гуманный Значение слова Человечный по словарю Ушакова:ЧЕЛОВЕЧНЫЙ |