СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьные запоминалки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Школьные запоминалки»

Школьные запоминалки

В жизни нам приходится запоминать огромное количество информации, особенно в связи с учебой. Простая зубрежка не просто отнимает много сил и времени, но и зачастую неэффективна. На помощь приходят мнемонические приемы, которые значительно упрощают процесс запоминания.

Например, порядок цветов в радуге можно легко запомнить благодаря популярной фразе: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Или чтобы определить молодой месяц или старый:

Посмотрите на его серп, если он похож на «С» - значит Старый, если пририсовав палочку вы получите «Р» - значит Ранний, растёт,молодой.

По костяшкам на руках можно запомнить количество дней в месяце.


Такие “запоминалки” помогут ребенку запомнить некоторые школьные правила и определения.

Русский язык

Алфавит

АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.

ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.

НОПРСТУ – погуляем по мосту.

ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!

ЪЫЬ – не запомнятся никак.

ЭЮЯ – вот и всё, друзья!


Согласные

Все согласные глухие в предложении:

Степка Фец, хочешь щец? или:

– Степка, хочешь щец? 
– Фи!

Все согласные звонкие в предложении:

Где жизнь была в мире + й.


Перенос слов

Здесь порядок очень строгий:

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам.

А теперь попробуй сам,

Раздели слова: лиса, петушок, трава, коса.

По слогам слова скажи

И в тетрадку запиши.


Заглавная буква

Имена ,фамилии, клички, города

Все с заглавной  буквы  пишутся  всегда.

***

Таня,Валя,Петя,Галя

Коля , Ира и Андрей

Никогда не забывай-

Имя   буквой выделяй!

***

Кошка –Маришка,

Котенок –Тишка,

Щенок –Дружок,

Цыпленок – Пушок,

Корова  -Буренка,

Коза  -Найденка,

Поросенок  -Хрюша,

И бычок- Гаврюша,

Все их клички до одной

Пишут с буквы прописной!

***

Кошка –Пушинка,

Собака-Смешинка,

Петух  -Крикун,

Козел  -Бодун,

Воробей  -Тишка,

Поросенок –Гриша,

Красотка  - Синичка,

Как  напишешь клички?

        

ЖИ-ШИ

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы,мыши и моржи,

Кружи , дружи, служи, спеши-

Запомни: пишем «жи» и «ши»!

***

Лыжи ,мыши  и  ужи,

Шины ,ежики,чижи,

«жи» и «ши»,»жи» и «ши»-

С буквой  и  всегда  пиши!

***

Чижи,ужи,ежи,стрижи,

Жирафы ,мыши и моржи,

Шиповник ,шины,камыши,

Машины  и  карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить

Спешить ,смешить,шипеть  и шить

Все сочитания «жи» и «ши»


ЧА-ЩА

Ча и ща, ча и ща-

Роща, чаща, саранча,

Пища, туча и  свеча-

С буквой а - пиши  всегда!

***

Щука, чум , ищу, молчу ,

Я слова учу ,учу  ,

Чу  да  щу , чу да щу

С  буквой  «  у» я напишу

И   двенадцать  получу!

***

Я  грамотно  писать  хочу,

Слова  на  «чу»  и  «щу»  учу.

Чулок  и  чудо , и чугун,

Чудак  и  щука ,  и  ворчун,

Чумазый , чучело ,чурбан ,

Чудесный ,чувство и чулан ,

Кричу  ,ворчу , ищу ,тащу-

Я  с «у»  пишу  и  «чу », и  «щу» !


ЧК, ЧН

Козочка ,горочка ,

Тридцать  три  пригорочка ,

Ой  «ЧК» , «чк» , «ЧК»-        

Мягкий  знак  писать  нельзя !

**

Елочка  и   белочка,

Тучка  , щучка ,стрелочка .            

Бочка  ,почка , спичка ,

Речка  ,ручка , птичка,

Шуточка  , минуточка ,

Дочка  , прибауточка ,

Булочка  и  строчка ,

Свечка  , печка , точка .

В  сочетании   «ЧК»  -

Мягкий  знак  писать  нельзя!

***

Речка , ночка ,строчка ,

Точка  , кочка , дочка  ,

Срочный  ,  булочный , ночной ,

Точный  , шуточный , речной-

Знаем  мы наверняка  ,

 Как  писать «ЧН», «ЧК»!        

                   

Безударные гласные в корне слова

Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!

***
Хитрый безударный  гласный -

Ох, писать тебя опасно!

Слуху  ты  не  доверяй -

Ударением  проверяй :

Сосны, воды, травы, дело ,

А теперь пишите смело!

***

Село , гнездо , сосна , весна-

Одна из гласных  не  ясна!

Не  верь  таким  словам  на  слух,

Коль  есть  в  них  безударный  звук.

Ты  в  них  число  лишь  измени-

Подскажут  гласную  они:

Сёла, гнёзда, вёсны

И , конечно, сосны.  

***

В городе Бордо,
на улице Бордовой,
закат бАгряный и бАгровый.

***
На вЕранде вЕтер
На вИтрине Игрушки.

***

ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.


Чередующиеся гласные в корне слова

Если за корнем А, в корне пиши И.

Например, блИстАть.

***

СобИРАть, стИРАть, задИРА –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя ИРА,
Значит, в корне буква И.

***
Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрАй!
***

СКАК напишем только так,
СКОЧ без о писать невмочь.


Парный согласный звук

Если слышишь парный звук ,

Б/ п; в/ ф; г/к; д/т; ж/ш; з/с

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй ,

Слово смело изменяй :

«зуб» -на «зубы», «лед»- на «льды»-

Будешь  грамотным  и  ты!

***

Звук  согласный  проверяй ,

Рядом  гласный  подставляй !

Грядка .Нет  чего ?-Нет грядок.

А тетрадка? Нет тетрадок!

Зубки – изменили – зубы .

Шубки - изменили –шубы!


Мягкий  знак  

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать.

Кон, вес,  хор,  сел, мол.

Конь, весь, хорь, сель, моль.

***

Мягкий  знак  , мягкий  знак -

Без  него нельзя  никак!

Без  него  не  написать

Тридцать  , десять ,двадцать , пять .

Вместо  «шесть»- напишем  «шест»,

Вместо  «есть» -получим  «ест».  

Станут  «пенками»  «пеньки» ,

«Уголками»   «угольки».  

«Банька»  в  «банку» превратится -

Вот  что может  получиться ,

Если  будем  забывать  

Мягкий  знак  в  словах  писать!


Разделительный Ь

Перед Е,Ё,И,Ю,Я

Я в словах стою, друзья.

Здесь моя семья, жильё –

Перед Я,Ю,И,Е.

***

После согласного, перед е, е, ю, я, и

Мягкий знак всегда пиши,

Если слышен всем звук «й»!

Воробьи , жилье ,ручьи ,

Листья  ,крылья ,стулья ,чьи ,

Колья ,перья и семья ,

Вьюга  ,осенью ,друзья ,

Мягкий  знак  пиши всегда!


Буква Ы после Ц в корне слова

Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»

Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и крикнул: "Цыц!"


Непроизносимые согласные в корне слова

И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!

***
Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.

***
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
***
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.


Удвоенные согласные

С двойной согласной непременно

Пишем мы слова: антенна,

Килограмм и грамм, и тонна.

Пассажир, шоссе, колонна,

Ссора, теннис и программа,

Группа, касса, телеграмма, русский,

Класс, суббота, ванна,

Римма, Эмма, Инна, Анна.

Эти буквы близнецы,

Удалые молодцы.

Ты одной закончи строчку,

А с другой её начни.

***

Количество С в слове искусство: 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.

***
МошеННик у тружеНика одну Н украл!


«Ж» удвоенная

Если хочешь научиться

Где двойную «ж» писать,

То запомни: вожжи, дрожжи,

Можжевельник и жужжать,

А ещё словечко  - жжёный.

Вот теперь ты, брат, ученый!


НН и НН в прилагательных

Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!

Исключения:

Посмотрите на окно:

В окне стеклянное стекло,

Рамы деревянные,

Ручки оловянные.


Не с глаголами

Всякий школьник это знает –

Не глагола избегает.

Не забудьте же, друзья,

Слитно их писать нельзя!


Наречия на шипящую

На конце наречий после шипящих согласных звуков жшч пишется ь

Исключения: Уж замуж невтерпеж.

***

В корне слова после шипящих пишется ё, но есть исключения: Шомпол, чопорный и шоры, шов, крыжовник и обжоры, шоколад, шоссе, шофер — вот и весь набор.

В эту фразу попали и те слова, где о безударное, и поэтому вопрос выбора между о и ё не стоит. 


Дефис в неопределенных местоимениях

То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.

***
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!

***

Кое, либо, то, нибудь

Чёрточку – то не забудь.

А частицы же, ли, бы

Ты раздельно запиши.


Слова – половинки

Вот теперь нам стало ясно,

Не  забудем никогда:

Слово пол с любой согласной

Слитно пишется всегда.

Перед  «л» и перед гласной,

Перед буквой прописной

Слово пол – любому ясно –

Отделяется чертой.


Пре или при?

Это совсем не секрет,

Ты на значение слова смотри –

Сразу получишь ответ!

Предлинный достанет до крыши рукой.

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой»,

Пре мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи пере и пре,

Писать только пре там надо.

Ты запомни, что приставки

Раз, из, через, воз и без

Перед согласными глухими

Быстро сменят з на с.

Части речи.

Имя существительное

Часть речи удивительна –

Зовется существительным.

Предмет обозначает,

На кто? и что? отвечает.

 Про людей, зверей и рыб,

Насекомых и всех птиц

Спросим дружно – кто они?

Всем предметам остальным

Что? вопрос мы зададим.

***

К слову я подставлю «мой» -

Это значит род мужской.

Женский род  - запомню я –

То, про что скажу «моя».

Средний род – оно моё 

Вот и выучил я всё.

***

Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!

Иван Рубил Дрова, Василиса (Варвара, Вера) Топила Печку.

***

Слово быстро изменяю,

Пишу его по падежам.

Склоненьем это называю,

Запомнить это надо нам.

Кофе, кино, эскимо и пальто-

Эти слова не склоняет никто.

Есть шесть братьев падежей,

Нет на свете их дружней.

Согласованно живут

И порядок стерегут.

Именительный падеж

Самый главный он из всех.

На вопросы Кто? Что? отвечает,

Подлежащим в предложении бывает.

Родительный падеж

Нет Кого? Чего? – волнуется

И с предлогом в рифму согласуется.

(Около, с, для, без, от, из, до, у

вокруг, кроме, после)

Дательный падеж

Дательный падеж – добряк,

Всё стремится делать так:

Дать Кому? Чему? быстрей –

По,  к - предлогов нет дружней!

Винительный падеж

Винительный падеж всегда любуется,

Вижу Что? Кого? волнуется

Через, в и на, за, про –

С предлогом согласуется легко.

Творительный падеж

Творительный падеж вещает,

Гордится Кем? Чем? решает

Предлоги: между, с и над, за, под

Со словами дружбу бережёт.

Предложный падеж

Предложный вам сулит успех,

О ком? О чём? Он думает о всех.

Предлоги он свои не забывает,

При, в, об, о, на – он громко восклицает.


Имя прилагательное

 Признак предмета обозначает,

На вопросы какое? какая? 

 какие? какой? отвечает.

К существительным прилагается

Прилагательным называется.

Согласуется с ним везде –

В роде, числе, падеже.


Местоимение

Наберись, дружок, терпения!

Заучи местоимения:

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они.


Глагол

Глагол обозначает действие предмета.

Все, без исключения,

Отлично знают это.

Что делать? И Что сделать?

Вопросы так просты,

Без запинки повторить

Их быстро сможешь ты.

Начальной формой быть приятно.

Начало лучше, чем конец.

Инфинитив – звучит занятно,

Я вам назвался  наконец.


Спряжение глаголов

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

***

Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!


Для верного определения начальной формы глагола:

вид не менять, -СЯ не терять.


Наречие

Всем известно, что наречие –

Постоянная часть речи.

Хоть всякое случается,

Оно не изменяется.

Его вопросы без труда

Можно выучить, друзья:

Где? Откуда? Как? Куда?

Почему? Зачем? Когда?


Предлог

Он членом предложения бывает,

Но дело этот малый твердо знает.

Не изменяется, один не может жить.

Но вот с глаголами не захотел дружить.

Словам он руку помощи дает.

Им помогает, связи бережёт.

И пишется от слов всегда отдельно.

Считает: приставать к ним очень скверно.


Члены предложения: Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:

Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так: 

Где? куда? когда? откуда?

Почему? зачем? и как?


Однородные члены предложения

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно.

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.

Если же вдруг появился союз,

То запятая тогда – лишний груз.

Если союз к вам пришел не один,

Ставь запятую ты перед вторым.

Видишь, дружок, запятую?

Перед союзами а и но

Других сомнений быть не должно:

Не думай впустую – ставь запятую!


Части слова

Корень

Общая часть родственных слов

Корнем зовётся – ответ наш готов.

Окончание

На конце любого слова

Окончанье ищем снова.

Изменяемая часть

С  другим словом держит связь.

И на род укажу, и про время скажу,

И слова все свяжу, хоть и временно.

Ведь недаром всю жизнь

Беззаветно служу

Я родному  морфемному племени.

Суффикс

После корня он стоит,

Слово новое звучит.

Обозначу уголком –

Называю суффиксом.

Приставка

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.

В корне  - смысл, но не весь.

Главный, но неполный.

Потому приставка есть,

Смысл она дополнит.


Множественное число

В детской сказке Колобок
по траве катиться мог
без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.

***
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов – грядок пять,
Помидоров не собрать.

***
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.


Ударение в словах

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

***
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

***
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
ЗвонИт и говорИт.

***
Фёкла красная, как свЁкла!
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

***
Не говори катАлог, а только каталОг.

А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

***
Я взял муку и взял творОг –
Испек рассыпчатый пирог.

***
Отлетела от костра
И погасла быстро
Коль неверно, то искра,
Если верно Искра!..
***
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

***
Он начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.
***
Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход ворОта.
***
Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.
***
Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт.
***
Как работать неохота!
Одолела нас дремОта.
***
Вот ведро,
Вот мусор.
Вот длинный
МусоропровОд.
***
Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.
***
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталОг.
***
Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
***
Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
***
Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
***
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
***
В тюрьме три года будет вор
Судом объявлен приговОр.
***
Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
***
Тяжела была работа
В теле всём теперь ломОта.
***

Я ужасно утомлённый
Брат не спит новорождЁнный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
***
Срубили ель, сорвали щавЕль.

***
Мы целый день
С тобой хохочем,
Остановиться
Всё не хочем
Сказать, вернее,
Не хотИм.
Всё хохотим,
Да хохотим!..

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взялА
И вопрос свой задалА...

Не путаем одеть-надеть:

Надевают одежду, одевают Надежду.





































Дополнительно:

Литература

Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха:

ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог.

Математика

Если очень постараться,
Можно сразу ПИ прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.

Надо только постараться и запомнить всё как есть — три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.

Квадратный корень из двух запомнить можно следующим образом:
1,4142135624 = Я Таня, я дура, но я вот нашла корень из двух. (Каждая цифра соответствует количеству букв в слове.)

Формула дифференцирования произведения: d(UV) = U?dV + V?dU Чтобы легко запомнить формулу, можно заменить правую ее часть фразой: «Удавить – и в воду».

Легкий способ запоминания таблицы умножения на 9: на стол кладем две руки и поднимаем тот палец по счету, на который умножается 9. До поднятого пальца будут десятки, после единицы- это и есть ответ. Например: поднимем четвертый палец, до него три -три десятка, после него шесть-шесть единиц, значит 4х9=36

Геометрия

Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.

Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.

Пифагоровы штаны во все стороны равны.

Астрономия

Для запоминания классов звезд от самых горячих к более холодным: O, B, A, F, G, K, M.

Чтобы их запомнить достаточно выучить такую фразу:: «Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь».

Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразах:
Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! или

«Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты»

(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

или

На Луне жил звездочет
Он планетам вел подсчет
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля,
Четыре — Марс
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восьмой — Нептун.
Девять — дальше всех — Плутон,
Кто не видит, выйди вон.

Окружающий мир. Определяем где сталагмиты, а где сталактиты:

«СталакТит» – растет сверху, как вертикальная палочка у буквы «Т».
«СталагМит» – растет снизу. Представьте себе, что буква «М» похожи на две стоящие рядом сосульки.
«СталагНат» – сросшиеся сосульки. Соединительная черта посередине буквы «Н» поможет запомнить, что сосульки соединились, то есть срослись.

Физика

Средняя скорость теплового движения частицы v=sqrt(3kT/m) запоминается как три кота на мясо,(m — масса броуновской частицы, v — ее скорость, k — постоянная Больцмана, T — температура, sqrt — квадратный корень).

Закон Архимеда звучит следующим образом: «На тело погружённое в жидкость или газ действует выталкивающая сила, равная по модулю и противоположная по направлению, силе тяжести, действовавшей на вытесненный телом объем жидкости». Запомнить и понять этот закон можно с помощью следующего стишка:
Тело, всунутое в воду,
выпирает на свободу
с силой выпертой воды
телом, всунутым туды.

Химия

Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий — щелочь тут, не стой разиней!
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.

Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.
Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.