Школьные запоминалки
В жизни нам приходится запоминать огромное количество информации, особенно в связи с учебой. Простая зубрежка не просто отнимает много сил и времени, но и зачастую неэффективна. На помощь приходят мнемонические приемы, которые значительно упрощают процесс запоминания.
Например, порядок цветов в радуге можно легко запомнить благодаря популярной фразе: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Или чтобы определить молодой месяц или старый:
Посмотрите на его серп, если он похож на «С» - значит Старый, если пририсовав палочку вы получите «Р» - значит Ранний, растёт,молодой.
По костяшкам на руках можно запомнить количество дней в месяце.
Такие “запоминалки” помогут ребенку запомнить некоторые школьные правила и определения.
Русский язык
Алфавит
АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!
Согласные
Все согласные глухие в предложении:
Степка Фец, хочешь щец? или:
– Степка, хочешь щец?
– Фи!
Все согласные звонкие в предложении:
Где жизнь была в мире + й.
Перенос слов
Здесь порядок очень строгий:
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам.
А теперь попробуй сам,
Раздели слова: лиса, петушок, трава, коса.
По слогам слова скажи
И в тетрадку запиши.
Заглавная буква
Имена ,фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
***
Таня,Валя,Петя,Галя
Коля , Ира и Андрей
Никогда не забывай-
Имя буквой выделяй!
***
Кошка –Маришка,
Котенок –Тишка,
Щенок –Дружок,
Цыпленок – Пушок,
Корова -Буренка,
Коза -Найденка,
Поросенок -Хрюша,
И бычок- Гаврюша,
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной!
***
Кошка –Пушинка,
Собака-Смешинка,
Петух -Крикун,
Козел -Бодун,
Воробей -Тишка,
Поросенок –Гриша,
Красотка - Синичка,
Как напишешь клички?
ЖИ-ШИ
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы,мыши и моржи,
Кружи , дружи, служи, спеши-
Запомни: пишем «жи» и «ши»!
***
Лыжи ,мыши и ужи,
Шины ,ежики,чижи,
«жи» и «ши»,»жи» и «ши»-
С буквой и всегда пиши!
***
Чижи,ужи,ежи,стрижи,
Жирафы ,мыши и моржи,
Шиповник ,шины,камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить
Спешить ,смешить,шипеть и шить
Все сочитания «жи» и «ши»
ЧА-ЩА
Ча и ща, ча и ща-
Роща, чаща, саранча,
Пища, туча и свеча-
С буквой а - пиши всегда!
***
Щука, чум , ищу, молчу ,
Я слова учу ,учу ,
Чу да щу , чу да щу
С буквой « у» я напишу
И двенадцать получу!
***
Я грамотно писать хочу,
Слова на «чу» и «щу» учу.
Чулок и чудо , и чугун,
Чудак и щука , и ворчун,
Чумазый , чучело ,чурбан ,
Чудесный ,чувство и чулан ,
Кричу ,ворчу , ищу ,тащу-
Я с «у» пишу и «чу », и «щу» !
ЧК, ЧН
Козочка ,горочка ,
Тридцать три пригорочка ,
Ой «ЧК» , «чк» , «ЧК»-
Мягкий знак писать нельзя !
**
Елочка и белочка,
Тучка , щучка ,стрелочка .
Бочка ,почка , спичка ,
Речка ,ручка , птичка,
Шуточка , минуточка ,
Дочка , прибауточка ,
Булочка и строчка ,
Свечка , печка , точка .
В сочетании «ЧК» -
Мягкий знак писать нельзя!
***
Речка , ночка ,строчка ,
Точка , кочка , дочка ,
Срочный , булочный , ночной ,
Точный , шуточный , речной-
Знаем мы наверняка ,
Как писать «ЧН», «ЧК»!
Безударные гласные в корне слова
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!
***
Хитрый безударный гласный -
Ох, писать тебя опасно!
Слуху ты не доверяй -
Ударением проверяй :
Сосны, воды, травы, дело ,
А теперь пишите смело!
***
Село , гнездо , сосна , весна-
Одна из гласных не ясна!
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени-
Подскажут гласную они:
Сёла, гнёзда, вёсны
И , конечно, сосны.
***
В городе Бордо,
на улице Бордовой,
закат бАгряный и бАгровый.
***
На вЕранде вЕтер
На вИтрине Игрушки.
***
ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.
Чередующиеся гласные в корне слова
Если за корнем А, в корне пиши И.
Например, блИстАть.
***
СобИРАть, стИРАть, задИРА –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя ИРА,
Значит, в корне буква И.
***
Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрАй!
***
СКАК напишем только так,
СКОЧ без о писать невмочь.
Парный согласный звук
Если слышишь парный звук ,
Б/ п; в/ ф; г/к; д/т; ж/ш; з/с
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй ,
Слово смело изменяй :
«зуб» -на «зубы», «лед»- на «льды»-
Будешь грамотным и ты!
***
Звук согласный проверяй ,
Рядом гласный подставляй !
Грядка .Нет чего ?-Нет грядок.
А тетрадка? Нет тетрадок!
Зубки – изменили – зубы .
Шубки - изменили –шубы!
Мягкий знак
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
Кон, вес, хор, сел, мол.
Конь, весь, хорь, сель, моль.
***
Мягкий знак , мягкий знак -
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать , десять ,двадцать , пять .
Вместо «шесть»- напишем «шест»,
Вместо «есть» -получим «ест».
Станут «пенками» «пеньки» ,
«Уголками» «угольки».
«Банька» в «банку» превратится -
Вот что может получиться ,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать!
Разделительный Ь
Перед Е,Ё,И,Ю,Я
Я в словах стою, друзья.
Здесь моя семья, жильё –
Перед Я,Ю,И,Е.
***
После согласного, перед е, е, ю, я, и
Мягкий знак всегда пиши,
Если слышен всем звук «й»!
Воробьи , жилье ,ручьи ,
Листья ,крылья ,стулья ,чьи ,
Колья ,перья и семья ,
Вьюга ,осенью ,друзья ,
Мягкий знак пиши всегда!
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»
Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и крикнул: "Цыц!"
Непроизносимые согласные в корне слова
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
***
Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
***
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
***
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
Удвоенные согласные
С двойной согласной непременно
Пишем мы слова: антенна,
Килограмм и грамм, и тонна.
Пассажир, шоссе, колонна,
Ссора, теннис и программа,
Группа, касса, телеграмма, русский,
Класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.
Эти буквы близнецы,
Удалые молодцы.
Ты одной закончи строчку,
А с другой её начни.
***
Количество С в слове искусство: 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.
***
МошеННик у тружеНика одну Н украл!
«Ж» удвоенная
Если хочешь научиться
Где двойную «ж» писать,
То запомни: вожжи, дрожжи,
Можжевельник и жужжать,
А ещё словечко - жжёный.
Вот теперь ты, брат, ученый!
НН и НН в прилагательных
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
Исключения:
Посмотрите на окно:
В окне стеклянное стекло,
Рамы деревянные,
Ручки оловянные.
Не с глаголами
Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!
Наречия на шипящую
На конце наречий после шипящих согласных звуков ж, ш, ч пишется ь.
Исключения: Уж замуж невтерпеж.
***
В корне слова после шипящих пишется ё, но есть исключения: Шомпол, чопорный и шоры, шов, крыжовник и обжоры, шоколад, шоссе, шофер — вот и весь набор.
В эту фразу попали и те слова, где о безударное, и поэтому вопрос выбора между о и ё не стоит.
Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
***
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
***
Кое, либо, то, нибудь
Чёрточку – то не забудь.
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
Слова – половинки
Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:
Слово пол с любой согласной
Слитно пишется всегда.
Перед «л» и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово пол – любому ясно –
Отделяется чертой.
Пре или при?
Это совсем не секрет,
Ты на значение слова смотри –
Сразу получишь ответ!
Предлинный достанет до крыши рукой.
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»,
Пре мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи пере и пре,
Писать только пре там надо.
Ты запомни, что приставки
Раз, из, через, воз и без
Перед согласными глухими
Быстро сменят з на с.
Части речи.
Имя существительное
Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На кто? и что? отвечает.
Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? вопрос мы зададим.
***
К слову я подставлю «мой» -
Это значит род мужской.
Женский род - запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род – оно моё –
Вот и выучил я всё.
***
Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!
Иван Рубил Дрова, Василиса (Варвара, Вера) Топила Печку.
***
Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю,
Запомнить это надо нам.
Кофе, кино, эскимо и пальто-
Эти слова не склоняет никто.
Есть шесть братьев падежей,
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы Кто? Что? отвечает,
Подлежащим в предложении бывает.
Родительный падеж
Нет Кого? Чего? – волнуется
И с предлогом в рифму согласуется.
(Около, с, для, без, от, из, до, у
вокруг, кроме, после)
Дательный падеж
Дательный падеж – добряк,
Всё стремится делать так:
Дать Кому? Чему? быстрей –
По, к - предлогов нет дружней!
Винительный падеж
Винительный падеж всегда любуется,
Вижу Что? Кого? волнуется
Через, в и на, за, про –
С предлогом согласуется легко.
Творительный падеж
Творительный падеж вещает,
Гордится Кем? Чем? решает
Предлоги: между, с и над, за, под
Со словами дружбу бережёт.
Предложный падеж
Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
При, в, об, о, на – он громко восклицает.
Имя прилагательное
Признак предмета обозначает,
На вопросы какое? какая?
какие? какой? отвечает.
К существительным прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде –
В роде, числе, падеже.
Местоимение
Наберись, дружок, терпения!
Заучи местоимения:
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они.
Глагол
Глагол обозначает действие предмета.
Все, без исключения,
Отлично знают это.
Что делать? И Что сделать?
Вопросы так просты,
Без запинки повторить
Их быстро сможешь ты.
Начальной формой быть приятно.
Начало лучше, чем конец.
Инфинитив – звучит занятно,
Я вам назвался наконец.
Спряжение глаголов
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
***
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
Для верного определения начальной формы глагола:
вид не менять, -СЯ не терять.
Наречие
Всем известно, что наречие –
Постоянная часть речи.
Хоть всякое случается,
Оно не изменяется.
Его вопросы без труда
Можно выучить, друзья:
Где? Откуда? Как? Куда?
Почему? Зачем? Когда?
Предлог
Он членом предложения бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить.
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руку помощи дает.
Им помогает, связи бережёт.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно.
Члены предложения: Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так:
Где? куда? когда? откуда?
Почему? зачем? и как?
Однородные члены предложения
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно.
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
Если же вдруг появился союз,
То запятая тогда – лишний груз.
Если союз к вам пришел не один,
Ставь запятую ты перед вторым.
Видишь, дружок, запятую?
Перед союзами а и но
Других сомнений быть не должно:
Не думай впустую – ставь запятую!
Части слова
Корень
Общая часть родственных слов
Корнем зовётся – ответ наш готов.
Окончание
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
И на род укажу, и про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно.
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени.
Суффикс
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.
Приставка
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.
В корне - смысл, но не весь.
Главный, но неполный.
Потому приставка есть,
Смысл она дополнит.
Множественное число
В детской сказке Колобок
по траве катиться мог
без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
***
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов – грядок пять,
Помидоров не собрать.
***
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Ударение в словах
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
***
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
***
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
ЗвонИт и говорИт.
***
Фёкла красная, как свЁкла!
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
***
Не говори катАлог, а только каталОг.
А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!
***
Я взял муку и взял творОг –
Испек рассыпчатый пирог.
***
Отлетела от костра
И погасла быстро
Коль неверно, то искра,
Если верно Искра!..
***
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
***
Он начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.
***
Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход ворОта.
***
Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.
***
Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт.
***
Как работать неохота!
Одолела нас дремОта.
***
Вот ведро,
Вот мусор.
Вот длинный
МусоропровОд.
***
Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.
***
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталОг.
***
Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
***
Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
***
Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
***
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
***
В тюрьме три года будет вор
Судом объявлен приговОр.
***
Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
***
Тяжела была работа
В теле всём теперь ломОта.
***
Я ужасно утомлённый
Брат не спит новорождЁнный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
***
Срубили ель, сорвали щавЕль.
***
Мы целый день
С тобой хохочем,
Остановиться
Всё не хочем
Сказать, вернее,
Не хотИм.
Всё хохотим,
Да хохотим!..
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взялА
И вопрос свой задалА...
Не путаем одеть-надеть:
Надевают одежду, одевают Надежду.
Дополнительно:
Литература
Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха:
ДАктиль – 1-й слог, АМфибрахий – 2-й слог, АНапест – 3-й слог.
Математика
Если очень постараться,
Можно сразу ПИ прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Надо только постараться и запомнить всё как есть — три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.
Квадратный корень из двух запомнить можно следующим образом:
1,4142135624 = Я Таня, я дура, но я вот нашла корень из двух. (Каждая цифра соответствует количеству букв в слове.)
Формула дифференцирования произведения: d(UV) = U?dV + V?dU Чтобы легко запомнить формулу, можно заменить правую ее часть фразой: «Удавить – и в воду».
Легкий способ запоминания таблицы умножения на 9: на стол кладем две руки и поднимаем тот палец по счету, на который умножается 9. До поднятого пальца будут десятки, после единицы- это и есть ответ. Например: поднимем четвертый палец, до него три -три десятка, после него шесть-шесть единиц, значит 4х9=36
Геометрия
Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
Пифагоровы штаны во все стороны равны.
Астрономия
Для запоминания классов звезд от самых горячих к более холодным: O, B, A, F, G, K, M.
Чтобы их запомнить достаточно выучить такую фразу:: «Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь».
Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразах:
Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! или
«Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты»
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
или
На Луне жил звездочет
Он планетам вел подсчет
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля,
Четыре — Марс
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восьмой — Нептун.
Девять — дальше всех — Плутон,
Кто не видит, выйди вон.
Окружающий мир. Определяем где сталагмиты, а где сталактиты:
«СталакТит» – растет сверху, как вертикальная палочка у буквы «Т».
«СталагМит» – растет снизу. Представьте себе, что буква «М» похожи на две стоящие рядом сосульки.
«СталагНат» – сросшиеся сосульки. Соединительная черта посередине буквы «Н» поможет запомнить, что сосульки соединились, то есть срослись.
Физика
Средняя скорость теплового движения частицы v=sqrt(3kT/m) запоминается как три кота на мясо,(m — масса броуновской частицы, v — ее скорость, k — постоянная Больцмана, T — температура, sqrt — квадратный корень).
Закон Архимеда звучит следующим образом: «На тело погружённое в жидкость или газ действует выталкивающая сила, равная по модулю и противоположная по направлению, силе тяжести, действовавшей на вытесненный телом объем жидкости». Запомнить и понять этот закон можно с помощью следующего стишка:
Тело, всунутое в воду,
выпирает на свободу
с силой выпертой воды
телом, всунутым туды.
Химия
Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий — щелочь тут, не стой разиней!
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.
Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.
Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.