Классный час для 3 класса
« Школьный этикет»
Задачи:
Воспитывать культуру поведения.
Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.
Ход мероприятия
Классный руководитель. Ребята, скажите, существуют ли свои особые правила поведения в школе, отличные, например, от других общественных мест?
( Ответы детей.)
Классный руководитель. Конечно же, да! Ведь существуют свои правила поведения в театре и на дискотеке – и не дай Бог перепутать одно с другим – окружающие не поймут, да и самому неудобно будет. Называются эти правила – школьный этикет. Что же это за особенные правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.
( Ответы детей.)
Классный руководитель. Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог здания, которое называется очень просто, но значит так много для каждого из нас « школа». Эти правила во многом совпадают, но чуть – чуть отличаются для школьников, их родителей и , конечно же , учителей. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что же такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно. Как театр начинается с вешалки, так и школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?
( Ответы детей.)
Классный руководитель. Как и в любое другое место, приходить необходимо вовремя! Это первое и основное правило.
Но ведь после того, как вы вошли в школу – необходимо раздеваться, надеть сменную обувь, дойти до кабинета, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. А еще с друзьями поболтать нужно. Так что приходить в школу необходимо с достаточным запасом времени для множества мелких, но необходимых дел. Обычно это 15 минут. Не требуется объяснять, что войдя куда – либо, мы не хлопаем дверью и не оставляем ее открытой – это само собой разумеется. Небольшая , но существенная мелочь, которая касается нашего прихода в школу – это приветствие. Необходимо здороваться со всеми, кого мы увидели.
Второй вопрос на который придется ответить – это как приходить в школу? Ответ опять же прост. Так как в школу мы приходим учиться, -значит, и приходить в школу мы будем готовыми к тем занятиям, которые должны состояться, а это значит не только принести учебники, тетрадки, ручки и дневник ( это само собой разумеется), а еще и настроимся на то: что придется работать, а работа не всегда бывает легкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учеба в школе – это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами в будущем мы станем.
Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?
( Ответы детей.)
Классный руководитель. Всегда радоваться и улыбаться могут только очень странные люди, но все же делать все надо в хорошем настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, - в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего нам ответят тем же, а от этого явно наше настроение лучше не станет. Да еще не все обязаны знать, что у вас ночью болел зуб или родители поссорились. Поверьте, окружающие не знают все то, что известно вам, и требовать от них сочувствия и понимания, можно только объяснив им, что у вас что – то не ладится.
Вот и основное правило поведения: ведите себя с другими людьми так, как хотите, чтобы они вели себя с вами. Хотите гадости и грубости в ответ – грубите, хотите доброго отношения и понимания – сами хорошо относитесь к другим и постарайтесь понять, что родители или учителя вас ругают не за то, что вы плохи, а потому, что считают, что вы могли сделать лучше и больше, а поленились.
Но никто не будет этого делать, если нормально объяснить родителям или учителю, что что – то не получилось по объективным причинам, но учтите, что объективными никак нельзя назвать мультфильмы, которые шли по телевизору весь вечер или то; что, проболтав весь вечер с подружками или друзьями по телефону, кто –то забыл выполнить домашнее задание. Так что, объясняя учителю или родителям, почему не было никакой возможности сделать что – то, помните древнюю мудрость, желающий сделать – ищет возможности, а не желающий – ищет причины.
Что же дальше? А дальше вспоминаем народную мудрость о том, что провожают нас по уму, зато встречают по одежке! Что же необходимо помнить, заходя в школу, о своем внешнем виде? Ваша прическа – показатель настроения и отношения к себе любимому. Что касается одежды, то она должна быть целесообразной, комфортной и чистой.
А на что еще надо обратить внимание?
( Ответы детей.)
Классный руководитель. Наша речь. По тому, как говорит человек, многие люди могут определить не только место его рождения и его образование, но даже и его профессию. Как бы мы ни старались выглядеть образованными и культурными людьми, если мы не умеем говорить – все бесполезно.
Итак, первое, что мы говорим? Народная мудрость гласит: « Молчание – золото». Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку.
Какие « волшебные» слова вы знаете?
( Ответы детей.)
Классный руководитель. Волшебные слова « здравствуйте», « спасибо», « пожалуйста» - это наш основной инструмент в общении с людьми, и не только в школе.
Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?
( Ответы детей.)
Классный руководитель. К учителям принято обращаться на « Вы» и по имени отчеству, на это не влияет возраст учителя.
Что касается общения с одноклассниками – общайтесь так, как хотите, чтобы общались с вами.
Классный руководитель.
Как вести себя в школе? Ответ простой – достойно и прилично! Что можно? Все, что не запрещено и является приличным и общепринятым. Давайте вспомним правила поведения в школе.
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Правильно, категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других людей.
Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого – либо или что – либо, бегать, если это не урок физкультуры, толкаться ( если это произошло случайно – следует извиниться), есть и пить, если это не столовая.
Самое важное время в школе – это уроки. Как же вести себя на уроках? Начиная урок, необходимо подготовиться к занятиям: вытащить из портфеля учебник, тетрадь, пенал и дневник, и другие принадлежности, если это необходимо. Помним, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс и кучей вытряхивая на парту все, что есть в вашем портфеле.
Какие правила поведения на уроке вы уже усвоили за время учебы?
( Ответы детей.)
Классный руководитель.
Самое любимое время многих школьников это… Конечно, перемена!
Чем же занимаются ребята на переменах? Послушайте стихотворение Б. Заходера « Перемена»
« Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог-
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо – о – льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
( Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому – то сдачи,
Попросил списать задачи,-
Словом, сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
- Ничего, - вздыхает Вова,-
На уроке отдохнем!
Какие правила поведения нарушил герой этого стихотворения? Как нужно вести себя на перемене?
( Ответы детей.)
Классный руководитель. Первое, перемена – это отдых от уроков, время, для того чтобы вы успели дойти до другого кабинета, привели в порядок тело и мысли, а не время олимпийских рекордов.
Перемена – это время, когда можно пообщаться, уточнить расписание на этот или следующий день, повторить тему, которая будет на следующем уроке, поэтому и ведем мы себя на перемене соответственно – не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.
Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения в любом месте: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.