СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный музей "История женского образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал раскрывает начало женского образования на Руси. Интересен материал будет на классных часах, внеклассных мероприятиях.

Просмотр содержимого документа
«Школьный музей "История женского образования"»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18  имени А.С. Сергеева» города Курска Школьный историко-краеведческий музей « История женского образования » »

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 имени А.С. Сергеева» города Курска

Школьный историко-краеведческий музей « История женского образования » »

Женское образование в России Женское образование в России берет свое начало в XI веке, когда Великая княжна Анна Всеволодовна — дочь князя Всеволода Ярославовича и сестра знаменитого Владимира Мономаха, организовала в 1086 году в монастыре при церкви Св. Андрея в Киеве первое в Европе женское училище, в котором обучала девушек письму, пению и швейному делу.

Женское образование в России

Женское образование в России берет свое начало в XI веке, когда Великая княжна Анна Всеволодовна — дочь князя Всеволода Ярославовича и сестра знаменитого Владимира Мономаха, организовала в 1086 году в монастыре при церкви Св. Андрея в Киеве первое в Европе женское училище, в котором обучала девушек письму, пению и швейному делу.

«Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят».

«Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка.

Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят».

В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.   С XI-XIII веков при церквах и монастырях начали учреждаться училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.

В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. С XI-XIII веков при церквах и монастырях начали учреждаться училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.

В первой половине XVI века митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам

В первой половине XVI века митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам "отрокам и девицам".

Однако в целом, в истории Древней Руси не наблюдается широкого развития женского образования. Существенные перемены произошли в России лишь в первой половине ХIХ века.

В результате развития образования в России, в 1574 году появляется впервые напечатанная кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.

В результате развития образования в России, в 1574 году появляется впервые напечатанная кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова.

Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.

К XVI веку относится сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье - «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» был целиком посвящены вопросам воспитания детей.

К XVI веку относится сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье - «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» был целиком посвящены вопросам воспитания детей.

Домострой: нормы семейной жизни на Руси   Семья: строгая иерархия и подчинение старшим Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности.

Домострой: нормы семейной жизни на Руси

Семья: строгая иерархия и подчинение старшим

Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности.

Жена: «Богу и мужу угодить»   На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь. Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть  «чиста и послушна» , выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда  «все будет споро, и всего будет полно» . Женщину в книге величали  «государыней дома» , и главное ее дело —  «Богу и мужу угодить» . Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.

Жена: «Богу и мужу угодить»

На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь.

Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть  «чиста и послушна» , выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда  «все будет споро, и всего будет полно» .

Женщину в книге величали  «государыней дома» , и главное ее дело —  «Богу и мужу угодить» . Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.

Дети: «вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться»   Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть  «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке» . Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновьями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак. Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд был одной из главных христианских добродетелей. Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному ремеслу. Грамота считалась необязательной.  Писать и читать  ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники. Отдельная глава Домостроя посвящалась будущему браку дочерей, родителям советовали заранее собирать в приданое одежду и утварь.

Дети: «вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться»

Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть  «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке» . Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновьями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак.

Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд был одной из главных христианских добродетелей. Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному ремеслу. Грамота считалась необязательной.  Писать и читать  ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники. Отдельная глава Домостроя посвящалась будущему браку дочерей, родителям советовали заранее собирать в приданое одежду и утварь.

Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовали, как держать себя сыну в чужом доме:  «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться» . Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями. Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или  «оскудеют разумом» . Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.

Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовали, как держать себя сыну в чужом доме:  «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться» . Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.

Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или  «оскудеют разумом» . Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.

На протяжении многих лет, согласно морали, обычаям и нравам, женщина на Руси всегда находилась под покровительством мужчины: отца, старшего брата, свекра, мужа. Большую часть жизни женщина проводила дома, в семье, вела замкнутый, затворнический образ жизни, ей не полагалось показываться на глаза посторонним людям, посещать общественные места. До выхода замуж, девушке предстояло пройти школу воспитания в своей родной семье.

На протяжении многих лет, согласно морали, обычаям и нравам, женщина на Руси всегда находилась под покровительством мужчины: отца, старшего брата, свекра, мужа.

Большую часть жизни женщина проводила дома, в семье, вела замкнутый, затворнический образ жизни, ей не полагалось показываться на глаза посторонним людям, посещать общественные места.

До выхода замуж, девушке предстояло пройти школу воспитания в своей родной семье.

Женщина должна была стать хорошей хозяйкой в доме мужа и заботливой матерью, то есть полностью посвятить себя семье. В результате такого воспитания общество имело хороших матерей и жен. Минусом же такого воспитания являлось то, что практически не уделялось внимание развитию умственных способностей девушки, получению ей научных знаний. Именно Петр I понял, что женщинам необходимо получать образование. И семья, и общество, и даже страна только выиграют от этого. Россию можно поднять на высокий культурный уровень развития, если в ней будет много образованных и воспитанных людей, как мужчин, так и женщин. А именно к этому стремился великий реформатор.

Женщина должна была стать хорошей хозяйкой в доме мужа и заботливой матерью, то есть полностью посвятить себя семье.

В результате такого воспитания общество имело хороших матерей и жен. Минусом же такого воспитания являлось то, что практически не уделялось внимание развитию умственных способностей девушки, получению ей научных знаний.

Именно Петр I понял, что женщинам необходимо получать образование. И семья, и общество, и даже страна только выиграют от этого. Россию можно поднять на высокий культурный уровень развития, если в ней будет много образованных и воспитанных людей, как мужчин, так и женщин. А именно к этому стремился великий реформатор.

С начала 17 века хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в которых могли обучаться и девочки. В 1724 году по указу царя монахини должны были воспитывать и обучать грамоте сирот обоего пола, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другому рукоделию.

С начала 17 века хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей.

При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в которых могли обучаться и девочки.

В 1724 году по указу царя монахини должны были воспитывать и обучать грамоте сирот обоего пола, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другому рукоделию.