МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 имени А.С. Сергеева» города Курска
Школьный историко-краеведческий музей « История женского образования » »
Женское образование в России
Женское образование в России берет свое начало в XI веке, когда Великая княжна Анна Всеволодовна — дочь князя Всеволода Ярославовича и сестра знаменитого Владимира Мономаха, организовала в 1086 году в монастыре при церкви Св. Андрея в Киеве первое в Европе женское училище, в котором обучала девушек письму, пению и швейному делу.
«Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка.
Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят».
В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. С XI-XIII веков при церквах и монастырях начали учреждаться училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.
В первой половине XVI века митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам "отрокам и девицам".
Однако в целом, в истории Древней Руси не наблюдается широкого развития женского образования. Существенные перемены произошли в России лишь в первой половине ХIХ века.
В результате развития образования в России, в 1574 году появляется впервые напечатанная кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова.
Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.
К XVI веку относится сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье - «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» был целиком посвящены вопросам воспитания детей.
Домострой: нормы семейной жизни на Руси
Семья: строгая иерархия и подчинение старшим
Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности.
Жена: «Богу и мужу угодить»
На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь.
Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна» , выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно» .
Женщину в книге величали «государыней дома» , и главное ее дело — «Богу и мужу угодить» . Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.
Дети: «вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться»
Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке» . Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновьями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак.
Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд был одной из главных христианских добродетелей. Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному ремеслу. Грамота считалась необязательной. Писать и читать ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники. Отдельная глава Домостроя посвящалась будущему браку дочерей, родителям советовали заранее собирать в приданое одежду и утварь.
Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовали, как держать себя сыну в чужом доме: «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться» . Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.
Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют разумом» . Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.
На протяжении многих лет, согласно морали, обычаям и нравам, женщина на Руси всегда находилась под покровительством мужчины: отца, старшего брата, свекра, мужа.
Большую часть жизни женщина проводила дома, в семье, вела замкнутый, затворнический образ жизни, ей не полагалось показываться на глаза посторонним людям, посещать общественные места.
До выхода замуж, девушке предстояло пройти школу воспитания в своей родной семье.
Женщина должна была стать хорошей хозяйкой в доме мужа и заботливой матерью, то есть полностью посвятить себя семье.
В результате такого воспитания общество имело хороших матерей и жен. Минусом же такого воспитания являлось то, что практически не уделялось внимание развитию умственных способностей девушки, получению ей научных знаний.
Именно Петр I понял, что женщинам необходимо получать образование. И семья, и общество, и даже страна только выиграют от этого. Россию можно поднять на высокий культурный уровень развития, если в ней будет много образованных и воспитанных людей, как мужчин, так и женщин. А именно к этому стремился великий реформатор.
С начала 17 века хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей.
При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в которых могли обучаться и девочки.
В 1724 году по указу царя монахини должны были воспитывать и обучать грамоте сирот обоего пола, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другому рукоделию.