СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный музей как эффективная форма гражданско-патриотического воспитания молодежи

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья представляет собой анализ работы школьного музея 100-й Свирской дивизии в области гражданско-патриотического воспитания молодежи

Просмотр содержимого документа
«Школьный музей как эффективная форма гражданско-патриотического воспитания молодежи»

Каримова Диана Венеровна, [email protected]
Муниципальное общеобразовательное учреждение Раменская средняя общеобразовательная школа №8, г. Раменское


Школьный музей как эффективная форма гражданско-патриотического воспитания молодежи.


Karimova Diana [email protected]
Municipal educational institution Ramenskoye secondary school No. 8, Ramenskoye


School Museum as an effective form of civic and Patriotic education of young people.


Аннотация

Данная статья представляет собой анализ работы школьного музея 100-й Свирской дивизии в области гражданско-патриотического воспитания молодежи. Школьный музей представляет собой центр патриотического воспитания в нашей школе и вносит достойную лепту в воспитание патриотизма.


Abstract

This article is an analysis of the work of the school Museum of the 100th Svir division in the field of civil and Patriotic education of youth. The school Museum is a center of Patriotic education in our school and makes a worthy contribution to the education of patriotism.



Ключевые слова: Школьный музей, молодежь, воспитание, патриотизм

Keywords: School Museum, youth, patriotism, education


Воспитание поколения – стратегически важная задача, которая нацелена на сохранение и преумножение самого главного потенциала страны, более важного, чем все ее материальные богатства.

«Одним из основных и эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Важным элементом содержания воспитания является показ героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.»1

Школьный музей - тематическое систематизированное собрание подлинных памятников истории, культуры, комплектуемое, сохраняемое и экспонируемое в соответствии с действующими правилами. Непрерывная и планомерная работа в музее не только расширяет кругозор подрастающего поколения, но и формирует его гражданственное самосознание.

С уверенностью можно сказать, что школьный музей является уникальной точкой преломления культуры и образования.

В МОУ Раменской СОШ № 8 уже на протяжении более 40 лет существует школьный музей 100-й гвардейской Свирской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии, посвященный истории формирования и боевому пути 100-й Свирской дивизии. Сегодня школьный музей представляет собой центр патриотического воспитания в нашей школе.

Школьный музей как одна из наиболее эффективных форм гражданско-патриотического воспитания молодежи преследует конкретные цели:

1. Развитие школьного музея.

2. Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.

3. Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.

4. Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.

Ставит перед собой конкретные задачи:

1. Воспитание патриотизма.

2. Сохранить для потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную ценность.

3. Содействовать внедрению музейного материала в учебный процесс.

4. Конвертировать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.

5. Содействовать подключению обучающихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую работу по изучению, восстановлению истории своей Родины.

6. Формирование духовных ценностей.

Школьный музей позволил объединить три вида учебной деятельности: урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование.

На уроках, посвященных периоду ВОВ, музей позволяет погрузить учащихся в соответствующую атмосферу. Так в новом помещении музея представлены экспозиции, посвященные теме «Трагедия Великой Отечественной войны»: «Лагерь смерти Освенцим», «Курская битва», «Блокада Ленинграда», «Победа» (рис.1.).

Рис. 1. Музей 100-й гвардейской Свирской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии. Экспозиция «Трагедия Великой Отечественной войны».

Кроме темы Великой Отечественной войны, в музее представлены экспозиции, посвященные локальным конфликтам XX в.: Афганская война и Чеченская война.

Материал, представленный в музее позволяет проводить и занятия связанные с внеурочной деятельностью. Так экспозиция, посвященная герою России В. Золотухину или экспозиция «Сын полка – В.И. Финогеев», используются при проведении уроков мужества и занятий «Я – гражданин России», «Юный патриот».

С сентября 2018 г. в рамках внеурочной деятельности начался курс «Юный экскурсовод» для учащихся 7-х классов. «Данная программа в системе учебно-воспитательной работы в школе предполагает обучение учащихся школы основам экскурсионного дела. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания ребенка, а также восприятия им музейной культуры. Кроме того, школа юного экскурсовода призвана научить обучающегося трудиться, кропотливо подбирая материалы для будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего труда»2.

Главной целью работы школьного музея является содействие патриотическому воспитанию и гармоничному нравственному развитию детей и подростков через раскрытие научных, художественных, литературных и других способностей на примере жизненного пути ветеранов Великой Отечественной войны. А для того, чтобы воспитать такого человека необходимо сохранить (в частности в нашем музее) то, что было создано и накоплено предыдущими поколениями учащихся и учителей школы, работавших в музее.

Главной задачей школьного музея остается работа по развитию активной гражданской позиции, а также развитие качеств, навыков, модели поведения, мотиваций, установок, позволяющих реализовывать и отстаивать человеческие системы ценностей.

Каждый год в музее проводится колоссальная работа, где используются различные формы работы:

  • подготовка лекций и экскурсий

  • архивная работа: сбор, описание, хранение новых поступлений

  • проектная и историко-краеведческая работа

  • участие в конкурсах («Мой музей», «Я изучаю край родной», «Отечество» и т.д.)

  • участие в мероприятиях различных уровней

  • встреча с ветеранами, проведение уроков Мужества.

Школьный музей - это не только и не столько организация экскурсий и других просветительских мероприятий, но и собирание, изучение и исследование музейных предметов и артефактов в процессе совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей школьников). Учащиеся не раз бывали в походах по Карелии, по местам боев 100-й Свирской дивизии, - в Лодейном поле, Самбутуксе, Мегреге, Олонце. В музее представлены материалы, привезенные детьми из таких походов.

В 2019 г. состоялась очередная встреча следопытов-свирцев в рамках Международного слета ветеранов и следопытов-свирцев в г. Лодейное Поле (рис.2). Главная цель слета состоит в том, чтобы обменяться опытом работы школ и общественных организаций России и ближнего зарубежья по патриотическому воспитанию молодежи на примере подвигов Героев Свири и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Наш музей является участником девяти предыдущих слетов.


Рис. 2. X Международный слет ветеранов и следопытов-свирцев, 2019 г. Лодейное Поле.

Гордостью нашей школы также является «Кадетский отряд», возникший 11 лет назад. Работа по военно-патриотическому воспитанию кадетов представлена в разных формах: организация встреч с ветеранами войны и труда, проведение экскурсий и участие кадетов в различных патриотических и культурно-массовых мероприятиях

Кадеты принимают участие в мероприятиях и акциях движения «Юнармия», активно участвуют в военно-спортивных играх.

Многие учащиеся одновременно посещают «Кадетский отряд» и являются активом музея. На протяжении нескольких лет кадеты принимают участие в традиционных акциях музея, таких как «Возложение цветов к могиле Неизвестного солдата 13 апреля, в честь взятия Вены», «Шествие к памятнику десантников 8 мая в г. Раменское».

Школьный музей позволяет обеспечить интеграцию общего и дополнительного образования, обеспечивая комплексное решение вопросов воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления обучающихся.

Сегодня мы наблюдаем значительные достижения в воспитании и формировании личности обучающихся при помощи школьного музея 100-й гвардейской Свирской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии. Мы сохраняем историческую память и наследие, активно ведем работу по пополнению и обновлению экспозиций музея, развиваем у обучающихся интерес к истории, к научно-познавательной деятельности, привлекаем к работе в музее родителей учащихся, общественность.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта за последние 2 года:

  • Проведение экскурсий в школьном музее - за 2018-2019 более 650 человек;

  • Встречи с ветеранами ВОВ;

  • Городские мероприятия, посвященные празднованию Великой Победы;

  • Торжественное возложение цветов к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены в честь взятия г. Вена;

  • Участие в семинарах и конференциях: Межрайонный семинар «Школьный музей как пространство интеграции общего и дополнительного образования» ноябрь, 2017 г. (доклад); X районная краеведческая конференция «Во славу живших! В назидание живущим!» (участие)

Участие в конкурсах:

  • Муниципальный этап Областного конкурса, посвященного государственной символике (ноябрь, 2018 - лауреат диплома 1 степени, 2017 г. - участие)

  • Районный конкурс «Я изучаю край родной» (ноябрь 2017 г., ноябрь 2018 г., ноябрь 2019 г. - участие);

  • Муниципальный этап областного конкурса «Мой музей» (2017 г., 2018 г., 2019 г.)

  • Муниципальный этап областного конкурса «Отечество» (2018 г. – диплом лауреата 2 степени, 2019 г. – диплом лауреата 1 степени);

  • Муниципальный этап областного конкурса «Ожившие страницы истории» (2019 г. – дипломы лауреатов 2 и 3 степени)

  • Конкурс «Лучший школьный краеведческий музей», проводимого в рамках федерального партийного проекта «Историческая память» (декабрь, 2018 – грамота лауреата конкурса)

  • II Межрегиональный историко-просветительский конкурс научных работ (февраль, 2019 – диплом лауреата 1 степени)

  • Муниципальный этап областного конкурса «Юный архивист» (апрель, 2019 – дипломы лауреатов 1 и 2 степени);

  • Областной конкурс "Юный архивист" (май, 2019 – диплом лауреата 2 степени).

  • Муниципальный этап смотра-конкурса музеев образовательных организаций (2019 г.).

Школьный музей играет огромную роль в деле воспитания и формирования личности обучающихся, воспитания Гражданина и Патриота, а также вносит достойную лепту в воспитание патриотизма и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.



Литература

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.

  2. Айдарова О.А. Методические рекомендации по созданию тематических выставок в музее образовательной организации / О.А.Айдарова; ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества». – Тамбов, 2016. – 20с.

  3. Буров Н.В. Музей и личность. СПб.: Концерт, 2009г

  4. Гогиберидзе Г.М., Чесняк Г.М. Формирование музейной педагогики/ Преподавание истории в школе №8, 2007.

  5. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003.

  6. Косова И.М., Медведева Е.Б. Отечественное музейное дело в русле международных тенденций. Музей для всех. М.,2003.

  7. Кузнецова С.А. Воспитание эстетического восприятия школьников. Сб. научных статей. Выпуск 1 СГПИ, 1996.

  8. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.

  9. Медведева Е.Б., Юхневич. Музейная педагогика как новая научная дисциплина / Сборник творческой лаборатории. Музейная педагогика. Кафедра музейного дела. М., 1997.

  10. Методика историко-краеведческой работы в школе/ под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.

  11. Микулан И.Н. Школьный музей как средство формирования патриотизма учащихся [Электронный ресурс] // [сайт]. URL: https://www.dissercat.com/content/shkolnyi-muzei-kak-sredstvo-formirovaniya-patriotizma-uchashchikhsya (дата обращения: 23.08.2019).

  12. Морозова И.А. Музейная педагогика в Сети/Преподавание истории в школе №8, 2007.

  13. Наймушина Л.Н. Программа кружка «Школа экскурсоводов» 2016-2017 учебный год // [Электронный ресурс] // [сайт]. URL: https://docplayer.ru/43238164-Programma-kruzhka-shkola-ekskursovodov-uchebnyy-god.html (дата обращения: 28.08.2019)

  14. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

  15. Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе №2, 2003.

  16. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе, М., 1987.

  17. Туманов В.Е. Школьный музей, М., 2002


1 https://www.dissercat.com/content/shkolnyi-muzei-kak-sredstvo-formirovaniya-patriotizma-uchashchikhsya

2 https://docplayer.ru/43238164-Programma-kruzhka-shkola-ekskursovodov-uchebnyy-god.html