СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Школьный музей как средство реализации требований фгос».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассная работа, как средство формирования предметных и метапредметных личностных результатов. 

Просмотр содержимого документа
««Школьный музей как средство реализации требований фгос».»

«ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС».




Школьный музей может стать эффективным средством реализации требований ФГОС.  Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения. Школьный музей рассматривается как исследовательское учреждение, общественное объединение по интересам, творческая мастерская, самодеятельный общественный институт.
Какие возможности реализации требований ФГОС дает школьный музей и музейная педагогика?

Основные направления деятельности музея: поисковое, исследовательское, оформительское, методическое, информационно-презентационное, проектное.
  Потенциал школьного музея  для  воспитания и развития личности учащихся реализуется  через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую.
В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Один из таких методов может быть деятельностный подход в музейной педагогике.
Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии стали виртуальными. Появилась возможность не ходить с учащимися в музей, а, наоборот, нести информацию музея в классы к ученикам.
 В музее уместно организовывать творческие уроки общения с экспонатами, интерактивные викторины, уроки мужества, уроки памяти, с привлечением музейных экспозиций. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.
Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания, помогает понять жизнь, её смысл, гуманистически ориентированной системы ценностей. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность.

  Создатели школьного музея (учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает школьный музей от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (сотрудники музея) для другой (аудитория). Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу.

Развитие метапредметных компетинций

      Школьный музей даёт возможность ученикам попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков они приобретают в процессе обеспечения научно- исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты.
       В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, ученик получает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
        Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся и проектная деятельность музея.

За этот учебный год Советом нашего школьного музея были созданы несколько проектов, которые принесли хорошие результаты:

- разработка макета помещения музея. Аносова Т. 9 Э

- участие и, как результат - третье место в городском открытом дистанционном конкурсе презентация «Герои России». Аносов Т. 9Э.

- в рамках проекта школьного музея совместно с музеем «Мемориал Победы» разработан и проведен городской интеллектуальный квест «Красноярск 41-45». Демидова Мария 9 Г. Этот проект стал участником III городского фестиваля социального проектирования и социальных инициатив "Люди, меняющие мир" и получил диплом в специальной номинации "Я помню! Я горжусь!". Также в рамках городской патриотической акции «Помните…» прошел конкурс на лучший сценарий патриотического квеста, посвященный событиям Великой Отечественной войны (8-11 классы). И снова победа – диплом 2 степени.

- была подготовлена музыкально-литературная композиция «Война в произведениях красноярских писателей. В.П. Астафьев» Совместно с ГУМС «Алые паруса» и театральной студией «Мозаика». Гребцова Марина 9 Г.

- разработаны экскурсии для 1-4, 5-8, 9-11 классов о жизни и деятельности А.В.Тимошенко. Несмотря на то, что самого музея еще нет – уже стали проводить те самые виртуальные экскурсии по классам. Создатель-разработчик экскурсии Бурнаева М. 9 Э, по приглашению классных руководителей, приходила с презентацией и рассказом на классные часы.

В условиях внедрения в образовательную среду новых средств обучения, компьютер и Интернет, у нас есть возможность использовать информацию музея в учебной и внеклассной деятельности.

  Все материалы, которые будут появляться в музее, будут оцифрованы и систематизированы. Учителя и ученики школы получат свободный доступ к этим материалам, возможность использования материалов музея в учебной и внеклассной деятельности.

В процессе создания музея будут осваиваться специфические приемы музейной деятельности, новые методы организации традиционной поисково-исследовательской работы, формироваться и совершенствоваться коммуникативная и информационная компетентности посредством использования ИКТ - технологий.
Через проведение краеведческих конкурсов, акций и мероприятий  есть возможность создавать условия для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение мотивации к работе в школьном музее. Применение методов ИКТ в работе школьного музея даст возможность развивать инициативу, мышление и способствовать повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края. ИКТ дают большую возможность для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности. В заключение хочу отметить, что термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику музея: он интегрирован в учебно-воспитательный процесс.
Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, если в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, если предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, если исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, то музей  является эффективным средством реализации требований ФГОС.