МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3»
Творческий проект « Домра на Руси»
Музыкальный час для учащихся 2 классов
Авторы: Миннигалиева Анастасия, ученица 7е класса
Прородченко Анна,ученица 5а класса,
Шафир Даниил,ученик 5б класса Руководитель: Фоменко Е.Г., учитель музыки
Нягань 2020 год.
Оглавление
1 | Введение | 3 |
2 | Основная часть | 3-4 |
| Теоретическая. История происхождения балалайки и домры, их строение. | |
| Практическая часть. Управление проектом | 5-8 |
3 | Заключение | 8 |
4 | Список литературы | |
5 | Приложение I | 8-10 |
Введение
Актуальность
Народные инструменты являются неотъемлемой частью истории русской культуры. Любой человек должен изучать свою историю, свои корни.
Проблема
В настоящее время люди, узнав, что я играю на домре, исконно русском инструменте, нередко задают вопрос – «А что это?». Другие, услышав «домра», спешат продемонстрировать свою просвещенность и уточняют: «Знаем, это такая балалайка, круглая только». И лишь немногие представляют домру действительно как музыкальный инструмент, обладающий собственным звучанием и неповторимым тембром.
Объект: струнные народные музыкальные инструменты: балалайка, домра
Предмет: организация музыкального часа для учащихся начальной школы «Домра на Руси»
Гипотеза: если в школе проводить для детей музыкальные часы с использованием «живой» музыки, будет ли это являться популяризацией народных музыкальных инструментов.
Цель:
познакомить учащихся начальной школы со струнными народными музыкальными инструментами, продемонстрировать их звучание.
Задачи:
узнать о происхождении домры.
выяснить историческое значении струнных народных инструментов на Руси.
повысить интерес учащихся начальных классов к русским народным струнным инструментам, к традиция нашего народа.
Практическая значимость работы
Данный проект имеет большую практическую значимость:
-главный результат – проведено мероприятие для учащихся 2а и б классов, они познакомились с балалайкой и домрой, услышали их звучание, им очень понравились музыкальные инструменты;
-разработан сценарий, который могут использовать ученики для проведения музыкального часа в следующем году;
-создана презентация о истории происхождения домры;
-мы многое узнали об истории струнных народных музыкальных инструментов и в интересной форме рассказали об этом учащимся;
-мы стали самостоятельнее и ответственнее;
-повысили свою компетентность в поиске и переработке информации в интернете;
-получили возможность реализовать свои творческие способности.
Обзор источников информации
В основном мы пользовались источниками в интернете для поиска информации о струнных народных инструментах, загадки, «минусовка» для песни «Самовар» , разработанных сценариев, музыка к танцевальному флешмобу. Информацию как оформлять афишу, какая должна быть на ней информация.
Теоретическая часть «Откуда, как и когда появилась домра на Руси?»
Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна. Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается загадкой. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI (16) века. Вероятно, слово «домра» тюркского происхождения (танбур, дунбара, думбра, домбра, домб, домра).
Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.
История существования домры на Руси.
Основываясь на исторических материалах можно прийти к выводу о популярности домры не только в народной среде, но и в дворцовом быте XVII (17) в. В царствование Михаила Фёдоровича при дворцовой потешной палате рядом с гусельниками и бахарями состояли домрачеи. Неоднократно упоминаются такие имена, как Богдан Путята, Андреюшка Фёдоров др. Главными исполнителями на домрах были скоморохи и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами. (Само слово «скоморох» происходит от арабского «maskhora» — смех, насмешка.) В Древней Руси центром поселения скоморохов стал Великий Новгород. Представители этой профессии пользовались в «вольном» городе большой честью.
Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и «гудьбой» они не только развлекали народ, но и заставляли подражать себе. Потому, при царствовании Алексея Михайловича прозванного «тишайшим» по инициативе патриарха начались гонения на певцов и скоморохов.
Аскетичные византийцы считали, что русские очень любившие пение и музыку, стали злоупотреблять этим искусством, распевая разного рода «скандалезные песни». Музыка и её орудия признавались «треклятыми изобретениями дьявола», музыкант считался прямым слугою сатаны и назывался «шпынь».
Начиная с 1648 года последовал ряд царских указов, запрещавших инструментальную музыку. В Москве было приказано собрать все инструменты и когда их собрали, то, нагрузив ими 5 возов, свезли за Москву-реку и там сожгли. С тех пор первенствующее значение при дворе приобретают певцы духовных стихов.
Современная жизнь домры.
Но искусство игры на домре не пропало, а активно развивалось и росло.
В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров – создатель первой школы игры на трехструнной домре.В 1974 году прошел I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, победителями конкурса стали выдающиеся домристы-виртуозы - Александр Цыганков и Тамара Вольская, творческая деятельность которых на десятилетия вперед определила направление развития домрового искусства как в области собственно исполнительства, так и домрового репертуара.
Будущее домры – в XXI веке, вместе с новой музыкой, новыми идеями в искусстве. И кто знает, возможно, скоро она завоюет мировое признание. Ведь на ней уже играют в Америке (там есть Ассоциация любителей игры на русских народных инструментах), в Японии (Токийский оркестр русских народных инструментов, отдельные музыканты-любители).
Я очень хочу, чтобы в XXI веке в России на вопрос: «Знаете ли вы музыкальный инструмент домра?» – утвердительно ответил бы даже ребенок, и уже никто не спутал бы домру с казахской домброй.
Такова сегодня задача всех исполнителей в области народных инструментов.
Практическая часть Управление проектом
Этапы, задачи, сроки
Таблица 1
№ п.п. | Этап | Задачи, виды деятельности | Сроки |
I | Организационный | Определить сроки, наметить план и распределить обязанности | 1 неделя февраля |
II | Теоретический | Пользуясь ресурсами интернета, найти интересный материал для сценария, изучить историю происхождения домры, чтобы использовать эту информацию в сценарии; подобрать музыку к танцевальному флешмобу, минусовку к песне «Самовар», музыкальные загадки о балалайке и домре. | 2,3 неделя февраля |
III | Практический | Разработать сценарий; подготовить по два музыкальных произведения для балалайки и домры; подготовить презентацию; выучить движения для танцевального флешмоба; провести репетиции; нарисовать афишу мероприятия и сделать объявление для учащихся; провести музыкальный час 12 марта. | 4 неделя февраля 1 неделя марта |
IV | Реализационный | Провести музыкальный час | 12.03.2020 |
V | Аналитический | Понять, что из намеченного не получилось и почему. | 19.03.2020 |
Участники нашего проекта, ученики разных классов, тем более я сама нахожусь на домашнем обучении. Поэтому мы разделили обязанности по проекту: за организацию отвечает наш педагог, за рекламу и сценарий мероприятия - Анна, Даниил готовит самостоятельно свое выступление на балалайке. Общение у нас происходило в группе Вайбере, она и стала площадкой для обсуждения проблем и быстрого их решения. Сложность нашего проекта была связана еще с тем, что проект творческий, поэтому для его реализации нужны различные творческие способности: артистизм, вокальные и танцевальные данные, интересные идеи для сценария, умение публично выступать, выразительная грамотная речь. Большим подспорьем стало то, что я учусь в музыкальной школе и занимаюсь танцами в «Планете», Даниил занимается в школе искусств по классу балалайки шестой год, поэтому мы использовали наши возможности и способности в осуществлении проекта.
Матрица проекта
Таблица 2
| Куратор | Контролер, консультант (классный руководитель) | Креативный руководитель (сценарист, режиссер) | Адвокат | Художник-оформитель | Звукорежиссер | Исполнитель |
I этап | + | + | + | | | | |
II этап | + | + | + | + | | | |
III этап | + | + | + | + | + | | + |
IV этап | + | + | | | | + | + |
V этап | + | + | + | | + | + | + |
«Риски» и пути их решения
Таблица 3
«Риски» | Пути решения |
Группа проекта учатся в разных классах, один человек на домашнем обучении | все обсуждение было вынесено в беседу в «вайбере» и все организационные моменты, противоречивые вопросы разрешали креативный руководитель, адвокат |
Могло подвести здоровье | Номера в сценарии создавали и репетировали отдельно с каждым участником, следили куратор и креативный руководитель |
По каким-то причинам кто-нибудь из ребят мог не прийти на репетицию |
Ресурсы
Таблица 4
Наименование | Количество | Источник финансирования |
Ватман для афиши | 1 лист | Из дома |
Оборудование и оснащение
Проектор
Колонки
Компьютер
Балалайка
Домра
Аудиозаписи (минусовка) песни «Самовар»
Аудиозаписи музыки для танцевального флешмоба.
Заключение
Участвуя в этом проекте, мы многому научились: работать с информацией, режиссировать, быть сценаристами, ставить цель и достигать ее, увидели друг друга с новой стороны, но самое главное – мы устроили для учащихся начальных классов небольшой концерт «живой» музыки и все были в восторге!
Самое главное, что ученики задавали много вопросов, интересовались инструментами, и гипотеза наша оказалась действительно верна! Если в школе проводить для детей музыкальные часы с использованием «живой» музыки, то это являться популяризацией народной музыкальной культуры.
Приложение
«Сценарий «Домра на Руси»
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята, мы очень рады вас видеть на нашем мероприятии! Давайте поприветствуем, друг друга аплодисментами, это мы так поздороваемся с вами!
Ребята, давайте на машине времени перенесёмся в далёкие- далёкие времена, в древнюю Русь. Мы сегодня поближе познакомимся с русскими народными струнными инструментами.
СЛАЙДЫ: русские народные струнные инструменты.
Первым струнным инструментом принято считать охотничий лук. Натягивая тетиву, древний охотник заметил, что от щипка, тетива «поёт».
Истина в том, что мы не можем сказать, как именно выглядел первый музыкальный инструмент, но то, что музыка, пусть и в её примитивном виде была частью жизни первобытного человека, это точно!
Время шло, и музыкальные инструменты изменялись, становились всё лучше и совершеннее. И сейчас мы познакомимся с инструментами, на которых учатся играть ученики музыкальной школы.
Ведущая: Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны,
Но она любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет: «трень» да «брень»
ДЕТИ: Балалайка!
Ведущая: Правильно, балалайка!
Давайте знакомится, Шафир Даниил, учится в музыкальной школе и сейчас немного расскажет о себе и познакомит вас с этим замечательным инструментом. А если появятся вопросы к нему, то задавайте!
Даниил исполнит для вас два произведения:
-Ларгетто
-Зимний интермеццо
Ведущая: (игра) А сейчас давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные слова, и если слово обозначает музыкальный инструмент, то вы хлопаете в ладоши, а если слово не обозначает музыкальный инструмент, то вы топаете ногами. Хорошо?
ДЕТИ: Да!
Ведущая: Барабан телевизор
Гитара компьютер
Скрипка телефон
Домра магнитофон
Кларнет велосипед
Флейта карандаши
ДЕТИ: Хлопают в ладоши или топают ногами.
Ведущая: Какие вы молодцы! Знаете музыкальные инструменты!
Ведущая: Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.
ДЕТИ: Домра!
Ведущая: Молодцы, ребята, правильно, это – домра!
СЛАЙД: Домра
Ведущая: Домра — старинный русский народный инструмент
Ведущая:Играли на нем музыканты-скоморохи. При царском дворе существовала целая «Потешная палата», музыкально-развлекательный коллектив, где скоморохи играли на домрах и гуслях. Домры и исполнители на домрах – скоморохи пользовались большой популярностью в народе.
Домра, как забытая царица,
Что жила когда-то на Руси,
Балалайки старшая сестрица,
Звуком ладным в голубой выси,
Разносила на потеху миру
В скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру
В старых сказках, баснях и стихах.
Сегодня с домрой вас познакомит Анастасия, давайте ее внимательно послушаем, можете задать вопросы, если появятся!
-Презентация –знакомство с историей инструмента
-исполнение:
Ведущая: Ребята, сегодня вы услышали голоса двух замечательных музыкальных инструментов. Приходите в нашу школу искусств учиться играть на полюбившемся вам инструменте!
А мы, в заключение музыкального часа, предлагаем вместе с Анастасией потанцевать!
Если вам понравилось с нами общаться выбирайте смайлики!!