СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный проект -музыкальный час "Домра на Руси"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка школьного проекта -музыкальный час для учащихся 2х классов "Домра на Руси". Популяризация русской народной музыки.

Просмотр содержимого документа
«Школьный проект -музыкальный час "Домра на Руси"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3»



Творческий проект « Домра на Руси»

Музыкальный час для учащихся 2 классов






Авторы: Миннигалиева Анастасия, ученица 7е класса

Прородченко Анна,ученица 5а класса,

Шафир Даниил,ученик 5б класса Руководитель: Фоменко Е.Г., учитель музыки








Нягань 2020 год.




Оглавление



1

Введение

3

2

Основная часть

3-4


Теоретическая. История происхождения балалайки и домры, их строение.



Практическая часть. Управление проектом

5-8

3

Заключение

8

4

Список литературы


5

Приложение I

8-10

































Введение

Актуальность

Народные инструменты являются неотъемлемой частью истории русской культуры. Любой человек должен изучать свою историю, свои корни.

Проблема

В настоящее время люди, узнав, что я играю на домре, исконно русском инструменте, нередко задают вопрос – «А что это?». Другие, услышав «домра», спешат продемонстрировать свою просвещенность и уточняют: «Знаем, это такая балалайка, круглая только». И лишь немногие представляют домру действительно как музыкальный инструмент, обладающий собственным звучанием и неповторимым тембром.

Объект: струнные народные музыкальные инструменты: балалайка, домра

Предмет: организация музыкального часа для учащихся начальной школы «Домра на Руси»

Гипотеза: если в школе проводить для детей музыкальные часы с использованием «живой» музыки, будет ли это являться популяризацией народных музыкальных инструментов.

Цель:

познакомить учащихся начальной школы со струнными народными музыкальными инструментами, продемонстрировать их звучание.

Задачи:

  • узнать о происхождении домры.

  • выяснить историческое значении струнных народных инструментов на Руси.

  • повысить интерес учащихся начальных классов к русским народным струнным инструментам, к традиция нашего народа.

Практическая значимость работы

Данный проект имеет большую практическую значимость:

-главный результат – проведено мероприятие для учащихся 2а и б классов, они познакомились с балалайкой и домрой, услышали их звучание, им очень понравились музыкальные инструменты;

-разработан сценарий, который могут использовать ученики для проведения музыкального часа в следующем году;

-создана презентация о истории происхождения домры;

-мы многое узнали об истории струнных народных музыкальных инструментов и в интересной форме рассказали об этом учащимся;

-мы стали самостоятельнее и ответственнее;

-повысили свою компетентность в поиске и переработке информации в интернете;

-получили возможность реализовать свои творческие способности.

Обзор источников информации

В основном мы пользовались источниками в интернете для поиска информации о струнных народных инструментах, загадки, «минусовка» для песни «Самовар» , разработанных сценариев, музыка к танцевальному флешмобу. Информацию как оформлять афишу, какая должна быть на ней информация.

Теоретическая часть

«Откуда, как и когда появилась домра на Руси?» 

Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна. Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается загадкой. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI (16) века. Вероятно, слово «домра» тюркского происхождения (танбур, дунбара, думбра, домбра, домб, домра).

Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.

История существования домры на Руси.

Основываясь на исторических материалах можно прийти к выводу о популярности домры не только в народной среде, но и в дворцовом быте XVII (17) в. В царствование Михаила Фёдоровича при дворцовой потешной палате рядом с гусельниками и бахарями состояли домрачеи. Неоднократно упоминаются такие имена, как Богдан Путята, Андреюшка Фёдоров др. Главными исполнителями на домрах были скоморохи и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами. (Само слово «скоморох» происходит от арабского «maskhora» — смех, насмешка.) В Древней Руси центром поселения скоморохов стал Великий Новгород. Представители этой профессии пользовались в «вольном» городе большой честью.

Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и «гудьбой» они не только развлекали народ, но и заставляли подражать себе. Потому, при царствовании Алексея Михайловича прозванного «тишайшим» по инициативе патриарха начались гонения на певцов и скоморохов.

Аскетичные византийцы считали, что русские очень любившие пение и музыку, стали злоупотреблять этим искусством, распевая разного рода «скандалезные песни». Музыка и её орудия признавались «треклятыми изобретениями дьявола», музыкант считался прямым слугою сатаны и назывался «шпынь».

Начиная с 1648 года последовал ряд царских указов, запрещавших инструментальную музыку. В Москве было приказано собрать все инструменты и когда их собрали, то, нагрузив ими 5 возов, свезли за Москву-реку и там сожгли. С тех пор первенствующее значение при дворе приобретают певцы духовных стихов.

Современная жизнь домры.

Но искусство игры на домре не пропало, а активно развивалось и росло.

В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров – создатель первой школы игры на трехструнной домре.В 1974 году прошел I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, победителями конкурса стали выдающиеся домристы-виртуозы - Александр Цыганков и Тамара Вольская, творческая деятельность которых на десятилетия вперед определила направление развития домрового искусства как в области собственно исполнительства, так и домрового репертуара.

Будущее домры – в XXI веке, вместе с новой музыкой, новыми идеями в искусстве. И кто знает, возможно, скоро она завоюет  мировое  признание.   Ведь   на  ней  уже  играют  в Америке (там есть Ассоциация любителей игры на русских народных инструментах), в Японии (Токийский оркестр русских народных инструментов, отдельные музыканты-любители).

Я очень хочу, чтобы в XXI веке в России на вопрос: «Знаете ли вы музыкальный инструмент домра?» –  утвердительно ответил бы даже ребенок, и уже никто не спутал бы домру с казахской домброй.

Такова сегодня задача всех исполнителей в области народных инструментов.

Практическая часть

Управление проектом

Этапы, задачи, сроки

Таблица 1

п.п.

Этап

Задачи, виды деятельности

Сроки

I

Организационный

Определить сроки, наметить план и распределить обязанности

1 неделя февраля

II

Теоретический

Пользуясь ресурсами интернета, найти интересный материал для сценария, изучить историю происхождения домры, чтобы использовать эту информацию в сценарии; подобрать музыку к танцевальному флешмобу, минусовку к песне «Самовар», музыкальные загадки о балалайке и домре.

2,3 неделя февраля

III

Практический

Разработать сценарий;

подготовить по два музыкальных произведения для балалайки и домры;

подготовить презентацию;

выучить движения для танцевального флешмоба;

провести репетиции;

нарисовать афишу мероприятия и сделать объявление для учащихся;

провести музыкальный час 12 марта.


4 неделя февраля

1 неделя марта

IV

Реализационный

Провести музыкальный час

12.03.2020

V

Аналитический

Понять, что из намеченного не получилось и почему.

19.03.2020



Участники нашего проекта, ученики разных классов, тем более я сама нахожусь на домашнем обучении. Поэтому мы разделили обязанности по проекту: за организацию отвечает наш педагог, за рекламу и сценарий мероприятия - Анна, Даниил готовит самостоятельно свое выступление на балалайке. Общение у нас происходило в группе Вайбере, она и стала площадкой для обсуждения проблем и быстрого их решения. Сложность нашего проекта была связана еще с тем, что проект творческий, поэтому для его реализации нужны различные творческие способности: артистизм, вокальные и танцевальные данные, интересные идеи для сценария, умение публично выступать, выразительная грамотная речь. Большим подспорьем стало то, что я учусь в музыкальной школе и занимаюсь танцами в «Планете», Даниил занимается в школе искусств по классу балалайки шестой год, поэтому мы использовали наши возможности и способности в осуществлении проекта.

Матрица проекта

Таблица 2


Куратор

Контролер, консультант

(классный руководитель)

Креативный руководитель

(сценарист, режиссер)

Адвокат

Художник-оформитель

Звукорежиссер

Исполнитель

I этап

+

+

+





II этап

+

+

+

+




III этап

+

+

+

+

+


+

IV этап

+

+




+

+

V этап

+

+

+


+

+

+



«Риски» и пути их решения

Таблица 3

«Риски»

Пути решения

Группа проекта учатся в разных классах, один человек на домашнем обучении

все обсуждение было вынесено в беседу в «вайбере» и все организационные моменты, противоречивые вопросы разрешали креативный руководитель, адвокат

Могло подвести здоровье

Номера в сценарии создавали и репетировали отдельно с каждым участником, следили куратор и креативный руководитель

По каким-то причинам кто-нибудь из ребят мог не прийти на репетицию



Ресурсы

Таблица 4

Наименование

Количество

Источник финансирования

Ватман для афиши

1 лист

Из дома



Оборудование и оснащение

Проектор

Колонки

Компьютер

Балалайка

Домра

Аудиозаписи (минусовка) песни «Самовар»

Аудиозаписи музыки для танцевального флешмоба.



Заключение

Участвуя в этом проекте, мы многому научились: работать с информацией, режиссировать, быть сценаристами, ставить цель и достигать ее, увидели друг друга с новой стороны, но самое главное – мы устроили для учащихся начальных классов небольшой концерт «живой» музыки и все были в восторге!

Самое главное, что ученики задавали много вопросов, интересовались инструментами, и гипотеза наша оказалась действительно верна! Если в школе проводить для детей музыкальные часы с использованием «живой» музыки, то это являться популяризацией народной музыкальной культуры.


Приложение

«Сценарий «Домра на Руси»

Ведущая:   Здравствуйте,  дорогие ребята, мы  очень рады вас видеть на нашем мероприятии! Давайте поприветствуем,   друг друга аплодисментами, это мы так поздороваемся с вами!

Ребята, давайте на машине времени перенесёмся  в далёкие- далёкие времена, в древнюю Русь. Мы сегодня поближе познакомимся с русскими народными струнными инструментами.

СЛАЙДЫ:   русские народные струнные  инструменты.

Первым струнным инструментом принято считать охотничий лук. Натягивая тетиву, древний охотник заметил, что от щипка, тетива «поёт».

Истина в том, что мы не можем сказать, как именно выглядел первый музыкальный инструмент, но то, что музыка, пусть и в её примитивном виде была частью жизни первобытного человека, это точно!

Время шло, и музыкальные инструменты изменялись, становились всё лучше и совершеннее. И сейчас мы познакомимся с инструментами, на  которых учатся играть ученики музыкальной школы.

Ведущая:   Всем известна на Руси,

                            Хоть кого о ней спроси!

                            У неё лишь три струны,

                            Но она любовь страны.

                            Выйдет Ваня за плетень

                            И сыграет: «трень» да «брень»

ДЕТИ:                Балалайка!

Ведущая:   Правильно, балалайка!

Давайте знакомится, Шафир Даниил, учится в музыкальной школе и сейчас немного расскажет о себе и познакомит вас с этим замечательным инструментом. А если появятся вопросы к нему, то задавайте!

Даниил исполнит для вас два произведения:

-Ларгетто

-Зимний интермеццо

Ведущая:    (игра)    А  сейчас  давайте поиграем   в такую игру: я буду  называть разные слова, и  если слово обозначает музыкальный  инструмент, то вы хлопаете в ладоши, а  если слово не обозначает музыкальный инструмент,  то вы топаете ногами. Хорошо?

ДЕТИ:        Да!

Ведущая:   Барабан          телевизор

                           Гитара компьютер

                           Скрипка телефон

                           Домра магнитофон

                           Кларнет велосипед

                           Флейта карандаши

ДЕТИ:         Хлопают  в ладоши  или топают  ногами.

Ведущая:   Какие   вы молодцы!  Знаете музыкальные  инструменты!

Ведущая:        Играет, а не гитара.

                          Деревянная, а не скрипка.

                           Круглая, а не барабан.

                          Три струны, а не балалайка.

ДЕТИ:               Домра!

Ведущая:   Молодцы,  ребята, правильно,  это – домра!

СЛАЙД:            Домра   

Ведущая:   Домра — старинный русский народный инструмент



Ведущая:Играли на нем музыканты-скоморохи. При царском дворе существовала целая «Потешная палата», музыкально-развлекательный коллектив, где скоморохи  играли на домрах и гуслях. Домры и исполнители на домрах – скоморохи пользовались большой популярностью в народе.

                           Домра, как забытая царица,

                           Что жила когда-то на Руси,

                            Балалайки старшая сестрица,

                            Звуком ладным в голубой выси,

                            Разносила на потеху миру

                             В скоморошьих озорных руках

                             Складных песен звонкую сатиру

                             В старых сказках, баснях и стихах.

Сегодня с домрой вас познакомит Анастасия, давайте ее внимательно послушаем, можете задать вопросы, если появятся!

-Презентация –знакомство с историей инструмента

-исполнение:

Ведущая:   Ребята,  сегодня вы   услышали голоса  двух замечательных музыкальных  инструментов. Приходите в  нашу школу искусств учиться играть  на полюбившемся вам инструменте!

А  мы,   в заключение музыкального часа, предлагаем вместе с Анастасией потанцевать!

Если вам понравилось с нами общаться выбирайте смайлики!!