Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 |
Школьный рюкзак и его влияние на здоровье детей |
Проект-исследование |
|
|
Исполнитель:
Миниахметова Диана
ученица 6 класса
Руководитель проекта:
Павлова Екатерина Александровна
учитель физической культуры
п. Карпушиха
2021 г.
Оглавление
Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1 История возникновения рюкзака 4
1.2 Влияние тяжёлого веса на формирование осанки ребенка 6
1.3 Нормы и требования к школьным рюкзакам 8
2. Практическая часть 10
Заключение. 12
Список литературы 13
Приложения 14
Введение
Актуальность выбранной темы: Собираясь в школу, каждый учебный день я наполняю свой рюкзак учебниками, тетрадями, принадлежностями для письма и другими необходимыми в школе вещами. В какие-то дни мой рюкзак мне нести совсем легко, а в другие оказывается достаточно тяжело. По дороге в школу я наблюдаю, как другие дети несут свои рюкзаки, у кого-то они маленькие, тряпичные у кого-то большие, каркасные. И я задумалась, а не вредит ли тяжелый школьный рюкзак моему здоровью (осанке) и здоровью всех школьников в целом, ведь это же ежедневное поднятие таких тяжестей.
Мне стал интересен этот вопрос, и я решили выяснить насколько же школьный рюкзак может нанести вред нашему здоровью.
Цель исследовательской работы: узнать соответствуют ли санитарным нормам школьные рюкзаки моих одноклассников и наносят ли вред их здоровью.
Задачи исследовательской работы:
- изучить литературу по данной теме;
- узнать историю происхождения рюкзаков, их виды
- изучить влияние тяжелого веса на здоровье ребенка.
-отследить вес рюкзаков моих одноклассников наполненных школьными принадлежностями на каждый учебный день;
- проанализировать соответствует ли нормам вес и размеры рюкзаков.
Объект исследования: школьная сумка и здоровье школьника. Предмет исследования: вес школьной сумки и её содержимого.
Методы исследования: сбор, изучение и анализ информации об истории происхождения рюкзаков, из видах; сбор, изучение и анализ информации санитарных нормах и требованиях к школьным рюкзакам, о влиянии на здоровье рюкзаков, превышающих норму по весу; обобщение полученных материалов. Гипотеза: если школьный рюкзак соответствует утвержденным нормам, тогда осанка школьника будет формироваться правильно.
1. Теоретическая часть 1.1 История возникновения рюкзака
Рюкзак — специализированная сумка - вещевой мешок, заплечный мешок для длительной переноски за спиной различных грузов. Рюкзак незаменимый спутник туриста, путешественника, исследователя и просто ребенка. Он прошел длинный путь, прежде чем приобрести тот облик, к которому мы с вами привыкли.
В 1992 ученые в Альпах обнаружили сохранившийся скелет человека, при нем был мешок из кожи, натянутой на деревянную рамку. По вещам, которые сохранились в этом мешке, и был установлен приблизительный возраст находки. Оказывается, первому предку современного рюкзака уже более 5000 лет. Таким образом, первым изобрел данную вещь еще древний человек.
В середине 20 века были разработаны изменения в конструкции рюкзаков, а в середине 1970-х годов появились первые полностью самодельные туристические и альпинистские рюкзаки которые вошли в обиход. Легкие и красочные рюкзаки начала использовать молодежь, а позднее они вошли в обиход школьников.
Рюкзаки делятся на три группы:
Мягкие - отсутствует каркас. Они не предназначенные для переноски тяжестей на большие расстояния. Рюкзаки среднего и малого объёма, имеющие небольшой вес.
Каркасные - специальный жёсткий каркас, равномерно распределяет нагрузку на спину. Рюкзаки предназначены для длительной переноски грузов.
Станковые - стальной каркас. Предназначены для переноски грузов весом до 100 кг и более на длительные расстояния. Используются в туристических путешествиях.
Рюкзаки подразделяются на несколько видов:
Туристические - имеют прочный каркас и объём не менее 50 литров. Оснащены наружными и внутренними отделениями и карманами и целой системой крепежей, утяжек, ремней и застёжек для снаряжения.
Экспедиционные – выполнены из прочных материалов, не пропускающих влагу и грязь. Основа - металлическая рама. Их объём нередко превышает 100 литров. Снабжены специальными приспособлениями для переноски снаряжения, лямками и ремнями, равномерно распределяющими нагрузку по спине и плечам.
Трекинговые - сделаны из лёгкого материала и имеющие облегчённую конструкцию для спины. Объёмом до 50 литров. В них могут отсутствовать наружные карманы и дополнительные крепления. Используются в путешествиях продолжительностью до 3 дней.
Спортивные - оснащены специальными стяжками, дополнительными креплениями, лямками и ремнями. Миниатюрный вариант туристических сумок, но меньшего объёма. Предназначен для спортивной одежды и снаряжения.
Городские - отличаются небольшим объёмом, редко превышающим 30 литров. Они часто оснащены отделениями для планшета и мобильного телефона. Хорошая замена обычным сумкам.
Школьные и студенческие – предназначены для учебных принадлежностей, часто в них несколько отделении и карманов, позволяющие разместить вещи, и быстро найти предмет.
1.2 Влияние тяжёлого веса на формирование осанки ребенка
На современном этапе проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Эту проблему поднимают не только врачи, но и учителя, она беспокоит самих детей и их родителей.
Дети в школьном возрасте подвергаются воздействию ряда факторов. Одним из таких факторов является ношение рюкзака, который слишком тяжёл для них. По различным данным, эта проблема затрагивает от 40% до 70% детей. Чрезмерная нагрузка вызывает боль в спине и деформацию позвоночника у детей. Боль, включает в себя следующие факторы: нарушение осанки, вызывающее головные боли, усталость, шейные и поясничные боли.
Врачи советуют, чтобы рюкзак со школьными принадлежностями весил не более 10% от веса школьника младших классов. Если ученик в 6 классе и старше вес изделия может составлять до 15%. Нарушение таких норм грозит искривлению позвоночника.
Ношение рюкзака, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце.
В ближайшем будущем это приведет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания.
Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье наших девочек — будущих мам. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования.
Избыточный вес рюкзака увеличивает опасность заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.
Проблема веса школьного рюкзака остро стоит во многих странах мира.
1.3 Нормы и требования к школьным рюкзакам
С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать: для учащихся 1 – 4 класса – 300г; 5 – 6 класса – 400г; 7 – 6 класса – 500г; 10 – 11класса – 600г.
Вес рюкзаков, должен быть для обучающихся начальных классов не более 600-700 грамм и для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм.
Безопасный вес ежедневного комплекта для здоровья детей и подростков не должен превышать: для учащихся 1-2 классов – более 2,0 кг, 3-4 классов – более 2,5 кг; 5-6 классов – более 3,5 кг, 7-8 классов – более 4,5 кг, 9-11-х классов – более 5,0 кг.
Главные требования:
- ширина рюкзака должна соответствовать ширине плеч ребенка;
- рюкзак должен иметь знак качества, маркировку с указанием возраста ребенка, а также информацию о производителе и самом изделии;
- рюкзак должен быть изготовлен из прочного, легкого, непромокаемого материала (при этом материал должен быть в списке разрешенных государственными органами здравоохранения);
- рюкзак должен быть оснащен светоотражающими элементами на передней, верхней и боковой сторонах, а также регулируемыми мягкими лямками;
- рюкзак для младших классов обязан иметь формоустойчивую спинку (твердый каркас);
- оптимальный вес рюкзака в десять раз меньше веса ребенка (для первоклассника масса ранца не может превысить 0,7 кг);
- художественное оформление изделия и окрашенные обрезные края должны иметь устойчивость к мокрому и сухому трению.
Требования к школьным рюкзакам регламентируются документами:
- технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011);
- ГОСТ 28631-2005 «Сумки, чемоданы, портфели, ранцы, папки, изделия мелкой кожгалантереи. Общие технические условия»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и др.
Именно положениями этих регламентов на детские и подростковые изделия установлены требования к размеру, весу, конструкции школьных рюкзаков, а также к показателям токсикологической и санитарно-химической безопасности материалов, из которых сделаны.
Отметим также, что согласно регламенту, на портфели должны быть оформлены декларация или сертификат соответствия.
Требований к школьным рюкзакам
Показатели | Безопасный уровень, мм |
Длина (высота) | 300-360 |
Высота передней стенки | 220-260 |
Ширина | 60-100 |
Длина плечевого ремня, не менее | 600-700 |
Ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм), не менее | 35-40 |
2. Практическая часть
Для определения веса рюкзаков моих одноклассников мною ежедневно в течение всей учебной недели проводилось взвешивание. Результаты взвешивания представлены в Приложении 1.
По результатам взвешивания оказалось, что вес пустого рюкзака соответствует норме у всего класса (10 человек), а вес рюкзака с учебными принадлежностями у большинства одноклассников превышает нормы СанПиН: 6 из 10 в понедельник, 8 из 10 вторник, 9 из 10 среда и четверг и 10 из 10 в пятницу. Самый тяжелый вес рюкзака с комплектом учебников у всего класса в пятницу.
Затем мы измерили рюкзаки учащихся по параметрам: длина, ширина, длина плечевого ремня, ширина плечевого ремня. Данные представлены в Приложении 2. По итогам измерений оказалось, что согласно требованиям длина рюкзака не соответствует у 9 одноклассников, ширина рюкзака у всего класса не соответствует требованиям, длина плечевого ремня превышает у 3 человек, ширина плечевого ремня не соответствует требованиям у 1 человека.
Также нами было проведено анкетирование учащихся 11 человек моего класса. Его результаты представлены в Приложении 3. По результатам анкетирования оказалось, что 54% одноклассников ходят с портфелями и 46 % с ранцами, покупали в магазине 82% одноклассников и 18% на рынке, 27% выбирают сами, 55 % родители и 18 % совместно, при покупке 91% ребят обращают внимание на форму, на цвет и цену обращают 45% , на размер 27% и только 18% на наличие у портфеля ортопедической спинки, 27% поменяли бы свой портфель и одинаковое количество 36% довольны и нет своим портфелем. 18 % одноклассников считаю, что у них хорошая осанка, иногда делаю замечание на сутулость 81%. Не посещали врача из-за проблем с осанкой 91% и 9 % посещали это 1 человек. В классе на боли в спине, шее или ногах жалуются 27% (3 человека) у 64% иногда возникают боли и только у 9% жалоб нет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мало кто задумывается о влиянии рюкзаков на свое здоровье, не отдают должного внимание ширине плечевых лямок, наличию ортопедической спинки, уменьшающих влияние тяжелого веса рюкзака на позвоночник, и, тем самым, уже имеют первые предпосылки к заболеваниям спины в виде сутулости и болей.
Для своих одноклассников я провела семинар, на котором рассказала им о результатах взвешивания из рюкзаков и последствиях для здоровья, если они и дальше продолжат носить тяжелые рюкзаки на своих плечах. Также мною были разработаны и оформлены в виде брошюр рекомендации по правильному выбору рюкзаков и правила их ношения.
Заключение.
Для изучения влияния школьного рюкзака на здоровье школьников мною была проведена данная исследовательская работа. В ходе ее выполнения мы изучили литературу по теме исследования, провели измерения рюкзаков моих одноклассников по различным параметрам, провели семинар, анкетирование, разработали брошюру-памятку.
Рюкзак – намного удобнее любой сумки. Ходить с занятыми руками не так-то просто – свободные руки всегда нужны, чтобы найти в кармане ключи или ответить на звонок по мобильному телефону, ходить с корзиной по магазинам и многое другое. Ну и, конечно же, он стал незаменимым помощником школьников. При всем при этом необходимо учитывать вес, форму рюкзака во избежание негативных последствий на свое здоровье.
Вывод: здоровье спины школьников во многом зависит от того веса, который ежедневно они носят на своих плечах, а также от понимания того, насколько важно учитывать эргономичность школьного рюкзака и его соответствие всем установленным санитарным требованиям. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Список литературы
1. Ананьева Н. А, Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников/ Школа здоровья. 2006г. с.13-18.
2. Анисимов Н.В., Карашвили Е.А. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. ТЦ Сфера 2002г. с . - 48.
3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М.. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей. М. 2002г. с. – 69.
4. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка [Текст]: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. Издательство Москва «Азъ» 1992г.
5.СП 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020г Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
6. Технический регламент таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (с изменениями на 28 апреля 2017 года)
7. ГОСТ 28631-2005 «Сумки, чемоданы, портфели, ранцы, папки, изделия мелкой кожгалантереи. Общие технические условия».
Приложения
Приложение 1
ФИО ученика | Вес пустого рюкзака | Дни недели |
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
Гундакова Диана | 880 | 3755 | 3870 | 3785 | 3985 | 4390 |
Дедюхин Тимофей | 370 | 3085 | 2830 | 3931 | 3300 | 3985 |
Кабанов Данил | 375 | 6680 | 6100 | 4990 | 5730 | 5643 |
Кузина Варвара | 770 | 3220 | 3640 | 3975 | 4575 | 4790 |
Миниахметова Диана | 440 | 4855 | 4055 | 4635 | 4705 | 4905 |
Подойникова Анастасия | 535 | 4320 | 4425 | 4590 | 4636 | 4603 |
Суетин Матвей | 340 | 3785 | 4080 | 3565 | 3905 | 4065 |
Торовина Татьяна | 505 | 3460 | 3350 | 3700 | 3987 | 4020 |
Хомутов Максим | 875 | 3205 | 3565 | 4720 | 4853 | 4890 |
Коробицын Дмитрий | 685 | 6030 | 5055 | 5470 | 5602 | 5706 |
Приложение 2
ФИО | Рюкзак | Плечевые лямки |
ширина | длина | длина | ширина |
Гундакова Диана | 27 | 35 | 65 | 2,5 |
Дедюхин Тимофей | 32 | 47 | 53 | 5,5 |
Кабанов Данил | 32 | 48 | 84 | 5 |
Кузина Варвара | 30 | 41 | 63 | 6,5 |
Миниахметова Диана | 29 | 44 | 63 | 7 |
Подойникова Анастасия | 25 | 36 | 62 | 4,5 |
Суетин Матвей | 31 | 48 | 80 | 7,5 |
Торовина Татьяна | 30 | 48 | 51 | 7 |
Хомутов Максим | 31 | 45 | 61 | 7 |
Коробицын Дмитрий | 43 | 45 | 75 | 7 |
Ильиных Степан | 34 | 48 | 52 | 8 |
Приложение 3
Анкета
Выбранный ответ нужно обвести кружочком или подчеркнуть.
1. В чем вы носите школьные принадлежности? Форма: ранец – 5 человек, сумка - 0, портфель – 6 человек (носят в одной руке), пакет – 0.
2. Где вы покупали портфель?
а) В магазине – 9 человек
б) На рынке – 2 человека
в) Мне портфель подарили
3. Кто выбирает для вас портфель?
а) Я сам/сама – 3 человека
б) Мама/папа – 6 человек
в) С родителями вместе – 2 человека
4. По каким признакам вы выбирали портфель? (Можно отметить несколько признаков)
а) Цвет – 5 человек
б) Форма – 10 человек
в) Размер, вес – 3 человека
г) Цена – 5 человек
д) Наличие у портфеля ортопедической спинки – 2 человека
5. Нравится ли вам ваш портфель или вы бы хотели его поменять?
нравится – 4 человека, не нравится – 4 человека, хочу поменять– 3 человека
6. Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи?
а) Постоянно - 0; б) Иногда – 9 человек; в) Нет, у меня хорошая осанка – 2 человека
7. Вы посещали врача из-за проблем с осанкой?
а) Да – 1 человек; б) Нет – 10 человек
8. Бывают ли у вас боли в спине, шее или ногах?
а) да – 3 человека; б) нет – 1 человек; в) иногда – 7 человек