СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный рюкзак и его влияние на здоровье детей

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Школьный рюкзак и его влияние на здоровье детей»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15

Школьный рюкзак и его влияние на здоровье детей

Проект-исследование









Исполнитель:

Миниахметова Диана

ученица 6 класса

Руководитель проекта:

Павлова Екатерина Александровна

учитель физической культуры











п. Карпушиха

2021 г.

Оглавление

Введение 3

1. Теоретическая часть 4

1.1 История возникновения рюкзака 4

1.2 Влияние тяжёлого веса на формирование осанки ребенка 6

1.3 Нормы и требования к школьным рюкзакам 8

2. Практическая часть 10

Заключение. 12

Список литературы 13

Приложения 14

















Введение

Актуальность выбранной темы: Собираясь в школу, каждый учебный день я наполняю свой рюкзак учебниками, тетрадями, принадлежностями для письма и другими необходимыми в школе вещами. В какие-то дни мой рюкзак мне нести совсем легко, а в другие оказывается достаточно тяжело. По дороге в школу я наблюдаю, как другие дети несут свои рюкзаки, у кого-то они маленькие, тряпичные у кого-то большие, каркасные. И я задумалась, а не вредит ли тяжелый школьный рюкзак моему здоровью (осанке) и здоровью всех школьников в целом, ведь это же ежедневное поднятие таких тяжестей.

Мне стал интересен этот вопрос, и я решили выяснить насколько же школьный рюкзак может нанести вред нашему здоровью.

Цель исследовательской работы: узнать соответствуют ли санитарным нормам школьные рюкзаки моих одноклассников и наносят ли вред их здоровью.

Задачи исследовательской работы:

- изучить литературу по данной теме;

- узнать историю происхождения рюкзаков, их виды

- изучить влияние тяжелого веса на здоровье ребенка.

-отследить вес рюкзаков моих одноклассников наполненных школьными принадлежностями на каждый учебный день;

- проанализировать соответствует ли нормам вес и размеры рюкзаков.

Объект исследования: школьная сумка и здоровье школьника. Предмет исследования: вес школьной сумки и её содержимого.

Методы исследования: сбор, изучение и анализ информации об истории происхождения рюкзаков, из видах; сбор, изучение и анализ информации санитарных нормах и требованиях к школьным рюкзакам, о влиянии на здоровье рюкзаков, превышающих норму по весу; обобщение полученных материалов. Гипотеза: если школьный рюкзак соответствует утвержденным нормам, тогда осанка школьника будет формироваться правильно.

1. Теоретическая часть 1.1 История возникновения рюкзака

Рюкзак — специализированная сумка - вещевой мешок, заплечный мешок для длительной переноски за спиной различных грузов. Рюкзак незаменимый спутник туриста, путешественника, исследователя и просто ребенка. Он прошел длинный путь, прежде чем приобрести тот облик, к которому мы с вами привыкли.

В 1992 ученые в Альпах обнаружили сохранившийся скелет человека, при нем был мешок из кожи, натянутой на деревянную рамку. По вещам, которые сохранились в этом мешке, и был установлен приблизительный возраст находки. Оказывается, первому предку современного рюкзака уже более 5000 лет. Таким образом, первым изобрел данную вещь еще древний человек.

В середине 20 века были разработаны изменения в конструкции рюкзаков, а в середине 1970-х годов появились первые полностью самодельные туристические и альпинистские рюкзаки которые вошли в обиход. Легкие и красочные рюкзаки начала использовать молодежь, а позднее они вошли в обиход школьников.

Рюкзаки делятся на три группы:

Мягкие - отсутствует каркас. Они не предназначенные для переноски тяжестей на большие расстояния. Рюкзаки среднего и малого объёма, имеющие небольшой вес.

Каркасные - специальный жёсткий каркас, равномерно распределяет нагрузку на спину. Рюкзаки предназначены для длительной переноски грузов.

Станковые - стальной каркас. Предназначены для переноски грузов весом до 100 кг и более на длительные расстояния. Используются в туристических путешествиях.

Рюкзаки подразделяются на несколько видов:

Туристические - имеют прочный каркас и объём не менее 50 литров. Оснащены наружными и внутренними отделениями и карманами и целой системой крепежей, утяжек, ремней и застёжек для снаряжения.

Экспедиционные – выполнены из прочных материалов, не пропускающих влагу и грязь. Основа - металлическая рама. Их объём нередко превышает 100 литров. Снабжены специальными приспособлениями для переноски снаряжения, лямками и ремнями, равномерно распределяющими нагрузку по спине и плечам.

Трекинговые - сделаны из лёгкого материала и имеющие облегчённую конструкцию для спины. Объёмом до 50 литров. В них могут отсутствовать наружные карманы и дополнительные крепления. Используются в путешествиях продолжительностью до 3 дней.

Спортивные - оснащены специальными стяжками, дополнительными креплениями, лямками и ремнями. Миниатюрный вариант туристических сумок, но меньшего объёма. Предназначен для спортивной одежды и снаряжения.

Городские - отличаются небольшим объёмом, редко превышающим 30 литров. Они часто оснащены отделениями для планшета и мобильного телефона. Хорошая замена обычным сумкам.

Школьные и студенческие – предназначены для учебных принадлежностей, часто в них несколько отделении и карманов, позволяющие разместить вещи, и быстро найти предмет.









1.2 Влияние тяжёлого веса на формирование осанки ребенка

На современном этапе проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Эту проблему поднимают не только врачи, но и учителя, она беспокоит самих детей и их родителей.

Дети в школьном возрасте подвергаются воздействию ряда факторов. Одним из таких факторов является ношение рюкзака, который слишком тяжёл для них. По различным данным, эта проблема затрагивает от 40% до 70% детей. Чрезмерная нагрузка вызывает боль в спине и деформацию позвоночника у детей. Боль, включает в себя следующие факторы: нарушение осанки, вызывающее головные боли, усталость, шейные и поясничные боли.

Врачи советуют, чтобы рюкзак со школьными принадлежностями весил не более 10% от веса школьника младших классов. Если ученик в 6 классе и старше вес изделия может составлять до 15%. Нарушение таких норм грозит искривлению позвоночника.

Ношение рюкзака, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце.

В ближайшем будущем это приведет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания.

Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье наших девочек — будущих мам. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования.

Избыточный вес рюкзака увеличивает опасность заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.

Проблема веса школьного рюкзака остро стоит во многих странах мира.

























1.3 Нормы и требования к школьным рюкзакам

С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать: для учащихся 1 – 4 класса – 300г; 5 – 6 класса – 400г; 7 – 6 класса – 500г; 10 – 11класса – 600г.

 Вес рюкзаков, должен быть для обучающихся начальных классов не более 600-700 грамм и для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм.

Безопасный вес ежедневного комплекта для здоровья детей и подростков не должен превышать: для учащихся 1-2 классов – более 2,0 кг, 3-4 классов – более 2,5 кг; 5-6 классов – более 3,5 кг, 7-8 классов – более 4,5 кг, 9-11-х классов – более 5,0 кг.

Главные требования:

- ширина рюкзака должна соответствовать ширине плеч ребенка;

- рюкзак должен иметь знак качества, маркировку с указанием возраста ребенка, а также информацию о производителе и самом изделии;

- рюкзак должен быть изготовлен из прочного, легкого, непромокаемого материала (при этом материал должен быть в списке разрешенных государственными органами здравоохранения);

- рюкзак должен быть оснащен светоотражающими элементами на передней, верхней и боковой сторонах, а также регулируемыми мягкими лямками;

- рюкзак для младших классов обязан иметь формоустойчивую спинку (твердый каркас);

- оптимальный вес рюкзака в десять раз меньше веса ребенка (для первоклассника масса ранца не может превысить 0,7 кг);

- художественное оформление изделия и окрашенные обрезные края должны иметь устойчивость к мокрому и сухому трению.

Требования к школьным рюкзакам регламентируются документами:

- технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011);

- ГОСТ 28631-2005 «Сумки, чемоданы, портфели, ранцы, папки, изделия мелкой кожгалантереи. Общие технические условия»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и др.

Именно положениями этих регламентов на детские и подростковые изделия установлены требования к размеру, весу, конструкции школьных рюкзаков, а также к показателям токсикологической и санитарно-химической безопасности материалов, из которых сделаны.

Отметим также, что согласно регламенту, на портфели должны быть оформлены декларация или сертификат соответствия.

Требований к школьным рюкзакам


Показатели

Безопасный

уровень, мм

Длина (высота)

300-360

Высота передней стенки

220-260

Ширина

60-100

Длина плечевого ремня, не менее

600-700

Ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм), не менее

35-40





2. Практическая часть

Для определения веса рюкзаков моих одноклассников мною ежедневно в течение всей учебной недели проводилось взвешивание. Результаты взвешивания представлены в Приложении 1.

По результатам взвешивания оказалось, что вес пустого рюкзака соответствует норме у всего класса (10 человек), а вес рюкзака с учебными принадлежностями у большинства одноклассников превышает нормы СанПиН: 6 из 10 в понедельник, 8 из 10 вторник, 9 из 10 среда и четверг и 10 из 10 в пятницу. Самый тяжелый вес рюкзака с комплектом учебников у всего класса в пятницу.

Затем мы измерили рюкзаки учащихся по параметрам: длина, ширина, длина плечевого ремня, ширина плечевого ремня. Данные представлены в Приложении 2. По итогам измерений оказалось, что согласно требованиям длина рюкзака не соответствует у 9 одноклассников, ширина рюкзака у всего класса не соответствует требованиям, длина плечевого ремня превышает у 3 человек, ширина плечевого ремня не соответствует требованиям у 1 человека.

Также нами было проведено анкетирование учащихся 11 человек моего класса. Его результаты представлены в Приложении 3. По результатам анкетирования оказалось, что 54% одноклассников ходят с портфелями и 46 % с ранцами, покупали в магазине 82% одноклассников и 18% на рынке, 27% выбирают сами, 55 % родители и 18 % совместно, при покупке 91% ребят обращают внимание на форму, на цвет и цену обращают 45% , на размер 27% и только 18% на наличие у портфеля ортопедической спинки, 27% поменяли бы свой портфель и одинаковое количество 36% довольны и нет своим портфелем. 18 % одноклассников считаю, что у них хорошая осанка, иногда делаю замечание на сутулость 81%. Не посещали врача из-за проблем с осанкой 91% и 9 % посещали это 1 человек. В классе на боли в спине, шее или ногах жалуются 27% (3 человека) у 64% иногда возникают боли и только у 9% жалоб нет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мало кто задумывается о влиянии рюкзаков на свое здоровье, не отдают должного внимание ширине плечевых лямок, наличию ортопедической спинки, уменьшающих влияние тяжелого веса рюкзака на позвоночник, и, тем самым, уже имеют первые предпосылки к заболеваниям спины в виде сутулости и болей.

Для своих одноклассников я провела семинар, на котором рассказала им о результатах взвешивания из рюкзаков и последствиях для здоровья, если они и дальше продолжат носить тяжелые рюкзаки на своих плечах. Также мною были разработаны и оформлены в виде брошюр рекомендации по правильному выбору рюкзаков и правила их ношения.



Заключение.

Для изучения влияния школьного рюкзака на здоровье школьников мною была проведена данная исследовательская работа. В ходе ее выполнения мы изучили литературу по теме исследования, провели измерения рюкзаков моих одноклассников по различным параметрам, провели семинар, анкетирование, разработали брошюру-памятку.

Рюкзак – намного удобнее любой сумки. Ходить с занятыми руками не так-то просто – свободные руки всегда нужны, чтобы найти в кармане ключи или ответить на звонок по мобильному телефону, ходить с корзиной по магазинам и многое другое. Ну и, конечно же, он стал незаменимым помощником школьников. При всем при этом необходимо учитывать вес, форму рюкзака во избежание негативных последствий на свое здоровье.

Вывод: здоровье спины школьников во многом зависит от того веса, который ежедневно они носят на своих плечах, а также от понимания того, насколько важно учитывать эргономичность школьного рюкзака и его соответствие всем установленным санитарным требованиям. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.












Список литературы

1. Ананьева Н. А, Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников/ Школа здоровья. 2006г. с.13-18.

2. Анисимов Н.В., Карашвили Е.А. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. ТЦ Сфера 2002г. с . - 48.

3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М.. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей. М. 2002г. с. – 69.

4. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка  [Текст]: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. Издательство Москва «Азъ» 1992г.

5.СП 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020г Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

6. Технический регламент таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (с изменениями на 28 апреля 2017 года)

7. ГОСТ 28631-2005 «Сумки, чемоданы, портфели, ранцы, папки, изделия мелкой кожгалантереи. Общие технические условия».

Приложения

Приложение 1

ФИО ученика

Вес пустого рюкзака

Дни недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Гундакова Диана

880

3755

3870

3785

3985

4390

Дедюхин Тимофей

370

3085

2830

3931

3300

3985

Кабанов Данил

375

6680

6100

4990

5730

5643

Кузина Варвара

770

3220

3640

3975

4575

4790

Миниахметова Диана

440

4855

4055

4635

4705

4905

Подойникова Анастасия

535

4320

4425

4590

4636

4603

Суетин Матвей

340

3785

4080

3565

3905

4065

Торовина Татьяна

505

3460

3350

3700

3987

4020

Хомутов Максим

875

3205

3565

4720

4853

4890

Коробицын Дмитрий

685

6030

5055

5470

5602

5706





Приложение 2

ФИО

Рюкзак

Плечевые лямки

ширина

длина

длина

ширина

Гундакова Диана

27

35

65

2,5

Дедюхин Тимофей

32

47

53

5,5

Кабанов Данил

32

48

84

5

Кузина Варвара

30

41

63

6,5

Миниахметова Диана

29

44

63

7

Подойникова Анастасия

25

36

62

4,5

Суетин Матвей

31

48

80

7,5

Торовина Татьяна

30

48

51

7

Хомутов Максим

31

45

61

7

Коробицын Дмитрий

43

45

75

7

Ильиных Степан

34

48

52

8











Приложение 3

Анкета

Выбранный ответ нужно обвести кружочком или подчеркнуть.

1. В чем вы носите школьные принадлежности? Форма: ранец – 5 человек, сумка - 0, портфель – 6 человек (носят в одной руке), пакет – 0.

2. Где вы покупали портфель?
а) В магазине – 9 человек
б) На рынке – 2 человека
в) Мне портфель подарили

3. Кто выбирает для вас портфель?
а) Я сам/сама – 3 человека
б) Мама/папа – 6 человек
в) С родителями вместе – 2 человека
4. По каким признакам вы выбирали портфель? (Можно отметить несколько признаков)
а) Цвет – 5 человек
б) Форма – 10 человек
в) Размер, вес – 3 человека
г) Цена – 5 человек
д) Наличие у портфеля ортопедической спинки – 2 человека

5. Нравится ли вам ваш портфель или вы бы хотели его поменять?
нравится – 4 человека, не нравится – 4 человека, хочу поменять– 3 человека

6. Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи?
а) Постоянно - 0; б) Иногда – 9 человек; в) Нет, у меня хорошая осанка – 2 человека

7. Вы посещали врача из-за проблем с осанкой?
а) Да – 1 человек; б) Нет – 10 человек

8. Бывают ли у вас боли в спине, шее или ногах?

а) да – 3 человека; б) нет – 1 человек; в) иногда – 7 человек