Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баскаковская средняя образовательная школа»
Рассмотрено на заседании Утверждаю: педагогического совета Директор МБОУ «Баскаковская средняя
Протокол № 01 школа»
от 30.08.2024 г. ____________________ /С.В. Проклина/
Протокол № 115 от 30.08.2024г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школьный театр «Маска»»
Возраст обучающихся: 9-15 лет
Срок реализации: 1 года
Автор-составитель:
Нифонтова Анна Валентиновна, педагог дополнительного образования
с. Баскаково, 2024 г.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа имеет художественную направленность.
При разработке программы учитывались все современные требования к программам дополнительного образования, анализ социального заказа, рекомендации специалистов в данной области. Программа разработана в соответствии с планом работы образовательного учреждения и в соответствии с нормативными и правовыми документами:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России ПРИКАЗ от 9 ноября 2018 года N 196);
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242); Устав МБОУ «Баскаковская средняя школа».
Актуальность создания данной программы состоит в том, что еѐ внедрение вызвано потребностями современных детей и их родителей, а также она ориентирована на социальный заказ общества. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребѐнок, оказавшийся в позиции актѐра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даѐт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Данная программа – результат многолетней практической работы с детским коллективом. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
В ходе занятий по данной программе, учащиеся познакомятся с историей театра, театрального искусства, освоят теоретические и практические основы театральной игры.
Отличительной особенностью программы «Школьный театр» является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий Щурковой Н.Е. «Программа воспитания школьника» (культурологическое направление в воспитательной деятельности педагога); А.В. Луценко, А.Б. Никитина, С.В. Клубков, М.А. Зиновьева «Основные принципы и направления работы с театральным коллективом»»; Е.А. Иванова «Театральная студия» (программа дополнительного образования творческого объединения); И.С. Козлова «Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитания и образования на уроке и во внеурочной деятельности»; Г.Н.Токарев, С.П. Батосская (методическое пособие в помощь начинающим руководителям театральной студии).
Образовательный процесс построен как последовательный переход воспитанника от одной ступени мастерства к другой.Каждая ступень представляет собой определѐнный уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала.
Программа предоставляет всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития и предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублѐнности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:«Стартовый уровень» (предполагает использование и реализациюобщедоступных и универсальныхформ организации материала, минимальнуюсложность предлагаемого для освоения содержания программы); «Базовый уровень» (предполагает использование и реализацию таких форморганизации материала, которые допускают освоение специализированных знанийи языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы); «Продвинутый уровень» (предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам программы, углубленное изучение содержания программы). Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).
Также каждый из трѐх уровней предполагает универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей, детей с ОВЗ. Материал программы учитывает особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.
В курсе имеются темы (контент), разработанные педагогом для реализации в дистанционном формате. При использовании дистанционной платформы программа может быть доступна для отдельных категорий детей с ОВЗ и инвалидов, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях
Адресат программы.Программа рассчитана на детей от 9 до 15 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора.
Объем программы − общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; Форма обучения – очная.
Формы организации деятельности учащихся: - индивидуально-групповая; - индивидуальная; - групповая.
Состав группы – постоянный.
Условия набора учащихся: группы формируются на условиях свободного набора.
Объем и срок освоения программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общее количество в год:
год обучения – 130 час.
Количество часов и занятий в неделю:
раза в неделю по 2 часа.
Длительность занятий: 1 час – 45 мин.
Цель программы:создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы: обучающие: способствовать формированию:
необходимых представлений о театральном искусстве;
актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка; развивающие: способствовать развитию:
интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства; творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого
ребѐнка;
эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения; воспитывающие: создать условия воспитания:
воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
воспитание творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.
Содержание программы
Тема 1. Беседы о театре.
Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр -искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре, Народные игры, искусство скоморохов и рождение театра в России. Театр Древней Греции. Общественное назначение театра.
Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр (общее и различное). Действие как главное выразительное средство актерского искусства.
Тема 2
Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами.
Целенаправленность, логика и последовательность, подлинность - важнейшие признаки сценического действия.
Развитие наблюдательности и внутренней собранности, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте (внешнем и внутреннем) - необходимые условия подлинности сценического действия.Сценическое действие как действие в вымышленных условиях - в предлагаемых обстоятельствах.
Особенности сценического воображения. Умение относиться к «неправде» (художественному вымыслу), как если бы она была правдой. «Если бы» - условие, предположение, которое дает толчок для работы сценического воображения (например: если бы табуретка была раскаленной печкой; собачьей конурой; если бы стулья, находящиеся в комнате, были колючим кустарником и т.д.).
Практика:Упражнения, игры, помогающие развитию отмеченных качеств и умений.
Тема 3.
Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах. Этюды. Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания.
Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.
Практика:Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т.е. в предлагаемых обстоятельствах.
В условиях вымысла ученик должен действовать так, как если бы он действовал в подобных условиях в жизни. Добиться этого можно, обращаясь к их воображению, эмоциональной памяти, наблюдательности, развивая у них эти качества, всемерно стимулируя развитие творческой инициативы, фантазии, образных представлений.
Тема 4. Работа над спектаклем.
Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
Практика:Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.
Этюды-импровизации на события пьесы (у каждого персонажа свои линии действия). Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.
Повторное обращение к тексту пьесы.
Тема 5. Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга.
Этюды без слов.
Практика:Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Выбор сюжетов, требующих более сложной психологической мотивировки (встреча юных разведчиков в тылу врага: каждый ищет способ, чтобы незаметно передать добытые секретные сведения). Слово как средство общения. Сценическая речь как активный, волевой процесс (подобно речи в жизни). Говорить - значит действовать.
Практика:Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера (где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.
Тема 6.
Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений писателей.
Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений).
Практика:Вспомнить, мысленно представить, как можно конкретнее и точнее обстановку собственной комнаты, комнаты товарища, дорогу от школы до дома и рассказать об этом так, чтобы все слушающие хорошо представили себе описываемую картину и по требованию педагога смогли рассказать об услышанном, видя все своим внутренним взором. То же задание выполнить с более активной задачей: рассказать о дороге от школы до дому не только для того, чтобы слушающие все ясно представили себе, но и чтобы убедить ребят приехать в гости (скажем, на новую квартиру, где они еще не были), доказать, что ехать туда несложно. Уговорить подругу поехать летом в колхоз (увлечь картиной дружной работы наравне со взрослыми; возможностью наблюдать восход солнца; удовольствием купаться на рассвете и т.п.). Удивить товарищей рассказом о необыкновенной встрече.
В построении парных и групповых этюдов на общение следует добиваться активного действия и противодействия, т.е. столкновения и разрешения предложенного конфликта. Работа над сюжетом очень полезна для развития творческого воображения учащихся; в то же время она является и непосредственной подготовкой к работе над пьесой.
Тема 7.
Работа над пьесой и спектаклем.
Предварительный анализ пьесы. Первое чтение и ее обсуждение: определение темы, идейной направленности, сюжетной линии - основных событий, основного конфликта. (За что и против чего борются герои пьесы, отдельные группы действующих лиц? Чего каждая из них хочет и добивается? Каков исход борьбы?) На основе предварительного разбора первые простейшие этюды-импровизации по сюжету пьесы с проверкой своей линии действий в данном событии. Цель подобных импровизаций - помочь ученикам практически, в действии, выявить смысловую суть отдельных событий, изображенных в пьесе, ввести исполнителей в атмосферу пьесы, пробудить творческую фантазию.
Практика:Работа над отдельными эпизодами и событиями в условиях примернойвыгородки. Повторная читка отдельных эпизодов с целью уточнения их смысловой сути и определения последовательной линии поведения каждого персонажа (в данном эпизоде). Освоение в действии последовательной линии поведения героя в данном эпизоде (в этюдном плане). Последующая работа над текстом пьесы, повторное чтение и логический разбор текста, уточнение подтекста, особенностей речевой характеристики героев, уточнение и развитие образных представлений (видений) на основе текста и подтекста роли.
Тема 8. Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
Работа над отдельными картинами и пьесой в целом, с включением всех компонентов спектакля. Уточнение линии действия каждого персонажа в свете главной мысли данной сцены и всей пьесы. Отбор действий, наиболее точно раскрывающих смысл столкновений героев и их главные стремления, особенности характера.
Воспроизведение последовательного ряда событий в уточненной выгородке или готовой декорации.
Практика:Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Уточнение смысловых акцентов в развитии действия пьесы, уточнение ритма и темпа главных событий в последовательном развитии. Закрепление мизансцен. Закрепление и проверка художественно-постановочной стороны спектакля - оформления, костюмов, света и т.д. Монтировочные репетиции (без исполнителей и с исполнителями). Генеральные репетиции всей пьесы и их обсуждение в коллективе.
Тема 9.
Воспроизведение в действии целых картин. Уточнение и проверка на основе авторского текста.
Уточнение и проверка на основе авторского текста намерений персонажей, мотивов их поведения, предлагаемых обстоятельств, действенных задач; создание у детей на основе текста пьесы конкретных образных представлений. Практическое закрепление и проверка логики поведения персонажей в живом действии и взаимодействии исполнителей. Работа над словом.
Параллельная работа над оформлением.
Практика:Репетиции с деталями декораций.
Проигрывание пьесы целиком, с включением готового оформления, музыки.
Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия пьесы и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций все пьесы. Установление порядка перестановки деталей декораций, выделение ответственных за перестановку. Показ спектакля зрителям. Обсуждение итогов работы.
Тема 10. Заключительные занятия. Подведение итогов.
Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.
Планируемые результаты
По окончании обучения учащиеся:
Результаты обучения (предметные результаты)
будут иметь представление об особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;
будут знать о народных истоках театрального искусства;
будут использовать художественное чтение как вид исполнительского искусства; будут иметь представление об основах сценической «лепки» фразы (логика речи);
будут уметь активизировать свою фантазию.
Результат воспитывающей деятельности
Для учащихся
будет создана положительно эмоционально окрашенная атмосфера в группе;
будет дана возможность видеть разное поведение людей в одних и тех же
предлагаемых обстоятельствах.
Результат развивающей деятельности (личностные результаты):
будут развиты память, внимательность, мышление (наглядно-образное); волевые качества личности;
будет сформирован самоконтроль;
будет сформировано умение коллективно выполнять задания;
будет сформирована культура суждений о себе и о других.
Условия реализации программы
Санитарно-гигиенические требования: занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Материально-техническое обеспечение:учебный кабинет, демонстрационная доска, учебные столы и стулья, шкафы.
Кадровое обеспечение:педагог дополнительного образования.
Формы проведения занятий:
Практические занятия
Творческая лаборатория
Игровые групповые занятия
Заочная экскурсия по театральным цехам
5.Беседы, игровые формы
6. Репетиции
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
Словесный-беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.
Наглядный - показ педагогом вариантов сценической игры, просмотр презентации.
Практический - решение творческих задач, тренинги.
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию.
Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это творческие этюды, мини-спектакли, а также участие учащихся в школьных мероприятиях.
Исследовательский – овладение учащимися методами самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ собственной игры, игры партнѐров. По логичности подхода:
Аналитический – анализ актѐрской игры (собственной и коллективной).
По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности учащихся:
решения актѐрских и режиссѐрских задач, разборе спектаклей.
Формы аттестации. Оценочные материалы.
Цель аттестации: выявление уровня развития способностей и личностных качеств детей и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Все процедуры мониторинга проводятся в соответствии с Уставом МБОУ «Баскаковская средняя школа»:
входная диагностика: собеседование (сентябрь);
промежуточная аттестация: контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчѐтного спектакля, тестирования, рефератов, творческих конкурсов
итоговая аттестация: тестирование,форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы. Критериями оценки результативности обучения являются уровень теоретической и практической подготовки учащихся (май); текущий мониторинг: социометрия, наблюдение.
дополнительный критерий оценивания уровня усвоения образовательной программы – результаты на конкурсах театрального мастерства.
Для изучения индивидуальных особенностей детей, мотивации, личностных качеств, применяются опросы, беседы, включенное педагогическое наблюдение; тесты. Формируется база данных об особенностях учащихся для отслеживания динамики развития личности ребенка, откуда педагог получает информацию об особенностях каждого учащегося.
Диагностические исследования проводятся с использованием следующих методик: Методика В.П.Степанова «Уровень личностных результатов обучающихся»;
Анкета «Удовлетворенность воспитанников деятельностью (по А.А. Андрееву)»; Карта мониторинга по Л.Н. Буйловой (предметные и метапредметные результаты обучающихся).
Список используемой литературы:
Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В.
Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988. - 626 с.
Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001г.-270 с.
Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов./Под ред.проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение, 1973.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.
Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности:
Автореф.дис.насоиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с.
Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.
Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г.
Немов Р.С. Психология: Учебн.длястуд.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4е изд. / Р.С. Немов –
М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-Кн.»: Психология образования.- 608 с.
Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79с.
Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.
Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во Белгородского гос. пед. университета, 1995. -222с.
Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.
Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
У. Шекспир «Собрание сочинений»
Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.
«Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель , 2004г
Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. -М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.
Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности коллектива
школьников/ А.С. Чернышов – М., 1989.- 347с.
Учебно-тематический план:
№ п/п | Наименование тем | Общее количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | О театральном искусстве. | 5 | 2 | 3 |
2. | Особенности театрального действия. | 30 | 4 | 26 |
3. | Творческие индивидуальные и коллективные этюды | 30 | 4 | 26 |
4. | Работа над сценическим воплощением пьесы | 60 | 5 | 55 |
5. | Показ пьесы и обсуждение | 4 | - | 4 |
6. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
| Всего: | 130 | 15 | 115 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Оборудование | Кол-во часов |
1-2. | Вводное занятие. Т/б. Просмотр фрагментов прошлогодних постановок. | Видеофильмы, фотографии | 1 час. |
| О театральном искусстве. Театр-искусство коллективное. Спектакль-результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения на сцене. | Книги о театрах. | 1 час. |
3-4. | Театр Древней Греции. Общественное назначение театра. | | 1 час. |
| Рождение театра в России. | | 1 час. |
5-6. | Что такое школьный театр? Сцены-миниатюры. | | 2 час. |
7-8. | Особенности театрального действия. Актѐрское чтение текста. | | 2 часа. |
9-10. | Актѐрское чтение текста скороговорки. | | 2 часа. |
11- 12. | Актѐрское чтение текста басни. | | 2 часа. |
13- 14. | Актѐрское чтение поэтического текста. | | 2 часа. |
15- 18. | Актѐрское чтение прозаического текста. | | 4 часа. |
19- 20. | Этюды-экспромты «Цветы и природные явления». | | 2 часа. |
21- 22. | Этюды-экспромты «Животные и птицы». | | 2 часа. |
23- 24. | Этюды-экспромты «Бытовые приборы». | | 2 часа. |
25- 28. | Групповые этюды без слов. | | 4 часа. |
29- 32. | Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений. | | 4 часа. |
33- 34. | Творческие индивидуальные и коллективные этюды. | | 2 часа. |
35- | Знакомство с пьесой (чтение, анализ). | Текст пьесы. | 2 часа. |
36. | | | |
37- 38. | Разбор пьесы. Распределение ролей. Чтение по ролям. | Текст пьесы. | 2 часа. |
39- 48. | Работа над сценическим воплощением. | Текст пьесы. | 10 часов. |
49- 54. | Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. | Текст пьесы. Материалы для изготовления декораций, костюмов, реквизита. | 6 часов. |
55- 58. | Проигрывание пьесы целиком с включением готового оформления. | Текст пьесы. Материалы для изготовления декораций, костюмов, реквизита. | 4 часа. |
59- 60. | Показ спектакля зрителям. / Видеосъѐмка спектакля. | | 2 часа. |
61- 62. | Просмотр спектакля. Обсуждение. Подведение итогов. | | 2 часа. |
63- 66. | Групповые этюды без слов. | | 4 часа. |
67- 70. | Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений. | | 4 часа. |
71- 72. | Творческие индивидуальные и коллективные этюды. | | 2 часа. |
73- 74. | Знакомство с пьесой (чтение, анализ). | Текст пьесы. | 2 часа. |
75- 76. | Разбор пьесы. Распределение ролей. Чтение по ролям. | Текст пьесы. | 2 часа. |
77- 86. | Работа над сценическим воплощением. | Текст пьесы. | 10 часов. |
87- 92. | Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. | Текст пьесы. Материалы для изготовления декораций, костюмов, реквизита. | 6 часов. |
93- 96. | Проигрывание пьесы целиком с включением готового оформления. | Текст пьесы. Материалы для изготовления декораций, костюмов, реквизита. | 4 часа. |
97- 98. | Показ спектакля зрителям. | | 2 часа. |
99- 100. | Просмотр спектакля. Обсуждение. Подведение итогов. | | 2 час. |
101- 102. | Знакомство с пьесой (чтение, анализ). | Текст пьесы. | 2 часа. |
103- 104. | Разбор пьесы. Распределение ролей. Чтение по ролям. | Текст пьесы. | 2 часа. |
105- 114. | Работа над сценическим воплощением. | Текст пьесы. | 10 часов. |
115- 118. | Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. | Текст пьесы. Материалы для изготовления декораций, костюмов, реквизита. | 4 часа. |
119- 124. | Проигрывание пьесы целиком с включением готового оформления. | Текст пьесы. Материалы для изготовления декораций, костюмов, реквизита. | 6 часов. |
125- 126. | Показ спектакля зрителям. | | 2 часа. |
127- 128. | Просмотр спектакля. Обсуждение. Подведение итогов. | | 2 часа. |
129- 130. | Творческие индивидуальные и коллективные этюды. | | 2 часа. |