СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный учебно-исследовательский проект "Изучение динамики влияния дистанционного обучения на успеваемость школьников подросткового возраста"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Школьный учебно-исследовательский проект "Изучение динамики влияния дистанционного обучения на успеваемость школьников подросткового возраста"»

Школьный учебно-исследовательский проект

«Изучение динамики влияния дистанционного обучения на успеваемость школьников подросткового возраста»

Целью данного исследования стало изучение динамики влияния дистанционного обучения на успеваемость школьников подросткового возраста.

Объект исследования: обучающиеся 6 класса.

Предмет исследования: динамика успеваемости учащихся 6 класса.

Экспериментальная база исследования: 6 класс ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №25 имени М.С.Лиховида».

Гипотезу исследования составила проверка следующих положений:

1.Дистанционное обучение значительно не улучшает успеваемость

В соответствии с поставленной целью определили следующие задачи исследования:

  1. Дать определение понятия «дистанционное обучение»;

  2. Определить влияние дистанционного обучения на качество знаний учеников 6 класса;

  3. Выяснить проблемы, недостатки и преимущества дистанционного обучения;

  4. Сформулировать советы и рекомендации для учащихся на случай дальнейшего дистанционного обучения

Методы исследования для сбора данных использовалась Методика онлайн-опроса. Был проведен опрос подростков. В работе использовались также статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.

Результаты исследования будут интересны ученикам, родителям и учителям нашего класса. Результаты исследования были представлены на классном часе в 6 классе.

Все мы очень обрадовались новостям о возвращении к очным урокам после дистанционного обучения. Но уже через пару учебных недель стало ясно: что-то идет не так. Утомляемость, потеря работоспособности. Мы буквально засыпали на уроках, с трудом могли сосредоточиться и удержать внимание. На протяжении месяцев мы поздно ложились спать и отвыкли рано вставать, идти в школу. Отвыкли от самоконтроля во время уроков. Занимаясь с выключенными камерами, могли сидеть, лежать, как им удобно, пить чай, гладить кота. Некоторые ухитрялись параллельно вести переписку с одноклассниками или даже играть в игры. А теперь приходится вновь по 40 минут «прилично» сидеть за партами. Особенно всех участников учебного процесса озадачили результаты всероссийских проверочных работ (ВПР)- многие плохо справились с заданиями по всем предметам. При этом оценки за прошлый учебный год были хорошие. Мы с ребятами захотели выяснить причины этого снижения. А также проанализировать учебную деятельность во время дистанционного обучения, чтобы в будущем, в условиях такого обучения заниматься эффективнее. Ведь дистанционное обучение рано или поздно закончится, а что останется в головах после него?

Всего приняли участие в опросе 24 учащихся 6 класса. Для изучения изменения успеваемости школьников использовался анкетный опрос.

Хотели бы вы всегда учиться дистанционно? Мнения разделились 20% хотели бы продолжить дистанционное обучение. Однако, 80% опрошенных – не согласна учиться дистанционно и дальше.

Также разделись мнения ребят по вопросу: «Ты скучал по общению с ребятами и учителями?» Видимо, эти же учащиеся, отвечая на следующий вопрос «Тебе интереснее учиться в классе или дистанционно?» -высказались за обучение в классе (80%). В качестве аргументации своего выбора в пользу обучения в классе, эти ребята назвали следующие причины: в классе лучше объясняют тему урока, больше запоминаешь и лучше понимаешь учебный материал. Подавляющее большинство опрошенных (94%) отмечают, что на уроке в классе было легче запомнить тему урока.

Следующий блок вопросов был направлен на выяснение качества выполнения заданий во время дистанционного обучения: «Ты добросовестно выполнял все задания учителя на онлайн-платформах»-70 % ответили, что выполняли все задания на учебных платформах и сервисах, которые им задавали учителя. Только 20 % сказали, что делали задания очень редко. «Смотрел ли ты все видео уроки по ссылкам учителя?» - только 15% признались, что делали это очень редко. Большинство ребят (85%) смотрели все уроки.

Таким образом, почти все ученики класса выполняли задания учителей во время дистанционного обучения, относились к учебе ответственно. Возможно, что часть ребят не смогла выполнить эти задания по техническим причинам. Поэтому в нашей анкете был и такой вопрос: «Были ли сбои в работе онлайн-платформ?»- 80% ребят ответили утвердительно! Значит, у многих ребят были проблемы с интернетом, с работой компьютера. Это объясняет во многом и невыполнение части заданий.

Нас также интересовало качество знаний, которые получены были во время дистанционного обучения. «Твои знания стали лучше или хуже во время дистанционного обучения?»-75% ребят считают, что стали знания хуже. Часть ребят-20% не заметили особых изменений в своих знаниях. И лишь 5% опрошенных считают, что знания стали лучше!

Следующий блок вопросов касался здоровья. Мы хотели выяснить - уставали ли ребята, много ли тратили времени на выполнение заданий. На вопрос: «Ты сильно уставал за день во время дистанционного обучения?» - 85% ребят ответили отрицательно, они не уставали во время дистанционного обучения. Возможно потому, что они мало времени тратили на выполнение заданий- большинство успевали выполнить все задания за 2-3 часа. И только 6 человек- занимались 4 часа и более в день. А 8 ребят вообще успевали все сделать за 1 час. Это значит, либо задания были слишком простые, либо ребята выполняли их не в полном объеме и не качественно. Мы попросили указать предметы, на выполнение заданий которых уходило больше всего времени. Ответ получился неожиданный: лидером стал русский язык, затем математика, завершает список «трудных» предметов-английский язык и физкультура.

Мы также попытались выяснить роль родителей в дистанционном обучении: «Оказывали ли тебе в процессе дистанционного обучения помощь родители?». Половина класса (50%) ответили положительно, им родители помогали выполнять задания дистанционно. И 50 % справлялись со всем самостоятельно.

В конце нашей анкеты мы попросили ребят обдумать, проанализировать свою учебную деятельность за время дистанционного обучения и ответить на вопрос: «Какие трудности были у тебя во время дистанционного обучения?» Ответы ребят выглядят следующим образом (в порядке значимости):

  • скучно учиться одному

  • не хватает времени на выполнение всех заданий

  • собственная лень

  • технические проблемы и сбои

  • сложность заданий

  • отсутствие компьютера в семье

  • недостаточное владение компьютером

Таким образом, большинство опрошенных учеников 6 класса считают, что за время дистанционного обучения их знания только ухудшились. Мы решили проверить данный вывод на примере предмета «русский язык». Для этого сравним годовую оценку по русскому языку за 5 класс и оценку за ВПР (всероссийскую проверочную работу) по русскому языку, которая проводилась в 5 классе. Результаты представили в сводной таблице. Мы сравнили показатели нашей школы, района, области. Общий вывод-64% учеников понизили свою успеваемость. Это значит, что оценка за ВПР ниже, чем оценка за год. И только 3% учеников школы повысили свою успеваемость по результатам ВПР.

Анализ результатов исследования свидетельствует о значительном влиянии дистанционного обучения на выполнение домашнего задания и саморазвитие, что приводит к улучшению учебного процесса и высокой успеваемости. Также большинство учащихся данного класса были поглощенными электронными развлечениями и деятельностью в социальных сетях, которая отрицательно влияет на учебный процесс и его результаты. Существует значительное влияние процесса электронного обучения на улучшение обучения, в то время как результат саморазвития был обратно связан с улучшением процесса обучения. Это указывает на то, что большинство учащихся не в полной мере использовали возможность саморазвития, получаемого с помощью дистанционного обучения, которое позволяет значительно улучшить процесс обучения. Следовательно, мы принимаем гипотезу о том, что дистанционное обучения оказывает значительное влияние на обучения, не отвергая нулевую гипотезу о том, что электронное обучение способствовало обучению, не влияет на улучшенные процесс изучения.

Приведенные результаты объясняются тем, что у всех детей разный характер, психологический тип личности. У подростков при дистанционном обучении повышался уровень тревожности. Ученики испытывали стресс, от недостаточной компьютерной грамотности, когда не могли найти нужную информацию, при некорректной работе программного, от неумения пользоваться электронными ресурсами и сервисами. Повышалась нервозность, наблюдалось ухудшение сна. Подростки общались с одноклассниками через социальные сети и по телефону, 30 % школьников совсем не общались с друзьями и одноклассниками.

При дистанционном обучении можно выделить следующие проблемы у школьников:

  • При разборе новых тем испытывали трудности 65 % респондентов

  • Страдали от отсутствия личного общения со сверстниками и учителем 95%

  • Были дома одни во время дистанционного обучения, и никто не мог помочь со школьной программой и техническими трудностями 40 % респондентов.

  • Считают, что много времени проводят за компьютером и телефоном по не учебным вопросам 65 % респондентов.

  • Нет необходимой техники: принтера, компьютера и домашнего интернета, необходимых программ у 10 % респондентов

  • При посещении дистанционных уроков подростки часто испытывают страх или стеснение при включении видеокамеры, учителям сложно учитывать психофизиологические, индивидуальные особенности;

  • Ребята жаловались не несправедливое оценивание

Следует отметить, что успеваемость на дистанционном обучении в большей степени пока зависит от ученика. Ведь и ранее были случаи, когда дети на долгое время попадали в больницы или не могли по каким-либо причинам посещать школьные занятия, но при этом самостоятельно выполняли задания и учились по учебникам — ничего, программу осваивали. Но это напрямую зависит от настроя самого учащегося. А если ученик не хочет, то никто его не заставит работать в Zoom или другом ресурсе.

Главной проблемой онлайн-обучения стала рассеянность внимания учеников. То есть во время конференции ученик может физически присутствовать на уроке, но в это же время заниматься своими делами.

Также, общаясь с учителем «в живую», ученик перенимает его знания, что чуть больше, чем просто понятие контента. Имеющиеся у нас обучающие платформы не могут дать этого в полном объеме.

Дистанционное обучение оказывает и позитивное влияние на учеников:

  • Учит самостоятельно выполнять задания

  • Полученные навыки работы с компьютером и умение обучаться дистанционно помогут в дальнейшем

  • Можно общаться с учителем индивидуально, выяснить все свои ошибки и затруднения, получить дополнительное индивидуальное задание

  • Можно выполнять проекты, необычные задания (например, снимать видеоролики)

Для повышения качества дистанционного обучения учащимся нужно:

  • Чаще использовать для самостоятельного обучения информационно-компьютерные технологии(например, поисковые системы, образовательные платформы и другое)

  • В школе на уроках регулярно использовать элементы дистанционного обучения, научить детей пользоваться всеми необходимыми ресурсами

  • Каждого ребенка нужно научить самоорганизации- составлять режим дня и соблюдать его. А для этого нужно воспитать в себе самодисциплину. Именно поэтому многие не успевали выполнить все задания или вообще не могли заставить себя заняться уроками вместо компьютерных игр («залипали» на игровых сайтах и в ТИК-ТОКЕ)

  • Правильно устроить рабочее место ученика, чтобы все необходимое было рядом и ничто не отвлекало от занятий

  • Во время дистанционного обучения отсутствует личное общение с учителем. Теперь не получится в любое удобное время найти учителя, чтобы он объяснил вам непонятную тему или проверил домашнее задание. Все общение в строго регламентированное время, и уговорами повлиять на сроки выполнения не получится. Поэтому придется приучить себя к дисциплине и фиксированию сложных моментов на бумаге. Потом, во время занятия можно задать интересующие вопросы и ничего не упустить.

  • Мной были созданы рекомендации как избавиться от тревоги в условиях пандемии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!