Организация и проведение школ здоровья для пациентов и их окружении
В настоящее время высокая распространенность заболеваний неинфекционной природы среди населения Российской Федерации, ставит перед врачами задачу поиска наиболее эффективных методов снижения этой заболеваемости. Одним из эффективных в настоящее время способов борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями является обучение пациентов. Несмотря на то что обучающие программы для больных с сердечно-сосудистыми (ССЗ), эндокринными, бронхолегочными заболеваниями в нашей стране начали внедряться в практическом здравоохранении совсем недавно, они показали свою высокую эффективность, уверенно заняв определенную нишу профилактического направления в медицине.
Раннее выявление факторов риска развития заболеваний и их коррекция, систематическая пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) и борьба с вредными привычками составляют основу профилактики любого неинфекционного заболевания. В связи с этим, предложенная тематика «Школы» направлена на коррекцию наиболее распространенных причин развития заболеваний:
- оздоровление внешней среды, устранение неблагоприятного влияния профессиональных факторов;
- нормализация психо-эмоциональной сферы, семейных отношений, ликвидация конфликтов в коллективе;
- строгое соблюдение принципов рационального питания;
- в устранение гипокинезии, увеличение физической активности человека (физкультура, спорт);
- формирование здорового образа жизни - основы профилактики;
- решительная борьба с вредными привычками.
Цели и задачи занятий в «Школе»:
- показать возможности сохранения своего здоровья, достижения успехов в жизни через формирование ЗОЖ;
- показать последствия воздействия ФР (гиподинамии, нарушений питания, стресса и вредных привычек) на здоровье, развитие болезней, продолжительность жизни человека и его трудовую деятельность;
- показать возможности противостояния давлению среды и устранимым ФР;
- сформировать у слушателей ответственное отношение к своему здоровью.
К каждому занятию разработан методический план его проведения с описанием методологии и хронологии занятия.
В основной части представлена информация для преподавателя, которую он может излагать по теме занятия. Информация по каждой теме достаточно объемна по содержанию. Врач, владеющий знаниями по каждой из тем, не должен стремиться представить слушателям весь материал. Знания предмета позволят врачу грамотно ответить на вопросы слушателей. В некоторых случаях аудитория «Школы» может быть не заинтересована в таком подробном изложении материала, поэтому часть информации преподаватель может «упустить». В материалах основной части занятия приводятся примеры наиболее часто задаваемых слушателями вопросов и ответов на них. К каждому занятию разработана практическая часть.
Для оценки знаний и получения обратной связи по каждой из рассматриваемых тем предложены тестовые вопросы с вариантами правильных ответов. В завершении каждого занятия преподаватель проводит итоги и может раздать слушателям наглядный материал по основным вопросам рассматриваемой темы. В качестве наглядного материала может использоваться информация из основной части занятия или приложений.
Каждое занятие завершается списком литературы, которая либо использовалась при составлении занятия, либо может быть использована в расширенном варианте при освещении тех или иных тем, а также приложениями. Информация, представленная в приложении, может быть использована по усмотрению преподавателя при освещении определенных разделов представленных тем или при ответах на вопросы слушателей.
Мероприятия первичной профилактики наиболее эффективны в подростковом возрасте. Необходимость проведения широких профилактических мер в этом возрасте увеличивается в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки, вкусы - то, что определяет в дальнейшем образ жизни человека. Именно в этот период необходимо предупреждать возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать факторами риска заболеваний и с большим трудом поддаваться коррекции. В связи с этим, предложенный вариант «Школы» может использоваться при работе именно с молодежью.
Методологические аспекты
организации модели проведения школ здоровья
Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояние окружающей среды, качество и структура питания), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенического, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.
В последнее время медицинские специалисты обращают внимание на тот факт, что все достижения современной медицинской науки могут оставаться нереализованными на практике, если между врачом и пациентом не будет сформирован партнерских отношений и истинного сотрудничества. Ни для кого не секрет, что в конечном итоге только сам больной выбирает, что и как ему предпринимать, следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарств, изменить ли свое питание в сторону оздоровления, повысить ли физическую активность, отказаться от вредных для здоровья привычек. В этом обоюдном процессе роль врача и пациента неотделима. Только партнерский союз врача и пациента даст позитивный результат и обеспечит приверженность пациентов к лечению. Одним из путей формирования партнерства «врач-пациент» является обучение в Школах здоровья
Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах здоровья способствуют снижению заболеваемости и смертности, так как хронические неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска поведенческого характера, то и подходы к их профилактике не являются ресурсоемкими, но могут давать ощутимый социально-экономический эффект.
Школа здоровья – это организационная форма профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания). При групповом методе консультирования процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку.
Школа здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиеническое обучение и воспитание – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.
Школы здоровья для пациентов включены в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 июля 2001 года № 268 «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).
Основная идея обучения – обучить не болезни, а тому, как сохранить здоровье, как уменьшить ее проявление, снизить риск развития осложнений, обучить практическим навыкам по самоконтролю за состоянием здоровья, по оказанию доврачебной самопомощи при обострении заболевания.
Цели школы здоровья:
- повышение информированности пациентов о заболеваемости и факторах риска развития заболеваний и осложнений;
- повышение ответственности пациента за сохранение здоровья;
- формирование рационального и активного отношения пациента к своему здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению;
- формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях;
- формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.
При групповом методе консультирования процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку.
Обучение в группе усиливает действенность обучения – создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт. Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примеров из их жизни и прочие.
Школа здоровья, как форма группового консультирования позволяет в полной мере обеспечить эффективную реализацию основ углубленного профилактического консультирования – при групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого человека с учетом психологии изменения поведения и поведенческих навыков.
Основные принципы проведения Школ здоровья:
- формирование «тематической» целевой группы пациентов с относительно сходными характеристиками: например, больные с неотложным течением артериальной гипертонии, ишемической болезнью сердца, пациенты с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний без клинических симптомов болезни и т.п. Такие формирования групп создают атмосферу социальной поддержки, что немаловажно для эффективного консультирования и получения долгосрочного устойчивого результата;
- для избранной целевой группы проводится цикл занятий по заранее составленному плану и по согласованному графику (план и график утверждается руководителем лечебного учреждения); одно из основных требований – посещение всех циклов занятий;
- численность целевой группы пациентов не должна превышать 10- 12 человек;
- Организация группового консультирования должна проводиться в специально оборудованном помещении (стол, стулья, демонстрационный материал, раздаточный материал и т.д.).
При организации Школы здоровья необходимо избегать наиболее распространённой ошибки. Школа здоровья – это не лекторий, где врач читает пациентам лекции, чаще всего с непонятными медицинскими терминами, это цикл структурированных занятий. Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие навыков и умений у пациентов. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.
Информационная часть проводится в течение каждого занятия дробно, не более 10-15 минут, что бы избежать лекционной формы обучения (психологи считают, что материал, который читается одним человек более 20 минут перестает усваиваться слушателем, а воспринимается как монотонный фоновый звук).
Активная часть занятий содержит активную часть работы с пациентами, которая может проводиться в разных формах:
- вопросы, ответы;
- тестирование;
- проведение расчетов и оценок;
- обучение практических навыкам – измерение артериального давления, подсчета пульса и др.
- знакомство со справочными таблицами.
Психологические факторы и личностные качества врача играют важную роль в эффективном профилактическом консультирование могут, как повышать его результативность, так и создавать барьер для восприятия пациентам рекомендаций.
Факторы, влияющие на результативность и эффективность Школ здоровья, неразрывно связаны с качеством профилактической медицинской помощи в целом. Их можно разделить на несколько групп:
1. Факторы межличностных отношений между работниками и пациентами (взаимопонимание и сопереживание, умение объяснить, убедить).
2. Факторы профессиональной компетенции медицинских работников (знание основ понятий риска, уровней факторов риска, разумная повседневная интеграция лечения и долгосрочных мер по профилактике осложнений и улучшению прогноза);
3. Факторы организации профилактической работы в целом, которые определяют и ее качество (обсуждение с пациентом проблем здоровья, а не только болезни, простота и доступность рекомендаций и их реалистичность для конкретного пациента, наличие письменных инструкций и памяток, формы и методы обучения, обстановка и оснащение помещения, где проводится обучение).
Учет пациентов, обучающихся в Школе здоровья, осуществляется в отдельном журнале для каждого вида Школы. В журнале заполняется таблица на каждый вид занятий. Отметка о присутствии пациента на занятии должна сопровождаться полной подписью фамилии медицинского работника, проводящего занятие. Целесообразно перед началом первого занятия предложить пациентам заполнить анкеты для получения информации согласно графам таблицы 2-4.
В амбулаторной карте должны быть записи о начале обучения в Школе здоровья, даты и теме каждого занятия, заверенные медицинскими работниками, проводящими занятие.
Оценку деятельности Школ здоровья можно оценить по нескольким критериям, это:
- объем и полнота профилактической помощи;
- организация и качество обучения в Школе;
- оценка уровня знаний, приобретенных пациентами за время прохождения обучения.
Показатели объема и полноты оцениваются ежегодно.
Занятие в Школе здоровья проводятся не чаще 1 раза в неделю, группами не более 10-12 человек, следовательно, в одной Школе здоровья максимально за год могут обучиться не более 600 человек.
Оценка организации и качества обучения в Школе здоровья проводится на основании опроса пациентов на последнем занятии. На слайде вы видите примерный вопросник, позволяющий выяснить мнение пациента как основного потребителя предлагаемого вида профилактической помощи (индивидуальная рефлексия. От латинского - отражение).
Критерии оценки:
- менее 30 баллов – неудовлетворительная работа;
- 30-40 баллов – удовлетворительная оценка;
- более 40 баллов – хорошая работа.
Оценка уровня приобретенных за время обучения в Школе знаний дает возможность получить информацию о достижении поставленной цели обучения. В качестве примера может быть использована анкета Школы здоровья по артериальной гипертонии, приведенная на слайде. Анкетирование необходимо проводить на первом и на последнем занятии, что бы увидеть динамику первоначальных и приобретенных знаний и скорректировать на дальнейшее свои занятия и формы обучения.