СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шпаргалка по построению уроков в рамках системно- деятельностного подхода

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены структуры всех уроков по обновлённым ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Шпаргалка по построению уроков в рамках системно- деятельностного подхода»

Как же построить урок, чтобы реализовать требования обновлённых Стандартов образования?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)




Примерная структура урока введения нового знания в рамках системно - деятельностного подхода.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”); 
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление; 
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.





























Структура урока

Особенности  в содержании  урока

1.Структура урока усвоения новых знаний:

1).Организационный этап

  • Девиз, эпиграф, смысл которого обсуждаем вместе с учащимися.

«С малой удачи начинается большой успех».

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Ребусы, загадки, кроссворды

  • Диалог, эвристическая беседа (учитель формулирует проблему, учащиеся пытаются ее решить)

  • Анаграмма (учащимся предлагают зашифрованные слова, которые необходимо расшифровать). Таким образом, осуществляется переход к изучению нового материала.

Кластер. Пример.

3).Актуализация знаний

  • Аукцион. Как и на обычном аукционе выставляется лот, который «продается» не за деньги, а за знания. Учащиеся по очереди называют свои знания по данному определению. Лот достается тому, кто ответил последним.

  • «Найди ошибку».

Например, перед изучением темы «Формулы сокращенного умножения» необходимо повторить тему «Умножение многочлена на многочлен». Я предлагаю вот такое задание:

  • Реклама. Я предлагаю прорекламировать предмет. На подготовку отвожу 5 минут. Работу можно организовать в группах.

Например, придумать рекламу к слову «Уравнение» или создать рекламный слоган к понятию «Координатная плоскость»

4). Первичное усвоение новых знаний

  • Подводящий диалог.

  • Мудрые советы. Учащимся предлагается самостоятельно поработать с тестом учебника(индивидуально или в группе). Затем они получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки данной информации.

  • Что не ждали? (Выбрать в тексте новую информацию, которая является неожиданной)

  • Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

5). Первичная проверка понимания

Лови ошибку. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера, который оглашает результаты учителю.

6).Первичное закрепление

  • Сорбонки – карточки, с одной стороны которых записывается вопрос, а с другой – ответ. Таким образом, ученик отвечает на вопрос и тут же проверяет себя. Использование сорбонки позволяет заучивать падежи, определения, формулы, теоремы, даты, значения иностранных слов.

Самостоятельная работа со взаимопроверкой





7).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8).Рефлексия (подведение итогов урока)

  • Дерево успеха. (Используются результаты самостоятельной работы с самопроверкой)

На доске прикреплено дерево, вырезанное из ватмана, на которое каждый ученик прикрепляет 1 из трех листочков:

Зеленый – ни одной ошибки

Желтый – 1 ошибка

Красный – 2 – 3 ошибки

  • Телеграмма. Кратко написать самое важное, что учащийся уяснил с урока . Затем обменяться «Телеграммами» с соседом по парте.






  • указание на то, что учащиеся должны запомнить;

  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;









  • сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);















  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;











  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

  • контроль результатов первичного запоминания;


  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

2.Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1). Организационный этап

2).Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.



3).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


4).Первичное закрепление  …..в знакомой ситуации  (типовые)                                 …..в изменённой ситуации (конструктивные)


5).Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)


6).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7).Рефлексия (подведение итогов занятия)




  • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;


  • сообщение учащимся цели предстоящей работы;


  • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

  • проверка выполнения работ;


  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;


  • задание на дом (если это необходимо).

3.Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1).Организационный этап




2).Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

3).Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4).Актуализация знаний …..с целью подготовки к контрольному уроку   ИЛИ         …..с целью подготовки к изучению новой темы


5).Применение знаний и умений в новой ситуации

6).Обобщение и систематизация знаний




7).Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция



8).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению




9).Рефлексия (подведение итогов занятия)



  • организация начала урока;

  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;


  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий.


  • подведение к цели урока


  • проведение тренировочных упражнений;



  • использование практической и мыслительной деятельности направленной на умозаключение, основополагающих знаний, умений, способов деятельности.

  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;


  • На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание.

  • задание на дом

4.Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1).Организационный этап

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся



3).Актуализация знаний




4).Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщённой деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5).Применение знаний и умений в новой ситуации


6).Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

7).Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу




  • постановка цели урока;

  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;


  • проведение проверочных упражнений;

  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;


  • упражнения на их освоение;

  • упражнения на их закрепление;

  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

  • упражнения творческого характера


  • задание на дом.


  •  итог урока;


5.Структура урока контроля знаний и умений

1). Организационный этап







2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся







3).Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля. Уроки сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4).Рефлексия (подведение итогов занятия)


  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

  • постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений;

  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

6.Структура урока коррекции знаний, умений и навыков

1). Организационный этап



2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3).Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков.



4)Пути их устранения и совершенствования знаний и умений





5).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

6). Рефлексия (подведение итогов занятия)



  • организация начала урока (психологический настрой учащихся);


  • сообщение темы урока и его задач;


  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях.

  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

  • творческое применение знаний и умений;

  • упражнение по отработке навыков;


  • домашнее задание;

  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

7.Структура комбинированного урока

1). Организационный этап

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3).Актуализация знаний





4).Первичное усвоение знаний



5). Первичная проверка понимания




6).Первичное закрепление





7).Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

8).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению




9). Рефлексия (подведение итогов занятия)


  • организация начала урока;

  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;

  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;


  • изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;


  • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;


  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;



  • подведение итогов и результатов урока;


  • задание на дом;

  • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).


4