РАБОТА НАД ОШИБКАМИ Вид ошибки | Порядок выполнения работы в тетради | Пропуск и замена букв в слове. Слово из словаря. | Записать слово правильно целую строчку, подчеркнуть в слове букву, где была допущена ошибка Образец: карандаш, карандаш, карандаш | Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн,чк, щн | Записать слово правильно, подчеркнуть в слове орфограмму, придумать и записать 2-3 слова на эту орфограмму Образец: ручка- дочка, бочка, ночка | Написание разделительного Ъ и Ь, смягчающего Ь. | Записать слово правильно, подчеркнуть в слове орфограмму, придумать и записать 2-3 слова на эту орфограмму Образец: ручьи-воробьи, вьюга, семья | Безударный гласный, проверяемый ударением | Записать слово правильно, подобрать проверочное слово, выделить орфограмму. Образец: дере’вья-де’рево | Безударный гласный, непроверяемый ударением | Записать слово правильно целую строчку, подчеркнуть в слове букву, где была допущена ошибка Образец: ягода, ягода, ягода | Парный согласный в конце или в середине слова | Записать слово правильно, подобрать проверочное слово, выделить орфограмму. Образец: ложка-ложечка | Непроизносимый согласный звук. | Записать слово правильно, подобрать проверочное слово, выделить орфограмму. Образец: сердце-сердечко, прекрасный-прекрасен | Написание большой буквы в именах собственных | Записать слово правильно, подчеркнуть в слове орфограмму, придумать и записать 2-3 слова на эту орфограмму Образец: река Нева- река Волга, река Енисей | Написание большой буквы в начале предложения. | Записать предложение правильно, подчеркнуть большую букву в начале предложения и точку в конце. Образец: Летом ребята ходили в лес за грибами. | Неправильно выполнен разбор слова или предложения | Выполнить разбор правильно. Образец: огонь-[агон’]-5б.,4зв.,2гл.,3согл. |
ЗВУКИ РЕЧИ Гласные буквы: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. |  | звуки: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]. | | | Согласные шипящие: [ж], [ч'], [ш], [щ']. | | всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]. | | всегда мягкие: [ч'], [щ'], [ч'] | | всегда глухие: [х], [х'], [ц], [ч'], [щ']. | | всегда звонкие (сонорные): [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р] [р'], [й']. | | | | Состав слова (морфемика) Термин | Значение термина | Окончание – | это изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание может быть нулевым. | Основа – | часть слова без окончания. | Корень – | главная значимая часть слова, в которой отражено общее лексическое значение всех однокоренных слов | Приставка – | значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. | Суффикс – | значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. |
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР ПОРЯДОК РАЗБОРА  | 1. Часть речи. 2. Окончание. 3. Основа. 4. Корень. 5. Приставка. 6. Суффикс. | Предложения 1. Роль в языке | Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль. | 2. Строение и виды предложений по количеству главных членов | Имеет грамматическую основу, состоящую из двух (двусоставные) или из одного (односоставные) главных членов. | 3. Виды предложений по количеству грамматических основ | Простые – одна основа, сложные – две или более грамматических основ. | 4. Виды предложений по цели высказывания | Повествовательное (содержит сообщение); вопросительное (содержит вопрос); побудительное (побуждение к действию). | 5. Виды предложений по интонации | Восклицательное, в котором мысль сопровождается сильным чувством, и невосклицательное. | 6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов | Распространённые (кроме главных членов, есть и второстепенные) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы). | 7. Виды предложений по осложненности | Могут быть осложнены обращениями, однородными членами. | Члены предложения Главные | Примеры | Информация |  | Подлежащее - главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое – либо состояние, обладает определённым признаком. Отвечает на вопросы: Кто? Что? |  | Сказуемое - главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.Отвечает на вопросы: Что делает? Каков? Что такое? Кто такой? | Подлежащее и сказуемое – основа предложения. |  |
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ Примеры | Информация |  | Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет. Отвечает на вопросы косвенных падежей. |  | Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: Какой? Чей? |  | Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает время, место, способ действия.Отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? | | |