СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шрифт и шрифтоведение

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа. Методразработка в рамках создания нового УМК

Просмотр содержимого документа
«Шрифт и шрифтоведение»

Тамбовское областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж г.Тамбова»

















рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ В ДИЗАЙНЕ






















2018 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 54.02.01. Дизайн (по отраслям)


Организация-разработчик:

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение «Педагогический колледж г.Тамбова»


Разработчик:

Исаев Д.В., преподаватель

Рекомендована научно-методическим советом ТОГАПОУ «Педагогический колледж г.Тамбова»

Протокол заседания научно-методического совета № от « » г.




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

21

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

25



1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ В ДИЗАЙНЕ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки студентов по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) на базе среднего общего образования;

в дополнительном профессиональном образовании для подготовки обучающихся по профессии «Учитель изобразительного искусства и черчения» на базе среднего общего образования опыт работы не предусмотрен;

в профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства на базе среднего общего образования опыт работы не менее одного года.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в вариативную часть.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • - ориентироваться в исторических эпохах и стилях;

  • -проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-

  • проектирования;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • - основные характерные черты различных периодов развития

  • предметного мира;

  • - современное состояние дизайна в различных областях

  • экономической деятельности;


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.





2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные занятия не предусмотрено

-

практические занятия не предусмотрено

-

контрольные работы

2

курсовая работа (проект) не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрена

-

Написание исследовательских работ (рефератов, докладов, сообщений)

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета





























2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История стилей в дизйне»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2



Раздел 1. Истрия стилей в дизайне


36


Тема 1.1.

Теории возникновения дизайна


Содержание учебного материала

3

1

Понятие дизайн. Основные виды дизайна. Понятие стиль. Основные виды стилей. Критерии красоты и гармонии.

1

2

История становления дизайна. История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине XIX в.. Дизайн как связь искусств и ремёсел. Дизайн как художественно-промышленная деятельность: начало XX века. Дизайн как появление дипломированного специалиста. Становление дизайна как профессии. Дизайн как компоновочная деятельность, берет отсчет от орудий первобытного человека.

Лабораторные работы не предусмотрено



Практические занятия не предусмотрено


Контрольные работы не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся

  1. Мастера дизайна.

2

Тема 1.2. Стили древнего мира


Содержание учебного материала

5

1

Древний Египет. Появлении и образование орнамента. Цветовая гамма – пурпур, каштан, коричневый, бежевый, белый, пастельные оттенки. Особенности изображений. Типы построек, оформление интерьера.

1

2

Антика.  Античный стиль, т.е. законченный. Наука о пропорциях. Греки первыми изобрели понятие стиль. Искусство мозаики. Роспись стен, оформление интерьера. Греки изобрели орнамент: греческие мемуары, греческие волны, аканф - растительный рисунок, антропоморфный орнамент – изображение людей, спортсменов, богов. Зооморфный орнамент – изображение животных. Преобладающие цвета: кремовый, желтый, коричневый, золотой, зеленый, тиранотовый, шафрановый. Гармония и целостность древнегреческой архитектуры. Влияние греческого стиля на стили других эпох.

3

Римский стиль. Искусство основывалось на культуре древних греков с добавлением своих специфических черт. Инхрустация – роспись на стенах под элементы архитектуры. Канделяберный стиль – гротекс. Мозаика. Цветовые решения как и у древних греков.

Лабораторные работы не предусмотрено


3

Практические занятия не предусмотрено


Контрольные работы не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся

  1. Характерные особенности египетского стиля

  2. Греческие орнаменты.

  3. Римские орнаменты.

2

Тема 1.3. Средние века

Содержание учебного материала

8

1

Романский стиль утвердился в Европе в IX веке. Типичны элементы. Особая примета стиля — орнаменты в качестве украшения окон и дверей, в которых часто обыгрывались мотивы листьев и завитков.

1






2

Готика XII-XV вв. Богатство декора зданий, ажурная резьба по камням, навесные элементы, скульптурные композиции. Витражи, цветовая мозаика. Преобладание вертикальных линий. Цветовая гамма – темные насыщенные тона в присутствии розовых, персиковых, белоснежных оттенков. Готические знаки в интерьере — окна в форме розы, витражи, изысканные орнаменты.

3

Ренессанс XV-XVI вв.. Новая эстетика отразилась и на дизайне интерьера: характерны большие помещения со скругленными арками, отделка резным деревом, самоценность и относительная независимость каждой отдельной детали, из которых набирается целое.

Лабораторные работы не предусмотрено



Практические занятия не предусмотрено


Контрольные работы не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся

  1. Художники эпохи Возрождения.

  2. Орнаменты готики.

  3. Романская архитектура.

  4. Готическая архитектура.

  5. Ренессансные мотивы в современном интерьере.

4

Тема 1.4. Стили Нового времени

Содержание учебного материала

12

1

Барокко XVII-начало XVIII вв.. Стиль - воплощение своей эпохи. В дизайне стремится к величию, пышности, пространственному размаху. Этому стилю присущи парадность, торжественность, пышность, контрастность в масштабах, также цветовые и световые контрасты, совмещение реальности и фантазии. Цветовая гамма: темно-зеленая, теранотовая, коричнево-зеленая, сине-золотая, пурпурно-золотая, красно-бардовая.

1

2

Рококо середина XVIII века. Интерьеры изящны, декоративны, легки. Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Цвета: спокойные, разбеленные пастельные оттенки в будуарах соседствуют с бардовым, с синим, с бежевым, красно-золотым.

3

Классицизм XVII-начала XIX в. Основные черты: строгая организованность пространства, яркость и гармоничность пропорций, геометрически правильные объемы, строгость в планировании помещений.

В 19 веке был введен термин неоклассицизм – это возвращение к хорошему вкусу.

4

Ампир начало XIX века — потомок Классицизма, парадный, торжественный, военно-триумфальный стиль, подражающий шику и роскоши Римской империи. В дизайне интерьера используется богатый декор с мотивами военной эмблематики. Формы массивны и упрощены, подчеркнута монументальность. Используется античный орнамент, в основном греческий, а также было некоторое влияние египетского искусства. Цветовая гамма: пурпур, золото, кобальт, темно-зеленые, бардовые тона. немецкий вариант ампира и этот стиль назвали би-дер-майер. Этот стиль буржуазного искусства. Стиль становится уютным, романтичным, комфортабельным.


Неорококо. В стиле отобразилось желание буржуа сделать интерьер более роскошным и помпезным, более декоративным. Стиль содержал элементы готики и рококо.


Эклектика (XIX век, 1830-1890 гг.). Отличительные черты: пластичные формы, обилие текстиля, мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов, которыми могли быть вещицы с разных концов света, напоминающие о культурах Востока, Средиземноморских стран.

Лабораторные работы не предусмотрено



Практические занятия не предусмотрено


Контрольные работы не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся

  1. Декоративно-прикладное искусство эпохи (по выбору).

  2. Оформление интерьеров в стиле рококо.

  3. Стили моды.

5

Тема 1.5. Стили ХХ века


Содержание учебного материала

12

1

Модернизм конец XIX-начало XX в. В Германии и Австрии называли юнгендстилем, во Франции — ар нуво, в Англии и России — модерн, в Италии — либерти. Черты - широкое использование цветочно-растительных мотивов и орнаментов. Цветовая гамма: перламутрово-белая, серебряная, бледно-голубая, серая, зелено-голубая, лиловая, золотая, рыжая.

1

2

Поп-арт. Термин появился в 60-е годы 20-го века. Поп-арт – оптическое искусство. Основные черты: использование различных зрительных иллюзий, пространственных фигур в помещении, а также парение форм инсталляция. Использование ритмичных повторов, световых пятен, установки меняющегося света, иллюзия струящегося движения.


Граффити. Популярное направление в искусстве США и Западной Европы 50-60-х годов 20-го века, для которого характерно использование и переработка образов массовой культуры. Стиль газетных и журнальных вырезок, использование изображений звезд эстрады, кино, картины коллеже из популярных полотен известных мастеров.


Хайтек. В 70-х гг. 20-го века возник в Европе. В России появился в 90-х. Стиль, стремящийся к эстетическому совмещению различных технологических элементов в интерьере. Использование пластиков, легких сплавов, новых композитных материалов. Сооружения напоминающие механизмы. Характерен белый, серый, металлический цвет. Блестящие прозрачные, металлические, отполированные поверхности.


Минимализм – одним из отправных элементов нового стиля явились идеи минимализма японской культуры и архитектуры. Основные признаки: абсолютная чистота формы и пространства, господствует понятие польза, прочность, чистота. Цветовая гамма: белая, светло-серая, серая с элементами черного, разбеленные оттенки синего и зеленого.


Этнический (восточный стиль). Возвращение к индейским, индийским, японским, китайским, арабским, африканским и тому подобным традиционно национальным элементам в интерьере.
Эклектичность стиля. Декоративные детали стиля.

Лабораторные работы не предусмотрено



Практические занятия не предусмотрено


Контрольные работы

Примерные вопросы контрольной работы:

  1. Понятие «дизайн».

  2. Понятие «стиль».

  3. Понятие «гармония».

  4. Критерии красоты.

  5. История становления дизайна.

  6. Особенности исторических стилей дизайна (египетский, античный, римский, романский, готика, ренессансный, барокко, рококо, классицизм, модернизм, арт-нуво, хайте, граффити, минимализм, этнический).

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Характерные особенности стилей.

  2. Объекты и предметы искусства, оформленные в одном из стилей.

5

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) не предусмотрено



Всего:

36







  1. условия реализации программы дисциплины


    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин; мастерские (не предусмотрено); лаборатории (не предусмотрено)


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.


Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской (не предусмотрено)


Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории (не предусмотрено)


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Ильина Т.В. История искусства. Западноевропейское искусств. М. Высшая школа, 2005. 434 с.

  2. Искусство Древнего Востока. Памятники мирового искусства. М.: Владос, 2006.400 с.

  3. Искусство стран и народов мира (энциклопедия); в 5 тт. М. Владос, 2007. 603 с.

  4. История мировой культуры / под ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 558 с.

  5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. М.: ЮНИТИ, 2005. 746 с.


Дополнительные источники:

  1. Гомбрих Э. История искусства. М.: Владос, 1998. 436 с.

  2. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: Феникс, 1984. 576 с.

  3. Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство древнего мира. М.: Высшая школа, 1986. 480 с.

  4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Высшая школа, 1990. 604 с.

  5. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Аванта, 2000. 360 с.

  6. Мировая художественная культура /под ред. Б.А.Эренгросс. М.: Высшая школа, 2001. 670 с.

  7. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. М.: ЮНИТИ, 2001. 507 с.

  8. Сидорова Н.А. Афины. М.: Феникс, 1984. 480 с.

  9. Соколов Г.И.. Искусство этруссков. М.: Высшая школа, 1990. 457 с.

  10. Шукурова А. Архитектура Запада и мир искусства 20 века. М: Высшая школа, 2001. 398 с.


Интернет-источники:

  1. http://ru.wikipedia.org «Википедия. Свободная энциклопедия»

  2. http://www.­abc-­people.­com «Мировая культура»

  3. http://smallbay.ru «Художественно-исторический музей»

  4. http://swordmaster.org «История и культура средних веков»

  5. http://bibliotekar.ru «Электронная библиотека»

  6. http://www.celtica.ru «Культура средневековой Европы»

  7. http://www.iskusstvo-spb.ru «Искусство СПб»

  8. http://www.countries.ru «Культурология»

  9. http://www.elek-67.ru «Электронные лекции»

  10. http://www.gumer.info «Библиотека Гумер»






  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения


  • ориентироваться в исторических эпохах и стилях;

Контрольная работа, тестирование;

  • проводить анализ исторических объектов для целей дизайн - проектирования;


Выполнение творческих заданий, написание тематических статей, докладов, рефератов, исследовательских работ, выполнение анализов произведений;

знания


  • основные характерные черты различных периодов развития

предметного мира;

Контрольная работа, тестирование, анализы произведений;

  • современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности;

Контрольная работа, тестирование, анализы произведений;

выполнение творческих заданий, написание тематических статей, докладов, рефератов, исследовательских работ, выполнение анализов произведений;


Разработчики:

ТОГАПОУ «Педагогический колледж г.Тамбова», преподаватель Исаев Д.В.

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)







5