СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Штильман С.Л. Русский язык в старших классах.Блок 14 (ОБ-14). Дефисное написание неопределённых местоимений, наречий, предлогов, частиц, междометий и звукоподражательных слов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Штильман С.Л. Русский язык в старших классах.Блок 14 (ОБ-14). Дефисное написание неопределённых местоимений, наречий, предлогов, частиц, междометий и звукоподражательных слов.

Просмотр содержимого документа
«Штильман С.Л. Русский язык в старших классах.Блок 14 (ОБ-14). Дефисное написание неопределённых местоимений, наречий, предлогов, частиц, междометий и звукоподражательных слов.»

Блок 14 (ОБ-14)

Дефисное написание неопределенных местоимений, наречий, предлогов, частиц, междометий

и звукоподражательных слов


Части

речи

Через дефис

Примеры

Неопределённые местоимения и наречия

Неопределённые местоимениях и на­речия с приставкой КОЕ- и суффик­сами -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ.

Примечание. Если в местоимении после приставки КОЕ- следует пред­лог, то она пишется раздельно

Кое-что, кое-какой, кто-то, чей-либо, какой-нибудь, чем-либо, чему-нибудь, кое-куда, где-то, куда-либо, как-нибудь.

Кое с кем, кое у кого, кое от кого, кое в чём. кое для кого

Наречия

1. Наречия, заканчивающиеся на -СКИ, -КИ-, -ЬИ, -И, -ОМУ, -ЕМУ, с приставкой ПО-. Слово-исключение на-гора. Примечание. Приставка ПО- пишет­ся слитно, если в наречии имеется другой суффикс (-У, -ЕНЬКУ, -ОНЬКУ, -Е): понемногу, потому, поэтому, почему, помаленьку, поти­хоньку, повыше, потише

2. Наречия на -ЫХ, -ЬИХ с при­ставкой ВО-, образованные от по­рядковых числительных.

3. Наречия, образованные следую­щим образом:

а) повторением слов;

б) сочетанием синонимичных слов

По-русски, по-немецки, по-птичьи, по-латыни, по-простому, по-на­шему, по-видимому.

Примечание. Наречия следует отличать от словосочетаний существительное с предлогом + прилагательное:

Идти по осеннему лесу, решил пойти по новому пути

Во-первых, в-четвёртых, в-треть­их. НО: в десятых числах мая, в пятых классах.

Еле-еле, тихо-тихо, мало-помалу, скоро-наскоро, как-никак, подобру-поздорову, нежданно-негаданно, точь-в-точь, шиворот-навыворот, крест-накрест


Пред­

логи

Сложные предлоги

ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, ПО-ЗА, ПО-НАД

Из-за дома, из-под земли, по-за оградой, по-над речкой

Частицы

Частицы -ТАКИ, -КА, -С, -ДЕ, -ТКА, -ТКО.

Частица -ТАКИ пишется через де­фис только после наречий и глаго­лов, а также в сочетании ВСЁ-ТАКИ (НО — всё ж таки).

С остальными словами — раздельно

Всё-таки, сказал-таки, довольно- таки, опять-таки.

«Постой-ка, брат мусью» (М.Ю. Лермонтов).

«Сергей Сергеич, к нам, сюда-с». «Вы, нынеш­ние, ну-тка» (А.С. Грибоедов).

Он таки был прав. Метель таки закончилась

Междометия

Сложные междометия и звукоподра­жательные слова: ей-богу, ей-же-ей, ого-го, ха-ха-ха, динъ-динъ-динъ, кис-кис, ей-ей, о-го-го и т.п.

«Ей-богу, много на свете хороших людей» (В.В. Вересаев).

«Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» (И.А. Крылов).

«Еду, еду в чистом поле, колокольчик дин-дин-дин»(А. С. Пушкин)

Синтаксически цельные словосочетания

Раздельно

Пишутся раздельно синтаксически цельные словосочетания, образован­ные от двух существительных (чис­лительных) с предлогом (предлогами)

Лень в день, лоб в лоб, бок о бок. шаг за шагом, глаза в глаза, с часу на час. один на один, слово за слово, нога в ногу


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Тренинг 197. Приведённые ниже слова распределите в следующем по­рядке:

  1. неопределённые местоимения с частицами (приставками и суф­фиксами) КОЕ-, -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ;

  2. наречия с теми же частицами;

  3. сложные наречия;

  4. глаголы с частицами -ТАКИ, -КА, -ДЕ;

  5. предлоги, междометия и звукоподражательные слова.

По-моему, скажи-ка, кое-что, из-за, просто-напросто, прочёл-таки, кто-то, подобру-поздорову, ого-го, где-либо, как прежде-с, из-под, сколько-нибудь, ку-ку, мало-помалу, повторите-ка, нате-ка, какой-либо, еле-еле, по-за, кое-как, сказал-де, шиворот-навыворот, по-над, по-латыни, кое-кто, точь-в-точь, кое-куда, ну-тка, узнал- таки, скоро-наскоро, всё-таки.

Тренинг 198. Приведённые ниже выделенные курсивом слова, словосо­четания и фразы замените наречиями с приставкой ПО-. Всегда ли после ПО- нужно ставить дефис?

Образец: говорить на английском языкепо-английски, рисовать как дилетант — по-дилетантски.

Поступить как друг, говорить на японском языке, одеваться на не­мецкий манер, вести хозяйство как фермер, солнце светит как осенью, относился к нему слишком просто, воспринимал всё как дитя, был одет как нищий, петь на итальянском языке, говорил на ла­тинском языке, жить иначе, всё было как прежде, постепенно при­вык, был одет как одеваются в столице, вёл себя как барин, умел свистеть как птицы, одеваться как в старину; всё было сделано так, как этого хотел ты; дождь, видимо, прошёл стороной.

Тренинг 199. Приведённые ниже слова выпишите в следующем порядке:

1) простые наречия с приставкой КОЕ- и (или) суффиксами (час­тицами) -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ и приставками ВО-, В- (кое-где, куда-то, во-первых); .

2) сложные наречия, образованные повторением того же слова (еле-еле, тихо-тихо)’,

3) наречия, образованные повторением той же основы [с прибавле­нием приставки и (или) суффикса]: (.мало-помалу, просто-напросто);

4) сложные наречия, образованные повторением синонимичных слов (шиворот-навыворот, подобру-поздорову);

5) наречные выражения, состоящие из двух существительных, одно из которых стоит в именительном падеже, а другое — в творительном {чудак чудаком);

6) прочие слова.

Лоб в лоб, тихо-тихо, подобру-поздорову, мало-помалу, точь- в-точь, день в день, дурак дураком, еле-еле, шиворот-навыворот, кое-как, честь честью, тихо-смирно, как-нибудь, во-первых, неж­данно-негаданно, иван-да-марья, чисто-начисто, чудак-человек, давным-давно, просто-напросто, волей-неволей, один на один, раз от разу, в-пятых, кое-куда, давным-давно, мать-и-мачеха, крест- накрест, кое-куда, когда-то, Ростов-на-Дону, видимо-невидимо, как-то, едва-едва, час в час, худо-бедно, вот-вот, тьма-тьмущая, перекати-поле, ревмя ревёт, мало-мальски, чуть-чуть, в-четвёртых, с бухты-барахты, кишмя кишат.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Уровень СЛОВА

Тренинг 200. Напишите слова слитно, раздельно или через дефис.

Кое (где), всё (таки), (по) немногу, как (будто), как (либо), (из) за, скоро (на) (скоро), честь (честью), как (нибудь), еле (еле), дурак (дураком), друг (друга), (из) под, (по) степенно, (на) гора, кое (у) кого, опять (таки), (по) братски, чуть (чуть), (по) русски, бок (о) бок, шиворот (навыворот), крест (накрест), приехал (таки), простак (простаком), точь (в) точь, просто (напросто), (с) боку (припёка), кое (с) кем, друг (к) другу, кое (как), (по) зимне­му саду, день (в) день, кое (с) кем, всё (ж) (таки), правда (таки) лучше.

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 201. Определите, к каким частям речи относятся слова в дан­ных словосочетаниях и фразах и в соответствии с этим напишите их раздельно, слитно или через дефис. Составьте с несколькими слова­ми связный текст. Раскройте скобки.

(По) зимн_му лесу, я не мог поступить (по) другому, буд_м действ_вать (по) наш_му плану, одет_ся (по) зимн_му; (по) осе(н, нн)ему одетый, я иду (по) осе(н, нн)ему лесу; поезд идёт (по) иному, (по) летнему расписанию; (по) вашему, я, (по) вид_мому, (не) прав; нужно всё делать (по) простому, (по) чес_ному; обратно буд_м возвращат_ся (по) иному пути, (по) вашему запросу получ_н ответ, одеваться (по) воскрес_ному, (не) легко научит_ся свистеть (по) птич_и, она была одета (по) домашнему, тратить силы (по) пустому, легко узнать пернатых (по) птич_им голосам, (по) нашему городу шла праз_ничная д_м_нстрация, грус_но хо­дить (по) пустому дому, (по) домашнему к_тёнку можно судить о его х_зяевах, (в) четвёртых и (в) пятых классах.

Тренинг 202. Напишите слова слитно, через дефис или раздельно, рас­кройте скобки.

Уходите (ка) (по) добру (по) здорову, почему (то) он всё делал (шиворот) (на) (выворот), проце(с, сс) зачем (то) почему (то) куда (то) как (то) движ_тся; (во) вторых и (в) третьих кла(с, сс)ах, (по) вид_мому, к_рантин; он поступил (по) этому (по) дружески, (по) товар_щески; отв_рите (ка) двери, иначе мы столкнёмся лоб (в) лоб; (во) первых, вы ошиблись, а (во) вторых, всё, (по) моему, остаётся (по) прежнему; река теч_т (по) новому, (по)другому, (по) иному руслу; вот (вот), (по) вид_мому, (не) жда_но (не) га­дало закроются двери; учил (уму) разуму (с) глазу (на) глаз; (по) иному почему (то) жить не получает_ся; (мало) (по)малу набрал (полным) полно грибов; всё это точь (в) точь соответствует пре­жнему плану; «ушица, (ей) (же) (ей), на славу сварена!»; кол_кольчик звенит динь (динь) динь.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 203. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) «Какая у тебя чист_та везде: пыли (то), грязи (то), боже мой! Вон, вон, погляди (ка) в углах (то) — (н_) чего не делаешь. — Уж_ коли я (н_) чего не делаю... — заговорил Захар обиж_(н, нн)ым голосом... — Ст_раюсь, жизн_ не ж_лею! — И пыль (то) ст_раю, и мету (то) почти каждый день...» 2) Отец, учивш_йся сам когда (то) (по) ру(с, сс)ки на медные деньги, не хотел, что (бы) сын его от­ставал от врем_ни, и пож_лал научить чему (нибудь), кроме мудрё(н, нн)ой науки х_ждения по делам. Он года три посылал его к св_ще(н, нн)ику учит_ся (по) латыни. 3) «Какой ты барин? (По) мещански живёш_, не умееш_ уг(о, а)стить пр_ятеля! Ну, мадера (то) куплена?» 4) «Да (с, з)двин_шься ты когда (нибудь) с места? — говорил Тарантьев. — Ведь погл_ди (ка) ты на себя, куда ты годиш_ся?» 5) Разве настоящ_й ру(с, сс)кий человек ста­нет всё это делать? Ру(с, сс)кий человек выб_рет что (нибудь) одно, да и то ещ_ (не) спеша, (по) тихоньку да (по) легоньку, кое (как), а то на (ка) поди! 6) И в доме мало (по) малу нарушалась тиш_на: в одном углу где (то) скрипнула дверь; послыш_лись (по) двору чьи (то) шаги, на сен_вале кто (то) чихнул. 7) Ты (по) пусту навр_дил (бы) и мне и себе. 8) Она, хотя и бе(с, сс)ознат_льно, но шла простым, пр_родным путём жизн_ и (по) счас_ливой натур_, (с, з)дравому, (не) пер_хитрё(н, нн)ому восп_танию (н_) укл_ня- лась от естестве(н, нн)ого про_вления чу_ства, воли. 9) (Едва) едва на б(о,а)лконе, за с_гарой, за дымом, удалось ему на мгнове­ние скрыт_ся от этого бе_молвного, настойч_вого взгляда. 10) Она иногда читала, (н_) когда не писала, но г_ворила х_рошо, (в) про­чем, больше (по) француз_ки. 11) Она гл_дела на него так созна­тельно, с такой увер_(н, нн)остью, так, (по) вид_мому, вл_дела своей мыслью. 12) «Теперь, может быть, ты зах_тел бы вид_ть меня у ног своих и так, мало (по) малу, (с, з)делать своей рабой, к_призн_чать, читать м_раль, потом плакать, пугат_ся, пугать меня, а после спраш_вать, что нам делать?» 13) Рука была т_пла, мягка и чуть (чуть) влажна. 14) Опять поехал Обломов, любуясь на кр_пиву у заборов и на выгляд_вавшую (из) за заборов р_бину. 15) «Нет, двое д_тей (со) мной, от покойного мужа мальчик (по) восьмому году да дев_чка (по) шестому», — д_вольно слов_охотл_во нач_ла х_зяйка. 16) (По) этому, когда пришло завтра, он не подумал с утра н_чать г_товит_ся ехать к Ольге. (И.А. Гончаров. Обломов)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 204. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки, сделайте полный синтаксический разбор первого предложения и составьте его схему, разберите по составу слова, вы­деленные полужирным курсивом, сделайте фонетический разбор слов, выделенных курсивом.

Счас_лив читатль который пр_йдя с г_роями повести или р_мана бок (о) бок через всё прои_ведение мало (по) малу изме­няет свой взгляд на мир и на людей. Вроде (бы) всё так (же) суе­тятся на улицах люди которые точ_ (в) точ_ так (же) равн_душны друг (к) другу с такой (же) скор_стью несут_ся м_шины но твои глаза уже (по) другому смотр_т на мир а уши (по) иному вос- пр нимают звуки. (По) видмому это и есть то что наз_вают воз­действием кла(с, сс)_ки на человека. Бе(с, сс)порно эта мет_морфоза прои_ход_т с человеком (по) степе(н, нн)о (не) з_метно мало (по) малу (по) этому многие из нас (н_) сразу зам_чают её даже в себе. Но если (по)вн_мательнее вгл_диш_ся в себя то коне(ч, ш)но заметиш_ в себе много нового. (Во) первых м_няет_ся твой л_ксикон (на) много ув_личивается словарный запас из речи (по) немногу уходят грубые ре(з, с)кие слова. (Во) вторых ты нач_наеш_ с_измерять свои дела с поступками любимых г_роев. И (в) трет_их одна пр_красная книга пр_водит за собой другую (н_) менее пр_красную.

И слыш_шь как осыпает_ся листва когда идёшь (по) осе(н, нн)_му лесу. И чу_ства (по) весе(н, нн)ему свежи и сер_це б_ётся часто (часто) и хоч_тся под_лит_ся своей рад_стью с теми кто (н_) смог взгл_нуть на мир (по) иному (по) читат_льски. И пр_ходят друг (за) другом светлые одух_творё(н, нн)ые мысли и чу_ства. (172 слова)

ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 205. Напишите слова слитно, раздельно или через дефис, рас­кройте скобки.

Кое (в) чём вы, (по) вид_мому, правы; «Постой (ка), брат мусью»; (по) прежнему скучаю (по) простому образу жизн_; (во) первых, мы просили его честь (честью), (во) вторых, он вёл себя дурак (дураком); сколько (нибудь) с_рьёзные изм_нения, (по) моему, прои_ходят (по) немногу, мало (по) малу; размышлял (то) он (по) этому поводу (по) прежн_му мало, поэтому (то) повто­рите (ка) ему всё это точ_ (в) точ_; ку (ку) раздалось (в) дал_ке, кое (где) кое (у) кого кое (как) он этому обучался, мы столкну­лись с ним лоб (в) лоб (в) десятых числах сентября, (по) новому жить не получалось (из) за вас, кто (нибудь) (с, з)делает (что) либо?

Тренинг 206. Напишите слова слитно, раздельно или через дефис, рас­кройте скобки. Составьте с несколькими словами связный текст.

(Во) первых, отвори (ка) двери, а (во) вторых, подойди (ка) сюда; (по) моему, (по) весе(н,нн)ему лесу ходить приятнее, чем (по) зимнему; мы гуляли (по) стари(н, нн)ому парку, одетые (по) зимн_му; (кое) кто (кое) что, (по) вид_мому, всё (таки) не по н_мает; свет ш_л (из) под двери; сказал (де) он не то, да и (с, зре­лая (де) не так; «(По) над речкой (по) над быстрой сизый сел_зень плывёт»; (по) легоньку да (по) маленьку уходите (ка) отсюда (по) добру (по) здорову; всё у нас (по) прежнему (с), (по)стари(н, нн)ому (с); «(Динь) динь», — прозвонили часы; вы (как) будто всё на­писали (по) новому; он всё делал (по) чуть (чуть) да еле (еле); окна заколоч_(н, нн)ы крест (накрест) и скоро (наскоро), а во дворе всё только (ку) (ка) (ре) ку да (кудах) тах (тах).

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 207. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, составьте схемы 1-го и 2-го предложения, разберите по составу слова, выде­ленные полужирным курсивом.

1) В конце августа п_шли дожди, и на дачах задымились трубы, а где их не было, там жители ходили с подвяза(н, нн)ыми щ_ками, и наконец, мало (по) малу дачи опустели. 2) Тиш_на ид_альная; пройдёт разве солдат какой (нибудь) по улице или кучка мужиков с т_порами за поясом. (Редко) редко заберётся в глуш_ ра_носч_к и, остановясь перед реш_тч_тым забором, с (пол) часа г_рланит: «Яблоки, арбузы (А, астраханские», - так что (не) хотя купиш_ что (нибудь). 3) «Вот (с), в к_нтракте сказа(н, нн)о», — говорил Иван Матвеевич, показ_вая средним пальц_м две строки и спря­тав пал_ц в рукав. 4) Анисья передала ск_вороду Акулин_, выдер­нула (из) за пояса подол, ударила ладонями по бёдрам и, ут_рев указательным пальц_м нос, пошла к барину. 5) Кто (то) вош_л (во) двор, кого (то) спраш_вают. 6) При них он [Обломов] кое (как) наде_лся скрыть своё зам_шат_льство и г_товился быть разговорч_вым и любезным. 7) Захар и Анисья думали, что он, (по) обыкновению, (н_) буд_т обедать дома, и не спраш_вали его, что г_товить. 8) Есть такие молодц_, что весь век живут на чуж_й сч_т, наб_рут, нахватают справ_, (слев_), да и в ус не дуют! 9) Что наша наука! Читать, писать, гра(м, мм)ат_ке, арифметике, а дальше не пошёл (с). Кое (как) пр_готовился к делу да и перебиваюсь (по) маленьку. Ваше дело другое (с): вы проходили настоящие науки. (И.А. Гончаров. Обломов)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 208. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки, сделайте синтаксический, орфографический и пунк­туационный разбор последнего предложения, составьте его схему. Разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом, сделайте словообразовательный и фонетический разбор выделенных курсивом слов.

За полтора ст_летия прошедш_е (со) врем_ни выхода в свет ро­мана И.А. Гончарова «Обломов» читатели (по) разному относились к заглавному г_рою этого пр_изведения. Кто (то) не без осн_вания сч_тал Илью Ильича просто (на) просто л_нтяем и леж_бокой. Кому (то) казал_сь что Обломов всего (на) всего (неб_) к_птитель и (горе) филосо_. Л_тературоведы как известно наз_вали его «лишним человеком» точ_ (в) точ_ так (же) они вел_чали Онегина с Печ_риным. Каюсь когда (то) так (же) думал и я.

Но (по) степе(н, нн)о (по) немногу мало (по) малу я нач_л думать (по) другому (по) своему. Сто_ло в какой (то) м_мент остат_ся с г_роями Гончарова (с) глазу (на) глаз один (на) один и преж_ние и(л, лл)юзи_ развеялись. И оказал_сь что Обломов — всего (на) всего большой р_бёнок пр_дельно искр_(н, нн)ий и д_верч_вый. Стоило Илье Ильичу выйти (из) за хр_стоматийных страниц как всё стало на свои места. Чуть (чуть) сочу_ствия (не) много ж_лания пр_мерить его с_туац_ю на себя и стало ясно: Обломов в чём (то) очень похож_ на всех нас. Только (по) вид_мому он бол_е раним и бе(з, зз)ащит_н.

Как извес_но (во) первых Илья Ильич думал о том (за) чем жить и только (во) вторых как жить. Куда страшнее всю жизнь з_ботит ся только о к_мфорте и сыт_сти и (н_) когда (н_) задать себе в общем (то) простой вопрос. Вопрос (один) единстве(н, нн)ый какова же цель человеч_ской жизн_?

(По) этому читая статьи самых извес_ных и им_нитых лит_ратуроведов которые (как) будто и ошибиться (то) не могут не стан_м дов_рят_ся их мнению слишком уж_ слепо. «Лицом к лицу лица (н_) ув_дать. Большое вид_тся на ра(с, сс)тоянье», — писал Сергей Есенин.

(По) этому с ра(с, сс)тояния ста шестид_сяти четырёх лет вглядимся в г_роев Гончарова (по) прист_льнее. (По) моему это очень важно что (бы) (н_) один человек (н_) казался кому (то) лишн_м.

(234 слова)

3