СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Штрих-код и его применение (Исследовательская работа)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на НПК

Просмотр содержимого документа
«Штрих-код и его применение (Исследовательская работа)»

МКУ «Закаменское районное управление»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бургуйская средняя общеобразовательная школа»

III районная научно-практическая конференция школьников

«Знание. Поиск. Творчество. Труд»

Секция «математика и информатика»







Штрих-код и его применение

(Исследовательская работа)







Выполнил: ученик 7 класса

Данзанов Бимба



Руководитель: Тудунова Д.Б.

учитель информатики









2019 г.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………………….3

2. Основная часть………………………… ……………………...………………………...4

2.1. Штриховое кодирование

2.1.1. История кодирования информации

2.1.2. Виды штрих-кодов………………………...........................4

2.1.3. Сферы применения штрих-кода.


2.2. Проверка штрих-кода...……………………………..……6

2.3.

2.3.1. Проверка подлинности штрих-кода.

2.3.2. Создание и считывание QR-кодов

Результаты исследования……………………………………………………………...9

3. Заключение……………………………………………………………………………….11

4. Список использованной литературы……………………………………………………12

5. Приложения………………………………………………………………………………12



Введение

Сегодня, если взять в руки практически любой товар, то на его упаковке можно найти характерную картинку из черных (или какого-нибудь другого цвета) вертикальных черточек разной толщины или странные квадратики с каким-то непонятным кодом – что-то вроде показанных на рисунках

Что это за рисунки, и для чего они нужны? Какие они бывают, как их читать, с помощью каких программ их распознают? Вот этому я и посвятил свое исследование.

Такие картинки из вертикальных черточек и квадратики с кодами называются штрих-кодами. Штрихово́й код (штрих-ко́д) — графическая информация, наносимая на поверхность, маркировку или упаковку изделий, представляющая возможность считывания её техническими средствами — последовательность чёрных и белых полос, либо других геометрических фигур[1], другими словами, штрих-код - это графическая метка, в которой закодирована информация. Штрих-коды позволяют быстро, просто и самое главное точно считывать и передавать информацию о тех предметах, которые нуждаются в прослеживании и контроле.

Исследование свое я начал с изучения литературы, затем провел анкетирование учащихся нашей школы и родителей (приложение 1). Анкета состояла из 5 вопросов, участвовали 13 родителей и 26 учащихся 5-11 классов. На вопрос: «Знаете ли вы преимущества штрихового кодирования», ответили «да» - 15 учащихся и 7 родителей, «нет» - 11 детей и 6 родителей. В результате опроса выяснилось, что 2 родителей и 4 учащихся умеют читать штрих-код, не умеют читать- 11 родителей и 22 учащихся.

На вопрос «Пользуетесь ли вы программой для распознавания QR-кодов» были получены следующие ответы: ответили «да» - 8 учащихся и 5 родителей, «нет» - 18 детей и 7 родителей. Также выяснилось, что только 4 ученика и 1 родитель умеют определять подлинность товара, остальные не умеют. В результате анкетирования я узнал, что многие ученики и родители не умеют читать штрих-коды, определять их подлинность, не пользуются программой для распознавания QR-кодов.

Актуальность темы. Я считаю, что данная тема весьма актуальна для исследования, т.к. в повседневной жизни мы очень часто встречаемся и пользуемся данными кодами. И с каждым днем расширяются области их применения.

Цель работы: определить основной принцип кодирования информации в штрих-кодах, прочитать информацию о товаре по штрих-коду, рассмотреть сферы использования.

Задачи:

- изучить способ кодирования штрих-кодов;

- показать сферы использования и преимущества штрих-кодирования.

Объект исследования – штрих-коды.

Предмет исследования – способ чтения штрих-кодов, создание и считывание QR-кодов

Гипотеза исследования: Штрих-код в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и позволяет распознавать информационную фальсификацию, сопровождающую обычно другие виды подделок.

В своем исследовании я использовал следующие методы:

- анализ литературы;

- метод опроса (анкетирование обучающихся и родителей об использовании штрих-кодов);

- метод дедукции (обработал полученные данные, построил графики и диаграммы с использованием компьютерной программы MS Excel, по результатам анкетирования и собеседования сделал выводы).

Практическая значимость: Проверка подлинности товаров по штрих-коду. Создание и считывание QR-кодов с помощью онлайн генератора.










2. Основная часть

2.1. Штриховое кодирование

2.1.1. История кодирования информации

В 1948 году Бернард Сильвер (1924—1962), аспирант Института Технологии Университета Дрекселя в Филадельфии (штат Пенсильвания, США), услышал, как президент местной продовольственной сети просил одного из деканов разработать систему, автоматически считывающую информацию о продукте при его контроле. Сильвер рассказал об этом друзьям — Норману Джозефу Вудланду (1921—2012) и Джордину Джохэнсону. Втроём они начали исследовать различные системы маркировки. Их первая работающая система использовала ультрафиолетовые чернила, но они были довольно дороги, а кроме того, со временем выцветали.

Убеждённый в том, что система реализуема, Вудланд покинул Филадельфию и перебрался во Флориду. Его следующее вдохновение неожиданно дала азбука Морзе — он сформировал свой первый штриховой код из песка на берегу. Как он сам сказал: «Я только расширил точки и тире вниз и сделал из них узкие и широкие линии». Чтобы прочитать штрихи, он приспособил технологию саундтрек (звуковой дорожки), а именно оптический саундтрек, используемую для записи звука в кинофильмах. 20 октября 1949 года Вудланд и Сильвер подали заявку на изобретение, которая была удовлетворена 7 октября 1952 года. В 1951 году Вудланд и Сильвер попытались заинтересовать компанию IBM в развитии их системы. IBM посчитала, что обработка получающейся информации потребует сложного оборудования, и что его разработку она сможет провести при наличии свободного времени в будущем. В 1952 году Вудланд и Сильвер продали патент компании Филко. В том же самом году Филко перепродала патент компании RCA.

2.1.2. Виды штрих-кода: Линейные и Двухмерные.

Линейными (обычными) в отличие от двухмерных называются штрих-коды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространенные линейные символики: EAN, UPC, Code39, Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позволяют кодировать небольшой объем информации (до 20-30 символов - обычно цифр) с помощью несложных штрих-кодов, читаемых недорогими сканерами. Пример кода символики EAN-13:

Двухмерные штрих-коды были разработаны для кодирования большого объёма информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). Двухмерные коды подразделяются на многоуровневые (stacked) и матричные (matrix). Многоуровневые штрих-коды появились исторически ранее, и представляют собой поставленные друг на друга несколько обычных линейных кодов. Матричные же коды более плотно упаковывают информационные элементы по вертикали.

В настоящее время разработано множество двумерных штрих-кодов, применяемых с той или иной широтой распространения. Вот некоторые коды: Aztec Code; Data Matrix; MaxiCode; PDF417; QR-код; Microsoft Tag.

QR-код (англ. Quick Response Code — код быстрого реагирования; сокр. QR code) — товарный знак для типа матричных штрих-кодов (или двумерных штрих-кодов), изначально разработанных для автомобильной промышленности Японии. Штрих-код — считываемая машиной оптическая метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана. QR-код использует четыре стандартизированных режима кодирования (числовой, буквенно-цифровой, двоичный и кандзи) для эффективного хранения данных; могут также использоваться расширения [2].

Объём информации, зашифрованной в двумерную QR-матрицу значительно больше. В маленькую графическую картинку вмещаются:

  • Цифры - 7089 символов; цифры и буквы (включая кириллицу) - 4296 символов;

  • двоичный код - 2953 байт; иероглифы - 1817 символов.

2.1.3. Чтение штрих-кода.

В нашей стране самыми распространенными штриховыми кодами являются JEAN-13 из 13 цифр и EAN-8 из 8 цифр.

Принцип штрихового кодирования — кодирование алфавитно-цифровых символов в виде чередования черных и светлых полос различной ширины (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на ЭВМ. ШК — одно из наиболее распространенных средств автоматической идентификации. Расшифровка кодов осуществляется сканирующими устройствами. Коды Европейской ассоциации товарной нумерации (EAN) состоят из 13 цифр (иногда — из 8 для малых размеров упаковки).

Первые 2 (3) цифры означают код страны-изготовителя (Великобритания — 50, Испания — 84, Германия — 400-440, Россия — 460-469, Китай — 690, приложение 2). Следующие пять цифр (3-5 или 3-7) - код предприятия-изготовителя присваивает централизованно национальный орган страны конкретной организации-изготовителю. Следующие пять (6-7 или 8-12) - код товара, присваивается организацией-изготовителем или продавцом самостоятельно в виде регистрационного номера в пределах своего предприятия. В этих цифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации данные: наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и др. Последняя цифра — контрольная, предназначенная для считывания штрих-кода сканером по алгоритму EAN. Контрольное число находят путем определенной последовательности арифметических действий.

2.1.4. Сферы применения штрих-кода.

Преимущества использования системы штрихового кодирования имеют два важных аспекта: во-первых, сводится к нулю человеческий фактор, во-вторых, каждый промаркированый товар (билет, квитанция и т.д.) становится уникальным

Торговля. Применение штриховых кодов в системе торговли значительно упрощает труд кассира, резко уменьшает вероятность ошибок ввода информации в ЭВМ, приблизительно на 30% сокращает время обслуживания покупателя и ввода данных в ЭВМ. Результат - увеличение объема продаж и повышение качества обслуживания покупателей. При подключении всех контрольно-кассовых машин торгового зала к единому контролирующему устройству (компьютеру) в любой момент времени можно оценить реальный объем продаж того или иного товара, уровень спроса на те или иные изделия, заблаговременно сделать заказ на склад для пополнения запасов на полках торгового зала.

Склад. Наличие штрихового кода облегчает процессы приема и отгрузки товара, а также упрощает инвентаризацию и учет единиц хранения.

Штрих-коды применяются во всех сферах деятельности человека (приложение 3, 4)

2.2. Проверка штрих-кода

По контрольной цифре можно выявить фальшивый штрих-код, нанесенный недобросовестным производителем или продавцом. Для этого нужно просчитать по определенной формуле сумму всех остальных цифр и сравнить ее со значением контрольной. Правильность нанесения штрих-кода проверяется по следующему алгоритму:

1. Присваивают цифрам в штриховом коле места с 1-го по 12-го, исключая контрольную цифру

2. Складывают цифры, находящиеся на четных местах, и полученную сумму умножают на 3. Например: 6 + 7 + 0 + 5 + 0 + 1 = 19; 19x3 = 57;

3. Складывают цифры, находящиеся на нечетных местах. Например: 4+0+0+9+2+0= 15;

4. Складывают результаты, полученные в п. 2 и п. 3, и получают двух- или трехзначное число. Например: 15 +57 =72;

5. Оставляют у полученной итоговой суммы лишь число, находящееся на последнем месте. Например: 2;

6. Вычитают из 10 полученное число. Полученная разность и есть контрольное число, которое должно совпадать с тем, что указано в штриховом коде.

Например: 10 - 2 = 8.


2.3. Практическая часть

2.3.1. Проверка подлинности штрих-кода.

Мы рассмотрели несколько наименований товаров в наших магазинах, чтобы определить подлинность продаваемого товара. Это игрушки, канцелярские товары, соки и дома проверил лекарства.

Пример 1. Проверка подлинности лекарства по штрих-коду

  1. 890 – страна изготовитель Индия

  2. 1043 – код предприятия

  3. 00046 – код товара

  4. 5 – контрольная цифра

Проверка:

  1. 9+1+4+0+0+6=20

  2. 20*3=60

  3. 8+0+0+3+0+4=15

  4. 60+15=75

  5. 5

  6. 10-5=5

Вывод: контрольная цифра совпала с полученным числом, код страны производителя соответствует указанному на упаковке, значит данный товар подлинный.

2.3.2. Создание и считывание QR-кодов

Создать QR-код можно с помощью онлайн генератора http://qrcoder.ru/.

Процесс создания QR-кодов не составляет никакого труда. Нужно лишь определиться с тем, какую информацию нужно закодировать (ссылка на сайт, изображение, текст, визитная карточка, sms-сообщение, тест, игра и др.), выбрать размер кода и запустить генератор.

На практике мы решили сгенерировать QR-код, который будет содержать в себе ссылку на сайт нашей школы.

На сайте https://decodeit.ru/qr можно создать QR-код и расшифровать его.





Заключение

Работая над темой, я выяснил необходимость и преимущества штрихкодирования, узнал какого типа информацию они могут содержать и с помощью чего их можно считывать, усвоил основной принцип кодирования информации в штрих-кодах для определения подлинности товаров, также рассмотрел дополнительные сферы применения штрих- кодов.

Штрих-коды глубоко вошли в нашу повседневную жизнь. Таким образом, я считаю, что тема, которую я выбрал, очень актуальна в нашем информационном обществе. Ведь с каждым днем появляется что-то новое, что-то усовершенствуется, и мир никогда не стоит на месте. Сейчас уже многие пользователи стали писать свои электронные визитки в виде штрих-кода. В Японии подобные коды наносятся практически на все товары, продающиеся в магазинах, их размещают в рекламных буклетах и справочниках. С помощью штрих-кода даже организовывают различные конкурсы и ролевые игры.

В будущем я планирую дальше работать с данной темой и не останавливаться на достигнутом, а более глубоко и подробно изучать тему и разработать свое простое приложение для смартфонов.


















Список использованных источников и литературы



  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Штриховой_код - Википедия. Свободная энциклопедия.

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/QR-код - Википедия. Свободная энциклопедия

1. Калабеков Б.А «Цифровые устройства и микропроцессорные системы»: учебник для техникумов связи, М.: Горячая линия, 2000 г., 336 с.

2. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ»: учебник профильного курса для 10 класса, - М.: Бином, 2010 г., 387 с.

3. Храмцов Е. «Невидимые штрих-коды против пиратства и фальшивомонетчиков», журнал ComputerBild №24/2012

4. «Что такое штрих-код и как с ним работать», авт. редакция Computer Bild, журнал ComputerBild №12/2011

5. http://habrahabr.ru/ - сайт публикаций новостей и аналитических статей, связанных с информационными технологиями и Интернетом

6. http://ru.wikipedia.org - сайт интернет-энциклопедия

7. http://www.qrcoder.ru/ – сайт для создания штрих- кодов

Приложение 1

Анкета

  1. Вы родитель, ученик?

  2. Знаете ли вы преимущества штрих-кодирования?

  3. Умеете ли вы читать штрих-код?

  4. Пользуетесь ли вы программой для распознавания QR-кодов?

  5. Знаете ли вы, как определить подлинность товара по значению штрих-кода без специальной программы?


Приложение 2

Штрих-код

Страна

Штрих-код

Страна

Штрих-код

Страна

00-09

США и Канада

54

Бельгия и Люксембург

779

Аргентина

30-37

Франция

560

Португалия

780

Чили

380

Болгария

569

Исландия

786

Эквадор

383

Словения

57

Дания

789

Бразилия

385

Хорватия

590

Польша

80-83

Италия

400-440

Германия

599

Венгрия

84

Испания

460-469

Россия и СНГ

600-601

ЮАР

850

Куба

471

Тайвань

611

Марокко

858

Словакия

474

Эстония

613

Алжир

859

Чехия

475

Латвия

619

Тунис

860

Югославия

477

Литва

94

Новая Зеландия

869

Турция

482

Украина

64

Финляндия

87

Нидерланды

484

Молдова

690

КНР

880

Южная Корея

489

Гонконг

70

Норвегия

885

Таиланд

45 и 49

Япония

729

Израиль

888

Сингапур

50

Великобритания

73

Швеция

890

Индия

520

Греция

750

Мексика

893

Вьетнам

529

Кипр

759

Венесуэла

90-91

Австрия

535

Мальта

76

Швейцария

93

Австралия

539

Ирландия

770

Колумбия

955

Малайзия



Приложение 3

Сферы применения штрих-кода.

Сборочное производство. Использование системы штрихового кодирования позволяет контролировать правильность сборки и учет номеров составляющих сборочных единиц (каждая деталь имеет свой номер). В результате - автоматический контроль процесса сборки и проверка качества каждой детали в отдельности.

Комбинаты, фабрики. С помощью стандартных термотрансферных принтеров фабрика, по производству одежды может, нанося штрих-код, самостоятельно изготавливать бирки и ярлыки для своей продукции.

Медицина. Система штрихового кодирования применяется во многих западных больницах, где каждому больному на руку надевается бирочка с нанесенным на нее двумерным штрих-кодом, в котором заложена вся информация о человеке. Медсестра, измерив температуру, с помощью терминала сбора данных считывает штрих-код и вводит измеренное значение - легко, быстро и надежно.

Аэропорт. Автоматическая сортировка багажа, основанная на штриховом кодировании, гарантирует, что ваши вещи не улетят в другую сторону. Отметки о багаже помещают на посадочные талоны, а сам багаж контроллер направляет на определенный терминал. Самый распространенный пример сопоставления багажа и пассажиров - контроль безопасности. Если авиакомпания обнаружила, что багаж уже в самолете, а самого пассажира нет, то самолет никуда не полетит, пока не будет проверено, что в багаже отсутствующего пассажира нет бомбы.

Наука. Энтомологи ставят штрих-код на пчел, чтобы отследить повадки насекомых.

Космические технологии. На космических челноках, штрих-коды наносят на теплоизолирующую плитку, для того чтобы определить какую именно плитку пора заменить.

Показы мод. Для облегчения организации больших показов мод , штрих-коды получают модели. В штрих-коде содержится информация о том, когда и в одежде под каким номером девушка должна появиться на подиуме.

Парковка. При въезде на стоянку обычно выдается квитанция, со штрих-кодом, на которой отмечен номер машины и время прибытия. Оплата происходит на выезде, причем весь процесс автоматизирован

Почта. Система штрихового кодирования помогает координировать движение почтовых отправлений, а также применяется при доставке опасных грузов.

Охранные системы. В качестве примера: если человек собирается попасть на территорию какого-то секретного объекта, при входе он может получить особую карточку со штриховым кодом, которая помогает проследить за его передвижениями между зонами охраны.

Кинотеатры. Наносят штрих-код на билеты. Обычно кинотеатр заказывает фирменную ленту с цветным логотипом и серийной нумерацией, а потом с помощью такого принтера впечатывает название кинофильмов, время начала сеансов и т.д.




Приложение 4

Применение QR-кода

Наиболее распространены в мире следующие форматы данных, представленных в QR-коде:

Интернет-адрес. QR-коды могут содержать ссылки на интернет ресурсы.

Контактные данные. Довольно часто встречаются визитки, содержащие код.

Адрес электронной почты. QR-код может содержать адрес электронной почты и имя адресата.

SMS. Нередко для участия в мероприятии, акции, игре требуется отправить SMS. Можно отсканировать код и получить готовое к отправке сообщение.

Географические данные. В QR-коде могут быть зашифрованы геоданные, «Карты Google».

Текст. Этот формат пригоден для различных целей от сообщения до информационной справки.

Телефонные номера. При сканировании QR-кода с внедренным телефонным номером можно сразу же сделать звонок.

Сферы применения QR кода

Туризм - транспортные коммуникации, памятники истории, культурные ценности, гостиничный бизнес и множество сопроводительных услуг.

Транспортная инфраструктура. QR-коды обеспечивают пассажиров актуальной информацией, которая может меняться по мере необходимости, т.к. в коде может располагаться ссылка на страницу интернет-сайта с последней информацией о маршруте. Коды наносят на удобные для считывания места, на вокзалах, в аэропортах, автобусных станциях, транспортных компаниях и т.д.

QR-коды обходятся дешевле информационных табло и предоставляют в разы большее количество информации. QR-код нанесенный на билет, может содержать информацию о транспортной компании, маршруте следования и цене. Помимо QR-кодов, используемых для информирования пассажиров, появляются решения, позволяющие избавиться от бумажных билетов вообще. Для этого достаточно виртуально купить билет, к примеру, со счета мобильного телефона – отправив SMS. А персонализированный QR-код на экране вашего смартфона дать считать контроллеру, экономия материалов для изготовления билетов.

Памятники истории, произведениях искусства и достопримечательности. В городах включенных в туристические маршруты коды размещаются на памятниках истории и достопримечательностях, информационные таблички в музеях, устанавливают около различных достопримечательностей и исторических зданий.

QR-коды в кафе и ресторанах. При помощи отсканированного QR-кода ресторана или кафе на мобильной странице сервиса Google, можно узнать отзывы и обзоры и посмотреть необходимую информацию, QR-меню. На входе кафе можно отсканировать QR-код меню и не ждать, пока официант его принесет.

QR-коды в прессе. Присутствие на страницах журналов и газет QR-кодов решает целый спектр задач:

  1. Дает владельцам смартфонов и планшетов возможность получить гораздо больше информации, чем напечатано в издании. Удачным ходом будет дополнение статьи в газете или журнале мультимедийным содержанием, к примеру, видеосюжетом или фоторепортажем.

  2. При цитировании интернет ресурсов, если указать ссылку не электронным адресом, а посредством QR-кода, читателю будет намного удобней осуществить переход.

  3. Можно увеличить число посетителей сайта электронного издания, если опубликовать ссылку на статью в виде QR-кода.

QR-коды в рекламе. Магазины используют QR код для привлечения клиентов. Например, флайеры с QR от магазина раздаются прохожим и, прочитавшим информацию в QR коде при предоставлении в магазине выдается скидка. Для экономии времени, можно заказать вещь, которую он собирался купить, а к его приходу с работы ему уже доставят ее.

Мобильные платежи с помощью QR – кодов. Внедрение этой технологии не требует больших затрат. Кроме того, QR-коды поддерживает большинство современных смартфонов. Процедура оплаты товаров и услуг через коды QR проста: владелец мобильного устройства скачивает специальную программу, к которой привязывает данные своей банковской карты. Чтобы оплатить товар в торговой точке, имеющей терминал для считывания кодов, необходимо всего лишь сформировать QR-код в программе и предъявить его на кассе.

Очень важно, для торговых точек прием оплаты с помощью QR-кодов достаточно выгоден: не требуется приобретение дорогостоящего оборудования (терминалы предоставляются бесплатно). Кроме того, комиссии за проведение таких платежей не взимаются.


Приложение 5

Пример 2. Проверка подлинности лекарства по штрих-коду

  1. 460 – страна изготовитель Россия

  2. 7003 – предприятие-изготовитель

  3. 24770 – код товара

  4. 6 – контрольная цифра (для проверки подлинности)

Проверка:

1. 6+7+0+2+7+0 = 22

  1. 22*3= 66

  2. 4+0+0+3+4+7= 18

  3. 18+66 =84

  4. 4

  5. 10-4= 6

Вывод: контрольная цифра совпала с полученным числом, код страны производителя соответствует указанному на упаковке, значит данный товар подлинный.

Пример 3. Проверка подлинности сока по штрих-коду

  1. 80 – страна производитель Италия

  2. 11530 – код предприятия

  3. 85000 – код товара

  4. 5 – контрольная цифра

Проверка:

  1. 0+1+3+8+0+0=12

  2. 12*3=36

  3. 8+1+5+0+5+0=19

  4. 19+36=55

  5. 5

  6. 10-5=5


Вывод: контрольная цифра совпала с полученным числом, код страны производителя соответствует указанному на упаковке, значит данный товар подлинный.









Приложение 6

Интересные факты о штрих-коде.

Первым товаром со штрих-кодом была жевательная резинка Wrigley’s. Она была продана 26 июня 1974 года в 8:01 утра и хранится в музее Смитсоновского института.

При считывании кода в микроконтроллер передается кодовая комбинация целиком, включая и разделительные знаки. Корректное направление прочтения последовательности определяется посредством контроля чётности (parity check).

Для шифровки 13 цифр используется 12 штриховых групп цифр.

Штрихкод одинаково распознаётся как в фотографическом позитиве, так и в позитиве.

При монтаже кинофильмов используется штриховой Keykode футажных номеров негатива, пропечатанных в рабочем позитиве.

Знак «» (повёрнутая на 90 градусов буква V) в конце штрих-кода не является частью данных, но резервирует место правой мёртвой зоны, не содержащей никаких штрихов и необходимой для надёжного считывания сканерами.

Теоретически возможно внесение 14-й цифры.

Некоторые книги имеют код с префиксом страны, а не 978.

Некоторые периодические издания имеют код с префиксом страны, а не 977.

Газета «Деловой Петербург» присваивала своим выпускам коды, последние цифры которого совпадали со сквозным порядковым номером газеты. Таким образом, каждый выпуск газеты имел свой код, отличный от других выпусков.

Некоторые товары одновременно имеют и код EAN, и код UPC.

Все Указы Президента РФ снабжены штриховыми кодами, начинающимися на цифру 2.

Главный герой серии компьютерных игр Hitman Агент 47 имеет штрих-код на затылке.

Первые штрих-коды были круглыми, т. е. привычные нам толстые и тонкие линии были замкнуты в окружность. Это было сделано для того, чтобы уменьшить ошибки во время считывания, и можно было подносить этикетку к сканеру под любым углом.

Штрих-коды не обязательно должны выглядеть как унылая последовательность черных и белых полос. Некоторым дизайнерам удаётся создавать из них целые произведения искусства, не ухудшая при этом свойств считываемости штрих-кода. Это направление в дизайне упаковок получило название «Barcode art».

В современных смартфонах обычно есть программа, которая позволяет сканировать разные виды штрих-кодов через фотокамеру — это позволяет быстро идентифицировать объект. Благодаря этому началось массовое распространение матричных QR-кодов, в которых часто кодируют описание товара, контактную информацию, ссылку на сайт, etc. Коды очень распространены в Великобритании на входе в метро, в журнальных статьях, а в тайском ресторане в Сохо в Лондоне каждый официант носит футболку с QR-кодом Сканирование кода позволит вам прочитать отзывы клиентов или получить специальный купон-скидку.

Продвижением QR-кодов активно занимается компания Google. С недавнего времени, сервис коротких ссылок goo.gl, предоставляет возможность превратить любую ссылку в QR-код. Всё что вам нужно — это добавить в конце ссылки «.qr»


Приложение 1


Приложение 2

23