СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ШУМАК Е. Г. Статья "Второй "учитель" мотивации к чтению" РЯиЛ 2020-12

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ШУМАК Е. Г. Статья "Второй "учитель" мотивации к чтению" РЯиЛ 2020-12»

Е. Г. Шумак, учитель русского языка и литературы гимназии № 2 г. Пинска Брестской области

Второй «учитель» мотивации к чтению

Мастер-класс

Цель: формирование представлений участников мастер-класса об организации пространства кабинета русской литературы с целью решения проблемы низкой мотивации учащихся к чтению с имитацией создания собственного кабинета русской литературы.

Задачи мастер-класса:

  • познакомить участников с вариантами создания мотивирующего пространства в ка­бинете русской литературы;

  • организовать диалог, направленный на выявление нешаблонных подходов к оформ­лению кабинета;

  • создать условия для профессионального общения, самореализации, стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы.

Продолжительность мастер-класса: 45 ми­нут.

Оборудование: клубок ниток, презента­ция PowerPoint, правила работы в группе, раздаточный материал: лэпбуки (по коли­честву участников) и наклейки к лэпбуку, макеты двери, цветочного горшка, потолка (для работы в группе), алгоритм работы в группе (по количеству групп), колокольчик.

Ход мастер-класса

I. Организационно-мотивационный этап.

1. Вступительное слово ведущего.

Приём «Паутина проблем»

Цель: снять напряжение участников, обеспечить благоприятную обстановку на мастер-классе, актуализировать проблематику мастер-класса.

Время проведения: 3 минуты.

Участники мастер-класса и мастер сидят в кругу.

  • Давайте знакомиться. Меня зовут Еле­на Григорьевна Шумак. Я учитель русского языка и литературы гимназии № 2 города Пинска. Рада приветствовать вас на своём мастер-классе и предлагаю познакомиться поближе. У меня в руках клубок ниток, ко­торый я буду бросать кому-то из вас. Пой­мавшего клубок я попрошу назвать своё имя и сказать, какая, на его взгляд, самая боль­шая проблема в преподавании русской лите­ратуры.

Участники называют своё имя, обозна­чают проблемы.

  • Смотрите, какая паутинка проблем у нас получилась. Конечно, все проблемы, ко­торые вы назвали, мы сегодня не сможем решить, а вот над вечной проблемой мотива­ции к чтению предлагаю поработать.

  1. Деление на группы. Определение пра­вил работы в группе.

Цель: подготовка к групповой работе.

Время проведения: 1 минута.

  • Нам будет удобнее работать, если мы разделимся на группы.

  • Давайте обсудим правила работы в группах.


  1. Целеполагание.

Цель: сформулировать цель мастер-клас­са.

Время проведения: 2 минуты.

  • Наш мастер-класс называется «Второй “учитель” мотивации к чтению». Предполо­жите, о чём он.

  • Послушайте отрывок текста безымян­ного автора с сайта «Сетература», в кото­ром я сознательно пропустила одно слово: «Я плохо помню ... в моей школе. Скорее всего потому, что все они были похожи друг на друга. И только оформление одного ... мне очень нравилось. Оно навевало на хоро­шие мысли. Классики русской литературы смотрели на нас со стен ..., и я ощущала как будто живое присутствие этих писа­телей...»

Итак, наш мастер-класс называется «Вто­рой “учитель” мотивации к чтению» и затра­гивает проблему создания мотивирующего к чтению пространства кабинета русской ли­тературы. Попробуйте сформулировать цель мастер-класса.

  1. Освоение знаний (интерактивная презентация опыта создания мотивирую­щего пространства кабинета русской ли­тературы с моделированием собственного кабинета).

Цель: познакомить с новым взглядом на учебный кабинет как пространство для раз­вития мотивации к чтению, создать макет собственного кабинета с помощью лэпбуков.

Время проведения: 13 минут.

  • Прежде чем рассказывать вам об опы­те превращения обычного кабинета в каби­нет, мотивирующий учащихся к чтению, предлагаю открыть лэпбук-макет кабине­та. Это, возможно, ваш будущий кабинет. Попрошу вас не просто слушать, но и при­клеивать наклейки на макет в соответствии со своим вкусом. Итак, начнём. Вы знаете, что мотивация — это внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает доводить начатое до конца. Как известно, мотивация бывает внешняя и внутренняя. Все мы, учителя-словесники, стремимся к формированию внутренней мотивации, т. е. потребности в ежедневном чтении.

На первом уроке русской литературы я задала своим ученикам вопрос: «Какую по­следнюю книгу вы прочитали?» Некоторые честно признались, что последнюю книгу прочитали в мае, некоторые назвали книги из рекомендованного на лето списка, осталь­ные даже не нашлись, что сказать. Тогда я предложила такое задание: «Напишите в тетрадях пять причин, зачем нужно читать книги». Угадайте, какой был самый попу­лярный ответ.

  • Действительно, доминирует потре­бительское отношение к чтению. И только один человек ответил, что читать нужно для удовольствия. Печальный факт низкой моти­вации к чтению был налицо, и стало очевид­но, что начинать надо с внешней мотивации.

Приёмы формирования внешней мотивации

Конфеты

  • Я поставила баночку с конфетами на стол и сказала, что каждый, кто прочитает книгу не по программе, может угоститься кон­фетой. Две недели на конфеты никто не претен­довал. А потом потянулась струйка читающих.

«Права читателей» Д. Пеннака

  • Потом я решила наделить всех читаю­щих правами. Это известные многим «Права читателей» Даниэля Пеннака из эссе «Как роман».

Даниэль Пеннак выделяет десять прав читателя:

  1. Право не читать.

  2. Право перескакивать.

  3. Право не дочитывать до конца.

  4. Право перечитывать.

  5. Право читать что попало.

  6. Право на боваризм.

  7. Право читать где попало.

  8. Право втыкаться.

  9. Право читать вслух.

  10. Право молчать о прочитанном.

Права мы прочитали, объяснили н пове­сили на видном месте в кабинете.

Портреты

  • Обязательным наполнением ло­го кабинета являются портреты писателей. Раньше школы заказывали их централизованно, но сегодня учителю не сложно самому или с помощью учеников выбрать понравившиеся изображения, распечатать их и повесить на стене. Портреты желательно подпи­сать, полностью указав фамилию, имя, отче­ство писателя и даты жизни. Чтобы изобра­жения не остались висеть «мёртвым грузом», стоит дополнить их QR-кодами. Колы легко может сделать и сам учитель, и его ученики. Какую информацию можно заполировать? Здесь есть множество вариантов: ссылки на биографические статьи, презентации, до­кументальные и художественные фильмы о жизни и творчестве, ссылки на его произ­ведения и т. д. Интересующийся ребёнок мо­жет воспользоваться этой информацией при подготовке доклада и просто для саморазви­тия. Коды удобны тем, что их можно сохра­нить на мобильном телефоне и обратиться к ним и после окончания учебных занятий.

Цитаты

  • Достаточно распространено использо­вание цитат о чтении. Это может быть ци­тата недели, может быть цитата писателя, чьё творчество сейчас изучается. Можно привлечь учащихся к поиску подходящей цитаты. Интересным представляется реше­ние размещать цитаты на спинках стульев (идея принадлежит Елене Ворониной, Рос­сия). Требование к цитатам, пожалуй, един­ственное: они должны быть интересными со­временным детям, а значит, принадлежать авторитетным для нового поколения людям.

  • «Я читаю книги» (ответ И. Маска на вопрос, как он научился строить ракеты).

  • «Вы были бы самым несчастным чело­веком в этой жизни, если бы не читали кни­ги и стихи» (У. Дисней).

  • «Мне всегда любопытно, что читают люди. По книгам о них можно узнать не меньше, чем по содержимому домашней ап­течки. Только рыться в лекарствах хозяина всегда считалось дурным тоном» (С. Кинг).

Часы

  • Мотивирующим в кабинете может быть всё, даже традиционные настенные часы. В моём кабинете вокруг часов я разместила книги, в названии которых есть соответству­ющие числительные. Вначале можно прове­сти мозговой штурм и предложить ученикам вспомнить все книги, в названиях которых есть числительные от одного до двенадцати. Давайте и мы потренируемся. Итак, один — ... («Один день из жизни Ивана Денисовича»), два — ... («Два капитана»), три — ... («Трое в лодке, не считая собаки») и т. д.

QR-библиотека

  • Одной из причин, по которой дети не читают книги, можно считать отсутствие опыта в выборе книг. Даже придя в библио­теку, дети редко могут сформулировать, что именно они хотят почитать. Найти свою книгу сложно, поэтому в кабинете можно сделать QR-библиотеку. Что представляет собой эта библиотека? Это имитация книж­ного шкафа, в котором роль книг выполняют вырезанные из бумаги «корешки» книг. На этих корешках размещены названия книг и фамилии авторов. Так как они рекомендо­ваны ровесниками, то эти книги становятся мощным стимулом к прочтению. Библиотека удобна тем, что «книги» через какое-то вре­мя можно менять, что позволяет поддержи­вать актуальность книжного фонда.

Облегчённый вариант книжного шкафа — книжная полка.

Мотиваторы

  • Мотиваторы — это изображения, спо­собные побудить человека к действию. В на­шем случае мы говорим о мотиваторах, сти­мулирующих ребёнка начать читать. Можно распечатать готовые мотиваторы (их очень много в сети Интернет), а можно предло­жить ученикам самим нарисовать картинку, сопроводив её небольшим текстом. Причём умение рисовать не играет здесь первостепен­ной роли, так как важнее мысль, заложен­ная в изображении. Если в кабинете занима­ется много классов, вы можете предложить каждому классу заниматься мотиваторами по месяцам. В любом случае, это простой способ привлечь внимание к книге не столь­ко как к источнику знаний, сколько как к источнику удовольствия.

Не-стенды

  • Я против стендов. С учётом того, что чаще всего учителя приобретают стенды по принципу «раз и на всю жизнь», они очень быстро надоедают и теряют свою актуаль­ность. В традиционных стендах мне не хватает мобильности, изменчивости. Думаю, что се­годня вместо стендов можно использовать лю­бые поверхности, к примеру пробковую доску, стильную и экологичную. Она может служить и в качестве мудборда, и канбана, и доски объявлений, и выставки детских работ. При­чём хочется призвать вас предлагать ученикам необычные виды творческих работ, например:

  • игра-бродилка по «Ревизору»;

  • дудлы к «Ночи перед Рождеством»;

  • каллиграммы;

  • экслибрис собственной библиотеки.

Замечательно, если в кабинете есть маг­нитная доска. Расширить способы её исполь­зования легко: на ней можно размещать и ци­таты, и предметы бриколажа, и информацию ко дню рождения писателей, и челленджи для чтения, и спойлеры к произведениям.

Букселфи

  • Все дети любят делать селфи. А если селфи с книгой? А если селфи учителя(ей) с любимой книгой? Эта акция решает двойную задачу: во-первых, школьники по-другому оценивают личность педагога, который по­зиционируется как книгочей (читающая лич­ность) независимо от предмета, который он преподаёт; во-вторых, уважаемый учитель своим выбором художественной книги может существенно повлиять на формирование ли­тературного вкуса учащихся.

Второй вариант: фотография педагога с любимой книгой из детства.

В крайнем случае можно найти в Интер­нете фотографии кумиров с книгой.

Мотивирующее оформление кабинета к праздникам

  • К праздникам оформление кабинета претерпевает изменения. Так, в преддверии новогодних праздников мы с ребятами сдела­ли ёлочку из книг.

Дети любят адвент-календари, и учитель может предложить адвент-календарь с за­даниями, связанными с чтением. Например, прочитать младшему брату/сестре книгу про Новый год, узнать историю Снегурочки, со­ставить список новогодних книг и т. д.

Ко Дню святого Валентина можно прове­сти акцию «Признайся в любви книге».

Итак, пространство кабинета можно офор­мить нетрадиционно, современно и, что не­маловажно, бюджетно. В принципе, всё, что находится в вашем кабинете, может и долж­но воздействовать на учеников, в том числе стимулировать к чтению художественной ли­тературы.

  1. Практический этап.

Цель: предложить варианты наполнения мотивационным содержанием обычных пред­метов классного кабинета.

Время проведения: 20 минут.

  • А теперь давайте поработаем в груп­пах. Надеюсь, я убедила вас в том, что ка­бинет может стать вторым «учителем» мо­тивации к чтению. Попробуем поработать с достаточно нетрадиционными предметами/ частями кабинета и превратить их в мотива­торы для чтения.

Каждая группа получит макет одного из этих предметов: дверь, цветочный горшок, потолок, а также алгоритм работы. Через 10 минут вам необходимо рассказать, как сде­лать этот предмет мотивирующим учащихся к чтению художественной литературы.

Группы афишируют результаты работы.

  • Есть ли у вас вопросы к выступившей группе? Предложите свои идеи по использо­ванию цветочного горшка/потолка/дверей.

  1. Рефлексивный этап.

Цель: получить обратную связь от участ­ников мастер-класса.

Время проведения: 6 минут.

  • Вот и подошёл к концу наш мастер-класс. Получили ли вы удовлетворение от него?

  • Как вы оцениваете свою работу на мастер-классе?

  • Всё ли у вас получилось?

  • Вернёмся к цели мастер-класса. Мы говорили о том, что вам хотелось бы узнать, как превратить пространство кабинета в мо­тивирующее и попробовать применить полу­ченные знания. Поднимите руки те, кто счи­тает, что мы достигли цели мастер-класса.

  • На память о мастер-классе у вас оста­ются макеты кабинетов русской литературы. Выходя из кабинета, позвоните в колоколь­чик, висящий в дверном проеме, если какие- то преобразования вы точно сделаете в своём кабинете уже в этом учебном году.