Е. Г. Шумак, учитель русского языка и литературы гимназии № 2 г. Пинска Брестской области
Второй «учитель» мотивации к чтению
Мастер-класс
Цель: формирование представлений участников мастер-класса об организации пространства кабинета русской литературы с целью решения проблемы низкой мотивации учащихся к чтению с имитацией создания собственного кабинета русской литературы.
Задачи мастер-класса:
познакомить участников с вариантами создания мотивирующего пространства в кабинете русской литературы;
организовать диалог, направленный на выявление нешаблонных подходов к оформлению кабинета;
создать условия для профессионального общения, самореализации, стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы.
Продолжительность мастер-класса: 45 минут.
Оборудование: клубок ниток, презентация PowerPoint, правила работы в группе, раздаточный материал: лэпбуки (по количеству участников) и наклейки к лэпбуку, макеты двери, цветочного горшка, потолка (для работы в группе), алгоритм работы в группе (по количеству групп), колокольчик.
Ход мастер-класса
I. Организационно-мотивационный этап.
1. Вступительное слово ведущего.
Приём «Паутина проблем»
Цель: снять напряжение участников, обеспечить благоприятную обстановку на мастер-классе, актуализировать проблематику мастер-класса.
Время проведения: 3 минуты.
Участники мастер-класса и мастер сидят в кругу.
Давайте знакомиться. Меня зовут Елена Григорьевна Шумак. Я учитель русского языка и литературы гимназии № 2 города Пинска. Рада приветствовать вас на своём мастер-классе и предлагаю познакомиться поближе. У меня в руках клубок ниток, который я буду бросать кому-то из вас. Поймавшего клубок я попрошу назвать своё имя и сказать, какая, на его взгляд, самая большая проблема в преподавании русской литературы.
Участники называют своё имя, обозначают проблемы.
Смотрите, какая паутинка проблем у нас получилась. Конечно, все проблемы, которые вы назвали, мы сегодня не сможем решить, а вот над вечной проблемой мотивации к чтению предлагаю поработать.
Деление на группы. Определение правил работы в группе.
Цель: подготовка к групповой работе.
Время проведения: 1 минута.
Нам будет удобнее работать, если мы разделимся на группы.
Давайте обсудим правила работы в группах.
Целеполагание.
Цель: сформулировать цель мастер-класса.
Время проведения: 2 минуты.
Наш мастер-класс называется «Второй “учитель” мотивации к чтению». Предположите, о чём он.
Послушайте отрывок текста безымянного автора с сайта «Сетература», в котором я сознательно пропустила одно слово: «Я плохо помню ... в моей школе. Скорее всего потому, что все они были похожи друг на друга. И только оформление одного ... мне очень нравилось. Оно навевало на хорошие мысли. Классики русской литературы смотрели на нас со стен ..., и я ощущала как будто живое присутствие этих писателей...»
Итак, наш мастер-класс называется «Второй “учитель” мотивации к чтению» и затрагивает проблему создания мотивирующего к чтению пространства кабинета русской литературы. Попробуйте сформулировать цель мастер-класса.
Освоение знаний (интерактивная презентация опыта создания мотивирующего пространства кабинета русской литературы с моделированием собственного кабинета).
Цель: познакомить с новым взглядом на учебный кабинет как пространство для развития мотивации к чтению, создать макет собственного кабинета с помощью лэпбуков.
Время проведения: 13 минут.
Прежде чем рассказывать вам об опыте превращения обычного кабинета в кабинет, мотивирующий учащихся к чтению, предлагаю открыть лэпбук-макет кабинета. Это, возможно, ваш будущий кабинет. Попрошу вас не просто слушать, но и приклеивать наклейки на макет в соответствии со своим вкусом. Итак, начнём. Вы знаете, что мотивация — это внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает доводить начатое до конца. Как известно, мотивация бывает внешняя и внутренняя. Все мы, учителя-словесники, стремимся к формированию внутренней мотивации, т. е. потребности в ежедневном чтении.
На первом уроке русской литературы я задала своим ученикам вопрос: «Какую последнюю книгу вы прочитали?» Некоторые честно признались, что последнюю книгу прочитали в мае, некоторые назвали книги из рекомендованного на лето списка, остальные даже не нашлись, что сказать. Тогда я предложила такое задание: «Напишите в тетрадях пять причин, зачем нужно читать книги». Угадайте, какой был самый популярный ответ.
Действительно, доминирует потребительское отношение к чтению. И только один человек ответил, что читать нужно для удовольствия. Печальный факт низкой мотивации к чтению был налицо, и стало очевидно, что начинать надо с внешней мотивации.
Приёмы формирования внешней мотивации
Конфеты
Я поставила баночку с конфетами на стол и сказала, что каждый, кто прочитает книгу не по программе, может угоститься конфетой. Две недели на конфеты никто не претендовал. А потом потянулась струйка читающих.
«Права читателей» Д. Пеннака
Потом я решила наделить всех читающих правами. Это известные многим «Права читателей» Даниэля Пеннака из эссе «Как роман».
Даниэль Пеннак выделяет десять прав читателя:
Право не читать.
Право перескакивать.
Право не дочитывать до конца.
Право перечитывать.
Право читать что попало.
Право на боваризм.
Право читать где попало.
Право втыкаться.
Право читать вслух.
Право молчать о прочитанном.
Права мы прочитали, объяснили н повесили на видном месте в кабинете.
Портреты
Обязательным наполнением лого кабинета являются портреты писателей. Раньше школы заказывали их централизованно, но сегодня учителю не сложно самому или с помощью учеников выбрать понравившиеся изображения, распечатать их и повесить на стене. Портреты желательно подписать, полностью указав фамилию, имя, отчество писателя и даты жизни. Чтобы изображения не остались висеть «мёртвым грузом», стоит дополнить их QR-кодами. Колы легко может сделать и сам учитель, и его ученики. Какую информацию можно заполировать? Здесь есть множество вариантов: ссылки на биографические статьи, презентации, документальные и художественные фильмы о жизни и творчестве, ссылки на его произведения и т. д. Интересующийся ребёнок может воспользоваться этой информацией при подготовке доклада и просто для саморазвития. Коды удобны тем, что их можно сохранить на мобильном телефоне и обратиться к ним и после окончания учебных занятий.
Цитаты
Достаточно распространено использование цитат о чтении. Это может быть цитата недели, может быть цитата писателя, чьё творчество сейчас изучается. Можно привлечь учащихся к поиску подходящей цитаты. Интересным представляется решение размещать цитаты на спинках стульев (идея принадлежит Елене Ворониной, Россия). Требование к цитатам, пожалуй, единственное: они должны быть интересными современным детям, а значит, принадлежать авторитетным для нового поколения людям.
«Я читаю книги» (ответ И. Маска на вопрос, как он научился строить ракеты).
«Вы были бы самым несчастным человеком в этой жизни, если бы не читали книги и стихи» (У. Дисней).
«Мне всегда любопытно, что читают люди. По книгам о них можно узнать не меньше, чем по содержимому домашней аптечки. Только рыться в лекарствах хозяина всегда считалось дурным тоном» (С. Кинг).
Часы
Мотивирующим в кабинете может быть всё, даже традиционные настенные часы. В моём кабинете вокруг часов я разместила книги, в названии которых есть соответствующие числительные. Вначале можно провести мозговой штурм и предложить ученикам вспомнить все книги, в названиях которых есть числительные от одного до двенадцати. Давайте и мы потренируемся. Итак, один — ... («Один день из жизни Ивана Денисовича»), два — ... («Два капитана»), три — ... («Трое в лодке, не считая собаки») и т. д.
QR-библиотека
Одной из причин, по которой дети не читают книги, можно считать отсутствие опыта в выборе книг. Даже придя в библиотеку, дети редко могут сформулировать, что именно они хотят почитать. Найти свою книгу сложно, поэтому в кабинете можно сделать QR-библиотеку. Что представляет собой эта библиотека? Это имитация книжного шкафа, в котором роль книг выполняют вырезанные из бумаги «корешки» книг. На этих корешках размещены названия книг и фамилии авторов. Так как они рекомендованы ровесниками, то эти книги становятся мощным стимулом к прочтению. Библиотека удобна тем, что «книги» через какое-то время можно менять, что позволяет поддерживать актуальность книжного фонда.
Облегчённый вариант книжного шкафа — книжная полка.
Мотиваторы
Мотиваторы — это изображения, способные побудить человека к действию. В нашем случае мы говорим о мотиваторах, стимулирующих ребёнка начать читать. Можно распечатать готовые мотиваторы (их очень много в сети Интернет), а можно предложить ученикам самим нарисовать картинку, сопроводив её небольшим текстом. Причём умение рисовать не играет здесь первостепенной роли, так как важнее мысль, заложенная в изображении. Если в кабинете занимается много классов, вы можете предложить каждому классу заниматься мотиваторами по месяцам. В любом случае, это простой способ привлечь внимание к книге не столько как к источнику знаний, сколько как к источнику удовольствия.
Не-стенды
Я против стендов. С учётом того, что чаще всего учителя приобретают стенды по принципу «раз и на всю жизнь», они очень быстро надоедают и теряют свою актуальность. В традиционных стендах мне не хватает мобильности, изменчивости. Думаю, что сегодня вместо стендов можно использовать любые поверхности, к примеру пробковую доску, стильную и экологичную. Она может служить и в качестве мудборда, и канбана, и доски объявлений, и выставки детских работ. Причём хочется призвать вас предлагать ученикам необычные виды творческих работ, например:
игра-бродилка по «Ревизору»;
дудлы к «Ночи перед Рождеством»;
каллиграммы;
экслибрис собственной библиотеки.
Замечательно, если в кабинете есть магнитная доска. Расширить способы её использования легко: на ней можно размещать и цитаты, и предметы бриколажа, и информацию ко дню рождения писателей, и челленджи для чтения, и спойлеры к произведениям.
Букселфи
Все дети любят делать селфи. А если селфи с книгой? А если селфи учителя(ей) с любимой книгой? Эта акция решает двойную задачу: во-первых, школьники по-другому оценивают личность педагога, который позиционируется как книгочей (читающая личность) независимо от предмета, который он преподаёт; во-вторых, уважаемый учитель своим выбором художественной книги может существенно повлиять на формирование литературного вкуса учащихся.
Второй вариант: фотография педагога с любимой книгой из детства.
В крайнем случае можно найти в Интернете фотографии кумиров с книгой.
Мотивирующее оформление кабинета к праздникам
К праздникам оформление кабинета претерпевает изменения. Так, в преддверии новогодних праздников мы с ребятами сделали ёлочку из книг.
Дети любят адвент-календари, и учитель может предложить адвент-календарь с заданиями, связанными с чтением. Например, прочитать младшему брату/сестре книгу про Новый год, узнать историю Снегурочки, составить список новогодних книг и т. д.
Ко Дню святого Валентина можно провести акцию «Признайся в любви книге».
Итак, пространство кабинета можно оформить нетрадиционно, современно и, что немаловажно, бюджетно. В принципе, всё, что находится в вашем кабинете, может и должно воздействовать на учеников, в том числе стимулировать к чтению художественной литературы.
Практический этап.
Цель: предложить варианты наполнения мотивационным содержанием обычных предметов классного кабинета.
Время проведения: 20 минут.
А теперь давайте поработаем в группах. Надеюсь, я убедила вас в том, что кабинет может стать вторым «учителем» мотивации к чтению. Попробуем поработать с достаточно нетрадиционными предметами/ частями кабинета и превратить их в мотиваторы для чтения.
Каждая группа получит макет одного из этих предметов: дверь, цветочный горшок, потолок, а также алгоритм работы. Через 10 минут вам необходимо рассказать, как сделать этот предмет мотивирующим учащихся к чтению художественной литературы.
Группы афишируют результаты работы.
Есть ли у вас вопросы к выступившей группе? Предложите свои идеи по использованию цветочного горшка/потолка/дверей.
Рефлексивный этап.
Цель: получить обратную связь от участников мастер-класса.
Время проведения: 6 минут.
Вот и подошёл к концу наш мастер-класс. Получили ли вы удовлетворение от него?
Как вы оцениваете свою работу на мастер-классе?
Всё ли у вас получилось?
Вернёмся к цели мастер-класса. Мы говорили о том, что вам хотелось бы узнать, как превратить пространство кабинета в мотивирующее и попробовать применить полученные знания. Поднимите руки те, кто считает, что мы достигли цели мастер-класса.
На память о мастер-классе у вас остаются макеты кабинетов русской литературы. Выходя из кабинета, позвоните в колокольчик, висящий в дверном проеме, если какие- то преобразования вы точно сделаете в своём кабинете уже в этом учебном году.