Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIIIвида» МО «Ленский район» РС(Я)
«Рассмотрено" "Согласовано" "Утверждаю"
Протокол метод. объединения Зам. директора по УР И. о. директора МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
№__1_от_31.08.22 г.
__________________Попова С.С. ________ Церковникова А.А. ________ Тарбаева Е.Ф.
Адаптированная
рабочая программа
по предмету
«Профильный труд (швейное дело) »
для 6 класса
на 2022-2023 учебный год
Разработчик программы:
Учитель профильного труда
Казакова Марина Витальевна
2022 г.
Пояснительная записка
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета«Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в VI классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:
― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Специфика рабочей программы.
Возможность овладения профессией обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от профессионализма педагога, проводимой им коррекционной работы по повышению уровня познавательной активности и развитию их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи обучающимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии:
Вводное занятие. Обработка сборок. Обработка долевой обтачкой косого среза ткани. Обработка двойной косой обтачкой закругленного среза в поясном изделии. Выполнение сборок на образце. Машинные работы.Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закругленным срезом.Обработка косой обтачкой закругленного среза в плечевом бельевом изделии. Мешочек для подарков. Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой на образце. Бытовая швейная машина с электроприводом. Обработка мягких складок.Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью. Обработка подкройной обтачкой внешнего угла. Построение чертежа и раскрой фартука с нагрудником. Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой. Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья. Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора.Повторение.
Программа составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ С(К)ОШИ VIII вида.
Описание места учебного предмета «Профильный труд» в учебном плане.
Предмет «Профильный труд» входит в образовательную область «Технология» учебного плана муниципального казённого образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида М.О. «Ленский район».
Рабочая программа рассчитана в 6 классе на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Программа формирования базовых учебных действий
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Учебно-методический комплекс.
Программы | Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ С(К)ОШИ VIII вида. |
Учебник | Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая. – М.: Просвещение, 2006. Швейное дело: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая. – М.: Просвещение,2012. |
Дополнительная литература | Программа специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой. Авторская программа по швейному делу Л.С.Иноземцевой. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида: 5-9 классы. «Если вы любите шить.Иголка – волшебница»: кн. для учащихся 5-8 кл. средней школы. под редакцией В.В.Воронковой – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.Л.Н.Фефелева – М.: Легпромиздат, 1993.Т.И.Еременко – М.: Просвещение, 1998. |
В программе возможны изменения и дополнения
Календарно-тематическое планирование по предмету «Профильный труд (швейное дело)» 6 класс
№ | Кол-во часов | Тема | Базовые учебные действия (БУД) | Планир. дата | Факт. дата |
| | | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | | |
1 | 1 | Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда. | Повторить и закрепить инструктаж по охране труда. Осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. | 02.09 | |
| | | Обработка сборок. | | |
2 | 1 | Сборка. Расчет ткани. | Формировать знания в сфере применения сборок, способов их выполнения. Научить выполнять расчет расхода ткани на сборку. Произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. | 02.09 | |
3 | 1 | Выполнение сборок машинным способом. | Овладеть правилами подготовки швейной машины для выполнения сборок. Выполнять сборку машинным способом. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками. | 06.09 | |
| | | Косынка. Обработка долевой обтачкой косого среза ткани. | | |
4 | 1 | Косынка. План пошива. | Формировать представления о названиях тканей, используемых для пошива косынок, правила подготовки детали косынки к обработке. Учить описывать изделие, составлять план пошива косынки. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. | 06.09 | |
5 | 1 | Построение чертежа и подготовка к раскрою. | Знакомить с правила оформления чертежей, подготовкой выкройки к раскрою. Научить выполнять построение чертежа выкроек и умению подготовить выкройку к раскрою. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. | 09.09 | |
6 | 1 | Раскрой косынки. | Ознакомить с правила подготовки ткани к раскрою, формировать умения в раскрое деталей. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 09.09 | |
7-8 | 2 | Обработка срезов косынки. | Совершенствовать технологию выполнения шва в подгибку с закрытым срезом, обрабатывать долевой и поперечный срезы косынки. Уважительно и бережно относиться к одноклассникам и результатам их деятельности. | 13.09 13.09 | |
9-10 | 2 | Обработка косого среза косынки. | Дать представление о правилах определения размера долевой обтачки, раскроя долевой обтачки. Выполнять раскрой и соединение долевой обтачки, обрабатывать долевой обтачкой косой срез косынки. Использовать усвоенные логические операции на наглядном материале. | 16.09 16.09 | |
11 | 1 | Окончательная отделка. ВТО. | Повторить и закрепить правила безопасной работы с электрическим утюгом. Выполнять утюжку изделия, оценивать качество работы, складывать косынку. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; | 20.09 | |
| | | Фартук на поясе. Обработка долевой обтачкой косого среза ткани. | | |
12 | 1 | Фартук на поясе. Мерки. План пошива. | Познакомить с назначением фартука, видами швов, отделки и правилами снятия мерок. Составить план по изготовлению фартука. Формировать умения в подборе ткани для фартука, составлять план пошива изделия, снимать мерки, необходимые для построения чертежа фартука на поясе. | 20.09 | |
13 | 1 | Построение чертежа в масштабе 1:4. | Закрепить правила оформления чертежей. Совершенствовать навык выполнения построения чертежа выкройки фартука на поясе.Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности | 23.09 | |
14 | 1 | Построения чертежа выкройки фартука на поясе. | Выполнять построение чертежа выкройки фартука на поясе по индивидуальным размерам. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 23.09 | |
15 | 1 | Раскрой фартука на поясе. | Дать представление о понятии правила подготовки ткани и выкройки к раскрою. Выполнять рациональную раскладку деталей, раскрой деталей фартука. Приобретать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 27.09 | |
16 | 1 | Заготовка косой обтачки. | Знакомить с правилами раскроя и соединения косой обтачки. Находить середину детали, прокладывать контрольные линии, соединять детали пояса сточным швом, определять размер, выкраивать и соединять косую обтачку. Формировать трудовых умений, воспитать чувства товарищества и взаимопомощи. | 27.09 | |
17-18 | 2 | Обработка закругленного среза фартука. | Закрепить навык обработки закругленных срезов косой обтачкой. Научить обрабатывать закругленный срез основной детали фартука двойной косой обтачкой. Применять сформированные умения для решения учебных и практических задач. | 04.10 04.10 | |
19-20 | 2 | Раскрой пояса. | Выполнять раскрой пояса, проверять качество работы. Закрепить правила подготовки ткани к раскрою, раскрой детали. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 07.10 07.10 | |
21-22 | 2 | Образование сборок по верхнему срезу. | Познакомить с технологией выполнения обтачного шва, правилами выметывания швов, способами образования сборок. Выполнять сборки по верхнему срезу основной детали изделия, выполнять обтачной шов. Приобретать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 11.10 11.10 | |
23-24 | 2 | Обработка верхнего среза фартука поясом. | Знакомить с правила нахождения середины детали. Выполнять обработку верхнего среза основной детали фартука поясом. Формировать умения адекватно применять доступные технологии. | 14.10 14.10 | |
25-26 | 2 | Отделка фартука. ВТО. | Информировать о видах отделок. Совершенствовать навыки безопасной работы с утюгом. Выполнять отделку изделия, влажно-тепловую обработку. | 18.10 18.10 | |
27-28 | 2 | Самостоятельная работа по теме: «Сборка». | Совершенствовать навык выполнения сборок на образце. Учить рассчитать расход ткани и выполнить сборки на образце. Формировать умения адекватно применять доступные технологии. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности. | 21.10 21.10 | |
29-32 | 4 | Повязка дежурного. Практическая работа. | Выполнять обтачивание деталей с одновременным пришиванием завязок (повязка дежурного). Применять сформированные умения для решения учебных и практических задач. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 25.10 25.10 28.10 28.10 | |
| | | Инструктаж по ТБ | | |
33 | 1 | Инструктаж по ТБ | Закрепить правила безопасной работы в мастерской, с инструментами и другим оборудованием. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 08.11 | |
34-35 | 2 | Запошивочный шов I способ. Запошивочный шов II способ. | Знакомить с конструкцией и сферой применения запошивочного шва, его условным изображением. Учить распознать запошивочный шов, выполнять запошивочный шов, контролировать ширину шва и качество работы. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 08.11 11.11 | |
| | | Построение чертежа, изготовление выкройки, раскрой и пошив плечевого бельевого изделия с закругленным срезом. | | |
36 | 1 | Сорочка. Мерки. План пошива. | Дать понятие о назначении сорочки, тканями для ее изготовления, названием деталей и контурных срезов, правилами снятия мерок. Закрепить названия швов, используемых при пошиве сорочки. Формировать умения описывать изделие, снимать мерки для построения чертежа, составлять план пошива изделия под руководством учителя. | 11.11 | |
37-38 | 2 | Построение чертежа Сорочки. М 1:4. | Закрепить правила оформления чертежей, умения выполнять построение чертежа изделия в масштабе 1:4. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 15.11 15.11 | |
39-40 | 2 | Построение чертежа сорочки в натуральную величину. | Выполнять построение чертежа изделия по индивидуальным размерам. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 18.11 18.11 | |
41-42 | 2 | Раскрой изделия. | Совершенствовать навыки подготовки выкройки и ткани к раскрою. Научить изготовлять выкройку нижней сорочки, подготавливать выкройку к раскрою, рассчитывать расход ткани на изделие. Выполнять рациональную раскладку деталей на ткани, раскраивать изделие. | 22.11 22.11 | |
43-44 | 2 | Подготовка деталей кроя к обработке. | Ознакомить с назначением контрольных линий. Учить выполнять операции по подготовке деталей кроя к обработке. Совершенствовать навыки самостоятельной работы. | 25.11 25.11 | |
| | | Обработка косой обтачкой закругленного среза в плечевом бельевом изделии. | | |
45-46 | 2 | Обработка плечевых срезов сорочки. | Закрепить навык выполнения запошивочного шва. Научить обрабатывать плечевые срезы запошивочным швом. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 29.11 29.11 | |
47-48 | 2 | Обработка среза горловины сорочки. | Определять размер обтачки, выполнять обработку среза горловины сорочки двойной косой обтачкой. Закрепить навыки правильного раскроя и соединения косых обтачек. Формировать умения адекватно применять доступные технологии. | 02.12 02.12 | |
49-50 | 2 | Обработка боковых срезов сорочки. | Выполнять обработку боковых срезов сорочки запошивочным швом. Закрепить навыки технологии выполнения запошивочного шва. Самостоятельно контролировать качество выполнения операции. | 06.12 06.12 | |
51-52 | 2 | Обработка срезов пройм сорочки. | Знакомить с правилами раскроя и соединения косых обтачек. Научить выполнять обработку срезов пройм сорочки двойной обтачкой. Применять сформированные умения для решения учебных и практических задач. | 09.12 09.12 | |
53-54 | 2 | Обработка нижнего среза сорочки. | Закрепить навыки выполнения шва в подгибку с закрытым срезом. Научить выполнять обработку нижнего среза, контролировать качество выполнения операции. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 13.12 13.12 | |
55-56 | 2 | Окончательная отделка. ВТО. | Освоить правила безопасной работы с электроприборами. Научить выполнять влажно-тепловую обработку готового изделия, складывание по стандарту сорочки. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 16.12 16.12 | |
57-58 | 2 | Самостоятельная работа по теме: «Косая обтачка». | Закрепить обработку закругленного среза двойной косой обтачкой на образце. Научить выполнять обработку закругленного среза двойной косой обтачкой, контролировать качество работы. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 20.12 20.12 | |
59-62 | 4 | Мешочек для подарков. Практическая работа. | Совершенствовать навыки выполнения двойного шва и швов вподгибку сзакрытым срезом. Формировать умения адекватно применять доступные технологии. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 23.12 23.12 27.12 27.12 | |
| | | Инструктаж по ТБ | | |
63 | 1 | Инструктаж по ТБ | Повторить и закрепить правила поведения, охраны труда при работе с инструментами, утюгом и на швейной машине. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками. | 13.01 | |
| | | Бытовая швейная машина с электроприводом. | | |
64 | 1 | Бытовая швейная машина с эл. приводом. | Дать понятие о бытовой швейной машиной с электроприводом. Формировать знания о рабочих механизмах бытовой швейной машины, устройстве швейной машины. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 13.01 | |
65 | 1 | Подготовка швейной машины к работе. Выполнение строчек. | Ознакомить с правилами подготовки швейной машины к работе, пуску и остановке машины, регулировки скорости при помощи педали. Дать первоначальные навыки работы на швейной машине с электроприводом. | 17.01 | |
| | | Обработка мягких складок. | | |
66 | 1 | Выполнение мягких складок, заложенных в разные стороны. | Дать представление о сфере применения мягких складок, их конструкцией. Закрепить навыки расчёта и расхода ткани, размечать и выполнять мягкие складки. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 17.01 | |
67 | 1 | Выполнение мягких складок, заложенных в одну сторону. | Ознакомить с конструкцией мягких односторонних складок. Формировать навык правильно размечать и выполнять мягкие складки, заложенные в одну сторону. Использовать усвоенные логические операции на наглядном материале. | 20.01 | |
| | | Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью. | | |
68 | 1 | Накладной карман. Раскрой. | Знакомить с назначением, фасоном, видами накладного кармана. Научить выполнять раскрой накладного кармана прямоугольной формы с учетом припусков на обработку срезов. Формировать умения адекватно применять доступные технологии. | 20.01 | |
69 | 1 | Обработка кармана и соединения с основной деталью. | Закрепить навык выполнения шва в подгибку с закрытым срезом. Выполнять обработку срезов накладного кармана прямоугольной формы и соединять его с изделием. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе | 24.01 | |
| | | Обработка подкройной обтачкой внешнего угла. | | |
70 | 1 | Подкроенная обтачка. Раскрой. | Познакомить с назначением подкроенной обтачки и сферой ее применения. Формировать навыки изготовления выкройки и раскрой. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 24.01 | |
71-72 | 2 | Обработка прямых углов подкроенной обтачкой. | Дать понятия о назначении надсечек и технологии выметывания канта. Формировать навыки обрабатывать прямые углы. Использовать усвоенные логические операции на наглядном материале. | 27.01 27.01 | |
73 | 1 | Льняное волокно и его свойства. | Ознакомить с понятием «льняное полотно». Формировать знания о получении льняного волокна и их свойства. Научить распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 31.01 | |
| | | Построение чертежа, раскрой и пошив фартука с нагрудником. | | |
74 | 1 | Фартук с нагрудником. Мерки. План пошива. | Закрепить знания о назначении фартука, названии его деталей и контурных срезов, мерок для построения чертежа фартука и составления плана пошива фартука с нагрудником. Описывать изделие, проводить обмер фигуры, записывать мерки. Пользоваться технологической картой и уметь следовать ей при выполнении заданий. | 31.01 | |
75-76 | 2 | Построение чертежа фартука. М 1:4. | Формировать трудовые умения: проводить расчеты, строить чертеж фартука с нагрудником. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. | 03.02 03.02 | |
77-78 | 2 | Построение чертежа в натуральную величину. | Выполнять построение чертежа фартука с нагрудником в натуральную величину. Совершенствовать навыки пользования измерительными инструментами. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 07.02 07.02 | |
79 | 1 | Подготовка выкройки и ткани. Раскрой. | Закрепить правила подготовки ткани и выкройки к раскрою, правила экономии ткани при раскладке деталей. Научить раскраивать детали, контролировать качество кроя. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности. | 10.02 | |
80 | 1 | Подготовка деталей кроя фартука к обработке. | Познакомить со способами перевода контурных линий. Закрепить навыками работы с инструментами и приспособлениями. Подготавливать детали кроя фартука к обработке. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 10.02 | |
| | | Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой. | | |
81-82 | 2 | Обработка бретелей обтачным швом. | Знакомить с технологией выполнения обтачного шва. Обрабатывать бретели обтачным швом. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности. | 14.02 14.02 | |
83-84 | 2 | Обработка нижнего среза фартука. | Выполнить обработку нижнего среза фартука (боковых и нижнего срезов нижней части фартука). Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 17.02 17.02 | |
85-86 | 2 | Обработка карманов. | Обработать верхний срез кармана. Формировать навыки выполнения накладного кармана. Совершенствовать навыки пользования утюгом. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 21.02 21.02 | |
87-88 | 2 | Соединение карманов с фартуком. | Выполнить соединение карманов с нижней частью фартука. Формировать навыки выполнения отделочных строчек. Закрепить навыки правильной посадки за швейной машиной. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 28.02 28.02 | |
89-90 | 2 | Обработка пояса и верхнего среза фартука. | Ознакомить с технологией выполнения обтачного шва, способами образования сборок. Выполнять обработку пояса обтачным швом, обработку верхнего среза нижней части фартука. Формировать знания технологической карты и умение следовать ей при выполнении заданий. | 03.03 03.03 | |
91-92 | 2 | Соединение деталей фартука. | Закрепить навыки выполнения соединения нижней части фартука с нагрудником и поясом. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности. | 07.03 07.03 | |
93-94 | 2 | Окончательная отделка. ВТО. | Выполнить окончательную отделку изделия. Закрепить правила безопасной работы с электрическим утюгом. Научить выполнять операции по окончательной отделке изделия. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. | 10.03 10.03 | |
95-100 | 2 | Самостоятельная работа по теме: «Обработка карманов». | Закрепить навыки обработки срезов кармана. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 14.03 14.03 | |
101-106 | 6 | Практическое повторение по проеденным темам. | Выполнить пошив изделия по готовому крою. Совершенствовать умения обрабатывать изделия (наволочка, косынка, фартук на поясе). Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Использовать усвоенные логические операции на наглядном материале. | 17.03 17.03 21.03 21.03 24.03 24.03 | |
| | | Инструктаж по ТБ. | | |
107 | 1 | Инструктаж по ТБ. | Закрепить правила безопасной работы в мастерской. Освоить навыки организации рабочего места для ручных и машинных работ. Закрепить знания правил безопасной работы в мастерской с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 04.04 | |
| | | Построение чертежа, раскрой и пошив поясного спортивного белья. | | |
108 | 1 | Трусы - плавки. Мерки. План пошива. | Дать основные понятия о названии деталей и контурных срезов ткани для пошива трусов-плавок, мерок для построения чертежа, проводить обмер фигуры, составлять план пошива трусов-плавок. Пользоваться технологической картой и уметь следовать ей при выполнении заданий. | 04.04 | |
109 | 1 | Построение чертежа трусов-плавок. М 1:4. | Построить чертеж трусов-плавок в масштабе 1:4. Закрепить правила оформления чертежей. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 07.04 | |
110 | 1 | Построение чертежа в натуральную величину. Раскрой. | Формировать навыки построения чертежа трусов-плавок в натуральную величину. Соблюдать требования к качеству выполняемой операции. Закреплять умения применять доступные технологии. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. | 07.04 | |
111 | 1 | Обработка ластовицы и соединение ее с изделием. | Формировать умения и навыки выполнять обработку накладной ластовицы и ее настрачивание на основную деталь. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 11.04 | |
112 | 1 | Обработка боковых срезов. | Закрепить навыки выполнения запошивочного шва, выполнять обработку боковых срезов трусов-плавок. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных зада. | 11.04 | |
113 | 1 | Обработка нижнего среза. | Ознакомить с технологией обработки нижнего среза двойной косой обтачкой. Научить выполнять обработку нижнего среза двойной косой обтачкой из отделочной ткани. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 14.04 | |
114 | 1 | Обработка верхнего среза. | Закрепить навыки выполнения краевого шва в подгибку с закрытым срезом, выполнять обработку верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом, вдевать эластичную тесьму. Формировать знание технологической карты и умение следовать ей при выполнении заданий. | 14.04 | |
115 | 1 | Окончательная отделка. Утюжка. | Закрепить правила безопасной работы с электрическими приборами, выполнять операции по окончательной отделке изделия.Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. | 18.04 | |
| | | Построение чертежа и изготовление выкроек деталей летнего головного убора. | | |
116 | 1 | Настрочной шов. | Дать понятие о сфере применения настрочного шва. Формировать навыки выполнения настрочного шва. Закреплять умение выполнять правильную посадку при работе на швейной машине. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 18.04 | |
117 | 1 | Расстрочной шов. | Ознакомить со сферой применения расстрочного шва, условными изображениями, выполнять расстрочной шов. Закреплять умения адекватно применять доступные технологии. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. | 21.04 | |
118 | 1 | Берет. Мерки. План пошива. | Закрепить знания о назначении головных уборов, их фасонов. Познакомить с названием деталей и контурных срезов, тканей для летних головных уборов, мерки для построения чертежа. Подобрать фасон головного убора по журналам мод, выполнить обмер головы, составить план пошива берета. | 21.04 | |
119-120 | 2 | Построение чертежа берета 1:4. | Разъяснить формулу расчета конструкции, выполнить построение чертежа берета. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. | 25.04 25.04 | |
121-122 | 2 | Построение чертежа в натуральную величину. | Выполнить построение чертежа берета в натуральную величину. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 28.04 28.04 | |
123-124 | 2 | Раскрой деталей берета. | Совершенствовать умения правильного расчёта количества ткани на изделие, раскрой изделия. Выполнить раскрой деталей с учетом рисунка ткани и припусков на швы. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. | 02.05 02.05 | |
125 | 1 | Стачивание деталей верха берета. | Закрепить на практике технологию выполнения настрочного шва. Формировать навыки выполнения стачивания клиньев настрочным швом. Проверять качество работы, соотносить свои результаты с заданными образцами и оценивать ее с учетом предложенных критериев. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 05.05 | |
126 | 1 | Стачивание деталей подкладки. | Закрепить на практике технологию выполнения настрочного шва, выполнять стачивание клиньев подкладки настрочным швом. Обращаться за помощью и принимать помощь. | 05.05 | |
127-128 | 2 | Соединение деталей верха с подкладкой. | Закрепить на практике технологию выполнения обтачного шва, выполнять соединение деталей верха с подкладкой. Использовать усвоенные логические операции на наглядном материале. | 12.05 12.05 | |
129-130 | 2 | Окончательная отделка изделия. Утюжка. | Закрепить правила безопасной работы с утюгом. Выполнять операции по окончательной отделке изделия, оценивать качество готового изделия. Контролировать качество выполнения операции. | 16.05 16.05 | |
131-132 | 2 | Контрольная работа по теме: «Настрочной шов». | Закрепить практическое выполнение настрочного шва на образце. Овладеть навыками организации рабочего места. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе. | 19.05 19.05 | |
133-138 | 6 | Практическое повторение по пройденным темам. | Обобщить и систематизировать знания за учебный год. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Вступать в контакт и работать в коллективе. | 23.05 23.05 26.05 26.05 30.05 30.05 | |
Планируемые результаты освоения программы
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий инструментов, необходимых на уроках профильного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках профильного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования:
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения поощряются,посколькувыполняют коррекционно-развивающую функцию, играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
С точки зрения достоверности результаты оцениваются как «верные» или «неверные». Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником, с оценками:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.